Лекция по истории русского языка. Лекция №1. Лекция 1 тема содержание и задачи курса основы литературоведения. План
Скачать 26.46 Kb.
|
Лекция №1 ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА «ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ». План: 1. Литературоведение как наука о художественной литературе. 2. Общая характеристика основных взаимосвязанных литературоведческих дисциплин: теории литературы, истории литературы, литературной критики. 3. Основные и вспомогательные дисциплины литературоведения. Литература: 1. «Введение в литературоведение» (под ред. Г.Н. Поспелова). 3 изд.; М., 1988. 2. «Введение в литературоведение» Г.Л. Абрамовича М., 1975. 3. «Основы теории литературы» Л. И. Тимофеева М., 1976. 4. «Введение в литературоведение» Хрестоматия (под ред. П.А. Николаева). 2 изд.; испр. М., 1988. 5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. СПб., 1996. 6. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1996. Литературоведением мы называем науку, охватывающую самые различные области художественной литературы. Литературоведение – часть научной дисциплины, которая называется «филология» - φιλολογία (др. греч. «любовь к слову»). Филология включает в себя два основных раздела - языкознание (изучение языка) и литературоведение (изучение словесного искусства). Объект изучения литературоведения («носитель проблемы») – произведение словесного творчества (литературное произведение). Предмет изучения (конкретный аспект) – законы, по которым возникают литературные произведения. Основные дисциплины, входящие в состав литературоведения: 1. теория литературы (устанавливает нормы и правила изучения литературы, формирует понятийный аппарат); 2. история литературы (работает с живым материалом в диахронном аспекте, т.е. в историческом разрезе); 3. литературная критика (работает с живым материалом в синхронном аспекте, т. е. здесь и сейчас). Вспомогательные дисциплины в составе литературоведения: 1. текстология (работа с текстами в целях установления авторства, восстановления очередности создания вариантов текста, поиска канонического авторского варианта и пр.); 2. историография (фиксация истории изучения какого-либо научного вопроса или литературного произведения); 3. библиография (составление списка работ по определенной теме, которые могут быть рассортированы по алфавиту, по тематике, по году издания, а также снабжены краткой аннотацией). Литературоведение тесно связано с другими гуманитарными дисциплинами: -связь с лингвистикой (изучение авторских стилей, текстологический анализ, использование лингвистического инструментария и методологии); - связь с историей (зависимость развития литературы от исторического процесса); - связь с искусствоведением (изучение законов, общих для различных видов искусства); - связь с культурологией (изучение литературы как части культуры); - связь с философией (решение «вечных вопросов»); - связь с психологией (изучение внутреннего мира человека). - связь с социологией (изучение социальных функций литературы, связей литературы с обществом). История литературы Изучает историческое развитие литературы, систематизируя литературный процесс. Изучается литературный процесс в целом, а также отдельные произведения художественной литературы (история литературы может быть как «глобальной», так и «локальной»). Предмет изучения: закономерности литературного процесса. Принципы систематизации материала: 1. хронологический (пример: история литературы XVII в.); 2. территориальный (пример: история русской литературы); 3. жанровый (пример: история драматургии); 4. по направлениям (пример: история романтизма). Возможно комбинирование принципов: хронологический+территориальный (история русской литературы XIX в.); жанровый+территориальный (история западноевропейской драматургии); территориальный+направление (история русского романтизма). Трудности, связанные с изучением истории литературы: - злоупотребление сухой каталогизацией в поисках «объективности» или превращение истории литературы в сборник анекдотов в погоне за «очеловечиванием» (две крайности, которых одинаково трудно избегать); - не всегда простое перечисление фактов позволяет понять причины и закономерности происходящего, а анализировать причинно-следственные связи и выстраивать логические цепочки удается не всем исследователям; - сложности, связанные с определением хронологических рамок направления, периода (например, вопрос о включении того или иного автора в круг представителей определенного направления, от решения которого часто зависит возможность правильно охарактеризовать метод и направление в целом); - проблема выстраивания иерархии литературных фактов (что важно, а что нет, что можно отбросить, а что нельзя, насколько подробно стоит останавливаться на конкретном факте). Теория литературы Изучает поэтику литературного произведения. Поэтика – наука о формах, средствах и способах построения литературного произведения (формальная сторона произведения). Другое ключевое понятие из этого же ряда – проблематика (обычно принято говорить о проблематике и поэтике произведения). Проблематика - это комплекс тем и проблем, затронутых в художественном произведении (содержательная сторона). Теория литературы сосредотачивается именно на поэтике. Теория литературы ведает понятийной, терминологической и методологической базой литературоведения. Понятия – абстрактные сущности, связанные с объектами и явлениями действительности, обобщающие их свойства и существующие в нашем сознании. Термины – словесные обозначения понятий. От обычных слов термины отличаются высокой точностью обозначения. Слово «термин» произошло от имени древнеримского бога границы/межи Терминуса. Метод – систематизированная и зафиксированная последовательность действий, позволяющих достичь определенного результата. Трудности, связанные с изучением теории литературы: Понятийный и терминологический аппарат теории литературы зависит от человеческого сознания. В точных или естественных науках невозможно двояко трактовать одно и то же понятие использовать термин сразу в нескольких значениях (логарифм, комплементарность, инфузия, матрица), в гуманитарных, особенно в литературоведении, любой исследовательский подход будет субъективным, потому что нет эталона, позволяющего стандартизировать духовную деятельность. Из-за субъективизма возможны расхождения в трактовке терминов и в характеристике понятий. Например, «народность искусства», «течение» и «направление» в литературе могут трактоваться по-разному в зависимости от точки зрения исследователя. Литературная критика Критика оценивает литературные произведения непосредственно в рамках литературного процесса. Литературная критика по сравнению с другими литературоведческими дисциплинами теснее всего связана с живой литературой и читательским сообществом. Функционирует во взаимосвязи с журналистикой (это тоже обусловлено близостью критики к современной литературе и необходимостью быстро реагировать на происходящее). Литературная критика помогает вырабатывать нормы и критерии оценки авторов и произведений, внося вклад в формирование теории литературы. Сложности, связанные с выполнением задач литературной критики: 1. Субъективность критериев оценки (критик вынужден ориентироваться преимущественно на собственный вкус и опыт, потому что в отношении литературных новинок обычно еще не выработаны критерии оценки и не сложилась исследовательская традиция); 2. Необходимость учитывать одновременно мнение самого критика и представления автора о его произведении (необходимо отдавать себе отчет в том, какую задачу ставил перед собой автор и не пытаться навязать ему собственное мировоззрение в духе «я бы сделал лучше»); 3. Необходимость балансировать между традицией и новаторством (всегда ли всё новое хорошо или наоборот, всегда ли хорошо всё традиционное? Критик должен понимать, когда следует похвалить нововведение, а когда оно не к месту, когда пора отказаться от устаревших традиций, а когда традиционализм полезен); 4. Необходимость учитывать одновременно идейную и эстетическую ценность произведения (что делать критику, если произведение пропагандирует высокие ценности, но при этом написано коряво и невыразительно? Следует ли прощать недостатки оформления из-за возвышенности замысла или, наоборот, восхищаться совершенством формы при отсутствии идеи?) Этапы развития русской критики: 1. Первые предпосылки для формирования критики в эпоху петровских реформ. 2. Развитие русской критики и русской журналистики в эпоху Просвещения (1762-1795 гг.) 3. Романтическая субъективная критика первой четверти XIX в. 4. Становление объективной реалистической критики в 1830-е гг. (А. С. Пушкин, В. Г. Белинский). 5. Эссеистическая, «сопереживательная» критика эпохи модернизма. 6. Идейная советская критика. 7. Современная критика (рубеж XX-XXI вв.). Семинарское занятие №1 Тема 1. Содержание и задачи кура «основы литературоведения». Специфика художественной литературы Специфика литературного искусства. Литературоведение как наука. Структура литературоведения. Начало литературоведческого труда. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Специфика искусства как форма общественного сознания. Особенности искусства в сравнение с наукой (образ и понятие). Особенности литературы как вида искусства (словесный образ). Вопрос о «равнозначности» видов искусства. Литература: 1. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. Литературно-теоретические исследования. -М.,1985 2. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. Сост. И.О.Шайтанов. –М., РОССПЭН 2000 3. Манн Ю.В., Петров Т.П. Литературоведение, Литературный энциклопедический словарь. –М., 1987 4.Основы литературоведения. Мещеряков В.П. Учебное пособие. –М., 2005 5. Теория литературы. Хализев В.Е. Учебное пособие. –М., Высшая школа 2005 5. Варфоломеев И.П., Миркурбанов Н.М. Введение в литературоведение. Учебник. –Т., УзГУМЯ, 2006 |