Лекция по общей психологии. Лекция #2 по Общей психологии. Лекция 2 зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы
Скачать 34.67 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ № 2 ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. Предмет истории психологии. Методы истории психологии. Этапы развития психологии. Основные психологические теории и направления. Развитие психологии в России. Предмет истории психологии. История психологии – специальная область исследования, изучающая достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития, ведь только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить новизну, осознать исторический смысл. «История более полезна, она полна мудрости», писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Валла. В истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Методы истории психологии. Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом. Область применения этих методов ограничивается только узким кругом современных (для историка психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками. Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии. Так, в истории психологии используются (Марцинковская): историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого метод систематизации психологических высказываний методы категориального анализа (разрабатывался М. Г. Ярошевским -предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза) Этапы развития психологии. Психология включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. Условно можно выделить 3 этапа: донаучная (житейская психология), философская психология, научная психология. Накопленные человечеством житейские психологические знания (м.б. правильными, но не системны, не доказательны) позволяют говорить о первом этапе существования психологии – донаучном. Психология зародилась с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде мифологии и религии, художественной литературы и искусства (художественно-образного наблюдения за окружающей действительностью в работах художников, архитекторов, писателей), фольклора (пословицы, поговорки), житейской философии «здравого смысла». В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук: философии и естествознания, педагогики и медицины. Второй этап - философская психология существовала со времен великих греческих философов. Уже в Античные времена выделились материалистический, идеалистический и дуалистический подходы. Материалистический подход: Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.) утверждал наличие огненной стихии — Психеи (души), — приобщающейся к «космическому огню» («Душа – искорка космоса, космос - вечно живой огонь все окружающее человека и он сам подвержены вечному изменению»); тем самым душа человека оказывалась причастна Космосу. Огонь – это энергия, активность человека. Демокрит (ок. 460 – ок. 471 гг. до н. э.) утверждал, что в основе мира атомарное строение («все сущее состоит из атомов, атомы – мельчайшие субстанции, которые неделимы и недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности»). Душа состоит из атомов огня, рассеянных по всему телу; со смертью тела умирает и душа, т. к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.) утверждал первооснова всего – вода, в т.ч. и человека, Анаксимен (5 в. до н.э.) – в основе – воздух (позже эта идея у Эпикура) Идеалистический подход «князя философии» Платона (428 – 348 гг. до н.э.) («мир изначально существует вне материи и индивидуального сознания») и его учителя Сократа («душа – самое высокое, что есть в человеке, завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела»), утверждает, душа - Богом данная сущность, идеальна, метафизична. Основные труды: диалоги «Федон», «Государство», «Пир», «Федр», «Филеб». Дуалистический подход принадлежит Аристотелю (384—322 г. до н. э.), учителю А. Македонского. Трактат «О душе» стал первым собственно психологическим трудом (хотя в рамках донаучной психологии!), а сам Аристотель в связи с этим считается основателем психологии. Кроме того: «Этика», «Риторика», «О памяти», «О аффектах», «О воспитаниях». Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате. Душа не может существовать без тела и не является телом, души от тела отделить нельзя. Душа – это не сущность, но форма, способ организации живого тела. т. е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Не душа мыслит, но тело мыслит посредством души. По Аристотелю, сам термин «организм» следует рассматривать в связи с родственным словом «организация» в значении «продуманное устройство целого», устройство этого целого и его работа (функции) неразделимы, душа организма – это его функция, деятельность. Появляются представления о том, что психические явления связаны с телом человека (материалистические воззрения – милетская школа, Гераклит Важно отметить, что в этот период не было исследований, но были самонаблюдения и размышления. Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия. Средневековье питается идеями греческих философов, богословы и в частности Фома Аквинский, используют идеи Аристотеля о душе, душа – базовая категория церковных догматов. Эпоха Просвещения заложила основы перехода к собственно научной точке зрения на изучение психических процессов. Новое время подарило психологии дуалистические идеи Декарта (1596-1650) о тождественности души и ума, равноправии двух начал: духа и тела, а также учение о рефлексе – рефлекторная природа поведения без обращения к душе как движущей телом силе (рука отдергивается от горячего). Он первый заговорил о сознании как способности человека осознавать свое психическое содержание, что изменяет взгляды на предмет психологии. Собственно психическим Декарт считает лишь сферу сознания. В связи с этим новым содержанием изменяется методология, возникает методологический дуализм, предполагающий различные пути изучения тела и сознания. Благодаря Декарту метода самонаблюдения (интроспекция) стал научным. Третий этап - научный – развитие психологии как самостоятельной науки (относительно недавно - вторая половина XIX в.). Ее появление ассоциируется с использованием психологами для своих исследований метода эксперимента. 1879 г. немецкий психолог, «отец психологии» В. Вундт (1832-1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем и институт Психологии. Он дает название новой науке, в монументальном труде «Основы физиологической психологии» (1873-1874) собирает и объединяет в новую научную дисциплину созданное различными исследователями, создает интернациональную школу психологов. Благодаря эксперименту, психология оторвалась от философии и стала изучать психические процессы и реакции. Основные психологические теории и направления. Рубеж XIX-XX (1910-1930) вв. вошел в историю психологии под названием периода «Открытого кризиса», связанного с противоречием во взглядах на методологический аппарат психологии и методы исследования. Из школы Вундта в полемике из-за неудовлетворенности методом интроспекции вышли и отмежевались целые направления в психологии. Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – американские психологи Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер предложили исследовать факты поведения человека и животных, т.к. считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. не факты сознания, а факты поведения. Поведение – это система реакций, у всякой реакции есть некий стимул. Единицей поведения признали формулу S – R, удовлетворение закрепляет эту связь, разочарование разрушает. Идея Скиннера об управлении поведением через организацию внешней среды многие годы позволяет решать практические задачи, используется в современных теориях обучения. В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление психологии – гештальпсихология (от нем. gestalt – образ, структура). Основали его М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин (теория поля). По их мнению, сознание – это не сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций), а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Непосредственный наивный опыт не дает нам отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, но представляет предметы, вещи, которые имеют краски, форму, они звучат, издают запахи. Целое нельзя разложить на элементы. Идея целостности образа, не сводимого к сумме свойств элементов, заложила становление системного подхода не только в психологии, но и науке в целом. Значительный вклад внесли в исследование ощущений и восприятия, открыв более 50 законов: фигуры и фона, близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость. Гештальтисты критиковали бихевиористскую формулу «проб и ошибок», выяснив, что человек и животное может мгновенно уловить отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (ага-решение, озарение). В настоящее время существует лишь практиконаправленная ветвь – гештальтерапия. Еще одно из основных направлений психологии возникает в период открытого кризиса– психоанализ (фрейдизм, глубинная психология). Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд. Работая с неврозами и психическими расстройствами, не видел средств для объяснения причины страданий своих пациентов. Поэтому обратился к скрытым, глубинным слоям психике, что до него не было предметом психологии, а после него стали его неотъемлимой частью. По Фрейду, в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления, влечения, нежели сознание и разум. Выделил три основные формы проявления бессознательного: сновидения («царская дорога в бессознательное»), ошибочные действия (оговорки, забывание имен, вещей, намерений) и невротические симптомы. Первостепенную роль в жизни человека играет либидозная энергия, вытесенная становится причиной неврозов, душевных заболеваний или сублимируется в творчестве. Теория бессознательного Фрейда выделяет 3 сферы психики: предсознание (скрытые, латентные знания, которые в данный момент не присутствуют), сознание (Фрейд ему отводил роль слуги бессознательного) и бессознательного (руководствуется принципами удовольствия и реалистичности – бессознательно человек стремиться к получению удовольствия, но должен считаться с требованиями окружения, соблюдать принцип реальности). Сфера бессознательного, по Фрейду, - основа деятельности. Во всех этих направлениях есть рациональное зерно, но беда в том, что одна сторона вводится в абсолют. Гуманистическая психология зародилась в США в 40-х годах (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.) и строилась на основе философской школы экзистенциализма как "третья сила" (в противовес бихевиоризму и психоанализу). Опыт поведения людей в особых условиях второй мировой войны показал ученым, что имеющиеся психологические теорий совершенно недостаточно для объяснения жизненных реалий. Общей методологической основой стал экзистенциализм, или философия существования. В этой философии есть личность - самоцель; общество - средство, обеспечивающее существование личностей. Общество должно быть призвано обеспечивать возможность свободного развития личности. Но в целом роль общества всегда негативна. Гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека: 1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности. 2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей. 3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора. 4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору. 5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность. 6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос «почему?», В центре гуманистической психологии – проблемы личности. Каждая личность рассматривается как целостная и уникальная, применение общих и статистических закономерностей очень ограничено. Человек – активное, свободное, творческое существо, обладающее потенциалом к непрерывному развитию. Труды психологов этого направления посвящены описанию психически здоровой, полноценной личности, стремящейся к самореализации. Развитие отечественной психологии. Развитие психологических знаний в России условно можно поделить на 3 этапа: Донаучный – связан с развитием бытового и религиозного сознания, когда в недрах племенных отношений формировалось представление человека о себе и мире, окружающем его. С приходом на Русь Христианства (988 г.) произошли изменения в сознании людей: Библия, Новый и Ветхий Заветы – религиозные и бытовые - Домострой – регламентация форм отношений к своему миру, собственности, детям, семье. Т.е. от племенных (не оформленных нигде) к определяющему влиянию церкви (церковь крестила, отпевала). Психология в рамках философии и естествознания. Несомненно влияние писателей (А.Н. Радищева), поэтов, просветителей (Н.И. Новиков, В.Н. Татищев, В.Г. Белинский, А. И. Герцен) на просвещенность общества, освобождение от предрассудков, суеверий. 1796 г. – выходит книга «Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия» И.М. Кандорского (1764-1838). Основы отечественной психологии заложены в стенах русской православной церкви, в ней служили наиболее грамотные наши соотечественники. Основы материалистической русской психологии заложены М.В. Ломоносовым (1711-1765): исследование природы русского языка, материалистическое объяснение ощущений, трехкомпонентная теория цветового зрения. Психология как самостоятельная наука. Традиции Ломоносова воплотились в трудах физиологов (естественно-научный подход): В.М. Бехтерев (1857-1927) невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г. Казань), 1908 г. – психоневрологический институт в Санкт-Петербурге., где осуществлял комплексные исследования человека, является автором такого направления как рефлексология И.М. Сеченов (1829-1905) утверждал, что «души нет, есть только рефлексы», ввел в структуру рефлекса раздражение, открыл центральное торможение И.П. Павлов (1849-1936) исследовал условно-рефлекторную деятельность, первую и вторую сигнальную системы А.А. Ухтомский (1875-1942) создал учение о доминанте – сильный и значимый очаг возбуждения, мотивирующий поведение. В 1912 г. основан Институт психологии им. купца Щукина Г.И. Челпановым, стоявший на экспериментальных позициях и исследовавший психологию сознания. Важным научно-практическим направлением, определившим картину развития психологии в послереволюционный период, была педология. Ее возникновение связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, Д. Болдуина и др. В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.П. Кащенко, Н.П. Румянцева, В.М. Бехтерева и др. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия. Ценен комплексный характер педологии. В 1936 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, которое характеризует педологию как классово-враждебную лженауку. Последовавшие за этим научные и административные санкции в отношении ряда ведущих психологов и педологов привели к исчезновению педологии. При этом вместе с ошибками было забыто и все позитивное, что было сделано этой наукой, так как детской практической психологии был нанесен удар в момент интенсивной и плодотворной работы ведущих ученых, что причинило серьезный ущерб всей психологической науке в нашей стране. Запрещение педологии и психотехники сказалось на развитии различных отраслей психологической науки в СССР – детской и педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии. Л.С. Выготский и его школа. С этой школой связано введение в психологию деятельности как центрального образования, основой деятельностного подхода отечественной психологии является материалистическая философия и теория отражения: выделены 3 принципа психологии: а) принцип материального единства мира, единства сознания и деятельности, сущность которого: в мире нет ничего кроме материи, сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, причем сознание образует внутренний план деятельности; б) принцип детерминизма (обуславливания, определения), сущность которого: все предметы, все явления мира обусловлены или связаны друг с другом закономерными связями. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. в) принцип развития, сущность которого: весь материальный мир находится в движении, непрерывном развитии. Правильно понять психику можно лишь в непрерывном развитии – и тогда психика рассматривается и как процесс и как результат. Один из основоположников советской психологии Л.С. Выготский (1896-1934) -"Моцарт в психологии" – внес огромный вклад в разработку ее методологических основ, создал культурно-историческую концепцию, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский, опираясь на положение марксизма о том, что использование орудий труда отличает деятельность человека от поведения животных, задается вопросом: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к психическому миру человека? В работе "Развитие высших психических функций" (1931 г.) изложил сущность своего подхода. Он различает два уровня психического. Натуральные функции даны человеку как природному существу – механическое запоминание, непроизвольное внимание. Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание - примеры высших психических функций. Их важнейшая характеристика – опосредованность, т.е. наличие средства (внутреннего), при помощи которого они организуются (натуральные непосредственные). Таким средством выступает символ-средство, словесный знак. В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Знак – средство регуляции человеческой деятельности. Высшие функции возникают благодаря интериоризации (перенос во внутренний план) социальных форм поведения в систему индивидуальных форм, благодаря сотрудничеству и общению. Интериоризация – основной механизм социализации. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии: первоначально как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже как полностью внутренний процесс- это переход от интерпсихического к интрапсихическому. Отношение к проблеме связи обучения и развития: обучение должно вести развитие за собой, отражено в разработке понятия зона ближайшего развития – то, что может с чьей-то помощью, позже самостоятельно. Выготский разработал новую периодизацию психического развития. Им были также сформулированы принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода детства. В основу предложенной им периодизации были положены два критерия - динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста. Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Обогащение знаниями различных направлений и теорий определяет интегрированный, эклектичный взгляд современного человека на природу человека, движущие силы его развития. |