Главная страница
Навигация по странице:

  • Дедукция

  • Рационализм

  • 1.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

  • Философией эпохи Возрождения называется

  • Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения

  • Первый этап развития философии эпохи Возрождения

  • Второй этап развития философии эпохи Возрождения

  • Характерные черты философии эпохи Возрождения

  • Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

  • Данте Алигьери (1265 - 1321)

  • Франческо Петрарка (1304 - 1374)

  • Лоренцо Балла (1507 - 1557)

  • Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494

  • В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

  • Лекция 5 Тема 3 Философия Возрождения и Нового мира. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеЛекция 5 Тема 3 Философия Возрождения и Нового мира. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
    Дата06.12.2020
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла5.doc
    ТипЛекция
    #157376
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Лекция 5

    Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового мира.
    1.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

    2.Особенности Философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

    ГЛОССАРИЙ

    1. Гносеология – раздел философии, изучающий источники, формы и методы процесса познания, а также способности человека познавать действительность.

    2. Дедукция – от общего к частному.

    3. Индукция – метод восхождения от частных фактов к всеобщим законам.

    4. Пантеизм – учение о том, сто всё есть Бог: Вселенная и природа.

    5. Рационализм – философское направление, признающее разум основой

    познания и поведения людей.

    1. Сенсуализм – направление в теории познания, в котором чувственность

    является главной формой достоверного познания.

    1. Эмпиризм (с греч. – «опыт») – философское направление, которое

    отражало тот факт, что в основе науки Нового времени лежит

    изучение опытных данных через эксперимент.
    1.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
    Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

    Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

    Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

    Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

    Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

    Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

    В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
    Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения :

    • совершенствование орудий труда и производственных отношений;

    • кризис феодализма;

    • развитие ремесла и торговли;

    • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

    • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

    появление первых парламентов;

    • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

    • повышение уровня образованности в Европе в целом;

    • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

    • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

    Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

    Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира.

    Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в
    Основные направления философии эпохи Возрождения :
    • гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

    • реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

    • политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    • утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
    Характерные черты философии эпохи Возрождения :
    • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

    • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

    • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

    • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

    • торжество индивидуализма;

    • широкое распространение идеи социального равенстваГуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
    В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

    • гуманистическое;

    • неоплатоническое;

    • натурфилософское;

    • реформационное;

    • политическое;

    • социалистическо-утопическое.
    Последние три течения принято объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.

    Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
    К основным чертам гуманизма относились:

    • антицерковная и антисхоластическая направленность;

    • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

    • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

    • жизнеутверждающий характер и оптимизм.

    По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
    Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

    воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

    • восхваляет человека;

    • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

    • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

    • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

    Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

    Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
    Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

    • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

    • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

    • человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;

    • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

    • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

    • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

    • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

    • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

    Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

    Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план.
    Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":

    • ниспровергал церковные авторитеты;

    • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и

    неистинность;

    • в центр мироздания ставил человека;

    • верил в возможности человека и его разум;

    • отвергал аскетизм и самоотрешение;

    • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

    • был сторонником равенства мужчины и женщины;

    • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

    Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

    Теоретики неоплатонизма:

    • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

    • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

    • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

    • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

    Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

    Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

    • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

    • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

    • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

    • едины идея и материя;

    • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

    • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

    • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

    • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

    • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;

    • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом

    идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

    Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

    • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

    • признать за человеком полную свободу выбора;

    • объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

    В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

    Представители натурфилософии:

    • обосновывали материалистический взгляд на мир;

    • стремились отделить философию от теологии;

    • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

    • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

    • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

    Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
    Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.

    Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

    Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта