Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие личности в психологии

  • 2. Типологии личности в трудовой деятельности

  • 1. Теоретический человек

  • 2. Экономический человек

  • 3. Эстетический человек

  • 4. Социальный человек

  • 5. Политический человек

  • 6. Религиозный человек

  • 27.03.2020. Лекция №4. Личность и группа в организационном проце. Лекция 4 Личность и группа в организационном процессе (2 часа)


    Скачать 396.28 Kb.
    НазваниеЛекция 4 Личность и группа в организационном процессе (2 часа)
    Дата19.03.2021
    Размер396.28 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла27.03.2020. Лекция №4. Личность и группа в организационном проце.pdf
    ТипЛекция
    #186369
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ЛЕКЦИЯ №4
    Личность и группа в организационном процессе (2 часа)
    Вопросы, выносимые на лекцию:
    1. Понятие личности в психологии.
    2. Типологии личности в трудовой деятельности.
    3. Темперамент и характер в системе управления.
    1. Понятие личности в психологии
    Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность и своем специфическом аспекте.
    Существуют близкие к личности понятия: «человек», «индивид»,
    «индивидуальность».
    Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и другие психические процессы не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие индивид – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие
    «ЛИЧНОСТЬ» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества
    (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия)
    Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы как социальный тип, как продукт общественных отношений». Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследетвенно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.
    Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

    2
    Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
    Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием
    «индивидуальность».
    Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
    Существует множество определений личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:
    Б.Г. Ананьев: личность – субъект труда, познания и общения.
    И.С. Кон: личность – это специфическая интеграция социальных ролей.
    А.Г. Ковалев: личность – это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
    Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями, претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?
    Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (З. Фрейд,
    Э. Бѐрн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие).
    Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К. К. Платоновым. Платонов выделил в структуре личности четыре основных и две наложенных подструктуры.
    Рассмотрим их более подробно:
    1. Подструктура направленности личности. Включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.
    2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые т формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.
    3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы
    (ощущение; восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения.
    В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.
    4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.

    3
    Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.
    Анализируя структуру личности, можно отчетливо видеть, что практически на все ее подструктуры оказывает подавляющее влияние общество. Формирование личности в обществе называется социализацией.
    Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения чело веком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
    Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
    В. Н. Князев вполне обоснованно утверждает, что структура личности представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных свойств, основ на двух одновременно действующих принципах. Первый заключается в том, что более общие более сложные социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные свойства. Второй принцип состоит в том, что взаимодействие свойств допускает относительную независимость каждого из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллективе: вместе они делают общее дело, однако каждый из них имеет право на проявление собственной инициативы).
    Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я» которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью?
    Быть личностью – это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – это, значит, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – что, значит, обладать свободой выбора и нести ее бремя. Для того чтобы все это реализовать, индивид должен создать свою собственную мировоззренческую концепцию, которая определяла бы его представление о мире и о самом себе. Такая индивидуальная философия носит название «Я-концепции».
    «Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. «Я-концепция» представляет собой специфический продукт самосознания.

    4
    В структуре самосознания можно выделить:
    1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
    2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и
    «Идеальное Я»);
    З) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
    4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
    Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание
    (интеллектуальное отношение к самому себе); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
    При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» – это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самоотношения.
    Развитая личность нуждается в определении смысла своего существования. М. К. Мамардашвили говорил, что самосознание открывает человеку возможность его личностной реализации в виде непросто достигнутой суммы знаний, а именно реализованной мысли и способа бытия.
    Смысл «Я», по мнению В. В. Столина, образуется как отношение собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта и приобретает с развитием личности свою глубину и многомерность. Благодаря переплетению деятельностей субъекта – в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами.
    Это отношение может быть позитивным («Я» – условие, способствующее самореализации), негативным
    («Я»
    – условие, препятствующее самореализации) и конфликтным («Я» – условие, в одно и тоже время и способствующее, и препятствующее самореализации).
    Т. Галкина указывает, что самоотношение выступает «стержнем» всего процесса саморегуляции поведения.
    Зависящая от особенностей самоотношения социальная активность личности, ее развитие создает предпосылки к развитию многообразия интересов и потребностей личности в самых различных сферах. В качестве конкретного примера влияния самоотношения на особенности жизнедеятельности человека, его активности.
    2. Типологии личности в трудовой деятельности
    Типология Э. Шпрангера. Автор утверждает, что каждая личность по преимуществу своему относится к одному из шести типов.
    1. Теоретический человек

    5
    Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть в проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания
    – истина любой ценой.
    Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает цель эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин.
    В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности.
    2. Экономический человек
    Экономический человек – это не обязательно человек, связанный с производством. В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ста вит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, в ее полезном эффекте.
    3. Эстетический человек
    Произведение искусства может родиться только в душе эстетически переживающей: лишь из внутреннего видения вырастает непосредственно данный созерцанию предмет искусства, и лишь из внутреннего ритма души рождается музыка. Эстетический человек обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта – мечтатели, романтики. Для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический идеал противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность.

    6
    Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен всегда перед лицом экономических условий жизни.
    4. Социальный человек
    Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.
    Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, на пример, экономические или политические. Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенная ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие.
    Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей.
    Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины или красоты, или святости.
    5. Политический человек
    Людей, ведущей ценностью которых является власть, Шпрангер называет политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле. Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. Особый тип эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому.
    Наряду с физическими и духовными политическими натурами политическими являются люди, ориентирующиеся на традиции.
    6. Религиозный человек
    Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Из определения сути религиозности следует, что имеются три основные формы религиозного типа, третья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений. Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности к общему смыслу жизни: позитивном, негатив ном или смешанном (как позитивном, так и негативном). Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни, мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентального мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.
    Исполнительская деятельность работника, указывают С. И. Самыгин с сотрудниками, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств,

    7 описывается исследователями семью психологическими характеристиками
    (шкалами):
    1) целенаправленность бесцельность;
    2) мотивированность – незаинтересованность;
    З) самостоятельность – зависимость;
    4) организованность – стихийность:
    5) ответственность – безответственность; б) компетентность – некомпетентность;
    7) творчество – рутинность
    По этим шкалам можно составить психологические «профили» исполнителей и путем качественного анализа выделить наиболее типичные.
    Основными из них являются:
    1) творческий тип исполнителя – самостоятельный, компетентный, ищущий;
    2) сверхнормативный
    – целенаправленный, заинтересованный, организованный;
    З) регламентированный (наиболее распространенный);
    4) пассивный;
    5) «преобразовывающий указания руководителя; б) низкомотивированный;
    7) уклоняющийся тип исполнителя;
    8) трудноуправляемые исполнители.
    Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:
    – ленивые: просто работают недостаточно;
    – «злые»: «загрязняют» свои отношения с людьми раздражительностью и вызывающим поведением;
    – беспомощные: так стремятся, не потерпеть не удачи, что обязательно ее терпят;
    – эмоциональные: купаются в своих чувствах;
    – аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;
    – занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;
    – ожесточенные: «носятся» со старыми обидами;
    – уклоняющиеся: активно избегают света;
    – бесчувственные: их не трогают окружающие;
    – неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения;
    – самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;
    – запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.
    Стремление к творчеству характерно для многих людей. Творческую личность отличает:
    1. Открытость ума.
    2. Отсутствие конформизма.
    3. Напористость, склонность к самоутверждению.

    8 4. Стремление работать «по своему расписанию».
    5. Способность к напряженной работе в течение длительного времени.
    6. Желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному.
    7. Склонность к работе с неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.
    8. Отсутствие уважения к строго установленным правилам и нормам.
    9. Любовь к свободной «игре идей», даже если это занятие окажется впоследствии пустой тратой времени.
    10. 3начительно интерес к неизвестному, чем к тому, что известно.
    11. Терпимость к ситуациям неопределенности.
    12. Потребность в новых, необычных впечатлениях.
    13. Потребность в свободе, в частности, в свободе выбора исследовательской тематики.
    14. Склонность к юмору.
    15. Уровень интеллигентности, превышающий средние показатели.
    В отличие от людей творческих ремесленники – люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Эту категорию людей можно встретить на лестничных площадках в местах курения, обнаружить в рабочее время в магазине. Выполняют они рутинную работу – машинопись, калькирование, курьерские функции и т. п.
    Эти типы хорошо наклад на социальные и межличностные роли, который данный человек играет. Определив типологическую роль партнера по общению, руководитель может выбрать правильные действия.
    Психологи описывают следующие
      1   2   3   4


    написать администратору сайта