Главная страница

Лекция. Лекция 5а. Лекция Педагогические теории Джона Локка и ЖанаЖака Руссо


Скачать 28.69 Kb.
НазваниеЛекция Педагогические теории Джона Локка и ЖанаЖака Руссо
АнкорЛекция
Дата04.01.2022
Размер28.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 5а.docx
ТипЛекция
#323952

Лекция 5. Педагогические теории Джона Локка и Жана-Жака Руссо.


  1. Педагогическая концепция Джона Локка (1632–1704).

  2. Педагогическая теория Жана Жака Руссо (1712–1778).


1. Педагогическая концепция Джона Локка.

Джон Локк родился в 1632 году в буржуазной семье. Получив хорошее образование в престижной грамматической школе, он поступает в Оксфордский университет, после окончания которого, преподает в этом же университете греческий язык и риторику. В это время он самостоятельно изучает философию Бэкона, Декарта. Под влиянием их сочиненийЛокк увлекается естествознанием и посвящает себя изучению медицины.

В 1667 годуон становится врачом и воспитателем сына, а затем внука одного из известных политических деятелей Англии, который из-за своих либеральных взглядов вынужден был эмигрировать в Голландию. Вместе с семьей своего патрона эмигрировал и Дж. Локк. Вернуться в Англию Дж. Локк смог только после второй английской революции (1688 г.). В этот период появляются его главнейшие философско-педагогические работы.

Отстаивая идею классового компромисса Дж. Локк, в своем главном философском труде "Опыт о человеческом разуме" стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, душа человека, по его мнению, подобна чистой доске (tabyla rasa). Данное утверждение Дж. Локка об отсутствии у человека врожденных идей вооружало буржуазию на борьбу против феодального мировоззрения, которое пропагандировало идею о врожденности "рыцарских качеств",способностей к управлению государством, свойственных только дворянам и т. д. Критика Локком теории врожденных идей позволяла выделить в качестве основного фактора развития личности воспитание.Локк признавал, что от природы имеются некоторые различия в спо­собностях детей, но этим различиям он придавал весьма ограниченное значение. Решающую же роль в формировании человека, его взглядов, привычек, нравственности он отводил воспитанию: девять человек из десяти становятся «тем, что они есть..., благодаря своему воспитанию».

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге "Мысли о воспитании". Как мы уже знаем, провозгласив идею "чистой доски"исключительную, решающую роль он отводил воспитанию. "... Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, чем они есть добрыми или злыми, полезными или бесполезными, благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает огромную разницу между людьми" утверждал Локк.

Исходя из буржуазной направленности своей педагогики, Локк ставит целью воспитания не "человека вообще", а "джентльмена", "делового человека",умеющего разумно и прибыльно вести свои дела, человека с дворянской утонченностью в обращении и с купеческим умением наживать.

По мнению Локка, джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание.

На первое место Локк выдвигает физическое воспитание "Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия"— говорил он. Утверждая, что только здоровом теле здоровый дух, Локк считает необходимым с раннего детства закалять тело ребенка, добиваться того, чтобы оно легко переносило усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает совет об одежде, пище и т. д. Будущий джентльмен должен быть физически закаленным, крепким, мужественным и настойчивым. "Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом".

Важное значение Дж. Локк придает нравственному воспитанию джентельмена. Мораль выводиться им из принципа пользы и интересов личности. По его мнению – настоящий джентльмен это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть, "мудрыми" и не только добиваться того, что им хочется, но ясно учитывать возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно: он должен руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Этому разуму должны подчиняться выработка характера, развитие воли. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. По мнению Локка первоначально "страх и уважение"должны дать власть воспитанию над поведением ребенка, а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать "любовь и дружба".

Локк считает, что в семье должен быть установлен авторитет родителей и воспитателей и безусловное повиновение детей их воли.

Однако, выступая защитником авторитарного воспитания, Локк говорит, что нельзя требовать от ребенка только безусловного повиновения, основанного на страхе, ибо "рабская дисциплина создает и рабский характер".

Локк выступает решительным противником телесных наказаний, но, будучи непоследовательным, он сохраняет их как средство, направленное на это, чтобы сломить упрямство ребенка.

Главным воспитательным средством по мнению Локка являются не столько наставления, сколько примеры, среда и обстановка. "Примите за несомненную истину, что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находиться, и образ действий тех, которые ходят за ним".

Ряд умных советов дает Локк относительно борьбы с детской ленью, детской ложью, с предрасположенностью детей к жестокости и т. д.

Ценным является требование Локка, чтобы воспитатель подходил к каждому ребенку с внимательным учетом его индивидуальных особенностей.

Джентльмен должен получить и умственное воспитание, но оно также, по мнению Локка, должно быть подчинено выработке качеств делового человека. "Доброжелательный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами".

Локк отрицательно относиться к школе, где, по его мнению, "собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния".Настоящий джентльмен воспитывается только дома, так как "даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретенных в школе знаний и умений". Все дело воспитания джентльмена Локк рекомендовал поручать хорошо подготовленному воспитателю.

Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку(латынь не для всех – для тех, кто будет заниматься торговыми делами и с/х — этот язык не нужен), географии, физике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также дать ему основные сведения по истории и законодательству, естествознанию, бухгалтерии, обучить верховой езде и танцам.

Весь учебный план и программа обучения джентльмена выдержаны Локком в духе реального образования и практической полезности. "Нужно, чтобы время, труды и усилия тратились на приобретение знаний, действительно полезных и существенно необходимых.

Локк считает полезным обучение юношей какому-нибудь ремеслу: плотничьему, столярному, токарному или же садовому и сельскому хозяйству. Целью занятий ручным трудом Локк считает предотвращение праздности, деловое использование свободы времени. Он ценит эти занятия и потому, что они укрепляют здоровье, особенно если практикуются на открытом воздухе.

Педагогическая система Локка является следующим этапом развития педагогической мысли после Коменского. Коменский глубоко разработал дидактические вопросы, но недостаточно остановился на вопросах воспитания. Локк же почти все свое внимание сосредоточил на вопросах воспитания.

Локк обобщил и углубил те черты практики и воспитания, которые сделались характерными для распространенной в Англии системы воспитания: большое внимание к физическому воспитанию (игры, спорт), к воспитанию характера, воли, к выработке энергичного и делового человека.

Педагогические сочинения Локка были переведены на русский язык в 18 веке. Они критически использовались некоторыми представителями русской педагогической мысли второй половины 18 века (Бецкой, Новиков).


  1. Педагогическая теория Жана Жака Руссо.

Знаменитый французский философ, писатель, педагог Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Мать Руссо умерла при его рождении, и мальчик остался на попечении отца. После первоначального обу­чения он был отдан в учение к мастеру-граверу. Хозяин жестоко и грубо обращался с мальчиком, бил его. Руссо сбегает от него и до 30 лет ведет скитальческий образ жизни. Все эти годы он усиленно занимается самообразованием.

В результате своих скитаний Руссо оказывается в Париже. По совету друзей Руссо пишет сочинение и участвует в конкурсе сочинений на тему «Способствовал ли прогресс в науках и искус­ствах улучшению или ухудшению нравов»? Написанное им с большим увлечением сочинение обратило на себя внимание жюри, удостоилось премии и сделало имя Руссо известным в литературных кругах. Окрыленный успехом своего первого произведения и желанием выразить свои убеждения Руссо пишет ряд работ, в которых гневно бичует феодальный строй и сословные предрассудки.

В 1762 г. Руссо пишет социально-педагогический роман «Эмиль, или о воспитании», в котором критикует феодальное воспитание, схоластическую школу и дает кар­тину воспитания человека нового буржуазного общества. Роман вызвал большое недовольство со стороны королевской власти и духовенства. В результате произведение было приговорено к сожжению, а автор к заключению в Бастилию. Предупрежденный друзьями Руссо бежал в Швейцарию, а затем в Англию.

Только в 1767 г. Руссо вернулся во Францию, где и провел последние годы своей жизни. Здесь он написал свою «Исповедь», проникнутую глубокой искренностью и психологическим анали­зом автобиографию. Умер Руссо в 1778 г.

Свои философские взгляды Руссо излагает в «Эмиле, или о воспитании». Предложенная им теория познания является сенсуалистической, ибо все знания он выводит их ощущений: «Я существую и имею чувства, посредством которых получаю впечатления. То, что действует на чувства, есть материя. Существует объективный мир, который познается через органы чувств», – говорит Руссо. Исходя из этого тезиса, он придает исключительное значение воспитанию органов чувств.

Признавая внешний мир объективно существующим, Руссо в тоже время утверждает, что его развитие определяется высшей волей. «Все хорошо, что выходит из рук творца вселенной, все вырождается в руках человека» – говорит он. По его мнению, человек испорчен порочным обществом. Отсюда Руссо делает вывод, что нужно воспитывать человека (ребенка) вне испорченного общества, на «лоне природы». Эти философские взгляды Ж-Ж Руссо легли в основу его педагогической теории, изложенной им в романе «Эмиль, или о воспитании».

В произведении вымышленный сюжет и действующие лица – воспитатель по имени Жан-Жак и воспитанник – Эмиль. Главная проблема, решаемая в романе – воспитание человека.

В романе показывается воспитание мальчика-аристократа, ибо именно представители высшего сословия, по мнению Руссо, получают совершенно извращенное воспитание. Из мальчика Руссо хочет воспитать человека нового общества, собственника, умеющего трудиться и живущего собственным трудом. «Я беру из них одного, – говорит Руссо, – для того, чтобы хотя бы одного из них спасти от разврата и лжи». В основу воспитания человека Руссо положил принцип естественного и свободного воспитания.

Ввиду того, что окружающее общество заражено развратом, искусственностью и ложью, процесс воспитания Эмиля ведется на лоне природы, вдали от пороков городской жизни, в таких условиях, при которых подросток обращается только со своим воспитателем и природой.

Природа, по мнению Руссо, находится в естественном состоянии и тем самым естественно воздействует на человеческую природу, ограждая ее от насилия и искажения.

Дети от природы совершенны, задача воспитания заключается в том, чтобы не вносить в природу ребенка ничего нового, а создавать условия, возможности для саморазвития всех хороших качеств и черт, заложенных в природе ребенка.

Таким образом, Руссо считает природу ребенка одним из главных, решающих факторов воспитания, и, следовательно, воспитание следует строить природосообразно, что будет соответствовать естественному воспитанию. Руссо понимает свободное воспитание в том смысле, что воспитанник ничего не делает по приказу, а учится только тому, к чему питает интерес и желание. Если у воспитанника нет интереса и желания познать что-нибудь, то воспитатель не имеет права принуждать его к этому.

Руссо считает, что воспитание зависит от обстоятельств и условий. Следовательно, надо организовать воспитательные условия таким образом, чтобы сами вещи, сами жизненные явления воспитывали человека. Если обращаться с вещами не так, как надо, то они доставят много неприятностей. Сами вещи учат, воспитывают. Вещи – это фактор в формировании личности – подчеркивает Руссо.

Ваш воспитанник изорвал хорошее платье. Не торопитесь покупать ему новое, пусть он переживет неприятность появления в плохом, изорванном платье среди своих товарищей, одетых, в чистые, красивые костюмы.

Ваш воспитанник ломает дорогую игрушку. Не торопитесь покупать ему новую. Пусть, испытав неприятность от того, что ему нечем играть, он поймет, как надо обращаться с игрушками.

В романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо описывает, как воспитатель Жан-Жак поступил с Эмилем, когда заметил, что Эмилю доставляет удовольствие бить оконные стекла. Когда сделанные предупреждения не произвели желаемого воздействия, Эмиля поместили на несколько дней в темную комнату без окон. Мальчик стал протестовать и требовать, чтобы его перевели в светлую комнату с окнами. На это ему ответили, что он не умеет вести себя в комнате с окнами. Этот эпизод Руссо заканчивает следующим замечанием: «Можете быть уверены теперь, что, испытав на самом себе неудобство пребывания в холодной комнате без стекол, Эмиль получил настоящий урок и понял, как надо обращаться со стеклами».

Воспитание, организованное таким образом, Руссо назвал методом естественных последствий.

Исходя из теории естественного воспитания, Руссо установил периодизацию возрастов, содержание и методы воспитания в соответствии с развитием природы воспитанника. Он выделил четыре возрастных периода.

Первый период он назвал периодом физического воспитания, который длится от рождения до 2 лет. В первые два года Руссо считает важным обеспечить правильный уход за развивающимся организмом ребенка, причем требует свободного развития ребенка в этом возрасте.

Вот родился ребенок – говорит Руссо, его спеленали и закрутили так, что он не может повернуться ни одним своим членом. Руссо требует естественного физического развития человека, как можно больше движения, как можно больше свободы организму, развивающемуся по положенным ему законам природы.

Воспитание в этот период, по мнению Руссо, носит больше отрицательный, чем положительный характер; не добавляйте ничего к тому, к чему ребенка стимулирует сама природа, сами естествен­ные потребности его организма. Задача родителей и воспитателей в этот период развития ребенка заключается в том, чтобы следить за тем, чтобы естественные потребности ребенка не были извращены.

Человеку – говорит Руссо, который от природы является совершенным, существом все-таки присуще очень легко портиться в руках человека. Вот вы поносили некоторое время засыпающего ребенка на руках и в следующий раз он уже не хочет засыпать без того, чтобы его убаюкивали. Если ребенок плачет в силу неудовлетворения каких-то его естественных потребностей, а взрослые, не разгадав причину его плача, дадут ему сладости, то в дальнейшем, даже при удовлетворении его естественных потребностей, он все-таки будет плакать, требуя от вас сладости.

Если вы будете продолжать давать ему сладости, то через некоторое время он потребует: дайте ему луну. Человеческие потребности безграничны и очень часто принимают извращенную форму. Поэтому в этом возрасте надо внимательно выявлять каждый раз, какие именно естественные потребности лежат в основе крика и требований ребенка и стараться не удовлетворять его неестествен­ные потребности. Надо следить за тем, чтобы воспитание способ­ствовало развитию естественных, а не извращенных потребностей человека.

Второй период – (от 2 до 12 лет) наступает с того времени, когда у ребенка появляется речь. Этот период Руссо называет периодом сна разума. По мнению Руссо, начиная с 2-х лет, хотя и развивается речь, но еще не развивается мышление ребенка, разум ребенка – его мышление спит. Поэтому Руссо считает, что в период с 2-х до 12 лет не следует заниматься развитием разума ребенка, нужно воспитывать органы чувств. Разум ребенка, способность его к отвлеченному мышлению, по мнению Руссо, созревает к 12 годам.

И вот с этого времени наступает следующий, третий период, который длится до 15 лет. Данный период Руссо назвал периодом умственного воспитания.

Умственное воспитание Руссо представляет себе не так, как оно рассматривалось в современном ему обществе. Он говорит, что интересы подрастающего человека, прежде всего, направлены на окружающий его мир, поэтому надо ему изучать не языки, не гума­нитарные науки, а природу. Руссо утверждает, что приобретение знаний об окружающем мире должно идти естественным путем, т. е. воспитанник должен знакомиться с окружающим миром непосредствен­но путем общения с природой, а не через книги, не искусственным путем.

Придавая большое значение наглядности в обучении и умствен­ном воспитании, Руссо говорит о непосредственной наглядности: наблюдайте вещи и явления такими, какими они есть в окружающей нас жизни. Он выступает против искусственной наглядности. Руссо говорит, что задача умственного воспитания не столько в переда­че воспитаннику научных знаний, сколько в том, чтобы поставить его в такие условия, при которых он сам мог бы добывать науч­ные знания.

В своей программе умственного воспитания Руссо противопоста­вляет науку индивидуальному опыту, приобретенному воспитанником в непосредственной жизни.

Четвертый период, с 15 до 18 лет, Руссо назвал периодом бурь и страстей. В этот период происходит половое созревание человека. Данный период, по мнению Руссо, должен быть посвящен нравственному воспитанию. В это время по мнению Руссо воспитанника следует знакомить с гуманитарными науками - историей, литературой. Он считает, что ознакомление с поведением и образом жизни литера­турных героев и великих исторических деятелей помогает нравственному формированию подрастающего человека.

Задачу нравственного воспитания в этот период Руссо видит в формировании и воспитании добрых чувств, любви к добродетелям. Но нельзя - замечает Руссо, - ограничиваться только воспитанием хороших чувств и суждений, а необходимо формировать в воспитан­нике и добрую волю.

Руссо рекомендует воспитателю стимулировать воспитанника на совершение различных добрых дел в духе филантропии, помощи и сострадания к бездомным, обездоленным людям.

Периодизация Руссо имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной этой периодизации является стремление Руссо определить содержание и методы воспитания в соответствии с теми анатомическими и физиологическими изменениями, которые совершаются в организме развивающегося человека. Подход к периодизации у Руссо анатомо-физиологический, и в этом отношении он более научен, чем у Коменского, периодизация которого носит механический, метафизический характер.

Но, с другой стороны, Руссо не совсем правильно представляет себе сам ход развития подрастающего человека. В каждый отдельный период у него развиваются, по мнению Руссо, только какие-то определенные стороны. На самом деле процесс воспитания составлять единое целое.

Эмиль подрос, его внимание привлекает к себе девушки, у него появляется естественная потребность – выбрать себе подругу. В 5-й главе книги Руссо развивает теорию женского воспита­ния. По мнению Руссо, женщина должна получать совершенно отличное от мужчины воспитание соответственно с назначением и ролью ее в обществе, как жены, подруги и советника мужчины. По его мнению, жена – это такая же часть принадлежащей мужчине личной собственности, как и все остальное. В семье женщина должна занимать подчиненное положение, и к этому положению она готовится с раннего возраста.

Поэтому, если Эмиль воспитывался свободно, то Софья - его будущая невеста - воспитывается в принуждении. Она всегда и во всем подчиняется своей матери, чтобы привыкнуть к подчиненному положению.

Руссо считает, что лучшая система воспитания женщины – это та, которая существовала в древних Афинах, когда вся жизнь женщины была замкнута в тесных рамках семьи и дома.

Эмиль должен свободно выбрать себе религию. Софья должна, пока она девочка, исповедовать религию своей матери, а когда выйдет замуж - исповедовать религию своего мужа.

Руссо считает, что в женщине должны быть воспитаны следующие качества. Она должна обладать легким, приятным и изобретательным умом, у нее должен быть воспитан эстетический вкус, она должна понимать изящное, должна быть приучена к различным рукоделиям, ее нужно обучать воспитанию детей.

К числу нравственных качеств, которые должны быть воспитаны у женщины, Руссо относит и лицемерие. Женщина всегда должна делать вид, что то, что от нее требуют, ей приятно, хотя в душе ей может быть это и неприятно. Руссо утешает женщину и говорит, что это качество - лицемерие - дает право слабой женщине, не обладающей никакими правами, господствовать над мужчиной. С помощью лицемерия женщина может сделать так, что собственнику-мужчине будет казаться, что все в доме делается так, как хочет он, а на самом деле все будет делаться так, как хочет женщина.

Таким образом, Руссо, разрешив проблему женского воспитания, лишил половину человечества всех экономических, политических и общественных прав.

Анализ педагогической теории Руссо позволяет обнаружить, что его теория воспитания содержит в себе очень много противоречий. Пожалуй, педагогическая теория Руссо является наиболее противоречивой из всех педагогических теорий.

Вместе с тем педагогические идеи Руссо были передовыми для своего времени, очи нанесли удар по средневековой системе воспи­тания, оказали огромное влияние на дальнейший ход развития педа­гогической мысли.


написать администратору сайта