Главная страница
Навигация по странице:

  • Средневековая магическая наука

  • Неклассическая наука

  • Научное знание: строение, уровни, структура.

  • лекция. лекция 1.. Лекция Периодизация науки


    Скачать 117.63 Kb.
    НазваниеЛекция Периодизация науки
    Анкорлекция
    Дата15.05.2023
    Размер117.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 1..docx
    ТипЛекция
    #1132472
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: (Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени астрономия Птолемея (Астроно́мия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем), ботаника Теофраста (Бота́ника (др.-греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии.), геометрия Евклида, физика Аристотеля (Физика Аристотеля основана на учении о четырёх элементах (четырёх стихиях). В трудах Аристотеля ведётся речь об отношении между этими стихиями, их развитии, как они воплощаются в явлениях природы и т.п.

    Основные постулаты физики Аристотеля:

    Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной.

    Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.

    Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.

    Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.

    Невозможность вакуума — так как скорость движения в вакууме была бы бесконечно большой.

    Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.

    Конечная вселенная — мир конечен, т.е. завершен, следовательно, совершенен; мир ничто не объемлет, из чего следует, что у мира нет места ("место - первая граница объемлющего тела").

    Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.

    Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.

    Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.

    Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение).

    Появляются первые протонаучные сообщества в лице Академии (Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 388 году до н. э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог).).

    Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира (Алхимия (лат. alchimia, alchymia, от араб. предположительно от египетского «kēme» — чёрный, откуда также греческое название Египта, чернозёма и свинца — «черная земля»; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος — «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др.-греч. χυμα — «сплав (металлов)», «литье», «поток», др.-греч. χυμευσις — «смешивание», др.-греч. Χιμαιρα — «Химера») — общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного.
    Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

    1. Классическая наука (XVII--XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

    2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условия объективно-истинного описания и объяснения мира.

    Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина (Биологи́ческая эволю́ция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом), теория относительности Эйнштейна (Тео́рия относи́тельности — термин, введённый в 1906 году Максом Планком с целью показать, как специальная теория относительности (и, позже, общая теория относительности) использует принцип относительности. Часто используется просто как эквивалент понятия «релятивистская физика».

    В узком смысле включает в себя специальную и общую теорию относительности), принцип неопределенности Гейзенберга (Принцип неопределённости Гейзенбе́рга (или Га́йзенберга) в квантовой механике — фундаментальное неравенство (соотношение неопределённостей), устанавливающее предел точности одновременного определения пары характеризующих квантовую систему физических наблюдаемых (см. физическая величина), описываемых некоммутирующими операторами (например, координаты и импульса, тока и напряжения, электрического и магнитного поля). Соотношение неопределенностей задаёт нижний предел для произведения среднеквадратичных отклонений пары квантовых наблюдаемых. Принцип неопределённости, открытый Вернером Гейзенбергом в 1927 г., является одним из краеугольных камней квантовой механики).

    Здесь же гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома (Теория катастроф — раздел математики, включающий в себя теорию бифуркаций дифференциальных уравнений (динамических систем) и теорию особенностей гладких отображений), фрактальная геометрия Мандельброта (Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В математике под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, отличную от топологической).
    3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX в.) -- постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

    Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

    Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» -- это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

    При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего -- постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.
    Возможно другое деление на периоды:

    доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)

    классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)

    неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)

    постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
    Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

    I. Аналитическая, куда входит -- по предыдущей периодизации -- классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание «синтетической тенденции». Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

    II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.

    Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже, по крайней мере, со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих «стыковых» научных дисциплин -- таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки в рафинированном чистом виде и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.


    1. Научное знание: строение, уровни, структура.


    Философское понятие объективного бытия включает в себя природу, общество и человека. Соответственно этим трем элементам объективного бытия в науке четко выделяются три сферы знания об этих составных частях бытия. Это содержательный аспект науки.

    В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание - знание о природе, обществознание, знание о различных видах и формах общественной жизниа также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь рядоположены, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна.

    Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны. Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления. Тела, их движение, превращения и формы проявления на различных уровнях являются объектом физических научных знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают все другие знания.

    Химические элементы, их свойства, превращения и соединения отражаются химическими знаниями. Они имеют много точек соприкосновения с физическими знаниями, на основе чего возникает целый ряд смежных дисциплин - физическая химия, химическая физика и др. Биологические знания охватывают группу знаний о живом, своим предметом изучения они имеют клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических элементах. В силу этого на стыке наук возникают такие науки, как биофизика, биохимия и др. Земля как планета является предметом изучения геологических знаний. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др.

    Одним из наиболее древних, но в то же время самым современным направлением в науке являются космологические знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения космических объектов.

    Вторым фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений.

    По своему характеру научные знания об обществе многочисленны, но они могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.

    Третье фундаментальное направление научных знаний составляют научные знания о человеке и его мышлении. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Из всей совокупности наук гуманитарные науки ориентированы на интересы человека, который выступает для них в качестве меры всех вещей. Но сам человек и его мыслительные способности изучаются психологией - наукой о человеческом сознании; логикой - наукой о формах правильного мышления.

    Математика - наука о количественных отношениях действительности. Она является междисциплинарной наукой. Ее результаты используются и в естественных, и в общественных науках.

    Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.

    Одним из важнейших условий действительно научного подхода к изучению любого объекта является его анализ в различных аспектах, среди которых, помимо вышеназванного содержательного, одно из главных мест принадлежит структурному. Применительно к научным знаниям этот аспект означает разделение научных знаний на группы в зависимости от их предмета, характера, степени объяснения действительности и практического значения.

    В таком случае мы выделяем: фактологические знания - набор систематизированных фактов объективной действительности; теоретические или фундаментальные знания - теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности; технико-прикладные знанияили технологии, - знания о практическом приложении фактологических или фундаментальных знаний, в результате чего достигается определенный технический эффект; практически-прикладные, или праксеологические, знания - знания о том экономическом эффекте, который может быть получен в случае применения вышеназванных групп знаний.

    В логическом аспекте научное знание представляет собой мыслительную деятельность, высшую форму логического знания, продукт человеческого творчества. Исходным пунктом его является чувственное познание, проходящее от ощущения к восприятию и представлению. После этого происходит переход к рациональному познанию, развивающемуся от понятия к суждению и умозаключению. Этому соответствует уровень эмпирического и теоретического знания.

    И, наконец, социальный аспект научного знания представляет его как общественное явление, коллективный процесс исследования и применение результатов этого исследования. В этом аспекте нас интересуют научные учреждения, коллективы, учебные заведения, организации ученых и т.д.

    «Знание – отражение объективных характеристик действительности в сознании человека». Иная трактовка дана С. А. Лебедевым: «знание – кодифицируемая и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и не-явное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное и др.». Он же трактует понятие «научное знание» как «объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказательность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению».

    Будем считать, что научное знание есть знание, относимое к науке и основанное на рациональности. Рассмотрим структуру научного знания. Прежде всего, следует понимать, что научное знание представляет собой сложную иерархически разветвленную структуру и имеющую определенные уровни. Наиболее просто в структуре научного знания можно выделить следующие уровни: знания всей науки, знания определенной научной области (например, одной из фундаментальных наук) и локальное знание, соотносящееся с конкретной теорией.
    Первый уровень научных знаний состоит из знаний, включающих математику, логику, естествознание, технические и технологические науки, социальные и гуманитарные науки, комплексные и междисциплинарные знания. Второй уровень вычленяет определенную научную область, детерминированную определенными объектами исследования и объединенными общей парадигмой или теорией. К ним можно отнести знания в физике, химии, биологии, геологии, технике и т.п. Локальное знание, или третий уровень, конкретизирует второй уровень, детализируя объекты познания. Например, в физике имеем знания в таких областях как механика, электромагнетизм, оптика, ядерная физика, термодинамика, физика плазмы и т. п. Дальнейший процесс уточнения объектов исследований соответствует дифференциации науки. Кроме того, каждый из этих уровней может расслоиться на: эмпирический, теоретический и философский уровни.
    Вышесказанное можно проиллюстрировать схемой:


    ВСЁ ЗНАНИЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ (первый уровень)




    Научная область

    (химия)

    Научная область

    (биология)

    Локальное знание

    (механика)

    (третий уровень)


    Дальнейшая дифференциация знания

    Для каждого уровня можно выделить подуровни:


    Научная область

    (физика)

    (второй уровень)


    Локальное знание

    (оптика)


    Локальное знание

    (электромагнетизм)



    Эмпирический подуровень

    Теоретический подуровень

    Философский

    подуровень


    Следует обратить внимание и на тот факт, что имеются разные виды научного знания, такие как: «чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое, аналитическое и синтетическое, предпосылочное и выводное, атрибутивное и ценностное, объектно-описательное и нормативно-методологическое, идеографическое и номотетическое, дискурсное и интуитивное, явное и неявное, личностное и общезначимое и др.».

    В зависимости от особенностей научной области структура ее знаний может быть различной. Так, например, в естественных науках выделяют чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое, интерпретативное и математическое знания, а в технонауках – онтологическое, метрологическое, модельно-проективное, эмпирическое, теоретическое, обыденное, метатеоретическое знания.

    Продолжая раскрытие подуровней можно сказать, что в любой системе знаний можно выделить: эмпирический, теоретический и философский уровни.

    Эмпирический уровень. При помощи эмпирических (чувственных) знаний у ученых есть возможность установить контакт с реальностью, получая знания о тех или иных событиях. Не менее важно и выявление свойств определенных объектов или процессов, за которыми ведется наблюдение (основной эмпирический метод). Реализация данной категории научного знания возможна только через ощущение, восприятие и представление. И здесь особенно важны: наглядность и предметность, чувственность, воспроизведение внешних свойств.

    Теоретический уровень. Важно отметить, что теоретический уровень – это целая система научного знания. Именно данная сфера определяет основные понятия, категории и законы. Здесь особенно важно уметь мыслить, быть экспертом логических операций и, несмотря ни на что, уметь опираться на чувственный уровень познания. Тем не менее, данный уровень тоже разделяется на: 1. Фундаментальные теории. Здесь речь идет об идеальных и абстрактных объектах. 2. Теории, которые описывают какую-то конкретную область реальности на основании предыдущего компонента. Когда речь идет о том, какова структура научного знания и что она подразумевает, никогда нельзя забывать о том, что теоретическая сторона направлена на объяснение объективной реальности, но при этом описывает она не существующие реалии, а нечто идеальное.

    Философский уровень. Те люди, которые владеют философией, зачастую имеют свойство значительно скорее, чем другие, постигать какие-то определенные науки. И связано это с тем, что это довольно специфическая способность, которая позволяет усвоить научные истины без какой-либо опоры на логику и научные доказательства. Данный уровень относится к категории, которая порождает наибольшее количество споров и дискуссий. Здесь обостряются вопросы о той тонкой грани, которую невозможно провести между эмпирическим и теоретическим уровнями, об обосновании той или иной научной теории. И именно данный уровень подталкивает к необходимости освоить основные виды научного знания, без которых становится еще сложнее определить, что непосредственно собой представляет структура научного знания.

    Кроме предметного знания существует и методологическое знание. «Методологическое знание по содержанию принципиально отличается от предметного знания. Содержание последнего отражает свойства и природу исследуемого явления, фиксирует законы его внутреннего строения и сущности, отвечая на вопросы: каков предмет и почему он является именно таким. Методологическое знание непосредственно относится к структуре деятельности, знания и средств его получения, осмысления и проверки, отвечая на вопросы: какова исследовательская деятельность, структура ее предмета и средств? Каковы исходные принципы, подходы и процедуры исследования, логические основы языка, выражающего полученные результаты? Почему деятельность исследователя является именно такой?».

    «Что касается структуры методологического знания, отражающей строение методологической деятельности и ее предметов, то здесь достаточно общепринятым стало выделение по крайней мере двух уровней: общеметодологического и специального, частнометодологического знания. Специфика частного методологического знания (в математике, физике, биологии, медицине) определяется особенностями познавательной деятельности в данной области: свойствами и структурой ее предмета, методов его исследования, конкретных условий познания и особым характером того отношения, в котором находится жизнедеятельность субъекта (человека, социальной группы, общества) к данному объекту в определенных исторических условиях».

    В.И. Вернадский, рассматривая основную структуру научного знания, писал, что «основной, неоспоримый, вечный остов науки (ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы: 1) математические науки во всем их объеме. 2) логические науки почти всецело. 3) научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом. Все эти стороны научного знания – единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается».

    Наука, как система знания, имеет свою структуру, выполняющую определенные логические функции… Элементами логической структуры науки являются: 1) основания, 2) законы, 3) основные понятия, 4) теории, 5) идеи.

    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта