Главная страница

Лекция №3 Основные направления западной социологии XVIII - XX ве. Лекция 3 становление и развитие западной социологии XVIII xx века план


Скачать 256 Kb.
НазваниеЛекция 3 становление и развитие западной социологии XVIII xx века план
Дата13.04.2018
Размер256 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция №3 Основные направления западной социологии XVIII - XX ве.doc
ТипЛекция
#41090
страница1 из 3
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ №3

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ XVIII - XX века

ПЛАН

  1. Социально экономические предпосылки появления социологии как самостоятельной науки. Взгляды позитивистов на общественную жизнь (стр. 1)

  2. Социологическая система К. Маркса (стр. 7)

  3. Основные направления конца XIX начала XX века. Социологические взгляды и концепции эмпириков: Э. Дюркгейма М. Вебера Ф. Тенниса, Г. Зиммеля и других (стр. 9).

***

С развитием промышленного производства (конец XVIII, начало XIX века) натуральное хозяйствостановится малопривлекательным, на смену ему приходят товарно-денежные отношения, которые меняют ранее привычный образ жизни людей, а значит и всё общество. Простой народвсё больше притягиваетгород, в котором появляются фабрики и заводы, мануфактурное производство, мелкие предприятия и организации частного характера, в которые можно устроиться на работу и где, по их мнению, облегчится бывшая тяжелая крестьянская жизнь.

Иллюзия лучшей жизни заставляла обнищавшие массы людей (крестьян) «бросать насиженные места» (места проживания) и бежать в города в поисках работы и жилья; наблюдались массовые миграции. Люди оседали, нанимались на работу, образуя спальные районы,где они жили и работалии где не былодосуговой сферы жизни.

Наемные рабочие неимоверномного трудились (от 9 до 14 часов в сутки), использовался женский и детский труд, увеличивалась продолжительность трудовой недели. Крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту приводили к ухудшению здоровья и последующей смерти людей.

Посредством эксплуатация простых людей появлялись промышленные города, путь к которым прокладывали асфальтированные ижелезные дороги, развивалось пароходство, активно шла торговля, появилась азбука «Морзе» и предпосылки радио, на улицах зажигались газовые фонари.

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь развития капитализма, который обострил отношения между простым народом и классом буржуазии. Таким образом, новое капиталистическое общество поставило проблемы взаимодействия общества и человека в центр социального знания.

С развитием промышленного производства постепенно шлорасслоение общества. Сначала в городах, а затем и в деревнях, появляется городская и сельская буржуазия и, соответственно – городской и сельский рабочий класс, т.е. будущий пролетариат. Таким образом, развитие капитализма

  • с одной стороны характеризовалось значительным экономическим и социально – политическим скачком, по сравнению с предшествующим периодом развития общества,

  • с другой стороны характерным становилось усиление эксплуатации простого народа.

Реакция на эксплуатацию была неоднозначной. Безграмотные рабочие массово пытались противостоять буржуазии. Так, например, в Англии известны следующие движения:

  • чартистское или пролетарское (в основе которого были промышленные кризисы 1836—1840 годов, и созданная ими безработицараспространившаяся преимущественно в Ланкашире, которая сопровождалась грабежом булочных и съестных лавок;

  • движение луддитов было направлено на разрушение машин, в которых безграмотные рабочие видели своих главных врагов;

  • во Франции известно Восстания лионских ткачей и силезских ткачей

Помимо этих движений, в истории отмечены другие формы реакций на несправедливое устройство общества и государство. Это: утопический социализм, марксизм, консервативное и либеральные направления. Сложившаяся ситуациязаставляла задуматься над переустройством общества и государства.

Идеалом XIX века было опытное или «позитивное знание», основу которого составляла физика (механика Ньютона) и биология (эволюционная теория Ч. Дарвина). Два эти направленияопределилипуть и стильнаучного мышления.

В это же время зарождалась новаянеизвестная до той порынаука об обществе, на которую возлагались большие надежды. – Она должна была объяснить происходящиеявления и события жизни, помочь найти выход из множества сложных общественных ситуаций.

Появлению такой науки послужилаВеликаяфранцузская буржуазнаяреволюция,в которой столкнулись религиозные взгляды на общество с реальными фактами общественной жизни. Ее родоначальниками считают:Анри де Сен-Симона,Огюста Конта и Герберта Спенсера. Ученые – позитивисты (от лат. positivism - положительный), суть учения которого состояла в формировании новой системы знаний об обществе.

Они стремились посредством научного знания вывести человечество из состояния умственной анархии, пропагандировали идеал возвращения к господству духовного авторитета в обществе, которое сложилось в средневековом католицизме1. В связи с «позитивным знанием» появляется наука об обществе, первоначально называемая «социальной физикой».

Столкнувшись с реальными событиями жизни, философы не могли придерживаться теологической точки зрения и искать ответы на поставленные жизнью вопросы только в одной воле Божьей. Они считали, что общественные явлениякак естественные процессы,возникают и развиваются подобносоциальному организму.

***

Взгляды позитивистов на общественную жизнь

Одним из первых основателей социологии до Контовского периода считается: Анри де Сен-Симон, который стремился сообщить науке о человеке позитивный характер, основывался на наблюдениях.

АНРИ де СЕН-СИМОН

(1760-1825 гг.)

АНРИ де СЕН-СИМОН известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Известны его произведения: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802г.), «Очерк науки о человеке» (1813 г.), «Катехизис (поучение, научение) промышленников» (1823г.), «Новое христианство» (1825г.).

Почему же именно он претендует на роль основателя социологии? Это связано с тем, что с периода 1817 по 1824 год было велико его влияниена егосекретаря Огюста Конта, который тщательно изучал работы своего патрона. Книга Сен-Симона - «Очерк науки о человеке» (1813 г.) определила путь развития социологической мысли.

АНРИ де СЕН-СИМОН писал, – наука о человеке до сих пор была гадательной, основанной на абстрактных рассуждениях об обществе.Её необходимо возвести в степень наук, основанных на наблюдении.

С точки зрения позитивизма основная задача социологии заключалась в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путём, основываясь на фактах, исследовать социальные явления окружающей жизни и таким образом сообщать науке о человеке позитивные знания.

АНРИ де СЕН-СИМОН предлагал заняться установлением последовательных рядов фактов, т.к. был убежден, что это единственно прочная часть наших знаний2. В связи с этим следует признать работы французского мыслителя как основание ведущего социологического направления XIX века.

Основатели позитивизма, Анри де Сен-Симон, Огюст Конт и Герберт Спенсер считали, что знание об обществе должно быть: строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знания о природе, которые нам дают естественные науки. Подтверждение этому мы находим в работе: «Дух позитивной философии - 1896», где Огюст Конт рассуждал о значениях «позитивное», придавая ему несколько значений:

  1. Реальные события противостоят химерическим вымыслам;

  2. достоверные факты противопоставляются сомнительным;

  3. точное отрицает смутное;

  4. положительное противостоит отрицательному.

Впоследствии они вошли в школу органицизма, т.к. считали законы функционирования и развития общества являются продолжением законов природы.

Позитивизм как парадигма социологии XIX века проявился в направлениях и течениях, которые отличались одним общим принципомсоциологическим редукционизмом, суть которого сводилась к стремлению объяснить основные явления общественной жизни, с точки зрения: биологического, географического, расового и других факторов (см. в схеме таблицу «Школа одного фактора»).

***

Основоположником социологии является Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел в 1839 г. в науку данный термин, определил её предмет и метод. Термин «социология» образован от латинского слова societas-общество и греческого logos – учение.

ОГЮСТ КОНТ (1798 – 1857 гг.)

Основной причиной социальных изменений считал прогресс человеческого разума и рассматривал все явления с позиций рационализма.Огюст Конт опирался на «социальную физику», в которой видел «прочное основание для переустройства общества».

Огюст Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая различные спекуляции и вымыслы. Считал, что источником истинной науки о мире является опыт. Социальная физика была призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершала при помощи трех методов:

***

  1. наблюдения, как основного, достоверного и точного метода, сформулированного на эмпирическом материале. Большое внимание в этой связи он уделял наличию обработанной информации, (причем наблюдатель должен быть сам исследователем должен уметь уходить от давления на него людей);

***

  1. Вторым по значимости методом он выделял эксперимент (наблюдение в спец. созданных условияхнепосредственное наблюдение и опосредованное, куда он относил наблюдение за кризисами, патологическими отклонениями поведения людей в обществе или резкими социальными потрясениями);

***

  1. метода сравнительного исторического анализа, который осуществляетсопоставление жизни разных народов, живущих одновременно в разных местах земного шара и не зависимых друг от друга, но имеющих, как выяснилось позже методом социологического обобщения много общего;

***

Опираясь на работы Монтескье «О духе законов» и Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса», О. Конт пришел к мнению о том, что обществоизменяетсяпод давлениемчеловеческого прогресса.

Огюст Конт во всеобщей квалификации ставил социологию выше физики, математики, биологии, считая, что именно она произведёт революцию в умах людей.

Конт считал, что наука об обществе раз и навсегда должна отказаться от нерешенных вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В работе «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конт разработал учение о социальной статике и социальной динамике.

    • Социальная статика, изучает явления общественного строения.

    • Социальная динамика раскрывает законы и процессы общественной жизни, в развитие и изменении.

Огюст Конт сформулировал основной закон общественного прогресса или закон трёх стадий.

      1. Первая – теологическая или фиктивная, охватывает древнее время и раннее Средневековье (1300 г. нашей эры). Эту стадию он делит на 3 периода: фетишизм, политеизм, монотеизм.

      2. Метафизическая стадия (1300 по 1800 годы нашей эры) Огюст Конт рассматривал как переходную. Видел в нейразрушение старых верований. К этому периоду он относил: Реформацию и Французскую революцию, говорил о том, что общество нуждается в новой идеологии.

      3. Третья стадия – позитивизма (или научная), характеризуется вступлением общества в новую последнююстадию, в которой развивается промышленность и социальная жизнь.

Социальные изменения О. Конт прослеживал в трёх направлениях: разум, деятельность и чувства.

  • Разум – движется от фетишизма к позитивизму;

  • Деятельность – момент перехода от военной фазы к индустриальной;

  • Чувства – развиваются от эгоизма к альтруизму.

В целом О. Конт был ориентированна создание новой науки об обществе, базирующейся на естественнонаучной модели. Его основной закон «Любовь социологии как принцип, порядок как основание, прогресс как цельОн сумел синтезироватьосновные социально-философские идеии практические потребностисвоего времени, тем самым оказав сильное влияние на формирование социологиикак самостоятельной сферынаучного знания.

Известен также английский ученый – Герберт Спенсер.

***

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903 гг.)

Является одним из крупнейших представителей классического этапа в развитии социологии.

Он родился в Дерби, в семье школьного учителя. В виду слабого здоровья мальчик учился в домашних условиях под руководством отца и дяди до 13 лет, затем учился самостоятельно. Будущий классик не получилшкольного и университетского образования, чем впоследствии он гордился, доказывая, что самообразование, более важнодля осмысления жизни, чем классическое обучение.

В 17 лет мальчику пришлось работать. 4 года он работал техником на железной дороге, затем инженером – надсмотрщиком. Параллельно овладевал знаниями в области естествознания и математики.

Прослужив 10 лет техником на железной дороге, в 1846 году он решил поменять свою деятельность на профессию журналиста в журнале – «Экономист».

В 1853 году его редакторская деятельность закончилась, т.к. он получил наследство от дяди и мог заняться любимым делом – писать книги и вести научные исследования.

Герберт Спенсер был одиноким, замкнутым человеком, почти никуда не выезжал, всю жизнь мучился бессонницей и различного рода неврозами. Однако став кабинетным ученым и средства для занятия наукой написал немало крупных работ, которые принесли ему известность.

Известны его научные произведения: «Социальная статика» (1850); «Основные начала» (1862); «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания социологии» (1876 - 1896г.).
  1   2   3


написать администратору сайта