Неохуй. Лекция. Неофрейдизм
Скачать 26.25 Kb.
|
Лекция. Неофрейдизм 1 часть 1. Специфика и основные положения неофрейдизма. 2. Теория К.Хорни; базальная тревожность; невротическая личность; невротические стратегии; 3. Теория Э.Фромма; проблема свободы; конформизм; социальные типы характера; Основные положения неофрейдизма Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. Социокультурная теория личности К.Хорни В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму. Нововведением в теории Хорни было понятие «образа Я», который состоял из «знания о себе» и «отношения к себе». Адекватный образ Я способствовал преодолению психологической тревоги. На творчество К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Предметом данного направления является невротическая личность. Основные задачи: 1. Исследование формирования невротической личности; 2. Различение здоровой и невротической личности; 3. Применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии. Невротическая личность, согласно теории Хорни – это личность с нарушенной потребностью в безопасности. Здесь биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Невротические потребности – это избыточные потребности: 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в общественном признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам. Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Невротичная личность развивается при неудовлетворении стремления к безопасности. Концепция «гуманистического психоанализа» Э.Фромма Эрих Фромм (1900-1980) - видный представитель психологии неофрейдизма. Им разработана концепция «гуманистического психоанализа». По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа. Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи «молодого Маркса» с психоанализом и другими современными философскими течениями. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциальной» (Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia -существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека). и «исторической». К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно», 2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре. Теория Эриха Фромма о "социальном характере" По Фромму, «социальный характер» - это явление, распространенное на широкие слои населения, поскольку «социальный характер» этим слоям навязан. «Социальный характер» создаётся системой образования, религией, одобренными институтами культуры и плюс к тому - воспитанием в семье. При этом надо иметь в виду, что в семье ребенок воспитывается, в первую очередь, теми методами, которые тоже санкционированы, одобрены существующей культурой, считаются обычными, нормальными, естественными. «Социальный характер», по Фромму - это результат адаптации человека к той конкретной культуре, в которой он живёт, к конкретному типу организации общества. Поскольку Фромм считает, что никакие из известных ему обществ не дают возможности личности реализовать себя полностью, и, следовательно, личность находится в изначальном противоречии с таким обществом, «социальный характер» - это механизм, который позволяет личности безнаказанно существовать в этом несовершенном и враждебном личности обществе. По Фромму получается, что различным обществам, различным классам внутри общества присущ свой «социальный характер». Но поскольку правящие классы и слои прививают тем классам, которые не допущены к власти, выгодные им, правящим классам и слоям, «социальные характеры». То есть, происходит навязывание чуждого классового характера - Фромм просто такими терминами не пользовался, он пользовался терминами психоанализа и терминами Франкфуртской школы. Фромм полагал, что «те, кому «социальный характер» уже навязан, в принципе не способны воспринять такие идеи и идеалы, которые не соответствуют этому «социальному характеру». И не потому, что они понимают эти идеалы как чуждые себе, а потому, что они эти идеалы не могут понять, у них совершенно иное мышление, у них другой внутренний язык. То есть если обращаться к этим людям с пропагандой, но они не поймут - «социальный характер» уже создал барьер, который запрещает им понимать, воспринимать предлагаемые образы, идеи и аргументы. Если же человек пробился сквозь этот барьер, то он тем самым создал для носителя «социального характера» невыносимые условия. Защитные механизмы для того и существуют, чтобы не допускать таких вещей, не подвергать конкретную особь такому стрессу. Фромм вывел несколько вариантов «социального характера» Первый тип «непродуктивного» «социального характера» - рецептивная ориентация. Фромм говорит, что человек, отличающийся рецептивной ориентацией, полагает, что источник всех благ находится во внешнем мире, и считает, что единственный способ обрести желаемое (неважно что - что-то материальное или любовь, знания, удовольствие...) - это путь получения этого желаемого извне. Второй тип - эксплуататорская ориентация. Он также основан на постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не создавать собственными силами. В отличие от рецептивного типа, эксплуататорский тип не ожидает получения желаемого как дара, а отбирает силой или обманом. И это проявляется во всех сферах человеческой деятельности: в области любви и чувств, например, люди эксплуататорской ориентации имеют тенденцию захватывать и воровать, они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого; в отношении интеллектуальной деятельности такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Третий тип - накопительская ориентация. Отличается от первых двух: те направлены на внешний источник получения благ, а накопительская ориентация характеризуется недоверием ко всему новому, приходящему извне. Безопасность в сознании людей этой ориентации основывается на накоплении и на сохранении уже накопленного, тогда как трата воспринимается ими как угроза. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира («мой дом - моя крепость»), и главная их цель - накопить как можно больше внутри этой «крепости» и дать как можно меньше из нее изъять. Эта скупость у них одинаково распространяется на деньги, на чувства, на мысли... Любовь для них - овладение, обладание. Они не отдают свою любовь, а стараются овладеть «возлюбленными». Четвертый тип, которому Фромм специально уделяет много внимания, подробно критикует и который, по его мнению, становится преобладающим при капитализме, - это рыночная ориентация, основанная на том, что личность, особь, индивид превращается в товар, в один из товаров, которые циркулируют на рынке. Соответствующим образом эта личность и оценивается - именно как товар. Принцип оценки одинаков и для рынка товаров, и для рынка личностей: на одном на продажу предлагаются товары, на другом - личности, а больше разницы, с точки зрения представителей этой ориентации, нет никакой. Соответственно, такой человек и должен строить себя как товар. Фромм говорит, что, подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке, а, чтобы быть в моде, он должен знать, какого рода личности пользуются спросом на рынке. То есть происходит полный отказ личности от себя в угоду моде и стремлению себя продать. Причем отношение к другим у него тоже ничем не отличается от отношения к себе, поскольку другие тоже воспринимаются как товар, и они сами выступают не такими, какие они есть сами по себе, а предъявляют ту часть себя, которая пользуется товарным спросом. Конформизм Психология как сфера научной деятельности имеет одну особенность. Многие понятия, которые вначале были строго научными и относились к психологии, впоследствии приобрели несколько иной смысл и стали использоваться в других областях, часто вообще ненаучных; некоторые такие понятия и вовсе утратили связь с психологией. Так произошло и с конформизмом. В наше время этот термин применяется по преимуществу в политике и этике, и психологам для своих нужд пришлось изобрести новый, хоть и внешне похожий – «конформность». Тем не менее, прежнее понятие тоже используется и при упоминании конформизма следует разграничивать «психологический» и «политический». Конформизм– это такое изменение в поведении и мнениях индивида, которое обусловлено некоторым влиянием извне. Влияние может исходить от одного человека или целой группы людей, быть реальным или кажущимся. Это наиболее общее, психологическое определение. В политике же конформизм – это позиция человека (или социальной группы), подразумевающая приспособленчество, согласие с существующими в обществе порядками, политическим режимом. Конформистом называют человека, который сознательно занимает подчинённое положение в социуме и соглашается с его установками. Также конформистом называют и такого человека, который решил изменить своё поведение и образ мыслей под влиянием другого человека, в том числе своего кумира. Чаще всего, впрочем, слово употребляется именно в социально-политическом контексте. На самом деле большинство людей в той или иной степени являются конформистами. Даже откровенно не признавая существующий политический режим, большинство людей предпочитает оставаться в стороне, пользуясь предоставленной властями свободой. Даже тот, кто пытается активно бороться со сложившейся системой – как правило, ненасильственными методами – внешне показывает вполне лояльное отношение к ней; ведь в противном случае он будет разоблачён, схвачен, арестован, казнён – и дело его погибнет. Сознательный конформист характеризуется не столько интеллектом (сколько определёнными жизненными ценностями. Конформист обычно больше всего ценит физиологическое выживание, а его готов обеспечить почти любой политический режим, включая диктаторский. Конформист либо не имеет каких-либо высших склонностей и талантов, либо имеет их лишь в тех областях, которые поддерживаются правительством. Сторонник конформизма чаще всего придерживается «традиционных ценностей»: он желает создать семью и завести детей, он религиозен, он считает себя патриотом. Конформизм в ряде случаев демонстрирует свои положительные стороны. Так, работник принимает правила поведения на предприятии, а в обмен на это получает зарплату, продвигается по службе, заслуживает уважение сотрудников и начальства. Ещё более наглядный пример: мы переходим проезжую часть в соответствии с правилами дорожного движения, тем самым сохраняя себе жизнь. В некоторых случаях конформизм одновременно является бунтом. Бывает, что в школьном классе внутренние установки противоречат принятому поведению в школе; в этом случае ученик, принимающий условия данного коллектива, тем самым бунтует против школьных порядков – и наоборот, продолжая исполнять школьные правила, он становится изгоем в своём классе. Проблемы начинаются тогда, когда конформизм превращается в стиль жизни. Подчинённое состояние человек делает конечной целью существования. Он становится «правильным» даже там, где это особо не требуется. Кроме того, он начинает указывать другим, как им себя вести. В политическом плане сторонник конформизма становится доносчиком. Всякое проявление инициативы – это изменение действительности, а значит – попытка задать ей новые, собственные правила. Поэтому сторонник конформизма, сделавший его своим стилем жизни, - это патологически неуверенный в себе человек. Зачастую он не желает что-то менять даже в своей частной жизни, не говоря уже про какие-то поступки, направленные вовне. Он не решается уволиться со старой работы и перейти на новую, даже если там коллектив лучше и зарплата выше. Он не решается смотреть новые фильмы и слушать новую музыку, особенно если они кажутся слишком вызывающими. Классификация конформизма Конформизмы бывают разные. Их отличают причина возникновения, степень, отношение к собственным мыслям и другие факторы. Существует несколько классификаций конформизма. Традиционно конформность разделяют на два вида: 1. Внутренняя конформность – в этом случае человек пересматривает свои взгляды, меняет свою позицию; практически это то же самое, что и самоцензура. 2. Внешняя конформность – при этом внутреннего принятия иного мнения не происходит, человек остается верен себе. Он лишь пытается казаться «правильным», избегая проявлять своё несогласие с общественными нормами. Именно в этом случае наблюдается то, что принято называть «конформизмом». Есть и другие разделения конформизма. Так, Герберт Кельман предлагает три стадии конформного поведения: 1. Подчинение – в данном случае наблюдается лишь внешнее принятие влияния, которое продолжается только до тех пор, когда тот, кто оказывает влияние, находится в поле зрения индивида. 2. Идентификация. Она также имеет две разновидности: при первой человек уподобляется агенту влияния, потому что испытывает к нему симпатию; при второй каждый участник принимает некоторые правила поведения, которые ждёт от него партнёр, и сам ждёт от него определённого поведения. 3. Интернализация – при этом мнение общества частично или целиком совпадает с мнением индивида. Происходит полное взаимопроникновение личности и социального окружения; благодаря этому поведение личности становится относительно независимым от внешних условий. Г. Сонг предложил ещё одну классификацию конформизма. Первый тип – это сознательное поведение, при котором человек проявляет конформность, руководствуясь определёнными соображениями. Второй тип – иррациональный конформизм, или так называемый «стадный инстинкт»; в этом случае человек действует неосознанно, «чисто автоматически» проявляя такое же поведение, что и окружающие (Василий Алибабаевич: все побежали, и я побежал). Принятию конформизма способствуют другие факторы. Например, желание добиться определённого социального статуса, успеха в обществе; известно, что окружающие в большей степени принимают и уважают такого человека, который ничем особенно не отличается от них. Эрих Фромм много внимания уделял чувству одиночества и тревожности. Он писал, что конформизм для многих людей служит средством избавления от этого чувства. Подчиняясь общему мнению, человек в своих глазах становится частью коллектива, а это повышает его самооценку. Социальный конформизм Существует такое понятие, как социальный конформизм. Он противопоставляется групповому конформизму и направлен на усвоение общих для всего социума норм. Для такого типа поведения определяющее значение имеет мода. Социальный конформист стремится одеваться по последней моде, слушать то, что сегодня «в тренде», голосует за «модных» политиков – то есть за таких, которых хвалит большинство. Такое поведение, с одной стороны, повышает самооценку человека и избавляет его от ощущения одиночества; но с другой стороны – такой человек лишается индивидуальности, его личность целиком состоит из готовых шаблонов, созданных общественным мнением. Социальный конформист во всём стремится плыть по течению, он не решается на какой-либо бунт – отказывается даже надевать обувь «не того» фасона. Социальный конформист, конечно, не стремится быть незаметным, «затеряться в толпе»; наоборот – следование общим трендам для него является некой формой самовыражения. Следование общему мнению не обязательно является негативной чертой характера. В таком поведении нужна мера. Необходимо искать компромисс между требованиями общества, личными желаниями и убеждениями. |