Главная страница

Лекция №3 Основные направления западной социологии XVIII - XX ве. Лекция 3 становление и развитие западной социологии XVIII xx века план


Скачать 256 Kb.
НазваниеЛекция 3 становление и развитие западной социологии XVIII xx века план
Дата13.04.2018
Размер256 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция №3 Основные направления западной социологии XVIII - XX ве.doc
ТипЛекция
#41090
страница2 из 3
1   2   3

В работе «Социология как предмет изучения» (1873) Г. Спенсер писал, что:

  • «биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, которые встречаются во всех организмах».

  • Точно также и социология должна узнать законы общественного развития, структуру и те их черты, для которых законы являются общими, для других частными.

Так, его труд«Основания социологии» (1876 - 1896г.)в 3-х томахпринес ему мировую известность. На огромном этнографическом материале (ссылается на данные и материалы изучения быта эскимосов, австралийцев, бушменов, кайягуасов – лесных индейцев Южной Америки) он рассмотрел примеры средневекового ремесленного и современного емуфабричного производства в Европе, просветив своё общество. Герберт Спенсер пытался осмыслить физическую, интеллектуальную и религиозную жизнь человека, выяснить его идеи и представления о социальной жизни.

На его социологические взгляды и идеи оказали глубокое влияние: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ч. Дарвин которые способствовали осмыслениюсоциальной жизни. В результате ученый пришёл к мнению, что человеческое общество есть живой организм. В своих воззрениях он частообращался к биологическим аналогиям, которые связаны с теориейЧ. Дарвина о живом организме.

В работе «Основания социологии» (1876 - 1896г.) Г. Спенсер сравнивает общество с организмом:

  • общество как организм в отличие от неорганической материи растет и увеличивается в объеме;

  • по мере его роста его структура усложняется, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

  • процесс социальных изменений происходит естественным путем, независимо от желаний и воли людей;

  • эволюция происходит сама собой естественным путем, не требуя от человека какого – либо вмешательства.

Отождествление общества с биологическим организмом проявляется в его функциях элементов, составляющих структуру социальной системы, которые он весьма своеобразно характеризует:

  • Так земледелие и промышленность выполняют функцию питания;

  • Институт торговли – функцию кровообращения;

  • Армия это своеобразный кожный покров;

  • Транспорт – сосудистая система и т.д.

Считая, что для общества характерны биологические законы, борьбы за существование (по Дарвину), Г. Спенсер применяет их к социуму как законы классовой борьбы. Таким образом, он создаёт учение о социальной эволюции, считая, что каждое общественное явление должно изучаться в его развитии и изменении.

В этой же работе «Основания социологии» в одной из глав «Общественное строение» в рамках исторического и логического анализа большое внимание уделяется рассмотрению структуры общества.

Между Г. Спенсером и О. Контом существовали определенные разногласия. О. Конт считал, что весь социальный организм покоится на мнениях и что идеи управляют миром. Г. Спенсер считал, что мир меняется и управляется через чувства. Но их обоих роднило стремление перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов.

****

К. МАРКС (1818 - 1883 гг.) и Ф. ЭНГЕЛЬС (1820 – 1895 гг.)

Основатели социологии марксизма.

К. МАРКС (1818 - 1883) родился в семье адвоката, где получил всестороннее образование по философии, истории, естествознанию, физике и т.д. По окончании обучения жил в разных европейских городах, занимаясь в основном научной, публицистической и организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению.

Так как он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления капитала», рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянских масс, и в тоже время сказочное обогащение кучки буржуа, К. МАРКС в отличие от О. Конта выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества.

Для К. Маркса было уничтожение старого строя и замена его на новый, более справедливый. К. Маркс выступал за революционный путь развития общества в отличие от О. Конта и Г. Спенсера, а позже и Э Дюркгейма, которые предпочитали реформаторский путь общественного развития.

К. Маркс является основоположником теории конфликта! Он считал, что противоречия и конфликты послужат важнейшим фактором социальных изменений. Капитализму он давал негативную оценку. Считал, что антагонистические отношения есть всюду, где есть классы, т.к. один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живёт за его счёт, присваивает неоплачиваемый труд.

Капитализм обостряет отношения между производительными силами и производственными отношениями, рождая себе могильщика в лице пролетариата.

Эксплуатацию нельзя реформировать, её можно только уничтожить, заменяя классовое общество на бесклассовое.

Наиболее известными его произведениями стали работы, написанные совместно с Энгельсом: «Наброски к критике политической экономии» (1844), Манифест Коммунистической партии (1848), Классовая борьба во Франции (1848-1850)

В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации.

В основе смены исторических формаций, как главного вида общественных отношений К. Маркс выделял экономический фактор.

Смена формаций происходит в связи с разрешением противоречий между производительными силами и производственными отношениями на основе усиления классовой борьбы и осуществления социальной революции.

Весь путь развития советского общества, вплоть до 1990 годов XX века, был напрямую и жестко связан с реализацией его идей о построении бесклассового общества. Сегодня имя К. Маркса связывается с развитием социологической науки, рассматриваемой в тесной связи с экономической наукой.

Пожалуй, самые замечательные слова в адрес К. Маркса произнес французский социолог Р. Арон. Он сказал: «К. Маркс был, бесспорно, социологом ярко выраженного типа, социологом – экономистом, убежденным, что нельзя понять современное общество, не усвоив механизма функционирования экономической системы, и нельзя понять эволюцию экономической системы, не принимая в расчёт теорию деятельности»3.

***

Основные направления конца XIX начала XX века

СОЦИОЛОГИ – ЭМПИРИКИ

На рубеже конца XIX начала XX века завершился классический теоретический период развития европейской социологии, начался новый этап формирования и становленияприкладной социологии. Настало время выхода из рамок философии социологии, изучающей самую сложную форму движения материи – общественную. Спустя 50 лет позитивисты уступили место поколению эмпириков.

Центром мировой социологии в тот период времени были 3 европейские страны – Англия, ФранцияиГермания.

По мнению ученого А. Гоулднера социология возникла какидеология среднего класса, который всячески стремился улучшить изменить и преобразовать положение дел в обществе. Именно в этот период наблюдалось широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских странах, включая и Россию (вспомним художественную литературу в лице персонажа Тургенева «Отцы и дети» - биолога и врача - Базарова).

В то время европейская интеллигенция начала интересоваться положением малоимущих слоев населения. Проводились регулярные обследования фабрик, заводов, детских приютов, изучались городские агломерации и преступные группировки, переписывалось население и т.д. Врачи проводили инспекции на предприятиях, описывали условия труда, филантропы оказывали помощь деньгами беднякам и сиротам, учителя давали бесплатные уроки и выявляли одаренных детей.

Изучение социальных фактов проводилось фактически - (эмпирически), при этом применялись различные методы социологии: наблюдение, опрос, эксперимент, сравнительный анализ, изучение документов, а также собственные методы исследования. Сбор и анализэмпирической информациибыл направлен на поиск механизмов способствующих поддержанию и реформированию общественных структур.

В конце XIX начала XX века выделяют наиболее известные фигуры: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, В Паретто, В Знанецкого, П. Сорокина и др. В этот период бурношел процесс институционализации социологии.

  • Так, например, в 1892 г. в Чикагском университете учреждена кафедра социологии;

  • В 1895 г. образовано Американское социологическое общество;

  • В 1909 г. Немецкое социологическое общество;

  • В 1901 г в России социологию преподают как предмет. Появляется первая кафедра в Частном психоневрологическом университете; а в 1916 г создается Русское социологическое общество им. Ковалевского.

На следующем этапе, который начался в 20 годы XX века и продолжается по сей день, центр мировой социологии переместился в США, где наука получила помощь и поддержку государства, а также большинства университетов, - ничего подобного в Европе не наблюдалось.

  • Европейцы под социологией понимали теоретическую науку, опирающуюся на традиции философии. Она читалась под другой дисциплиной – философией или экономикой.

  • Американцы же наоборот продвинулись вперед, т.к. с помощью фактических исследований сводили социологию к науке.

Развитиесоциологииотражало эволюциюобщества. По мнению историков, социологическое знание имело циклический характер развития, в котором различные направления и школы чередовались, сменяя одна другую, оказываясь в то или иное время в центре внимания.

***

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Наибольшего развития эмпирическая социология в США, благодаря исследованиям Чикагской школы. Целью исследований ученых была выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, на основе собранного материала. Для этого они впервые использовали полевые исследования, опрос и интервью.

Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях

  • Бихевиористское направление возникло до психологического направления. В своей основе оно изучало поведение животных. Автор данной концепции Б.Ф. Скиннер. Концепция отождествляла коллективное поведение животных и людей. Оно отвергало большие социальные общности, рассматривало поведение индивида как реакцию на поведение других людей.

Общество того периода подвергалось влиянию Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.). Ученые пытались объяснить явления общественной жизни и социальные процессы через психологическое осознание. Таким образом появляется

  • психологическое направление, объясняло общественные явлениядействием сознания. Внутри его можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия.

С рождением направлений появляются представители со своими взглядами и концепциями на общество. Таким образом, рождаются школы социологии.

ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

***

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)

Современная социология опирается на классическое наследие Э. Дюркгейма, который большое внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания. Он полагал, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук.

Эмиля Дюркгейма история назвала пионером практической социологии. Его главной целью в социологии было открытие и формулировка причинных закономерностей в обществе, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей.

По его мнению, предметом социологии должны выступать«социальные факты»,которые следует«изучать как вещи». Он придерживался принципа, что одни социальные факты, должны объясняться другими.

К «социальным фактам» он относил «коллективные представления» - традиции, обряды и обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида. Таким образом, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.

Философской основойметодологии Э. Дюркгеймаявился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида.

Известны его учения о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, коллективном сознании и ценностях.

Центральной социологической идеей,которая проходит через все его творчество является идеяобщественной солидарности. Ее решение связано ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом» Данная проблема рассматривается в его работе: «О разделении общественного труда» (1893). В объяснении данной проблемы он отталкивался от двух типов общества: традиционного и современного. Отсюда он выделял два типа солидарности: механическую и органическую.

Механическая солидарность типична для традиционного, архаического общества, где коллективное сознание забирает индивидуальные особенности человека.

Органическая солидарность присуща современному обществу, которое выявляет способности личности.

Переход от механической солидарности к органической Э. Дюркгейм считает главным показателем прогресса. Социальные проблемы и конфликты он считал отклонениями от нормы, вызванными неотрегулированностью отношений между классами общества.

В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.

***

Для решения сложных общественных вопросов он развивал идею о создании профессиональных групп или корпораций, которые бы способствовали общественной солидарности. Эти группы должны были не только решать производственные вопросы, но и внедрять в жизнь новые социальные формы, которые бырегулировалиотношения между людьми, способствовалиразвитиюличности.

***
1   2   3


написать администратору сайта