Лекция 3 Концепция науки в философии Нового Времени (xvixvii века) (Френсис Бэкон и Рене Декарт)
Скачать 16.29 Kb.
|
Лекция 3 Концепция науки в философии Нового Времени (XVI—XVII века) (Френсис Бэкон и Рене Декарт) XVII век – рассвет науки. Новый статус науки вызывает необходимость новой формы взаимодействия философии и науки. Такими формами взаимодействия стали два направления в философии (две методологии в научном познании): Эмпиризм Рационализм Френсис Бэкон является родоначальником эмпиризма, а в методологии теоретического знания основное место отводится философии Рене Декарта. Френсис Бэкон В XVII появляется другая классификация наук (в отличии от классификации по Аристотелю). Классификация Бэкона строится на 3-ёх познавательных свойствах человека: Память (История) Воображение (Поэзия) Рассудок (Философия) Виды историй: гражданская, церковная, естественнонаучная Виды поэзий: эпическая, драматическая, параболическая Философия разделилась на два учения: — Учение о природе: А) Теоретическое (физика) Б) Практическое (механика, магия <– и это не шутка, там действительно магия) «Математика как великое приложение ко всем наукам» -- Ф. Бэкон. — Первая философия (метафизика) Бэкон основывался на методе индукции. Его работа: «Новый органон» (1620 г.) (имеется ввиду, «новый» относительно корпуса сочинений по логике Аристотеля под названием «Органон») Ф. Бэкон критиковал Аристотелевскую логику. Логика Аристотеля направлена на то, чтобы «усилить» человеческий ум. А что если в основе мышления не истина, а заблуждение? Применением логики мы усилим заблуждение. До того, как пользоваться 3-мя законами Аристотеля, нужно очистить разум от ложных идолов / призраков. 4 вида призраков / идолов: Призраки «рода» (особенность восприятия человеческого рода, мы воспринимаем мир через наши органы чувств, как будто смотрим на его отражение в кривом зеркале) Призраки «пещеры» (особенность индивидуальных восприятий каждого человека, в зависимости от воспитания, генетических различий и т.д.) Призраки «рынка» или «площади» (Влияние общественного мнения. Люди используют слова, но значения их не до конца понимают. Так как в обыденном общении нередко используются упрощённые, неточные значения слов) Призраки «театра» (слепая вера в авторитеты) Две ступени познания. Исключить внутренние причины ( призраков /идолов ) и внешние (структурировать опыт). Опыт, как основа познания. Всё в опыте нужно делать упорядоченным и систематизированным. Структурировать опыт он предлагал с помощью так называемых «таблиц»: Таблицы присутствия / отсутствия (содержит все места, объекты, в которых ПРИСУТСТВУЮТ общие черты, качества) Таблица степеней или сравнения (в этой таблице содержатся примеры с различной степенью интенсивности исследуемой природы. Для получения правильного результата следует пользоваться правилом: При уменьшении или увеличении исследуемой природы, форма (сущность природы) должна изменяться в том же качественном и количественном направлении.) Рене Декарт Эрго сум = мыслю, следовательно, существую. Ввёл понятия переменной и функции, пространства, заложил основы аналитической геометрии в своём труде «Геометрия». В философии возвысил человека над остальным миром. Мир мёртвый, объективный, а человек живой, субъективный и изучает его. Мир – мастерская, а человек в ней плотник. Декарт создаёт целый ряд работ. Например, «Рассуждение о методе». В этой работе 6 глав. Многие касаются обсуждения морали, бога и души. Декарт разделял два начала у мира: материальный (механика?) и духовный (геометрия?). В отличии от Френсиса Бэкона, Декарт разрабатывал метод дедукции. Считал, что истину можно доказать только дедуктивно, что практика (эмперия) нас обманывает. 2-ая часть работы: «Основные правила метода». В которой он выделяет 4 правила метода: Правило очевидности (никогда не принимай за истину то, что я признал бы с очевидностью. Избегай поспешности в рассуждениях) Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить (достичь очевидности в каждой) Располагать свои мысли в правильном порядке. От самых простейших, легко познаваемых до самых сложных, не очевидных. От конкретного к абстрактному. Составлять перечни на столько полными, чтобы быть уверенными, что ничего не пропущено. |