Лекция №3 Основные направления западной социологии XVIII - XX ве. Лекция 3 становление и развитие западной социологии XVIII xx века план
Скачать 256 Kb.
|
Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда. в работе «Самоубийство» (1897 г.) он разработал социологию самоубийств, где решающую причинувидел в характере социальной среды, т.е. степени и интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Чем выше уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств: у католиков он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности. Он считал, что пока неизменно само общество, можно предполагать определенное число самоубийств. Типологию убийств он выводил из индивидуальных мотивов. Подразделял их на три типа: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.
В качестве профилактики самоубийств он предлагает укреплять социальные группы и коллективы. И в этом случае прибегает к профессиональным корпорациям, возлагая на них «умерение страстей», улаживание классовых и социальных конфликтов, определение справедливости. Кроме этой работы им написаны и другие. Так, например, «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), где большую роль он отводил коллективным представлениям, тем самым утверждая общество. Другая его работа «Элементарные формы религиозной жизни», суть которой заключается в том, что коллективные представления это продукт различных умов, соединенный и синтезированный, в сочетании со своими идеями и чувствами. Именно в коллективном разуме сконцентрирована умственная жизнь многих людей. Это он рассмотрел на примере религиозных верований. Религия по Э. Дюркгейму это солидарная система верований и обрядов, которые объединяют всех тех, кто их придерживается в единое моральное общество, называемое церковью. Он исходит из того, что какими бы нелепыми они не казались, они имеют глубокие социальные корни. Э. Дюркгейм считал, что между наукой и религией не существует непримиримого противоречия. Наука отбирает у религии лишь функцию объяснения мира, но не может взять себе функцию веры, ибо вера это всего лишь порыв к действию. При изучении религии и других социальных институтов и общества в целом Э. Дюркгейм использовал историко-сравнительный метод, который получил теоретическое обоснование в работе «Правила социологического метода « (1895 г.) МАКС ВЕБЕР (1864 – 1920 гг.) Немецкий социолог М. Вебер - автор «понимающей социологии». Его социологическая теория возникла на волне антипозитивистской реакции. Главная её задача заключалась в понимании смысла человеческих действий, с учётом которых можно было раскрыть причинно - следственные законы развития общества. М. Вебер ввел в социологию понятие «идеальный тип»и назвал её понимающей. Под «идеальным типом» (продуктом творческого воображения) подразумевалась идеально-типическая конструкция какого-то события, которая затем сопоставлялась с реальным событием. Это позволяло выявлять конкретные обстоятельства и ситуации, которые происходили с какой – либо личностью. М. Вебер считал, что для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения. Потребности людей рождают совместные действия, в результате которых создаются социальные ассоциации и институты. Макс Вебер выделял две разновидности идеальных типов:
Исходной позицией его социологии было положение о том, что человек существо культурное; Предметом социологии, т.е. тем, что её интересует, является всё, что обуславливает поведение человека; Элементарной частицей поведения индивида в обществе является социальное действие, которое составляет систему взаимоотношений между людьми, оно соотносится с действием других лиц. М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:
М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности явилось главной темой его основной работы «Протестантская этика и дух капитализма». В работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда. Макс Вебер не оставил после себя ни школы, ни учеников, которые бы развивали его взгляды, однако его «понимающая социология» оказалась настолько созвучной задачам общества и времени, что его имя прочно вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место. *** Формально-аналитическая школа социологии. ФЕРДИНАНД ТЁННИС (1855 – 1936 гг.) Один из её основателей. Г. Зиммель, Л. фон Визе видели главную задачу в конструировании абстрактно-теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего. Известна работа Ф. Тённиса «Община и общество», которая была написана для Настольного словаря по социологии в 1931 г. и явилась главным трудом его жизни. Основу его теоретической социологии образуют два ключевых понятия «община»и «общество», которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположнымсодержанием. В основу дихотомии двух типологических устройств он положил характер общественных (межличностных отношений). Под общиной он понимал «владение землёй или территорией», «семейным правом». Ей он приписывал такие черты, как интимностьи доверительность между людьми,привязанность, взаимная симпатия и т.д. Под обществом он понимал «имущество и деньги», сюда же он относил статус и контракт (договор). Межличностные отношения типа «общество» характеризовались - формально-рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха. Источником двух противоположных типов социальных связей по его мнению выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная. Ф. Тённис полагал, что общинная социальность вытесняется «общественной социальностью». Такого рода понятийные конструкции впоследствии были названы идеальными типами, а их эвристические возможности были убедительно раскрыты Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Р. Редфилдом, Г. Беккером, Т. Парсонсом. Формальная социология Георга Зиммеля (1868-1918) В истории социологии немецкий социолог Г. Зиммель известен как одиниз видныхпредставителей аналитической школы, предвосхитивший многие существенные положения современной теоретической социологии. Помимо социологии, как части его интеллектуального творчества - сфера его научной деятельности касалась философии, истории культуры, социальной психологии. Профессиональный путь ученого демонстрирует совершенно парадоксальную ситуацию.
Объяснение этому сводят к антисемитизму немецких чиновников и к сомнительному статусу социологии в то время в академических кругах. Главным в его творчестве было понятие формы, которая выступала у него в качестве универсального способавоплощения и реализации содержания. Т.е. под изучением какого – либо понятия он вкладывал определенный понятийный смысл: так, например,
Исследователи творчества Г. Зиммеля отмечают, что в работе «Социология» (1908 г.), он классифицирует социальные процессы, типы и модели развития общества. К социальным процессам он относит подчинение, господство, примирение и соревнование. Другая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие систематизацию характерных качеств человека: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д. Анализ феномена моды привел Г. Зиммеля к выводу, что она одновременно нова и преходяща. Она даёт ощущение настоящего течения времени. Как только что-либо становится модным (одежда, вещи, манеры, идеи и выражения), оно тут же начинает выходить из моды. Однако, несмотря на свой преходящий характер, она как форма социальной жизни постоянна и существует всегда, во все времена. Раскрывая содержание формы «социальный тип» ученый использует пример аристократа. Так, бытие аристократа представляет собой единство двух взаимоисключающих характеристик.
Учёный много писал о так называемых игровых формах. Они «чисты» поскольку лишены конкретного содержания, например, «наука для науки» или «искусство для искусства». Люди занимаются этими видами деятельности для того чтобы получать наслаждение от занятий ими, а не для достижения каких – либо результатов в сферах научного творчества. В качестве ещё одной игровой формы он рассматривает свободное общение «общение ради общения». У этой формы одна цель – насладиться общением, побыть с другим человеком. Это абстрактная модель социального процесса, не наполненная каким – либо реальным конкретным содержанием. Люди включаются в такое общение как «формальные индивиды, на равных» Средством обеспечения этого равенства служит «тактичное поведение». Также интересно он рассматривает игровую форму социальных отношений, как флирт. В данном случае речь идет об особом типе социальных контактов и связей – сексуальных отношениях. Главное в этой форме не тема, не содержание разговоров между людьми, а наслаждение, получаемое от свободного общения. Т.е. вновь мы видим «общение ради общения». В понятие формы он вкладывал элементы социального бытия: интересы, цели, мотивы, обусловленные побуждениями человеческих взаимодействий, через посредство которых содержание становится общественной действительностью. Он писал: «Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют цельную реальность; социальная форма не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, также как пространственная форма не может существовать без материи, формы, которой она является»4 Его перу принадлежат 30 книг. Сейчас в Германии, начиная с 1989 г. издается полное собрание сочинений в 24 томах. Его основные работы:
Он изучал«чистые» формы социальности, т.е. относительно стабильные образования, структуры социального взаимодействия, придающие социальному процессу целостность и устойчивость. Несмотря на то, что он не вел эмпирических исследований, тем не менее, он мог дать глубокий и развернутый анализ конкретных социальных проблем и показать, как следует их изучать. 1 А.В. Воронцов, И.А. Громов История социологии XIX начала XX века, Изд. «ВЛАДОС», 2005 г., с-18. 2. Сен Симон К. А. Избр. Соч. – М. 1848 г. Т.1. – С 167-168. 3 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993. 4 Зборовский Г.Е. История социологии: учебник – М.: Гардарики, 2007. – C. 129. |