Главная страница

Лекция 10. Лекция 10 Применение декоративных материалов в отделке


Скачать 1.45 Mb.
НазваниеЛекция 10 Применение декоративных материалов в отделке
Дата17.02.2023
Размер1.45 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекция 10.pdf
ТипЛекция
#941354

1
Лекция 10 Применение декоративных материалов в отделке.
Цветность материала – это качественная характеристика цвета материала, определяемая по графику цветности Международной колористической системы.
Текстура материала – это характерный рисунок на поверхности твёрдого материала, обусловленный строением его породы и образующийся при перерезании волокон, слоев и других структурных элементов материала.
Что касается правил сочетания фактуры и цвета, то их как таковых, нет. Следует лишь помнить, что чем светлее покрытие, тем отчётливее на нём «звучит» фактура. И что чем рельефнее поверхность пространства - тем меньшим кажется пространство.
Фактура материала – это своеобразное качество обрабатываемого материала, характеризуемое строением его поверхности и определяемое величиной неровностей и шероховатостью.
Рисунок 10.1 – Текстура дерева
Блестящий декор придаёт пространству нарядность и объём, но если с ним
«переборщить», то интерьер «развалится», что приведёт к зрительному и психологическому дискомфорту.
В последнее время среди водителей все большей популярностью пользуются накладки в салоне под дерево, камень (мрамор, яшма, гранит) и другие породы и фактуры. Причем, выполнены они могут быть как в тон салона, кузова, так и являться контрастным элементом. Отделка экипажа, как внешняя, так и внутренняя, заботила производителей и владельцев еще до начала эпохи автомобиля.

2
Рисунок 10.2 – Фактура кожи
Кареты, блиставшие золотом инкрустаций, резными барельефами, бархатными обивками и другими полезными и не очень элементами, не только радовали глаз и создавали дополнительные удобства, но и являлись своеобразной визитной карточкой владельца, идентификатором его благосостояния и положения в обществе.
Рисунок 10.3 – Применение материалов различной текстуры

3
Подобно цвету, фактура материалов может быть «холодной» и «тёплой».
Считается, что поверхности с ярко выраженной фактурой (шерсть, кожа, мех, дерево и т.д.) – теплее, а гладкие материалы (стекло и металл) – холоднее. Хотя эти базовые характеристики материалов можно менять: например, цветной, насыщенный рисунок на дереве превращают его из холодного в тёплый материал.
Рисунок 10.4 – Декоративный материал в салоне
И сегодня для многих автомобиль не является просто способом доставки из пункта А в пункт Б. Крайне важно, чтобы автомобиль не только хорошо ездил, но и выглядел достойно. А некоторые автовладельцы - и таких год от года становится все больше - желают проявить индивидуальность, выделиться из общей стандартной массы, заявить о своих увлечениях, пристрастиях, материальном состоянии и положении в обществе, наконец, просто сделать свой автомобиль непохожим на соседский. Осуществить это можно разными способами и разными материалами. В настоящее время при большом желании и немалых деньгах можно кардинально, буквально до неузнаваемости изменить свой автомобиль и внешне, и внутренне.
В добрые старые времена практически единственным материалом, используемым для отделки, было дерево. Да что там говорить, первые автомобили часто имели даже рамы и детали кузова деревянные, не говоря уж об элементах салона (раньше, правда, и салона-то толком не было). И теперь дерево, пусть и в меньшем объеме, используется для отделки салонов современных автомобилей. В основном дерево можно встретить в интерьерах дорогих машин представительского класса. Разумеется, это не ельник или сосновые доски. Хотя.
Дело в том, что массив, т.е. цельные куски натурального дерева, в отделке автомобилей на заводах используется крайне редко, но в "частном" тюнинге массив применяется довольно часто. Львиная доля дерева в современных автомобилях (именно дерево, а не его пластиковая имитация) - это шпон. Шпон
- это лист натурального дерева толщиной 0,5-3 мм. При работе с этим материалом используется основа (чаще всего фанера), на которую он и наклеивается. В западных автомобилях в качестве основы используют

4 специальную бакелитовую фанеру (у нас ее больше знают как "финская фанера"). Она очень хорошо противостоит воздействию влаги, тепла и химикатов. Почему заводы предпочитают шпон массиву? Натуральное дерево, обладая собственной волокнистой структурой, которая не всегда ровная и четко сориентированная, сильно подвержено воздействию тепла, солнечного света, влаги, химических веществ и т.д. Летом, на солнце, когда салон автомобиля может нагреваться до очень высоких температур, или зимой при охлаждении деталь, изготовленная из массива, может повести себя непредсказуемо. Ее может повести, панель может потрескаться или даже лопнуть. Но и это еще не все.
Столь распространенные в последнее время деревянные накладки на торпедо или дверные панели изготавливаются из шпона на фанерной основе со специальной металлической подложкой, чаще алюминиевой. Эта прокладка является необходимым конструктивным элементом, позволяющим придать большую жесткость всей детали и обеспечить более прочное крепление. В серьезных фирмах такая пластина внедряется в процессе склейки фанерной подложки и становится ее неотъемлемой частью.
Иногда в автомобиле можно встретить и более сложные элементы из дерева.
Рукоятка рычага переключения передач - самый простой из них. "Деревянный" руль - более сложный предмет, и на нем лучше всего показать отличие технологий массива и шпона.
Kарбон – это каменноугольный период палеозойской эры (начало - 360 млн. лет, конец - 286 млн. лет назад). Но нас интересует другой карбон, а именно композитный материал. Он относится к классу углепластиков - материалов, объединяющих в себе несколько тысяч различных рецептур. Все эти материалы роднит одно - наполнителем в них являются углеродные (графитные) частицы, чешуйки и волокна. Основу углетканей составляют нити углерода (углерод - это, к примеру, грифель карандаша). Только такие нити довольно тонкие. Сломать нить просто, но порвать ее сравнительно труднее. Из них шьются ткани, где углеродные нити скрепляются параллельно друг другу. Карбон на 40% легче стали и на 20% - алюминия. Углепластиковые детали легче и прочнее стеклопластиковых. С тех пор, как в 1981 г. Джон Барнард впервые использовал карбоновое волокно при создании монокока на McLaren MP4/1, этот материал прочно вошел в современный автоспорт и постепенно подбирается к обычным автомобилям. Но вот парадокс: автолюбители полюбили карбон не за его выдающиеся свойства, а за оригинальный внешний вид. Мода на карбоновые накладки также пошла со спортивных автомобилей, но там они все-таки имели четкое назначение: максимум прочности при минимальном весе.
В карбоне, который идет на строительство мачт и других изделий, где необходима высокая прочность, в структуре ткани явно превалируют углепластиковые волокна. Нити, их скрепляющие, практически не видны. В деталях салона углеволокно уже выглядит как ткань с различными вариациями
(плетение типа "рогожа" или 3х3, 1х3 и т.д.). Эти углеткани можно выклеивать в один слой. После застывания и полировки (если необходимо) получается очень симпатичный орнамент. При работе с ним есть один сложный момент: четкий геометрический рисунок материи предполагает более внимательное и

5 тщательное изготовление деталей, так как на горизонтальной поверхности любое искривление сразу будет заметно. Учитывая, что углеродные волокна черные, а нити могут быть различными, появляется простор для дизайнерской мысли. Но в настоящий момент определение "под карбон" чаще всего характеризует черно- серую "шахматку". Пленок подобного рисунка появилось уже превеликое множество. Но непосредственно карбон - это действительно легкий, практичный и красивый материал.
В дизайне автомобилей можно подобрать цветовое решение для краски любой фактуры: Шагрень, Глянец, Муар, Антик, Молотковый эффект,
Металлик.
ШАГРЕНЬ
На данный момент покраска аппаратов осуществляется преимущественно структурированными порошковыми красками «Шагрень» или
«Шагрень» с включениями - «Белый Пепел», «Серебро с вкраплениями черного», «Бронза», «Медь».
«Белый пепел»
«Бронза»
«Серебро с вкраплениями черного»
«Медь»
Структурированные («Шагрень») порошковые краски обладают высокими декоративными свойствами (эффект апельсиновой корки). Хорошо скрывают дефекты поверхности. Могут быть эпоксидными, эпоксидно-полиэфирными и полиэфирными. Приведённые ниже образцы не охватывают весь имеющийся ассортимент красок данной текстуры.
ШАГРЕНЬ

6
ГЛЯНЕЦ. Покрытие образует гладкую однородную поверхность и может иметь различную степень блеска от 15% до 90% (матовая, полуматовая, полуглянцевая, глянцевая). Приведённые ниже образцы не охватывают весь имеющийся ассортимент красок данной текстуры. Можно подобрать краску любой степени блеска и любого цвета .
ГЛЯНЕЦ
МУАР. Текстуру муара можно сравнить с эффектом "наждачной бумаги", также она может содержать металлические вкрапления. Приведённые ниже образцы не охватывают весь имеющийся ассортимент красок данной текстуры.
МУАР

7
АНТИК. Антики используются для декоративной отделки изделий, для придания изделиям особых декоративных свойств, имитации поверхности старинных медных, бронзовых или серебряных предметов. Могут быть эпоксидными, эпоксидно-полиэфирными, полиэфирными.
МЕЛКИЕ АНТИКИ
Медь
Серебро
Бронза
КРУПНЫЕ АНТИКИ
Медь
Серебро
Бронза
РАЗМЫТЫЕ АНТИКИ
Медь
Серебро
Бронза

8
Чёрно-зелёный
Чёрно-синий
Синее серебро
СПЛОШНЫЕ АНТИКИ
Бронза
Серебро
АНТИКИ
Бронза
Серебро
МОЛОТКОВЫЙ ЭФФЕКТ. Порошковую краску с молотковым эффектом применяют для придания поверхностям вида старинного чеканного железа.
Поверхность выглядит так, как будто по металлу стучали молотком, чеканили его. Молотковый эффект скрадывает неровности поверхности и улучшает внешний вид покрытия.
МОЛОТКИ
Лиственно-зелёный
Зелёный
X-grey
Серый
Винно-красный
X-blue
Коричневый
Фиолетовый
Зелёный мох
МЕТАЛЛИК. Металлики изготавливают на основе различных смол с разной степенью блеска (от матовых до глянцевых). Используют для придания поверхности металлического эффекта и улучшения внешнего вида изделия.
Могут покрываться порошковыми лаками, что придает изделию наиболее

9 эффектный внешний вид. Также имеется возможность покрытия аппарата бесцветным полиэфирным лаком. Он предназначен для повышения антикоррозийных свойств изделия и увеличения срока службы покрытия. Также с помощью лака можно увеличить степень блеска и незначительно изменить оттенок. При полировке поверхности достигается эффект глянцевого блеска.
При попадании света на такую поверхность образуются блики.
МЕТАЛЛИК
Глянец – это блеск начищенной или отполированной поверхности.
Рисунок 10.5 – Глянец поверхности кузова автомобиля
Блик – это световое пятно или отблеск света на тёмном фоне.

10
Рисунок 5 – Блики на поверхности автомобиля


написать администратору сайта