Лекция-1_Киевская Русь_IX-XIII вв. Лекция Древняя Русь. Ixxiii вв
Скачать 131 Kb.
|
Лекция 1. Древняя Русь. IX-XIII вв. Введение или зачем нужна история История – это комплекс наук (в основном гуманитарных), изучающих прошлое человечества с целью познания настоящего и определения перспектив будущего. Историю, конечно, проходят и в школе, однако изучение истории в вузе не дублирует школьный курс. Главное внимание мы будет уделять не тому, что, где и когда произошло (хотя без этого не обойдемся), а тому, почему и за счет чего развивались события, каковы были их итоги, значение и последствия. Разбирая эти вопросы, можно увидеть механизмы исторического развития и тем самым понять, как прошлое влияет на настоящее и определяет будущее. Собственно более подробно об этом, а также о том, зачем нужна история вообще и студентам-технарям в частности, вам уже рассказали на первом семинарском занятии. В рамках данного курса мы с вами основном будем рассматривать историю России, однако при этом постоянно соотнося ее с историей всеобщей, в первую очередь историей соседних народов. Это позволит вам получить более широкое представление о мировом процессе в целом и об истории России как составной части мировой истории. Однако в центре внимания у нас все-таки будет история России. Периодизация истории России в связи с мировой историей1
1. Географические особенности Восточно-Европейской равнины «При всяком шаге историка, не имеющего в руках географии, встречается претыкание» (с) Иван Никитич Болтин Основной темой лекции будет период с древнейших времен до XIII в. Это было время зарождения государственности на Руси и появления самой Руси как таковой. Однако прежде чем перейти к рассмотрению этих вопросов мы предварительно очертим ту сцену, на которой происходили эти процессы, и рассмотрим географические условия развития Русского государства. Без учета этих условий у нас получится эдакий сферический конь в вакууме. Наиболее значительные для истории России события происходили на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины. Именно там зародилось наше государство, именно там находились (и находятся) его основные центры и большая часть населения. Русская равнина на западе граничит с Западной Европой, на севере переходит в тундру и упирается в Ледовитый океан, на востоке – Урал, на юге – Великая Степь. Это довольно плоская равнина, без каких либо горных хребтов и как следствие бедная полезными ископаемыми (особенно цвет.мет.). Климат на ней ярко выраженный континентальный с жарким летом, холодной зимой и довольно коротким вегетативным периодом (важно для земледелия). Северная часть равнины покрыта густыми лесами (бедные почвы), которые к югу переходят в лесостепь, а затем степь (плодородные почвы, но есть кочевники). Леса являлись источником не только топлива и стройматериала (все русские города были деревянными), но и других ресурсов – промыслы. В меридиональной плоскости (сверху – вниз) ее территория пересечена многочисленными крупными реками (Днепр, Волга, Зап.Двина), которые с самого начала были путями сообщения и торговли. Между реками устраивались волоки. Не случайно большинство старинных русских городов стоит именно на реках на пересечении торговых путей. В то же время доступ к морям и океану был довольно ограничен – Балтика и Черное море фактически являются закрытыми морями, а единственной океанской границей был Ледовитый океан. Все эти особенности способствовали следующим особенностям развития Русского государства: 1. Раньше всего условия для создания государства сложились на юго-западе (Киев), где были плодородные почвы и находились торговые партнеры (Византия), однако в дальнейшем под влиянием опасности со стороны кочевников центр Руси перемещался на северо-восток (Владимир и Москва) 2. Отсутствие естественных границ, как по периметру Русской равнины, так и внутри ее обусловило раннее складывание единого государства, так и то, что его население сильно страдало от нападений соседей в первую очередь кочевников с юго-востока. 3. Бедность страны (почвы, полезные ископаемые и торговая изолированность) и необходимость обороны от врагов способствовали тенденции к централизации управления и милитаризации общества. 4. Пограничность России между Западом и Востоком и необходимость бороться с ними заставляла перенимать оттуда все полезное и приводила к двойственности характера Русского государства, стоявшего посередине. 5. Отсутствие полноценного выхода к морю формировало континентальный характер государства и затрудняло доступ к мировой торговле, центром которой были Средиземное море, а потом Атлантика. 6. Удаленность страны от мировых культурных центров (Рим и Византия) и центров силы имела следствием, во-первых, восприятие Европой русских земель как отсталой варварской периферии и соответственно отстранение России от ведущих мировых процессов, т.е. мы были несколько на отшибе. Кроме того, Россия из-за этого действительно несколько отставала, ибо доступ к Европе и европейским достижениям был для нее затруднен в том числе и из-за враждебных соседей, видевших в нас опасных варваров. 7. Многонациональный состав населения с самого начала способствовал развитию определенной терпимости к другим народам. 2. Древнейшие славяне и образование Древнерусского государства Предки славян (праславяне) принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тыс. до н. э. расселились от Европы до Индии. Прародиной славян была территория Полесья, Прикарпатье, Приднепровье, верховья Днестра, а также междуречье Вислы и Одера (современные Польша, Белоруссия, Украина и Чехословакия). Первыми о славянах под именем «венедов» упоминают в I-II вв. н.э. античные историки Плиний Старший, Тацит, Птолемей и др. Позже в VI в. о славянах пишут уже византийские историки, подразделявшие их на венедов, антов и склавинов. Их сведения в настоящее время подтверждены данными археологии и исторического языкознания. В IV-V вв. начинается постепенное расселение славян на юг, затем на запад и на восток, где они встречаются с готами и гуннами, а в VI в. от набегов славян сильно страдала Византийская империя. В ходе расселения славян по Европе, единая ранее народность разделился на три ветви, славян западных (поляки, чехи, словаки), южных (сербы, хорваты, болгары) и восточных, расселившихся по Русской равнине. До прихода славян эти земли были заселена различными финно-угорскими племенами. К VIII в. славяне оттеснили их на окраины, частично ассимилировав, однако в целом славяне и финно-угры вели достаточно мирное сосуществование. К этому времени у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен, самыми значимыми из которых были словене ильменские, кривичи, поляне, древляне и вятичи. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие, подсечно-огневое на севере, пашенное на юге. Было развито и скотоводство и в особенности различные промыслы (охота, бортничество). Основной единицей хозяйственной жизни первоначально, как и везде была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Только совместный труд коллектива позволял выполнять тяжелые работы по расчистке пашни от леса. Вывозили в основном продукцию сельского хозяйства и немного ремесел (мед, воск, кожи, пушнину, лен, хлеб). Ввозили драгоценности, ценные ткани, оружие, серебро и золото, вообще предметы роскоши. Основные торговые пути: «из варяг в греки» (Швеция – Балтика – Нева – Ладога – Волхов – Ильмень – Ловать – волок – Днепр – пороги – Черное море – Царьград) и из «варяг в арабы» (Швеция – Балтика – Нева – Волхов – Ильмень – система волоков через Торжок и Вышний Волочек в Волгу – Волга – Каспий – арабы). На этих путях позже возникают города. Образованию государства на Руси предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские (вервь), что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов и патриархальных семей. Раньше всего это произошло в регионах близ торговых путей. Власть в условиях военной демократии принадлежала военному вождю (князь), который избирался народным собранием (вече), одновременно являвшимся и племенным ополчением, и который правил совместно с племенными старейшинами. Ближайшее окружение князя составляла дружина – профессиональные воины, зависевшие только от князя и находившиеся на его содержании за счет добычи или дани. В это время племена восточных славян подвергались все более усиливавшемуся натиску со стороны кочевников (хазары) на юге и скандинавов (варяги-викинги) на севере. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной, на передний план выдвигается военно-дружинная знать. Складываются предпосылки для образования государства: Внешняя опасность (скандинавы и кочевники) настоятельно требовала объединения племен для организации отпора. Неспособность старой родоплеменной системы управления регулировать общественные отношения, усложнившиеся из-за расслоения общества и разложения родового строя. Развитие производительных сил, появление городов давало возможность выделить ресурсы для функционирования государства. Два центра государственности – Киев и Новгород (на торговых путях). Первые свидетельства – VII-IX вв. у арабских писателей (Куявия, Славия и Арцавия). Процесс объединения восточно-славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов, которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингами, или норманнами, а на Руси – варягами. Первой опорной точкой для варягов на Руси стало поселение Ладога на берегу реки Волхов, недалеко от ее впадения в Ладожское озеро (скандинавское название – Альдейгья, современное – Старая Ладога). Поселение было основано в 753 г. (предположительно скандинавами) и стало центром торговли между финскими, арабскими, славянскими и скандинавскими купцами2. В IX в. варяги закрепляются у истока Волхова из озера Ильмень, где на месте будущего Новгорода возникает поселение, известное сейчас как Рюриково городище. Его появление и название связано с летописным свидетельством3 о том, что в 862 г. жившие вокруг озера Ильмень славянские и финно-угорские племена, страдая от междоусобиц, призвали на княжение варяжского вождя Рюрика. Его преемник Олег (879–912), правивший от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря, в 882 г. захватил Киев. Эти события ознаменовали создание Древнерусского государстваво главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от власти расположенного в низовьях Волги Хазарского каганата, которому до этого они платили дань. Летописное известие о призвании варягов стало основой для норманнской теории образования Русского государства, сторонники которой говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Авторами ее были немецкие ученые XVIII в. Миллер, Шлёцер и Байер. М. В. Ломоносов посчитал такую трактовку оскорбительной для национальных чувств русского народа и в противовес ей выдвинул антинорманнскую теорию, в рамках которой утверждалось, что государство у восточных славян зародилось в связи с внутренними причинами. Современные историки не отрицают факт утверждения в Киеве варяжской династии и ее роль в ускорении процесса создания Древнерусского государства. В то же время подчеркивается и то обстоятельство, что создание государства является результатом длительного внутреннего социально-экономического развития общества, в ходе которого родовой строй оказывается уже не способным выполнять функции власти и управления в крупных территориальных поселениях (городах) и возникают новые надродовые структуры власти и управления, которые и определяются термином «государство». Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. В целом же процесс складывания древнерусского государства носил длительный характер и может быть разбит на несколько этапов.
При первых русских князьях, Олеге (879-912), Игоре (912-945), княгине Ольге (945-964) и Святославе (964-972) государство представляло собой союз племен, спаянный необходимостью защиты от общих врагов и военной силой и авторитетом киевского князя, который являлся главным среди племенных князей. Он собирает с племен дань, а в обмен предлагает им защиту, а также возможность получения добычи в ходе успешных военных походов. Сбор дани осуществлялся в форме полюдья, когда осенью князь с дружиной выходил из Киева и обходил свои земли по часовой стрелке, пользуясь легкостью передвижения в зимних условиях. Одновременно он осуществлял по дороге судебно-административные функции, т.е. судил и рядил в отношении того с чем не могла справиться местная власть. Весной князь возвращался в Киев и организовывал военные экспедиции к соседям за добычей, а также военные и торговые походы в Царьград. Помимо этого первые русские князья вплоть до Святослава, а особенно он, вели активную внешнюю политику, устраивая походы на соседей. Это не только обеспечивало безопасность границ и приносило добычу и дань, но и увеличивало авторитет князя, как удачливого полководца. Собственно сначала все держалось как раз на авторитете, но это означало, что после смерти князя следующему приходилось свой авторитет устанавливать заново, как правило, силой. Многое зависело от личных качеств князя. Отношения князя и подчиненных ему племен регулировались обычаем и не были четко зафиксированными, что могло порождать и порождало конфликты, когда одна из сторон вела себя, по мнению другой, неподобающе. Один из таких конфликтов, в 945 г., когда древляне убили князя Игоря, заставили частично отказаться от данной схемы. Ольга установила твердый размер дани и места ее сбора. Теперь прежняя варварская «мобильная столица» уходит в прошлое. Князь сидел в Киеве, а на местах его слуги собирали дань. Так начала складываться административная и налоговая система. Прекращения полюдья ограничило выполнение князем своих судебно-административных функций. В результате Святослав вынужден был направить своих сыновей княжить в самых важных городах, что было еще одни шагом к оформлению государственного устройства. С другой стороны после его смерти это повлекло междоусобицу. Пришедший по ее итогам к власти Владимир Святославич (980-1015) озаботился наведением порядка в своих владениях и стал искать другие способы сцементировать их в единое целое и построить более крепкое государство. Для этого он: Провел языческую реформу 980 г., оказавшуюся неудачной Крестил Русь в 988 г. Наладил общерусскую систему обороны от кочевников Создал аппарат управления (а точнее закончил его создание) Стал управлять Русью не с помощью полунезависимых племенных князей, а рассадив по ключевым городам и волостям своих сыновей, закрепив тем самым монополию рода Рюриковичей на власть. При нем прекращаются завоевательные походы и теперь энергия Руси тратилась на защиту от кочевников и на мирное строительство. Завершается строительство Русского государства в правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), при котором появляется письменный свод законов «Русская Правда» и завершается создание системы управления. Это был период наивысшего расцвета Киевской Руси. 3. Устройство русских земель в XI-XIII вв. В XI в., в ходе правления Ярослава Мудрого завершается складывание древнерусского государства. Во главе него стоял великий князь киевский, старший в роду Рюриковичей. Ему подчинялись младшие князья, его сыновья и др. родственники, сидевшие в самых важных городах и отчислявшие главному князю часть доходов. Города управлялись князьями или княжеской/вечевой администрацией, посадниками, тысяцкими, позднее – тиунами. В городах жили также бояре, находились боярские дворы. Поэтому русский город в ХI - первой трети ХIII в. не был самостоятельной силой, лишь поддерживая определявших политическое содержание событий князей или в случае соперничества – бояр. Однако часто его поддержка была определяющей. Князь был военачальником, исполнял судебные и административные функции, а также занимался дипломатией. Его представителями на местах были его слуги – тиуны и наместники, которые собирали дань и решали судебные дела, кроме самых важных и сложных. На их решения можно было апеллировать к князю. Власть князя формально была абсолютной. Помогала князю дружина, которая делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляла боярская аристократия, а младшую – менее важные княжеские слуги и простые воины: дети, отроки и гридни. Бояре были первейшими помощниками князя в управлении землями. Они ведут свое происхождение от дружинной элиты, которая в XI в. «оседает на землю» и смешивается с местным родовым боярством. Бояре командовали войском, князь посылал их в разные предприятия или давал важные задания, так как бояре обладали управленческим опытом, авторитетом и силой. Если князь боярину не нравился, то он мог от него отъехать к другому господину вместе со своими людьми и владениями. Это заставляло князей считаться с боярами, но с другой стороны и сами бояре не могли обойтись без князя, так как по сути являлись его слугами. Таким образом, здесь имел место быть своеобразный симбиоз князя и бояр. Вместе с церковными иерархами князья и бояре образовывали верхушку общества. Источниками доходов этой верхушки первоначально (в X в.) были дань, торговля и военные походы (добыча). В XI в., когда Русь принимает уже христианство, основой благосостояния верхов постепенно становятся земельные владения – вотчины, которые обрабатывались различными категориями зависимых людей. Они либо жаловались князем, либо покупались, либо появлялись за счет расчистки целины. Помимо бояр абсолютная власть князя была до некоторой степени ограничена вечем. Вече это народное собрание, состоявшее из свободных общинников, которые так и назывались – «люди». Оно, как правило, избирало командира ополчения – тысяцкого, а также могло избирать посадника. Местная власть принадлежала сотским, уличным и кончанским старостам, также избиравшимся местным населением и которые разрешали внутренние мелкие и простые дела. В случае невозможности решения, дело передавалось князю и его людям. То же самое происходило, если вмешивался кто то другой. Отношения между князем и вечем, так же как и отношения между князем и боярами регулировались не законами, а обычаем и традициями и определялись во многом личными качествами князя и конкретными условиями. Основным источником сведений о социальном устройстве Руси является «Русская Правда» в ее двух редакциях – «Краткой» и «Пространной». По своему характеру это типичная «варварская правда» периода раннего феодализма, когда происходит кодификация обычного права с дополнениями. Основное наказание – «вира» (судебный штраф). В Краткой Правде еще сохраняется норма о кровной мести. Суд и следствие осуществлялся князем и его людьми, а также социальной группой, к которой принадлежал потерпевший. Все это лишь подчеркивает тот момент, что, как во всяком средневековом обществе, на Руси отдельно взятый человек имел значение лишь как член какой-либо социальной группы, входя в какую-либо общину, или находясь у кого-то на службе или в зависимости. Исключением являлись лишь купцы, однако вести торговлю они могли, лишь обладая достатком, причем для защиты своих интересов они так же объединялись Большую часть населения составляли «люди» – свободные общинники. Община («вервь») отвечала перед государством за порядок на своей территории, а ее члены были связаны между собой круговой порукой, то есть несли совместную ответственность за преступления, совершенные отдельными ее членами. Зависимые люди составляли меньшую часть населения. В данный период существовало довольно большое число их разновидностей. Это говорит о неразвитости феодальных отношений и о раннефеодальном характере древнерусского государства. Наиболее бесправной категорией зависимых людей была челядь, под которой понимались рабы-чужеземцы, не имевшие никаких прав и бывшие полной собственностью хозяина. Позже термин вытесняет понятием холоп. Холопы также являлись рабами. В их число попадали как пленные, так и местное население (за долги или добровольно). Однако в отличие от челяди холопы обладали некоторыми мелкими правами, кроме того, существовали и высокопоставленные холопы – княжеские и боярские слуги Во временной зависимости от господина оказывались закупы и рядовичи. Закупы работали на него за долги, отрабатывая «купу», денежную ссуду. Рядовичи трудились по «ряду», т.е. по договору найма. Отдельной и сложной категорией зависимого населения были смерды, зависевшие от боярина или князя. Под ними понимают, либо свободное население, зависимое от князя и платящее ему дань, или холопов, посаженных на землю – прообраз будущих крепостных. Особое место в структуре древнерусского общества занимали изгои. В их числе мог быть купец-банкрот, неграмотный попович, освободившийся холоп и даже князь, оставшийся без удела. Будучи формально свободными, они, выпав из структуры общества, лишались тем самым защиты. В итоге им приходилось искать себе покровительства обычно у князя. В целом по своему устройству Киевская Русь была раннефеодальным государством, где еще не сформировалось типичного для феодализма крупного феодального землевладения с массами зависимых крестьян. 4. Распад Киевской Руси. Русские земли в эпоху раздробленности. Перед смертью Ярослав Мудрый в 1054 г. разделил свои владения между сыновьями, завещав им жить в мире и согласии. Однако затем между ними происходят разлад и междоусобицы, и единая до того Киевская Русь начинает распадаться. В 1097 г. на Любечском съезде князья договорились «каждый держит отчину свою», а к середине XII века Древнерусское государство фактически распалось на 15 самостоятельных княжений. Они в свою очередь продолжали дробиться, так что в начале XIII в. их было уже 50, а в XIV в. число великих и удельных княжений достигло 250. Формально это выглядело как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи при номинальном главенстве Киева. Причиной распада явились бесконечные княжеские раздоры и междоусобная борьба среди Рюриковичей, чему весьма способствовала введенная Ярославом Мудрым сложная система престолонаследия («лествичная»). Разрастание рода Рюриковичей привело к тому, что многие князья, не имея шансов занять киевский престол, старались закрепить за собой и своими потомками уже занятые ими княжества. Помимо этого распаду единого государства способствовали: 1. Ослабление центральной власти киевского князя, который уже не имел достаточно сил, чтобы держать в подчинении остальных князей. Главной причиной этого было то, что Киев как наиболее престижный престол больше всего страдал от разорения в ходе усобиц. Кроме того, в конце XI в. торговые пути смещаются в бассейн Средиземного моря и путь «из варяг в греки» утрачивает свое значение. Способствовали упадку Киевской земли и набеги половцев, заставлявшие население уходить в более безопасные места на северо-восток. 2. Отсутствие в Древнерусском государстве прочных экономических связей и преобладание натурального хозяйства, что позволяло отдельным княжествам самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым и не зависеть от других. 3. Интенсивное развитие русских городов, которые превращаются в региональные центры экономического, политического и культурного развития. Они стремились к большей самостоятельности, проявлением которой было наличие собственного князя. Таким образом, желание князей обособиться от Киева получало твердую поддержку. 4. Процесс развития феодального землевладения привел в XI в. к тому, что источником благосостояния княжеской и боярской верхушки стали земельные владения. «Оседание дружины на землю» имело следующие последствия: дружинники, превратившиеся в бояр, обзавелись вотчинами и стали привязаны не столько к князю, сколько к своей волости; теперь они отстаивали интересы не великого князя, а своей земли и потому активно поддерживали местных князей в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность. 5. Внешним фактором, способствовавшим распаду Руси, стало ослабление внешней опасности со стороны половцев. На рубеже XI–XII вв. их набеги заставляли князей держаться вместе под властью Киева. Однако в дальнейшем – после походов Владимира Мономаха – половцы были разгромлены и более не представляли серьезной угрозы. Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Стадию раздробленности в той или иной степени прошли практически все феодальные государства Европы. Их правители не могли лично управлять огромной территорией, но при этом не располагали возможностями для создания централизованной системы управления. В этих условиях они были вынуждены назначать для управления на местах своих титулованных вассалов (графов, герцогов или князей). Эти вассалы обладали довольно большими полномочиями и самостоятельностью. Со временем, пользуясь ослаблением центральной власти, они становились независимыми правителями, сохраняя лишь номинальное подчинение. Вместе с тем в каждом государстве этап феодальной раздробленности имел свои уникальные черты. Так, в отличие от Западной Европы на Руси все представители правящей прослойки принадлежали к роду Рюриковичей. Процесс феодальной раздробленности способствовал более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об определенной исторической прогрессивности этого этапа русской истории. Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Наиболее крупными и сильными среди русских княжеств были Владимиро-Суздальское княжество (северо-восток), Галицко-Волынская Русь (юго-запад) и Новгородская земля (север и северо-запад). В северо-восточных землях, входивших в систему великого княжения Владимирского, сохранилась политическая структура сильной княжеской власти киевского периода, подчинявшей иерархически организованные сословия бояр, дворян, свободных крестьян и городское торгово-ремесленное население. Это было наиболее сильное княжество, своего расцвета оно достигает на рубеже XII-XIII вв. при Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212). В Юго-Западной Руси заметное влияние играло боярство. Если в других княжествах (например, Киевском, Новгородском или Ростовском) бояре в своей деятельности опирались на местные социальные силы, то на Юго-Западе они нередко искали поддержку у поляков и венгров, что порождало известную их независимость от своих общин и князей. Первоначально самым сильным там было Галицкое княжество, достигшее расцвета при Ярославе Осмомысле (1153-1187). После его смерти и периода междоусобиц главенство переходит к Владимиру-Волынскому, чей князь Роман в 1199 г. объединил Галицко-Волынскую Русь в единое целое. Ее наивысший взлет приходит на правление его сына Даниила Галицкого (1238-1264), который даже венчался королем. Особое место среди русских земель занимал Новгород, имевший давние традиции самостоятельности (восстания против Киева в 980 и 1016 гг.). Позже городом управлял старший сын киевского князя, и потому в нем так и не сформировалось своей княжеской династии. В 1136 г. новогородцы изгнали князя Всеволода и полностью избавились от зависимости. Управление городом перешло в руки вече и руководивших им бояр – крупных купцов и землевладельцев. Князь нужен был городу лишь в роли военачальника и судьи, а реально им управляли посадник и тысяцкий, избиравшиеся вече из числа бояр. Выборным был и новгородский епископ. Таким образом, Новгород стал вечевой или боярской республикой. Так как князь не мог владеть в Новгороде землями и дробить территорию волости, то Новгородская земля была самым большим русским княжеством и делилась на 5 пятин (Санкт-Петербург находится в Водской пятине), однако при этом Новгород был слаб в военном отношении и раздирался постоянными противоречиями между боярскими группировками. В конечном счете в XIII в. Новгородская земля попадает в зависимость от владимирских князей. Среди других важнейших русских княжеств можно назвать такие как Черниговское, которое вело ожесточенную борьбу за обладание Киевом, Смоленское, выгодно расположившееся на перекрестье торговых путей, Рязанское, прикрывавшее Владимирскую Русь от набегов кочевников, Полоцкое, которое выделилось еще в XI в., но к началу XIII в. сильно ослабело, и мн. др. Русские княжества продолжали дробиться, так что в начале XIII в. их было уже 50, а в XIV в. число великих и удельных княжений достигло 250. Все это привело к ослаблению Руси. Последствия раздробленности На первый взгляд, этот период имел явные негативные последствия, выразившиеся в ослаблении военного потенциала, которое облегчало иноземные завоевания; междоусобных войнах и возрастающем дроблении княжеских владений. С другой стороны, столь однозначная оценка не учитывает и положительных результатов – расцвета русской культуры в XII-XIII вв. Тем не менее, в 1-й половине XIII в. Древняя Русь вступила в полосу кризиса, усугубленного внешними вторжениями с востока и запада. Русские земли в XIII в. Нашествия с востока и запада Нарастающий распад русских земель спровоцировал в 1230-е гг. новый виток междоусобиц, когда черниговские, смоленские и галицкие князья развернули ожесточенную борьбу за главенство в южной Руси и обладание Киевом. Северная Русь осталась в стороне от этой войны, однако и там наблюдались негативные явления – фактически исчезает Полоцкое княжество, начинается процесс развала Владимирской земли. Раздробленная и ослабленная внутренними раздорами Русь подверглась натиску с востока, со стороны Монгольской державы, и с запада, со стороны немецких и шведских крестоносцев. Монгольская держава возникает на рубеже XII–XIII вв., когда разрозненные кочевые племена были объединены под властью Темучжина, провозглашенного в 1206 г. великим каганом всех монголов под именем Чингисхана. Новое государство с самого начала переходит к масштабной экспансии, в ходе которой создается империя, простиравшаяся от Тихого океана до Средиземного моря. Впервые Русь познакомилась с монголами в битве на Калке (1223), где те разгромили войско русских князей и союзных им половцев. Несмотря на поражение, опасность на Руси серьезно не восприняли, посчитав монголов обычными кочевниками, с которыми уже давно умели бороться. Между тем монголы обладали единым централизованным руководством, а их войско было четко организовано и отличалось жесточайшей дисциплиной. Также монголы располагали развитой осадной техникой, что позволяло им успешно брать крепости. Для того времени это была почти совершенная военная машина. Поэтому когда в 1237–1242 гг. на Русь обрушилось монголо-татарское (Батыево) нашествие, она оказалась не в состоянии противостоять ему. Нашествие стало для Руси тяжелым ударом. Особенно сильный ущерб понесли города – центры культуры, торговли и ремесел. Русь в своем социально-экономическом развитии была отброшена далеко назад. Другим следствием нашествия стало установление монголо-татарского ига. Под монголо-татарским игом понимают систему отношений между русскими землями и Золотой Ордой, существовавшую с середины XIII в. до второй половины XV в. (1240–1480). Эти отношения выражались в том, что русские князья стали вассалами золотоордынских ханов и должны были получать от них ярлыки (грамоты) на княжение и выплачивать большую дань. Это было тяжким бременем, однако стоит отметить, что в отличие от, например, Китая или Средней Азии, также покоренных монголами, Русь сохранила определенную самостоятельность. Большинство исследователей считают, что влияние ига на русские земли носило в основном негативный характер. Постоянное изъятие денежных средств в виде дани приводило к упадку торговли и ремесел и дальнейшей натурализации хозяйства. Основным источником благосостояния становится земля, что способствовало росту числа вотчин и дальнейшему развитию феодальных отношений. Крестьяне, спасавшиеся от татар, все больше попадают в зависимость от своих богатых соседей, чем закладывались основы крепостного права. Зависимость от Орды сопровождалась распространением азиатской политической традиции, что заложило основу будущего деспотизма русских правителей. Особое место в отношении оценки ига занимает точка зрения евразийской школы, высказанная, в частности, Л. Н. Гумилевым. С этой точки зрения монголо-татарское иго было взаимовыгодным симбиозом или даже союзом Руси и Орды, за счет которого Русь и была спасена от поглощения ее католическим Западом, чей натиск на восток в XII–XIII вв. усиливается. К концу XI в. в Европе завершаются «темные века» и начинается период расцвета Средневековья. Бурный внутренний рост заставлял западно-европейский мир расширять свои пределы. Это расширение происходило в форме крестовых походов. Их целью сначала были Святые земли – Палестина, однако в конце XII – начале XIII вв. немцы и шведы под предлогом распространения христианства среди прибалтийских язычников начинают натиск на восток, подчиняя местные племена, некоторые из которых ранее платили дань Полоцку или Новгороду. Вслед за этим крестоносцы, пользуясь монгольским разорением, стали пытаться закрепиться уже на территории самой Руси, захватив Псков и подбираясь к самому Новгороду. В отличие от монголо-татар, под властью которых русские земли сохраняли некоторую самостоятельность, они начинали с возведения опорных пунктов – замков, обеспечивавших постоянное присутствие на завоеванной территории. Местное население насильственно обращалось в католичество. Местные жители не имели никаких прав и оказывались на положении крепостных. Тем самым опасность с запада грозила потерей не только политической самостоятельности, но также утратой религиозной, культурной и, в итоге, национальной идентичности. Избавление Руси от западной опасности связано в первую очередь с деятельностью Александра Ярославича Невского. В 1240 г. он разбил шведов на Неве (Невская битва), а в 1242 г. нанес поражение немецким рыцарям на Чудском озере (Ледовое побоище). За эти победы, обеспечившие сохранение на Руси православной веры, Александр Невский был канонизирован русской церковью. Успех в борьбе с крестоносцами был возможен только при условии отказа от борьбы с татарами. Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович и его сын Александр пошли на компромисс, став вассалами Золотой Орды. В результате Северо-Восточная Русь лишилась политической независимости, однако сохранила свою культурную и религиозную идентичность. 1 При наличии проектора таблица выводится на экран. Иначе имеет смысл выдавать ее лишь на семинаре. 2 В 2003 г. отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, которую называли «древней столицей Северной Руси». 3 «Повесть временных лет» – древнейший сохранившийся летописный свод, созданный в начале XII в. на основе более ранних текстов. |