Главная страница
Навигация по странице:

  • Эктор

  • Класс

  • Объект

  • Диаграмма

  • Диаграмма же последовательностей

  • Диаграммы

  • ВВедение в ИМЛ. Лекция 2 Что такое The uml


    Скачать 2.99 Mb.
    НазваниеЛекция 2 Что такое The uml
    АнкорВВедение в ИМЛ
    Дата10.03.2023
    Размер2.99 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаvvedenie_v_UML (1).docx
    ТипЛекция
    #978338
    страница4 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Почему нужно несколько видов диаграмм


    Для начала определимся с терминологией. В предисловии к этой лекции мы неоднократно использовали понятия системы, модели и диаграммы. Авторуверен, что каждый из нас

    интуитивно понимает смысл этих понятий, но, чтобы внести полную ясность, снова заглянем в глоссарийи прочтем следующее:

    Система - совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей целью функционирования.

    Да, не слишком информативно. А что же такое тогда подсистема? Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к классикам:

    Системой называют набор подсистем, организованных для достижения определенной цели и описываемых с помощью совокупности моделей, возможно, с различных точек зрения.

    Что ж, ничего не попишешь, придется искать определениеподсистемы. Там же сказано,

    что подсистема - это совокупность элементов, часть из которых задает спецификацию поведения других элементов. Ян Соммервилл объясняет это понятие таким образом:

    Подсистема - это система, функционирование которой не зависит от сервисов других подсистем.

    Программная система структурируется в виде совокупности относительно независимых подсистем. Также определяются взаимодействия между подсистемами.

    Тоже не слишком понятно, но уже лучше. Говоря "человеческим" языком, система представляется в виде набора более простых сущностей, которые относительно самодостаточны. Это можно

    сравнить с тем, как в процессе разработки программы мы строим графический интерфейсиз

    стандартных "кубиков" - визуальных компонентов, или как сам текст программы тоже разбивается на модули, которые содержат подпрограммы, объединенные по функциональному признаку, и их можно использовать повторно, в следующих программах.

    С понятием системы разобрались. В процессе проектирования система рассматривается с разных точек зрения с помощью моделей, различные представления которых предстают в форме

    диаграмм. Опять-таки у читателя могут возникнуть вопросы о смысле

    понятий модели и диаграммы. Думаем, красивое, но не слишком понятное определение модели как семантически замкнутой абстракции системы вряд ли прояснит ситуацию, поэтому

    попробуем объяснить "своими словами".

    Модель - это некий (материальный или нет) объект, отображающий лишь наиболее значимые для данной задачи характеристики системы. Модели бывают разные - материальные и

    нематериальные, искусственные и естественные, декоративные и математические...

    Приведем несколько примеров. Знакомые всем нам пластмассовые игрушечные автомобильчики, которыми мы с таким азартом играли в детстве, это не что иное, как материальнаяискусственнаядекоративнаямодель реального автомобиля. Конечно, в таком "авто" нет

    двигателя, мы не заполняем его бак бензином, в нем не работает (более того, вообще отсутствует) коробка передач, но как модель эта игрушка свои функции вполне выполняет: она дает

    ребенку представление об автомобиле, поскольку отображает его характерные черты - наличие четырех колес, кузова, дверей, окон, способность ехать и т. д.

    В ходе медицинских исследований опыты на животных часто предшествуют клиническим испытаниям медицинских препаратов на людях. В таком случае животное выступает в роли материальнойестественноймодели человека.




    Уравнение, изображенное выше - тоже модель, но это модель математическая, и описывает она движение материальной точки под действием силы тяжести.

    Осталось лишь сказать, что такое диаграмма. Диаграмма - это

    графическое представление множества элементов. Обычно изображается в виде графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями). Примеров диаграмм можно привести множество. Это и знакомая нам всем со школьных лет блок-схема, и схемы монтажа различного

    оборудования, которые мы можем видеть в руководствах пользователя, и дерево файлов и каталогов на диске, которое мы можем увидеть, выполнив в консоли Windows команду tree, и многое-многое другое. В повседневной жизни диаграммы окружают нас со всех сторон, ведь рисунок воспринимается нами легче, чем текст...

    Но вернемся к проектированию ПО (и не только). В этой отрасли с помощью диаграмм можно визуализировать систему с различных точек зрения. Одна из диаграмм, например, может

    описывать взаимодействие пользователя с системой, другая - изменение состояний системы в процессе ее работы, третья - взаимодействие между собой элементов системы и т. д. Сложную систему можно и нужно представить в виде набора небольших и почти независимых моделей- диаграмм, причем ни одна из них не является достаточной для описания системы и получения

    полного представления о ней, поскольку каждая из них фокусируется на каком-то определенном аспекте функционирования системы и выражает разный уровень абстракции. Другими словами, каждая модель соответствует некоторой определенной, частной точке зрения на проектируемую систему.

    Несмотря на то что в предыдущем абзаце мы весьма вольготно обошлись с понятием модели, следует понимать, что в контексте приведенных выше определений ни одна отдельная

    диаграмма не является моделью. Диаграммы - лишь средство визуализации модели, и эти два

    понятия следует различать. Лишь набор диаграмм составляет модель системы и наиболее полно ее описывает, но не одна диаграмма, вырванная из контекста.

    Виды диаграмм


    UML1.5 определял двенадцать типов диаграмм, разделенных на три группы:

    • четыре типа диаграмм представляют статическую структуру приложения;

    • пять представляют поведенческие аспекты системы;

    • три представляют физические аспекты функционирования системы (диаграммы реализации).

    Текущая версия UML 2.1 внесла не слишком много изменений. Диаграммы слегка изменились внешне (появились фреймы и другие визуальные улучшения), немного

    усовершенствовалась нотация, некоторые диаграммы получили новые наименования.

    Впрочем, точное число канонических диаграмм для нас абсолютно неважно, так как мы рассмотрим не все из них, а лишь некоторые - по той причине, что количество типов диаграмм для конкретной модели конкретного приложения не является строго фиксированным. Для простых

    приложений нет необходимости строить все без исключения диаграммы. Например, для локального приложения не обязательно строить диаграмму развертывания. Важно понимать, что перечень диаграмм зависит от специфики разрабатываемого проекта и определяется самим разработчиком. Если же любопытный читатель все-таки пожелает узнать обо всех

    диаграммах UML, мы отошлем его к

    стандарту UML(http://www.omg.org/technology/documents/modeling_spec_catalog.htm#UML).

    Напомним, что цель этого курса - не описать абсолютно все возможности UML, а лишь познакомить с этим языком, дать первоначальное представлениеоб этой технологии.

    Итак, мы кратко рассмотрим такие виды диаграмм, как:

    • диаграммапрецедентов;

    • диаграмма классов;

    • диаграммаобъектов;

    • диаграмма последовательностей;

    • диаграмма взаимодействия;

    • диаграмма состояний;

    • диаграммаактивности;

    • диаграммаразвертывания.

    О некоторых из этих диаграмм мы будем говорить подробнее в следующих лекциях. Пока же мы не станем заострять внимание на подробностях, а зададимся целью научить читателя хотя бы визуально различать виды диаграмм, дать начальное представление о назначении основных видов диаграмм. Итак, начнем.

    Диаграмма прецедентов (use case diagram)


    Любые (в том числе и программные) системы проектируются с учетом того, что в процессе своей работы они будут использоваться людьми и/или взаимодействовать с другими системами.

    Сущности, с которыми взаимодействует система в процессе своей работы, называются экторами,

    причем каждый эктор ожидает, что система будет вести себя строго определенным,

    предсказуемым образом. Попробуем дать более строгое определение эктора. Для этого воспользуемся замечательным визуальным словарем по UML ZicomMentor:

    Эктор (actor) - это множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с

    прецедентами или сущностями (система, подсистема или класс). Эктором может быть человек или другая система, подсистема или класс, которые представляют нечто вне сущности.

    Графически эктор изображается либо " человечком ", подобным тем, которые мы рисовали в детстве, изображая членов своей семьи, либо символомклассас соответствующим

    стереотипом, как показано на рисунке. Обе формы представления имеют один и тот же смысл и могут использоваться в диаграммах. "Стереотипированная" форма чаще применяется для

    представления системных экторов или в случаях, когда эктор имеет свойства и их нужно отобразить.

    Внимательный читатель сразу же может задать вопрос: а почему эктор, а не актер? Согласны, слово "эктор" немного режет слух русского человека. Причина же, почему мы говорим именно

    так, проста - эктор образовано от слова action, что в переводе означает действие. Дословный же перевод слова "эктор" - действующее лицо - слишком длинный и неудобный для употребления. Поэтому мы будем и далее говорить именно так.



    Рис. 2.1.


    Тот же внимательный читатель мог заметить промелькнувшее в определении эктора слово

    "прецедент". Что же это такое? Этот вопрос заинтересует нас еще больше, если вспомнить, что сейчас мы говорим о диаграмме прецедентов. Итак,

    Прецедент (use-case) - описание отдельного аспекта поведения системы с точки зрения пользователя (Буч).

    Определение вполне понятное и исчерпывающее, но его можно еще немного уточнить, воспользовавшись тем же ZicomMentor'ом:

    Прецедент (use case) - описание множества последовательных событий (включая варианты), выполняемых системой, которые приводят к наблюдаемому эктором результату. Прецедент представляет поведение сущности, описывая взаимодействие между экторами и системой. Прецедент не показывает, "как" достигается некоторый результат, а только "что" именно выполняется.

    Прецеденты обозначаются очень простым образом - в виде эллипса, внутри которого указано его название. Прецеденты иэкторысоединяются спомощью линий. Часто на одном из концов

    линии изображают стрелку, причем направленаонак тому,укогозапрашиваютсервис,

    другими словами, чьими услугами пользуются. Это простое объяснение иллюстрирует пониманиепрецедентовкак сервисов, пропагандируемое компанией IBM.



    Рис. 2.2.


    Прецеденты могут включать другие прецеденты, расширяться ими, наследоваться и т. д. Все этивозможности мы здесь рассматривать не будем. Как уже говорилось выше, цель этого обзора - просто научить читателя выделять диаграмму прецедентов, понимать ее назначение и смысл

    обозначений, которые на ней встречаются.

    Кстати, к этому моменту мы уже потратили достаточно много времени на объяснение понятий и их условных обозначений. Наверное, пора уже, наконец, привести пример диаграммы

    прецедентов. Как вы думаете, что означает эта диаграмма?




    Рис. 2.3.


    Полагаем, здесь все было бы понятно, если бы даже мы никогда не слышали о диаграммах

    прецедентов! Ведь так? Все мы в студенческие годы пользовались библиотеками (которые теперь для нас заменил Интернет), и потому все это для нас знакомо. Обратите также внимание на

    примечание, сопоставленное с одним из прецедентов. Следует заметить, что иногда на

    диаграммах прецедентов границы системы обозначают прямоугольником, в верхней части которого может быть указано название системы. Таким образом, прецеденты - действия, выполняемые системой в ответ на действия эктора, - помещаются внутри прямоугольника.

    А вот еще один пример. Думаем, вы сами, без нашей помощи, легко догадаетесь, о чем там идет речь.

    Диаграмма классов (class diagram)


    Вообще-то, понятие класса нам уже знакомо, но, пожалуй, не лишним будет поговорить о классах еще раз. Классики о классах говорят очень просто и понятно:

    Класс (class) - категория вещей, которые имеют общие атрибуты и операции.

    Продолжая тему, скажем, что классы - этостроительныеблокилюбойобъектно-

    ориентированной системы. Они представляют собой описание совокупности объектов с общими атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. При проектировании объектно-

    ориентированных систем диаграммы классов обязательны.

    Классы используются в процессе анализа предметной области для составления словаря

    предметной области разрабатываемой системы. Это могут быть как абстрактные понятия предметной области, так и классы, на которые опирается разработка и которые описывают программные или аппаратные сущности.

    Диаграмма классов - это набор статических, декларативных элементов модели. Диаграммы классов могут применяться и при прямом проектировании, то есть в процессе разработки новой системы, и при обратномпроектировании- описании существующих и используемых систем.

    Информация с диаграммы классов напрямую отображается в исходный код приложения - в

    большинстве существующих инструментов UML-моделирования возможна кодогенерация для определенного языка программирования (обычно Java или C++). Таким образом, диаграмма классов - конечный результат проектирования и отправная точка процесса разработки.

    Но мы опять заговорились, а, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы уже знаем, как классы обозначаются в UML, но пока еще не видели ни одной диаграммы "с их участием". Итак, посмотрим на примеры диаграмм классов.

    Первый пример весьма прост. Как видим, он, хоть и немного однобоко, иллюстрирует с помощью операции наследования или генерализации "генеалогическое древо" бытовой техники. Думаем, мы бы поняли смысл этой диаграммы, даже если бы ничего не знали о классах и не занимались

    программированием вообще.


    Рис. 2.5.


    Рассмотрим еще пример:


    Рис. 2.6.


    И опять-таки смысл этой диаграммы ясен без особых пояснений. Даже бегло рассмотрев ее,

    можно легко догадаться, что она описывает предметную область задачи об автоматизации работы некоего вуза или учебного центра. Обратите внимание на обозначения кратности на концах

    связей. А теперь немного усложним задачу:



    Рис. 2.7.


    Как видим, здесь уже все более серьезно - кроме кратности обозначены свойства их типы) и

    операции, и вообще, эта диаграмма производит впечатление набора классов для реализации, а не просто описания предметной области, как предыдущие. Но, тем не менее, все равно все просто и понятно.

    Отметим, что более детально о диаграмме классов мы поговорим в следующей лекции. Там мы подробно разберем нотацию этого вида диаграмм и познакомимся с улучшениями, внесенными текущей версией UML.

    Диаграмма объектов (object diagram)


    И снова, прежде чем говорить о новом виде диаграмм, введем определения нужных нам понятий. Итак, мы уже знаем, что такое класс. А что такое объект? Обратимся к классикам, которые об объектах говорят так же просто и понятно, как и о классах:

    Объект (object) - экземпляр класса.

    Zicom Mentor "говорит" об объектах более обстоятельно:

    Объект (object) -


    • конкретная материализация абстракции;

    • сущность с хорошо определенными границами, в которой инкапсулированы состояние и поведение;

    • экземпляр класса (вернее, классификатора - эктор, класс или интерфейс). Объект

    уникально идентифицируется значениями атрибутов, определяющими его состояние в данный момент времени.

    "Второе" определение, по сути, просто расширяет "Бучевское". Да, действительно, объект - это экземпляр класса. Скажем, объектом класса "Микроволновая печь" из примера, приведенного выше, может быть и простейший прибор фирмы "Saturn" небольшой емкости и с механическим

    управлением, и навороченный агрегат с грилем, сенсорным управлением и системой трехмерного распределения энергии от Samsung или LG.

    Еще пример - все мы являемся объектами класса "человек" и различимы между собой по таким признакам (значениям атрибутов), как имя, цвет волос, глаз, рост, вес, возраст и т. д.

    зависимости от того, какую задачу мы рассматриваем и какие свойства человека для нас в ней важны).

    Как же обозначается объект в UML? А очень просто - объект, каки класс,обозначается

    прямоугольником, но его имя подчеркивается. Под словом имя здесь мы понимаем название объекта и наименование его класса, разделенные двоеточием. Для указания значений атрибутов объекта в его обозначении может быть предусмотрена специальная секция. Еще один нюанс

    состоит в том, что объект может быть анонимным: это нужно в том случае, если в данный момент не важно, какой именно объект данного класса принимает участие во взаимодействии. Примеры - на.



    Рис. 2.8.


    Итак, на определение основных понятий мы потратили довольно много времени, и пора бы уже вернуться к основному предмету нашего внимания - диаграмме объектов. Для чего

    нужны диаграммы объектов? Они показывают множество объектов - экземпляров классов (изображенных на диаграмме классов) и отношений между ними в некоторый момент времени. То есть диаграмма объектов - это своего рода снимок состояния системы в определенныймомент времени, показывающий множество объектов, их состояния и отношения между ними в данный момент.

    Таким образом, диаграммы объектов представляют статический вид системы с точки зренияпроектирования и процессов, являясь основой для сценариев, описываемых диаграммами взаимодействия. Говоря другими словами, диаграмма объектов используется для пояснения идетализации диаграмм взаимодействия, например, диаграмм последовательностей. Впрочем, авторам курса очень редко доводилось применять этот тип диаграмм.

    Приведем простейший пример такой диаграммы.




    Рис. 2.9.


    О чем здесь идет речь, в принципе, понятно: некоторая фирма "раскручивает" новый товар или услугу. В этом процессе участвуют вице-президент по маркетингу, вице-президент по продажам, менеджер по продажам, торговый агент, специалист по рекламе, некое печатное издание и

    покупатель. Причем даже без указания сообщений, которыми обмениваются эти объекты,

    отлично видно, кто с кем взаимодействует. Кстати, обратите внимание, что на этой диаграмме все объекты анонимные!

    Другой пример.



    Рис. 2.10.


    Эта диаграмма тоже понятна в общих чертах даже без дополнительных объяснений. Здесь мы видим взаимосвязь объектов - организационных единиц в некоторой компании.

    И наконец, последний пример (): диаграмма объектов учебной среды "Робот" для Turbo Pascal, в которой наше поколение школьников училось основам алгоритмизации.

    Думаем, пока примеров достаточно и главной цели мы достигли - научили читателя различать диаграмму объектов. Кому-то может показаться, что мы уделили ей мало внимания, но, как уже было сказано выше, читатель вряд ли будет часто встречаться с этим типом диаграмм.



    Рис. 2.11.


    Диаграмма последовательностей (sequence diagram)

    Только что мы познакомились с диаграммой объектов, которая показывает отношения между объектами в некоторый момент времени, т. е. предоставляет нам снимок состояния системы, являясь статической. Диаграмма же последовательностей отображает взаимодействиеобъектоввдинамике. Что значит динамике"? Как раз с этим нам и предстоит разобраться.

    В UML взаимодействие объектов понимается как обмен информацией между ними. При этом информация принимает вид сообщений. Кроме того, что сообщениенесеткакую-то

    информацию,ононекоторымобразомтакжевлияет наполучателя. Как видим, в этом

    плане UML полностью соответствует основным принципам ООП, в соответствии с которыми информационное взаимодействие между объектами сводится к отправке и приему сообщений.

    Диаграмма последовательностей относится к диаграммам взаимодействия UML, описывающим поведенческие аспекты системы, но рассматривает взаимодействиеобъектоввовремени.

    Другими словами, диаграмма последовательностей отображает временные особенностипередачии приемасообщенийобъектами.

    Искушенный читатель, возможно, скажет, что нечто подобное делает и диаграмма прецедентов. Да, действительно, диаграммы последовательностей можно (и нужно!) использовать дляуточнениядиаграммпрецедентов, более детального описания логики сценариев

    использования. Это отличное средство документирования проекта с точки зрения сценариев использования! Диаграммы последовательностей обычно содержат объекты, которые

    взаимодействуют в рамках сценария, сообщения, которыми они обмениваются, и возвращаемые

    результаты, связанные с сообщениями. Впрочем, часто возвращаемые результаты обозначают лишь в том случае, если это не очевидно из контекста.

    Теперь о том, какие обозначения используются на диаграмме последовательностей. Как и ранее, объекты обозначаются прямоугольниками с подчеркнутыми именами (чтобы отличить их от классов), сообщения (вызовы методов) - линиями со стрелками, возвращаемые результаты -

    пунктирными линиями со стрелками. Прямоугольники на вертикальных линиях под каждым из объектов показывают "время жизни" (фокус) объектов. Впрочем, довольно часто их не

    изображают на диаграмме, все это зависит от индивидуального стиля проектирования.

    Поскольку текст предыдущего абзаца, может быть, не слишком хорошо воспринимается на слух, да и лучше, как известно, "один раз увидеть, чем сто раз услышать", приведем пример диаграммыпоследовательностей():



    Рис. 2.12.


    Думаем, смысл диаграммы вполне понятен: студент хочет записаться на некий семинар, предлагаемый в рамках некоторого учебного курса. С этой целью проводится проверка

    подготовленности студента, для чего запрашивается список (история) семинаров курса, уже

    пройденных студентом (перейти к следующему семинару можно, лишь проработав материал предыдущих занятий - знакомая картина, не правда ли?). После получения истории семинаров объект класса "Слушатель" получает статус подготовленности, на основе которой студенту

    сообщается результат (статус) его попытки записи на семинар. Кстати, обратите внимание на вызов методов. Как видите, все просто!




    Рис. 2.13.


    А вот что описывает следующая диаграмма (), попробуйте догадаться самостоятельно. Только, чур, не подсматривать в нижеследующий текст лекции!

    Ну как, догадались? А мы даже и не сомневались! Конечно, это же работа обычного домового лифта, которым мы пользуемся каждый день! Кстати, посмотрите на имена объектов - видно, что это уже несколько иной стиль проектирования, чем в предыдущем примере. И наконец, еще одинпример():


    Рис. 2.14.


    Узнаете свой мобильный?

    Диаграмма взаимодействия (кооперации, collaboration diagram)


    Диаграммы последовательностей - это отличное средство документирования поведения системы, детализации логики сценариев использования; но есть еще один способ - использовать

    диаграммы взаимодействия. Диаграмма взаимодействия показываетпотоксообщениймежду

    объектами системы и основные ассоциации между ними и по сути, как уже было сказано выше, является альтернативой диаграммы последовательностей. Внимательный читатель, возможно,

    скажет, что диаграмма объектов делает то же самое, - и будет не прав. Диаграмма объектовпоказываетстатику, некий снимок системы, связи между объектами в данный момент

    времени, диаграмма же взаимодействия, как и диаграмма последовательностей, показывает взаимодействие (извините за невольный каламбур) объектов во времени, т. е. в динамике.

    Следует отметить, что использование диаграммы последовательностей или диаграммы взаимодействия - личный выбор каждого проектировщика и зависит от индивидуального стиля

    проектирования. Мы, например, чаще отдаем предпочтение диаграмме последовательностей. На обозначениях, применяемых на диаграмме взаимодействия, думаем, не стоит останавливаться

    подробно. Здесь все стандартно: объекты обозначаются прямоугольниками с подчеркнутыми

    именами (чтобы отличить их от классов, помните?), ассоциации между объектами указываются в виде соединяющих их линий, над ними может быть изображена стрелка с указанием названия

    сообщения и его порядкового номера.

    Необходимость номера сообщения объясняется очень просто - в отличие от диаграммы

    последовательностей, время на диаграмме взаимодействия не показывается в виде отдельногоизмерения. Поэтому последовательность передачи сообщений можно указать только с помощью их нумерации. В этом и состоит вероятная причина пренебрежения этим видом диаграмм

    многими проектировщиками.

    Но давайте же, наконец, перейдем к примерам ():



    Рис. 2.15.


    Как видите, эта диаграмма описывает (очень грубо) работу персонала библиотеки по

    обслуживанию клиентов: библиотекарь получает заказ от клиента, поручает сотруднику найти информацию по нужной клиенту книге, а после получения данных поручает еще одному

    сотруднику выдать книгу клиенту. Разобрались? Тогда еще пример ():




    Рис. 2.16.


    Надеемся, что и эта диаграмма не смогла поставить вас в тупик. Скорее всего, она описывает

    процесс управления учебными курсами (очевидно, путем создания их из готовых модулей) для некоего учебного центра. Как видите, все просто!

    И, наконец, еще один пример (), который должен вызвать легкое "дежавю" у внимательного читателя.



    Рис. 2.17.


    Конечно же! Ведь это последний пример, который мы рассматривали, говоря о диаграммах

    последовательностей, - мобильный телефон! Как видим, это просто другая форма представления, к тому же, на наш взгляд, менее удобная. Впрочем, в команде могут работать различные люди, с различными предпочтениями и особенностями восприятия, так что какой вид диаграмм

    использовать для описания логики сценариев - диаграммы последовательностей или диаграммы кооперации - решать вам.

    Диаграмма состояний (statechart diagram)
    Объекты характеризуются поведением и состоянием, в котором находятся. Например, человек может быть новорожденным, младенцем, ребенком, подростком или взрослым. Другими словами, объекты что-то делают и что-то "знают". Диаграммы состояний применяются для того, чтобы объяснить, каким образом работают

    сложные объекты. Несмотря на то что смысл понятия "состояние" интуитивно понятен, все же приведем его определение в таком виде, в каком его дают классики и Zicom Mentor:
    Состояние (state) - ситуация в жизненном цикле объекта, во время которой он удовлетворяет некоторому условию, выполняет определенную деятельность или ожидает какого-то события. Состояние объекта определяется значениями некоторых его атрибутов и присутствием или отсутствием связей с другими объектами.
    Диаграмма состояний показывает, как объект переходит из одного состояния в другое. Очевидно, что диаграммы состояний служат для моделирования динамических аспектов системы (как и диаграммы последовательностей, кооперации, прецедентов и, как мы увидим далее, диаграммы деятельности). Часто можно услышать, что диаграмма состояний показывает автомат, но об этом мы поговорим подробнее чуть позже. Диаграмма состояний полезна при моделировании жизненного цикла объекта (как и ее частная разновидность - диаграмма деятельности, о которой мы будем говорить далее).
    От других диаграмм диаграмма состояний отличается тем, что описывает процесс изменения состояний только одного экземпляра определенного класса - одного объекта, причем объекта реактивного, то есть

    объекта, поведение которого характеризуется его реакцией на внешние события. Понятие жизненного цикла применимо как раз к реактивным объектам, настоящее состояние (и поведение) которых обусловлено их прошлым состоянием. Но диаграммы состояний важны не только для описания динамики отдельного объекта. Они могут использоваться для конструирования исполняемых систем путем прямого и обратного проектирования. И они действительно с успехом применяются в таком качестве, вспомним существующие варианты "исполняемого UML", такие как UNIMOD, FLORA и др.
    Но поговорим об обозначениях на диаграммах состояний. Скругленные прямоугольники представляют состояния, через которые проходит объект в течение своего жизненного цикла. Стрелками показываются

    переходы между состояниями, которые вызваны выполнением методов описываемого диаграммой объекта.

    Существует также два вида псевдосостояний: начальное, в котором находится объект сразу после его создания (обозначается сплошным кружком), и конечное, которое объект не может покинуть, если перешел в него (обозначается кружком, обведенным окружностью).
    Приведем пример простейшей диаграммы состояний ():



    Рис. 2.18.
    Думаем, здесь все понятно без лишних слов. А вот более сложный пример ():



    Рис. 2.19.
    Здесь мы видим составное состояние, включающее другие состояния, одно из которых содержит также параллельные подсостояния. Мы не говорили ранее о том, как все это обозначается, но ведь и так понятно - это диаграмма прохождения академического курса студентом. Для того чтобы пройти курс, студент должен выполнить лабораторные работы, защитить курсовой проект и сдать экзамен. Все просто!
    А вот еще один пример ():

    Рис. 2.20.
    Не сомневаемся, что вы легко догадались, что это за устройство - конечно же, таймер! Такой прибор может применяться в составе различных реле, например, для отключения телевизора по истечении указанного промежутка времени. Основное его назначение - контроль времени (проверка, не истек ли указанный

    промежуток), но у него есть еще один режим работы - установка. По истечении указанного промежутка времени или при "сбросе" устройство отключается. В конце концов, о чем мы говорим - вы сами много раз устанавливали слип-таймер в телевизоре или устанавливали опцию "Выключить по завершении" в

    Nero Burning ROM!
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта