3 лекция. Лекция 3 Этика и новые репродуктивные технологии. Моральные проблемы аборта
Скачать 3.89 Mb.
|
Основная причина инфекционных заболеваний – случайные половые связи, неумение бережно относиться к своему репродуктивному здоровью «Неделя тишины» Она содержит новые положения, одно из которых окрестили «неделей тишины», хотя суть его противоположна названию – это неделя активного общения с женщиной, которая приходит за направлением на аборт: с ней должен поработать не только врач, но также социальный работник и психолог История отношения к аборту в России и за рубежом Искусственный аборт, контрацепция и стерилизация – это современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. Применение репродуктивных технологий в ХХI веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса. Плодоизгнание каралось смертной казнью во всех европейских государствах на протяжении нескольких столетий. В результате длительных дискуссий и обсуждений произошла отмена законодательного запрета или его ослабление в: Швейцарии (1946),Англии (1967),США(1973), Италии(1978),Испании(1978),Норвегии(1978) Франции (1979), Нидерландах (1981 ) Ирландия , Португалия – государства, которых не затронула легализация абортов, страны с устойчивой католической культурой Впервые в России производство абортов только по желанию женщины было разрешено в 1920 году, в то время Россия была первой и единственной страной в мире, имевшей настолько свободное законодательство об абортах. Впервые о проблеме разрешения абортов в России в 1920 году широко заговорили на рубеже ХIХ –ХХ-го веков. Именно тогда в среде «передовой русской интеллигенции», и прежде всего медиков и юристов, возникло общественное движение за либерализацию абортного законодательства По данным крупнейшего российского исследователя этого вопроса Е.А.Садвокасовой, в России в 1914 году производилось около 400 тыс.абортов, между тем официально было осуждено только 100 женщин Спустя 70 лет, в 1989 году в СССР за производство криминальных абортов было осуждено 15 врачей, а число нелегальных абортов составило около 1,5 млн. Почему же именно в России в 1920 году впервые было разрешено производить аборты только по желанию женщины? Произошла Октябрьская революция, одним из лозунгов которой было раскрепощение женщин История абортной политики в России была и остается историей циничного и невежественного манипулирования властями абортным законодательством в целях достижения своих политических амбиций и экономических целей «Абортная культура» В 1924 году власти столкнулись с нехваткой «абортных коек» в государственных клиниках: произошла коммерциализация абортов введена плата за производство абортов в государственных клиниках созданы специализированные частные коммерческие абортные клиники повысилась доступность абортов для сельских женщин. В 20-е годы. Россия Сформирована особая «абортная культура» - приспособление и привыкание общества к широкому производству абортов как к основному или единственному способу регулирования числа детей в семье. Последний перелом в абортной политике России произошел во второй половине 80-х годов, связан с: признанием Минздравом концепции планирования семьи созданием национальной ассоциации планирования семьи . Проблемы определения начала жизни человека Зародыш является человеческим существом. А поскольку право на жизнь составляет неотъемлемое право каждого человеческого существа, то зародыш также имеет такое право . Значит аборты недопустимы с моральной точки зрения, аборты следует запретить. Согласно известной восточной традиции возраст отсчитывается с момента зачатия, а не с момента рождения. Человеческий зародыш, как установили научные факты: уже в девять недель имеет лицо, пальцы, внутримозговую активность; в генах запрограммированы основные черты личности человека. Следовательно ни при каких обстоятельствах аборт морально не может быть оправдан. Возможно исключения – медицинские противопоказания или беременность наступила в результате изнасилования. Процесс беременности – от крошечной оплодотворенной клетки до вполне сформировавшегося плода, ребенка Аргументации и некоторые доводы : Даже если согласиться, что зародыш – человеческое существо, нельзя все- таки не видеть различия между зародышем и человеком. Даже сами защитники права зародыша на жизнь признают, что это существо именно потому нуждается в матери, что не может развиваться вне тела матери, но должно существовать внутри нее девять месяцев . Зародыш становится автономным после своего рождения. Именно поэтому рождение в западной традиции является началом жизни человека. Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса беременности зародыш становится человеческим существом, со всеми присущими ему правами? Этический вопрос о моральном статусе человеческого плода Можно ли установить конкретный момент , когда зародыш обретает статус морального существа, а вместе с ним и право на жизнь ? 1. во-первых, переход от отсутствия к наличию полного материального статуса имеет характер качественного скачка 2. во-вторых, обретение полного морального статуса есть не изначально присущее ему качество, но результат постепенного процесса, в котором мы можем установить не точную дату, а лишь стадию, на которой данное существо становится моральным субъектом Таким образом, будем исходить из того, что моральный статус плода должен быть хотя бы отчасти связан с уровнем его развития. Таким периодом является первая треть беременности. Актуальность темы этические проблемы искусственного прерывания беременности Проблема аборта многозначна и имеет : демографический смысл политическое и социальное значение очень важный этический аспект Началом профессиональной врачебной этики является, безусловно, врачебная этика, сформулированная Гиппократом. Уже в V веке до н.э. Гиппократ в своей Клятве четко фиксирует: "Я не вручу никакой женщине абортивного средства". V век до нашей эры, это языческая культура, это время очень мощного влияния великих моралистов Древней Греции Платона и Аристотеля, для которых самоубийства и аборт были абсолютно этически приемлемыми действиями. И даже, несмотря на то, что великие моралисты древности принимали аборт как средство регулирования рождаемости, и принимали убийство и самоубийство как формы окончания человеческой жизни , Гиппократ формулирует принципиальную позицию врачебного сообщества. Что такое аборт? Аборт - от лат. Abortus - выкидыш. Искусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравливание плода, убийство не рожденного ребенка до 28 недель, то есть до условного срока жизнеспособности плода вне тела матери. После 28 недель - искусственные или самопроизвольные преждевременные роды (partus praematurus). Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. Языческое общество не считало А. преступлением. "Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту прежде, чем у зародыша появится чувственность и жизнь" (Аристотель, "Политика«) Виды аборта искусственный (abortus artificalis) самопроизвольный (abortus spontaneus), т.е. начавшийся без преднамеренных действий беременной или других лиц с целью прерывания беременности больничные внебольничные - криминальные Клятва Гиппократа категорически запрещающая врачам делать аборт, отражала общее мнение всего медицинского сообщества того времени и последующих поколений медиков этот важнейший, основополагающий документ, общепринятый нравственный закон медицины, которым руководствовались медики в течение многих столетий, был отменен Советской властью Ветхий Завет и Библия в Ветхом Завете искусственный А. не упоминается, но есть указание на самопроизвольный А., происшедший по чьей-либо вине: " Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках" (Исх 21, 22) . в Библии, хотя прямо не упоминается искусственный А., прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Эмбрион – право на жизнь В равной степени в убийстве не рожденного ребенка виновны врачи, совершающие искусственный А., и назначающие абортивные средства. Ответственность за убийство не рожденных детей лежит также на: муже, который не препятствует совершению женой А., тех, кто дает советы сделать А. настаивает на А. выписывает направление на А. распространяет рекламу А. выступает за свободу А. производит и продает абортивные средства С точки зрения современной эмбриологической науки жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток Аборт и христианские страны В христианских странах до ХХ века убийство не рожденных детей было запрещено законом. На Руси официально смертная казнь за А. вводится с 1649 г. в Уложении, принятом при Государе Алексее Михайловиче (гл. 22, ст. 26): " А смертные казни женскому полу бывают за чаровство, убийство - отсекать головы, за погубление детей и за иные такие же злые дела живых закапывать в землю". На Руси, вплоть до прихода к власти большевиков, аборт был крайне редким явлением по причине крайне отрицательного отношения к нему в обществе. В Уголовном кодексе России 1832 г. изгнание плода упоминалось среди видов смертоубийства. Согласно "Уложению о наказаниях" 1885 г. (ст. 1461, 1462) искусственный аборт карался "каторжными работами от 4 до 5 лет, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение ". Уголовное уложение 1903 г. смягчало меры пресечения: "Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом не свыше трех лет, врач от 1,5 до 6 лет ". (аборты строго по жизненным показаниям были разрешены). В России с начала ХХ века начинают вестись дебаты среди медиков о необходимости легализации абортов. Одним из первых либеральные взгляды высказывает доктор Шабад, основываясь на принципах иудейского врача Маймонида. Шабад ставит в печати вопрос " о праве матери распоряжаться функцией своего тела". Пироговский съезд в России В России пытаются остановить зло. В 1900 г. доктор Э. Катунский писал: "У акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию (рассечение эмбриона) над живым плодом". В 1913 г. прошел XII Пироговский съезд, который осудил уголовное наказание матери и врача за аборт . Многие врачи не поддерживали постановление этого съезда. Доктор Личкус, выступая на съезде, сказал: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств – симптомы болезни современного человечества". Осложнения при аборте и после него Внутриматочные спирали и гормональные противозачаточные таблетки обладают абортивным эффектом, при их использовании оплодотворенная яйцеклетка не может имплантироваться к слизистой оболочке матки и погибает. Многочисленные осложнения А. наблюдаются в 100% случаев и носят необратимый характер: смертельный исход заражение крови перитонит потеря крови ДВС (синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови) шоковое состояние рак молочной железы наиболее частым осложнением после искусственного А. является бесплодие и постабортный синдром (ПАС) - комплекс психических осложнений, не затихающий с годами. Отдаленные последствия аборта различные онкологические заболевания гнойные воспаления придатков стойкое нарушение менструального цикла не вынашивание плода (рождение недоношенных детей) В основном по причине А. около 20-25% супружеских пар в России бесплодны. Проблема статуса эмбриона Проблема статуса эмбриона не может быть решена для многих без обращения к данным естественных наук, к данным физиологии. На протяжении последнего XX столетия, с начала века до конца его, физиологические подходы к тому, когда начинается человеческая жизнь, меняются. Биология начала века - 1913 год фиксировала начало жизни с 4-х месяцев "Эмбрион до 6 недель - это простейшая ткань, до 2,5 месяцев - млекопитающее существо низшего порядка, и с 4-х месяцев фиксируется появление мозговой ткани плода, что говорит о возникновении рефлексивно понимающего существа»(биолог Бродский). Биология конца 20 века- уже у 6-недельного плода регистрируется электрофизиологическая активность ствола мозга. Явное противоречие : 4 месяца - это биология начала века 6 недель - биология конца 20 века. Мозговые импульсы человека Интересно, что исчезновение мозговых импульсов у человека является современным юридическим основанием констатации его смерти. Известно, что в настоящее время в медицине распространяется новый критерий смерти человека - смерть мозга. И если встать на логику определения смерти человека, то почему мы не можем встать на логику признания начала мозговой деятельности за начало жизни, и тогда это будет 6 недель. Явное противоречие : 4 месяца - это биология начала века 6 недель - биология конца 20 века. Но, если уже быть последовательными до конца, и если взять за критерий начала жизни активность мозговой деятельности , то нужно признать, что к полноте своей активности мозговая деятельность приходит к двум годам возраста ребенка, когда формируется речь, формируется сознание и язык. Выходит, что до 2-х лет, когда мы в полном объеме фиксируем наличие мозговой деятельности, человека не считать за человека? Таким образом, критерий физиологической активности мозговой деятельности не совсем корректен, если быть до конца последовательными и логичными. Сердцебиение и легочная система Еще один выделяемый физиологический рубеж возникновения человеческой жизни - первое сердцебиение - это 4 недели. В то же время принципиальным для многих является формирование легочной системы - 20 недель , здесь есть тоже свои основания, потому что 20 недель, формирование легочной системы - это возникшая жизнеспособность плода. |