Главная страница

Лекция 10, 11. Способы получения и переработки информации. Работа с литературой


Скачать 409.75 Kb.
НазваниеЛекция 10, 11. Способы получения и переработки информации. Работа с литературой
Дата16.12.2020
Размер409.75 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMIR-24-B-18.03 (1).pdf
ТипЛекция
#161177

Лекция № 10, 11. Способы получения и переработки информации.
Работа с литературой
Работа с книгой.Это один из основных видов самостоятельного труда.
При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.
Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.
Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.
Скоростное чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.
Аналитическое (глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:
фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;
разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;
критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;
творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы.
Представление о могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях.
Подготовка обзора проходит в несколько этапов. П е р в ы й э т а п .
Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты и журналы. В т о р о й э т а п . Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.
Т р е т и й э т а п . Определить, какую помощь может оказать это издание в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности.
Ч е т в е р т ы й э т а п . Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее
краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.
Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.
Аннотирование. Аннотация — краткая характеристика печатного издания
(или его части) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведений печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.
Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем аннотации 500 печатных знаков. Итак, аннотация представляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.
Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей.
По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об исследуемой области.
Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является
аналитическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги.
Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др.
При написании курсовых и дипломных работ могут быть полезны справочные аннотации, поскольку они предоставляют информацию о новейших достижениях в различных областях науки и помогают экономить время на поиск и сбор научной информации.
Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы.
Как называется работа (статья, монография)? Где и когда напечатана?
Чему посвящена? Какие вопросы рассматриваются в данной работе? Кому она адресована?
В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание. Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Основное содержание первоисточника передается лаконично и емко.
Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише): статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)...; монография вышла в свет в издательстве...; статья посвящена вопросу (теме, проблеме)...
Составление плана информационного текста. План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником.
С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Умение составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и последовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план помогает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконтроля.
Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Типы планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема.
Каждый из этих планов по-своему фиксирует информативные центры текста.
При составлении вопросного плана использует вопросительные слова
(каков? каковы? что такое? и т.д.).
Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка
материала к реферату»), — назывной, а если действие обозначено глаголом в неопределенной форме (например, «Подготовить материал к реферату»)
тезисный.
План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.
Формулирование пунктов плана. При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет какой-либо отрывок текста.
Поэтому наиболее приемлемы формулировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это не всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.
Следует помнить, что работа над составлением плана не самоцель, а средство проникновения в содержание текста.
Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.
В толковом словаре дается такое определение. Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.
Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить
материал, представить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения. Процесс тематического тезирования позволяет
глубоко разобраться в том или ином вопросе, всесторонне продумать его, составить ответ, объединив с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.
Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого материала.
Тезисы позволяют сделать критический анализ книги, статьи или доклада. Они акцентируют внимание на сути излагаемого материала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждениями автора произведения.
Чем тезисы отличаются от плана. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. При составлении плана мы вдумываемся в содержание текста, но главное внимание направлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказываемых в нем мыслей. При составлении тезисов для нас важен не только порядок изложения, но сами мысли, их содержание.

Работа над тезисами позволяет глубже проникнуть в читаемый материал. Тезисы несут в себе больше информации, чем план. Однако сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект.
Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категорические утверждения или Отрицания чего-нибудь, называются простыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обоснования высказываемых мыслей, они называются сложными.
Последовательность написания тезисов. Прежде всего нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок — пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.
Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.
Конспектирование.
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими. И в то же время краткими примерами. Конспект может
быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения
предложения конспектируемого текста или использовать другие, более
сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
-упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный. Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Текстуальный конспект состоит в основном из цитат
статьи или книги. Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы. П р а в и л а к о н с п е к т и р о в а н и я
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
• Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! — важно; etc — и т.д.; ех — например;
? — сомнение, вопрос; NB — важный теоретический материал; PS — приписка, написанная после; ▲ — ново; □ — выучить; и др.
• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.
Цитирование. При составлении конспектов нередко используются цитаты. Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
Общие требования к цитируемому материалу. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).
Цитата приводится в кавычках, точно по тексту первоисточника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.
Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.
При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).
Правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное предложение
(после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.
Цитата, включенная в текст после подчинительного союза — что, ибо,
если, потому что и т.д., — заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с
прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).
Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.
Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, например: Однако необходимый знак ставят в том случае, если цитата не является самостоятельным предложением, т.е. входит в текст авторского предложения. Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.
При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое или зарубежное издание и т.п.).
Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: «Национальной науки нет, как нет национальной
таблицы умножения» ( А . П. Чехов). А. П. Чехов говорил, что нет
национальной науки, как нет национальной таблицы умножения.
Национальной науки нет, считал А. П. Чехов, как нет национальной таблицы
умножения.
Цитату можно ввести в контекст различными способами:
Автор (в частности) пишет: «...»; Автор подчеркивает: «...»; Автор указывает: «...»; «..., — пишет автор, — ...».
Рецензирование. Все рассмотренные виды записей прочитанного, отличаясь друг от друга по назначению и форме, имеют одно общее свойство: они помогают понять прочитанный текст, разобраться в нем, усвоить и запомнить его содержание. Оценка произведения, критический отзыв о нем не входят в задачу конспектирования, тезирования и тем более планирования.
Элементы критической оценки при конспектировании допустимы, но это именно элементы, и помещают их обычно не в самом тексте, а вне его, на полях тетради. Краткая оценка произведения, возможная при аннотировании, не представляет развернутого и мотивированного высказывания. Но при работе с книгой может возникнуть надобность в оценке книги, критическом отзыве о ней. Эту функцию, которая относится не столько к записыванию прочитанного, сколько к области критики, выполняет рецензирование.
Рецензия — это:
1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо научного или художественного произведения;
2) отзыв на научную работу (например, диссертацию) или какое-либо произведение (например, монографию или учебник) перед их защитой, публикацией.

Рецензия освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензируемому документу в целом. Она может иметь вид рукописного или опубликованного
(например, в журнале) текста.
Любой вид записывания содержит в себе анализ, но план, тезисы, конспект фиксируют его результаты в расчлененном виде, по пунктам и подпунктами, в то время как рецензия дает эти результаты в форме
«сплошного», связного изложения. Оценочные выводы рецензии должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа.
Рецензии пишут главным образом на новые, недавно вышедшие произведения и помещают в периодической печати (газетах, журналах).
Основные функции рецензии — информирующая и оценочная — могут быть по-разному реализованы. Возможно доминирование одной из них, что создает варианты и разновидности текстов рецензии.
В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь признакам (например, по тематическому, хронологическому и т.п.), то она приобретает характер критического обзора.
В литературе сложился типовой план для написания рецензии: объект анализа; актуальность темы; краткое содержание формулировка основного тезиса; общая оценка; недостатки, недочеты; выводы.
Реферирование. Самое общее представление о книге дает аннотация. Но в ней обозначены лишь главная тема и перечень вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника. Составить полное представление о содержании, о самой сути излагаемого в оригинале позволяет реферат.
Задание 1. Законспектировать лекцию.
Задание 2. Составить рецензию (по правилам, указанным в лекции) на любую статью из журнала «Сестринское дело», либо размещенную в свободном доступе статью на сайте издательства «Современное сестринское дело»
(http://s-delo.com).


написать администратору сайта