презентация алгоритм создания публичного выступления. Алгоритм_создания_публичного_выступления (1). Лекция алгоритм создания публичного выступления
Скачать 1.22 Mb.
|
Лекция 5. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Человеческий мозг – удивительный орган. Он начинает работать с момента вашего рождения и не прекращает, пока вы не соберетесь выступать публично. Джордж Джессел, комик Поэтами рождаются, ораторами становятся! Цицерон Преподаватель: Евсеева Ирина Владимировна, доктор филологических наук, доцент Вопросы: 1. Виды публичных выступлений 2. Классический риторический канон как технологический цикл создания речи и центральный раздел риторики 3. Приёмы украшения речи 4. Опора на письменный текст в публичном выступлении 5. Вспомогательные средства визуализации 1. Виды публичных выступлений. Цели, достигаемые при помощи публичных выступлений Различаются выступления по цели : - Информирующие. Главная задача подобной речи – донести до слушателей сведения. - Протокольные. Используют на политических митингах, юбилеях, вручении наград или в начале официальных мероприятий. - Развлекающие. - Убеждающие. Такая речь должна донести до слушателей позицию оратора и убедить в ее правильности. Я удивляюсь, как Россию еще не обвинили в гибели Титаника! А то скоро всплывут факты, что Дед Мазай с зайцами на лодке протаранил корабль. Да еще черный ящик найдут! Ждем!!! Различаются выступления по форме : - Доклад - Сообщение - Выступление - Лекция - Беседа 2. Классический риторический канон как технологический цикл создания речи и центральный раздел риторики Инвенция (лат. Inventio нахождение, изобретение) Диспозиция (от лат. dispositio расположение) Элокуция (от лат. eloquor– высказывать, произносить речь, говорить словесное оформление мысли) Меморио (от лат. Memoria – память, запоминание) Акцио (от лат. Аctio – «действие, деятельность», произнесение речи) Инвенция – забота о содержательной стороне речи. 1) определить тему и цель текста, которым должно соответствовать содержание текста; 2) выбрать стратегию и тактики речевого поведения в зависимости от типа аудитории; 3) определиться с формой общения со слушателями – монолог, диалог, полилог. «Забота о здоровье» «Скорая помощь» «Самолечение» «Группы здоровья для людей пожилого возраста» «Работа скорой помощи в нашем районе» «О вреде самолечения» Диспозиция – организация текста, обеспечивающая смысловую связь всех его составляющих Различаются 3 основные структурно-смысловые части текста: вступление (зачин) основная часть заключение (концовка) Вступление подводит к предмету речи. Основная часть содержит необходимую информацию. Заключение – выводы, общая оценка сказанного. Методы построения основной части: Ступенчатый метод – тема развертывается последовательно – от исходного тезиса через систему строгих доказательств к логическому выводу. Хронологический (исторический метод) используется, когда надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. Концентрическое построение – оратор систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения, приводя новые факты и примеры. Метод аналогии – проведение параллели с чем-то известным. Дедуктивный и индуктивный методы. Дедукция – способ восстановления целого по отдельным деталям. Индукция– движение мысли от общего к частностям. Задачи заключительной части: 1) Суммировать и подытожить материал темы, сделав выводы; 2) Усилить впечатление, произведенное выступлением и закрепить в сознании слушателей его главные положения; 3) Поставить перед аудиторией конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения. Элокуция – оформление мысли, украшательство речи Вопрос подачи материала связан прежде всего с выбором тактики речевого поведения оратора: • прямые тактики речевого воздействия; • косвенные тактики речевого воздействия. Меморио – запоминание речи Приемы подготовки к публичному выступлению древних ораторов: (1)писали речь, затем заучивали наизусть, (2) определяли и записывали ключевые блоки, (3) запоминали начала абзацев, (4) запоминали основные мысли речи. Метод Цицерона – метод запоминания, основанный на создании в воображении пространства с опорными образами. Акцио – воспроизведение речи 3. Приёмы украшения речи Тропы (греч. «tropos» – поворот) – употребление слова или выражения в переносном смысле. Риторические тропы – это важнейшее средство создания выразительности речи. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Тропы Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов или контрасту (говор волн, начинка высказывания, червь сомнения). Метонимия – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий (любить Пушкина, т.е. любить стихи Пушкина). Аллегория – иносказания, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа (митрофаны высших учебных заведений). Эпитет – образное определение. Пример: воздушный почерк, изящная теория, безголовый директор и др. Гипербола – образное преувеличение (Ждать целую вечность). Оксюморон – подчёркнутое соединение противоположностей, несоединимых слов (живой труп, передовые отстающие). Парадокс – утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу (Тише едешь — дальше будешь. Пословица). Аллюзия – средство непрямого информирования (Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке). Фигуры (1) Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия (Жизнь коротка — искусство вечно). Градация – расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности (Время летит: минута, век, эра). Анафора – повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой (Суров закон. Суров, но справедлив). Эпифора – повтор заключительных элементов последовательных фраз (Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр?). Анадиплозис – последующая фраза начинает с повтора того, чем завершается фраза предыдущая (Он не прав. Не прав тот, кто сердится). Параллелизм – однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения. (Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения... (А. Лосев)). Фигуры (2) Период – построение фразы, при котором и говорящий, и слушающий уже в начале этой фразы ожидают, каково будет её развитие и завершение. 1. Временной период Модель: в одной из частей периода имеем: когда..., когда когда... в другой части – тогда. Пример: Когда нам говорят о великом преступлении, когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи, когда жертва его — слабая девушка, каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич). 2. Условный период. Модель: если.., если.., если.., то... 3. Определительный период. Модель: кто.., кто.., кто.., тот... Риторический вопрос – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе (Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш?). Риторическое восклицание – особо эмоциональное утверждение или отрицание (О времена! О нравы!). 4. Опора на письменный текст в публичном выступлении Виды конспектов: - План - Краткий конспект - Полный текст 4. Опора на письменный текст в публичном выступлении Виды конспектов: - План - Краткий конспект - Полный текст 5. Вспомогательные средства визуализации Для слушателей необходимы какие-то картинки, фотографии, таблицы, графики, проспекты, видеофрагменты… Можно воспользоваться различными слайдами или нарисовать что-то фломастерами, используя флипчарт. |