Лекция 2 Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка
Скачать 36.63 Kb.
|
Лекция №2 Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка -Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. -Вернейший способ узнать человека-его умственное развитие, его моральный облик, его характер –прислушаться к тому, как он говорит. - Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор. Цицерон I.Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения. Орфоэпические нормы – это исторически сложившиеся и принятые в обществе нормы произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм; наиболее верный признак культурной, грамотной речи. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой. Нормы произношения в русском языке В основе русского литературного языка, а значит, и литературного произношения, лежит московское наречие (говор, диалект). Согласно Московской школе современный русский язык характеризуется аканьем. В русской литературной речи безударный –о- не произносится, а заменяется в первом предударном слоге на а, в остальных слогах произносится среднее ы/а. Для современной произносительной системы русского языка характерно не только аканье, но еще «иканье»: в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных заменяются звуком [и] с призвуком [э]. Например, лес- л'[и]сник , часы – ч[и]сы. После ж,ш на месте а произносится а или ы: жасмин, жакет, но жылеть, лошыдей. После ж, ш, ц на месте е в первом предударном слоге произносится ы/э – жена, шептать, в других безударных слогах произносится ы/а – шерстяной, целиком. Произношение гласных в заударных слогах аналогично произношению в безударных слогах, кроме первого. Произнесение звуков [е] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у многих носителей русского языка. Следует запомнить: Опека – (не опёка), афера – (не афёра), бытие – (не бытиё). В суффиксах страдательных причастий под ударением обычно произносится [о] : углублённый – (не углубленный), возбуждённое дело – (не возбужденное). Нормы произнесения согласных звуков. -Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед звуком –в-, перед разделительными –ъ- и -ь- знаками. - Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся твердые согласные: ателье [тэ], атеист /тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ]. В исконно русских или хорошо усвоенных иноязычных словах перед е обычно произносятся мягкие согласные:б'елый, д'едушка, м'ебель, р'елигия. В некоторых словах возможны варианты: допустимо произнесение как твердых, так и мягких согласных: конгресс [ре] и [рэ], экспресс [ре] и [рэ]. -Буква г на конце слова бог произносится как фрикативный [х]. -Вместо г в окончании -ого- нужно произносить [в]: то [в] о, больше[в]о, ново[в]о. -Произношение сочетаний согласных звуков. В сочетаниях здн, стл звук д/т непроизносится (позно, счасливый). -В сочетаниях нтк, ндк, стк, здк д/т произносится (официантка, невестка, бороздка). -Сочетания зч и сч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук [ш'] - перепищик, вощик. -Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч']: нала[ч ]ик (наладчик), лё[ч ]ик (летчик). -На месте сочетания букв чн нужно произносить [шн] в словах: коне/шн/о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, пра-че[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о и др. По новой норме чн произносится сейчас в подавляющем большинстве слов. -Вместо сочетания чт нужно произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт]. -Сочетания зш и сш произносятся как долгий [шш]: ра[шш]ить, (расшить), [шш]умом (с шумом). -Сочетания сж и зж произносятся как долгий [жж/: [жж]ал (сжал), ра[жж]ег. -Сочетания дц и тц произносятся как долгий [цц]: коло[цц]а (моло[цц]а,бра[цц]а -Сочетания – тся и – ться в конце глаголов произносятся как [ца]: беру[ца] (берутся), бере[ца] (берется), бра[ца] (браться). Понятие благозвучия. Написанное должно быть читаемо и произносимо. Благозвучие предполагает наиболее совершенное сочетание звуков для говорящих на данном языке, оно должно соотноситься с фонетическими особенностями языка. На благозвучие оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов. Речь считается благозвучной, если многосложные слова чередуются с короткими. Способы устранение неблагозвучия: Вместо сложносокращенных неблагозвучных наименований предпочтительно использовать полные: Упрглавсевморпуть - Управление Главного североморского пути.Не допускать скопления неблагозвучных причастий с суффиксами вш, ущ, ющ, ащ, ящ.Правильно употреблять предлоги, имеющие стилистические варианты: о всем этом – о обо всем этом. II.Акцентология- раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения ( от лат.accentus — ударение и греч. logos – слово, учение). Акцентологические нормы- это рекомендуемые словарями и принятые обществом варианты правильной постановки ударения. Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи. Ударение – выделение в речи той или иной единицы с помощью фонетических средств (усилением голоса, долготой звука). Признаки русского ударения: силовое (динамическое), разноместное, подвижное. Функции русского ударения: смыслоразличительная , различает словоформы Му́ка –мука́,за́мок-замо́к; функционально-стилистическая. Различают словесное ударение - более сильное произношение (выделение) одного слога в слове. Логическое (смысловое)- выделение целого слова или фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: повышением и понижением тона голоса говорящему удаётся подчеркнуть значение нужного слова. Особенности русского ударения 1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке, на первом - в английском). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – доски). Вследствие этого возникают пары слов, в которых одно имеет нормативное (силовое) ударение и это слово используется в литературном языке, а у другого слова – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например: шпри́цы – шприцы́ (у медиков); ко́мпас – компа́с (у моряков); ша́сси – шасси́ (у летчиков); 2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному): кла́дбище (нейтр.) – кладби́ще (устар., поэтич.); деви́ца (нейтр.) – де́вица (народно-поэтич.); шё́лковый (нейтр.) – шелко́вый (народно-поэтич.); Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты ударения не являются нормативными. 3. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например: творо́г – основной (предпочтительный) вариант, тво́рог – дополнительный; нет творога́ – нет тво́рога (доп.); те́фтели – тефтели (доп.); 4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень – сажень. Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, алфави́т, балова́ть, валово́й, вероиспове́дание, гражда́нство, дефи́с, диспансе́р, жалюзи́, зави́дно. Следует запомнить: уставный (фонд, капитал); опт – оптом – оптовый – оптовик; дебитор – должник, дебиторская задолженность (сумма долгов); дебет – левая сторона бухгалтерских счетов. 5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Великий У́стюг, Кижи́, Ставропольский край, Никара́гуа, Перу́, Флори́да и т. д. В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньюто́н, Ре́мбрант – Рембра́нт, Ли́нкольн – Линкольн и т. д. В других именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак – у Мориака, у Бальзака, в Познани. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (см. название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). 6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная их происхождение. Например, пуло́вер, потому что английское pullover, дефис, маркетинг, диспансе́р,коклю́ш, жалюзи́-с фран.яз. ха́ос-греч., кварта́л, фено́мен-греч., экспе́рт, катало́г. 7. В глаголах на –ироватьвыделяются две группы: с ударением на и́ровать Блоки ровать,национализи́ровать, приватизи́ровать, и ирова́ть с соответствующими причастиями прошедшего времени нормирова́ть; маркирова́ть;премирова́ть 8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два или три ударения: главное и второстепенное, т. е. побочное (на первой части длинного сложного слова): су́перарби́тр, эле́ктросе́ть, те́лепереда́ча, нефтегазопровод, нефте́добы́ча. Следует запомнить: нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: про́вод (проволока, электропро́вод). Среди сложных слов есть и одноударные: межве́домственный, междуплане́тный... 9. Ударение в русском языке выполняет смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, угольный – угольный, атлас – атлас, хлопок – хлопок, орган – орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравните: ледник (в горах) – ледник (погреб); парить (репу) – парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) – рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) – наголо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо за кем-нибудь). Ударение в отдельных грамматических формах Определенную трудность представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. 1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание: создан – создана – со́зданы; взят – взята – взя́ты; занят – занята́ – за́няты; начат – начата́ – на́чаты. 2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании: отнять – отнял – отняла́ – отняли; понять – понял – поняла́ – поняли; начать – начал – начала́ – начали; но: класть – клал – кла́ла – клали. 3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге: глубокий – углуби́ть; легкий – облегчи́ть; бодрый – ободри́ть, подбодри́ть. 4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обеспечивать – обеспе́чение; сосредоточивать – сосредото́чение; упрочить – упро́чение; упорядочить – упоря́дочение. 5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным – на окончании либо на основе: область – областе́й; ведомость – ведомосте́й; ступень – ступене́й ( степень развития); но: ступе́ней (часть лестницы); доска – досо́к; сирота – сиро́т; отрасль – о́траслей; мощность – мо́щностей; дно – до́ньев; торт – то́ртов; порт – порто́в.(только в им., в.п. по́рты). Надо запомнить: среда – сре́ды – по сре́дам (день недели). 6. В одуш. сущ. на -олог – ударение падает на середину слова – психОлог, дерматОлог, филолОг; -В неодуш. – на посл. слог – каталОг, эпилОг, пролОг. 7. В сущ. на -ота, образов. от глаголов на середину слова, на -О– ломОта – ломать, икОта – икать 8.В сущ. на –ота-, образов. от прилагательных - на последний слог, наА немотА – от немой ,красотА – от красивый, глухотА – от глухой). III. Интонация-ритмико-мелодическое и логическое членение речи, одно из средств её выразительности. Интонационная норма- правила и способы использования высоты тона, длительности, силы звука. Интонационные ошибки- неуместное повышение или понижение интонации, неправильная постановка логического ударения и пауз, что приводит к искажению смысла высказывания. IV.Орфоэпические нормы в медицинской практике. В обиходной лексике врачей несоблюдение многих литературных норм закрепилось в вариантах профессионального жаргона, а потому для многих медицинских терминов стали допустимыми двойные ударения. вЕтряная оспа. Ни при каких условиях оспа не может быть ветрянОй, как мельница. Неправильное ударение искажает смысл! Этимология слова уходит к пове́трию (так раньше называли на Руси эпидемию). ВетрянОй — приводимый в действие силой ветра, а вЕтряный — быстро распространяющийся. коклЮш( в том числе диспансер). Часто приходится слышать о кОклюше, но такого слова нет. Французское coqueluche можно произносить только с ударением на последнем слоге. акушер / акушёр, хотя французское accoucheur звучит через –ё, произносить- акушер. На снОсях-правильно.На сносЯх- такого ударения нет даже с пометой «просторечное». рожЕница / роженИца, но никаких рОжениц, никакой рожи. Новорождённый. Все словари строго не рекомендуют «новорОжденных»! крЕмы.Запомнить: мажемся только крЕмами, говорим только о крЕмах, причем с мягким Р (никаких крЭмов!). знАхарка. Никаких знахАрок не существует! «ЗнАхарка» — это наше исконное, а происходит оно от гордого знати, то есть «знать». крОви или кровИ? В больнице не хватает крОви, из донорской крОви готовят плазму для переливания, врач говорит о крОви пациента. Но если слово употребляется с предлогами В и На, ударение меняется. Яд можно обнаружить только в кровИ, и только на кровИ можно поклясться. А еще раны всегда кровоточАт, а ни в коем случае не "кровотОчат"! Я́годицы. Ради всего святого, никаких "ягодИц"! Укол только в я́годицу, округлые я́годички и т. п., с ударением на Я. похудание или похудение? Допустимы оба варианта. Слово «похудать» в моем врачебном сознании больше ассоциируется с патологией и приближается к исхуданию и истощению. В слове «похудеть» звучит больше позитива: понятно, что речь идет о добровольной диете, а не об истощении вследствие болезни. Однако словари дают оба слова как равноправные синонимы. рефлЕксия. Именно рефлЕксиям лингвистов мы обязаны появлению многих двойных ударений. рАзвитый, развитой или развИтый? Все три слова существуют и употребимы, но в совершенно разных значениях! РазвитЫм может быть не по годам умный ребенок.«Развитой» — значит, развивается опережающими темпами, достиг значительного физического развития, окрепший, а также духовно или культурно зрелый. Это прилагательное. Слово «рАзвитый» — это причастие, оно означает результат рАзвитой деятельности, а не самостоятельного развития. РАзвитыми могут быть, например, промышленно и экономически продвинутые страны. РАзвиты и хорошо обученные сотрудники. подрОстковый. «подрОстковый». Сейчас всеми словарями признается и вариант «подросткОвый». о вОзрастах. Упомянув о «подростковом», нельзя обойти и вОзрасты. Уж очень часто доводится слышать неверные «возрастА»! мАния. Отечественные психиатры маниакально любят манИи. Так и говорят «манИя». Только -мАния, и никакой иной психопатологии! фОбия -образцовое ударение ставится только на первом слоге: агорафОбия, гидрофОбия, гомофОбия, русофОбия. ФобИи оставляем психиатрам. обезбОливать, обезбОливающее средство. Как правило, и сами врачи, и их пациенты что-то там "обезбАливают", причем не всегда успешно и грамотно. зуб сверлЯт и пломбирУют. "ЗапломбИровать", "запломбИрованный" - грубо неправильно! диспансЕр - только один вариант - диспансЕр! психиатр -не называйте их психиаторами! То же с педиатрами. закУпорка. С сосудом может случиться только закУпорка, а никакая не «закупОрка. |