Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема начала науки и причины возникновения.

  • XIX в.; - как непосредственная производительная сила - со второй половины XX

  • эталонным представлением о науке

  • Периодизация науки.

  • лекция. лекция 1.. Лекция Периодизация науки


    Скачать 117.63 Kb.
    НазваниеЛекция Периодизация науки
    Анкорлекция
    Дата15.05.2023
    Размер117.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 1..docx
    ТипЛекция
    #1132472
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Современная классификация наук проводится по различным критериям: по предмету и методу познания, по «удаленности» от практики и др. Выделяют, в основном, науки о природе, науки об обществе и науки о самом познании. Отдельно стоят технические науки, математика и философия. Каждая из них может быть подвергнута более подробному делению.

    До сравнительно недавнего времени, как правило, строились системы теоретических, фундаментальных наук, причём главным образом естественных и математических. Хуже обстояло дело с классификацией общественных и вообще гуманитарных наук и ещё гораздо хуже с классификацией прикладных (практических), и, прежде всего технических, наук.

    По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

    Задача построения полной системы наук предполагает охват всех наук вообще, в том числе прикладных, практических. Но для решения такой задачи необходимо выработать единый, общий для всех наук принцип, который давал бы возможность включать их в полную систему или классификацию. После этого можно проследить, как реализуется этот принцип при рассмотрении трёх основных сторон всей совокупности человеческих знаний, причём за основу в данном случае придётся брать не отдельные науки и научные дисциплины, а некоторые их группы, с тем, чтобы определять последовательный порядок их расположения и взаимосвязь между собой, выраженную посредством установленного нами общего принципа построения этой полной системы.

    Принцип построения полной системы наук и способ её изображения.

    Три основные стороны человеческого знания. Уже сравнительно давно делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три последовательно задаваемых вопроса: что изучается? (предметный подход); как, какими способами изучается? (методологический подход); зачем, ради чего, с какой целью изучается? (подход с учётом практических приложений).

    В результате ответов на эти вопросы раскрываются три различные стороны полной системы научного знания: объектно-предметная, методологическо-исследовательская и практически-целевая. Связь между этими тремя сторонами определяется последовательным нарастанием удельного веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой. Это и есть общий принцип, лежащий в основе полной системы научного знания и объединяющий все науки в одно целое.

    Различение наук по объекту (предмету), методу и практическому применению.

    Первый класс наук. Начнём с естественных наук. Науки о природе представляют собой тот простейший неразвёрнутый случай первого класса наук или первую группу наук этого класса. Повторим ещё раз применительно к данному случаю, что в итоге естественнонаучного познания из его содержания должно быть полностью элиминировано всё привнесённое от самого исследователя (субъекта) в процессе познания, в ходе научного открытия; закон природы или естественнонаучная теория только в том случае оказываются правильными, если они объективны по содержанию. Однако элиминировать полностью субъективный момент можно и должно лишь в отношении содержания научного познания, но не его формы, поскольку последняя несёт на себе неизбежный отпечаток познавательного процесса. К этой же первой группе первого класса наук примыкают математические и абстрактно-математизированные науки, относящиеся к числу таких наук, которые различаются между собой по своему объекту (предмету).

    Общественные науки составляют уже более сложный и более развёрнутый случай первого класса наук. В таких науках субъективный момент удерживается не только в качестве понятийной формы объективного содержания, как это имеет место в случае естествознания, но и как указание на субъект истории, на субъект социального развития и социальных отношений, который органически входит в сам объект общественных наук. Ф. Энгельс отмечал, что «в истории общества действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определённым целям…».

    Науки о мышлении вместе с общественными науками составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке. Но в отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект, отражённый в общественном или же индивидуальном сознании человека (субъекта).

    Второй класс наук. Это науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном счете, определяется природой изучаемого объекта (предмета), но в который дополнительно вкраплена известная доля субъективного момента. Так как речь тут идёт не просто об объекте (предмете), существующем вне и независимо от нашего сознания, а о применённых нами приёмах и способах его изучения, т.е. о том, каким образом он последовательно, шаг за шагом фиксируется в нашем сознании.

    Третий класс наук. Его составляют прикладные, практические, в том числе технические науки. Здесь субъективный момент при сохранении детерминирующего значения объективного момента возрастает в наибольшей степени при определении практической значимости научных достижений, практической целенаправленности научных исследований. Если при выработке и применении метода исследования субъективный момент носит как бы переходящий, временный характер, то в практических науках он органически входит в качестве реализованной цели в конечный результат. Все практические, прикладные науки основаны на сочетании объективного момента (законы природы) и субъективного момента (цели технического использования этих законов в интересах человека).

    В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

    По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира, науки, где нет прямой ориентации на практику; и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

    Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:

    1) физика > химическая физика > химия;

    2) биология > ботаника > зоология;

    3) анатомия > физиология > эволюционное учение > учение о наследственности;

    4) геология > минералогия > петрография > палеонтология > физическая география и другие науки о Земле;

    5) астрономия > астрофизика > астрохимия и другие науки о Вселенной.

    Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п. Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой".
    Проблема начала науки и причины возникновения.

    Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

    Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

    Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

    Формирование речи; Развитие счёта; Возникновение искусства; Формирование письменности; Формирование мировоззрения (миф); Возникновение философии.
    Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения науки.

    Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание. Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:

    - как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры;

    - как форма общественного сознания - в Древней Греции;

    - как социальный институт - в Новое время;

    - наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;

    - как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.

    По вопросу генезиса науки нет единого и общепринятого мнения. Можно выделить четыре наиболее известных подхода:

    1) Наука возникает в рамках традиционных древних цивилизаций (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и др.). Этой точки зрения придерживались О. Конт, Г. Спенсер и другие представители позитивизма 19 в. Основу данного подхода составляет отождествление науки с обыденно-практическим знанием.

    2) Наука возникает в контексте античной культуры (Дж. Бернал, Б. Рассел и др.). В основе данного подхода находится утверждение о том, что в рамках античной культуры происходит становление принципов и стандартов теоретического мышления, лежащего в основе науки.

    3) Наука формируется в 12-15 вв. в позднесредневековой Европе. В рамках данного подхода указывается на то, что в этот период происходит формирование такой формы познавательной деятельности, в которой соединились культура абстрактно-теоретического мышления и зачатки опытно-экспериментального исследования природы.

    4) Наука возникает в результате интеллектуальной революции 16-17 вв. в Западной Европе в эпоху раннего Нового времени, итогом которой стало создание классической механики и начало институционализации науки. В этот период осуществляется кардинальный переворот в представлениях о целях и методах познания природы, формируется особый способ научного мышления, соединяющий в себе принципы математического описания явлений действительности и требования их экспериментальной проверки.

    Решение проблемы начала науки должно быть связано с эталонным представлением о науке, которое можно использовать для оценки различных исторических форм знания. В качестве такого эталонного представления далее будет использована теоретическая модель, предложенная советским историком науки и философии И.Д. Рожанским. Она содержит в себе следующие базисные характеристики, присущие сформировавшейся науке:

    1) наличие особого рода познавательной деятельности с целью получения нового знания (такая деятельность может возникнуть только в тех обществах, где существует разделение умственного и физического труда, специальная профессиональная подготовка людей, занятых в сфере интеллектуального производства);

    2) направленность на выявление теоретической сущности исследуемых явлений и процессов, которая выступает в форме объективных закономерностей (в отличие от направленности на получения знания для решения чисто практических задач);

    3) рациональность полученного знания, предполагающая опору знания на возможности человеческого интеллекта к обобщенному, опосредованному и сущностному отражению действительности в понятийной форме (при этом предполагается исключение из системы знания иррациональных представлений, основанных на религии, мифологии, магии и т.д.);

    4) обоснованность научного знания при помощи ряда логико-методологических стандартов познавательной деятельности и системной организации ее результатов (доказательство, подтверждение, объяснение, интерпретация и т.д.).
    С точки зрения хронологической последовательности определяют 5 возможных дат появления науки:

    1. наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания;

    2. наука появилась в Античности, в период с 6 по 4 в. до н.э. (Фалес – 6 в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются объективность и теоретичность знания, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;

    3. 12-13 вв., когда появились зачатки экспериментального метода в Оксфордском университете, где работал Р. Бекон (алхимия). Однако эти эксперименты не выдерживают критериев научности;

    4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов;

    5) 19 в. – когда научная деятельность стала профессией (с середины 19 в. научная деятельность стала оплачиваться в Германии).

    Следовательно, решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.
    Периодизация науки.

    Если классификация наук -- это их расчленение «по вертикали», то периодизация -- это их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов). Прежде всего рассмотрим, что такое периодизация как таковая.

    Исследуя историю любого материального или духовного явления (в том числе и науки), следует иметь в виду, что это сложный диалектический поступательный процесс «появления различий», включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов, фаз и т. п. Поэтому задача познания состоит в том, чтобы добиться понимания действительного исторического процесса в его различных фазах, установить специфику этих фаз, их сходство и отличия, их границы и связь между ними. Каждую из этих ступеней, фаз следует рассматривать как некоторую целостность, как качественно определенную систему, имеющую свою специфическую структуру, свои «составляющие», свои элементы, связи и т. п. Хотя границы между этапами истории предмета не являются «абстрактно-строгими», а они гибки и подвижны, их правильное проведение в соответствии с объективной природой самих предметов является важнейшим условием успешного исследования. Причем следует стремиться к изучению всех ступеней развития предмета, всех фаз его истории (основных и неосновных, существенных и несущественных и т. п.) с тем, чтобы затем выделить среди них главные, необходимые, узловые.

    Существует два основных вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего. Формальная периодизация широко применяется особенно на начальных этапах исследования истории предмета, т. е. на эмпирическом уровне, на уровне «явления», и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или тем более полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периодизации нельзя преувеличивать, абсолютизировать ее возможности. Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на ступень познания «сущности» предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой -- диалектической точки зрения. На этом уровне предмет необходимо изобразить как «совершающее процесс противоречие. Главные формы, ступени развертывания этого противоречия (прежде всего основного) и будут главными этапами развития предмета, необходимыми фазами его истории.

    Таким образом, развитие, история предмета, его переходы от одного этапа к другому, есть в конечном счете не что иное, как развертывание основного, фундаментального противоречия между его полюсами (противоположностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень -- это одно из посредствующих звеньев этого развертывания, причем эволюция основного противоречия -- это процесс возрастания не только количества посредствующих, промежуточных звеньев, но и их качественных различий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.

    Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует прежде всего подчеркнуть следующее. Наука -- явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания -- прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и Др.) и состоит в следующем.
    Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI--XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

    Преднаука. Пранаука (Преднаука) — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Иногда начало пранауки отодвигается в первобытное общество. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии[2]. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач. В отечественной научной и учебной литературе преднаука обособляется от протонауки, под которой понимается античный этап формирования науки.) — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия (Геоме́трия (от др.-греч. γῆ — Земля и μετρέω — «мерю») — раздел математики, изучающий пространственные структуры, отношения и их обобщения.), грамоты (Гра́мота (греч. γράμματαе — письмо, писчая бумага) — на Руси X—XVII веков деловой документ (главным образом, так называли акты) и письма (официальные и частные). Термин заимствован из Византии, где grammata обозначала послания, указы а также любые другие письменные документы.), нумерологии (Нумерология — система, традиция или верование о мистических или эзотерических связях между числами и физическими объектами или живыми существами и их сознанием).
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта