Главная страница

презентация. Лекция по курсу Культурология


Скачать 4.61 Mb.
НазваниеЛекция по курсу Культурология
Анкорпрезентация
Дата14.12.2022
Размер4.61 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаe5f515b3-2367-4ed2-96ce-7628e135ba14.pptx
ТипЛекция
#844745

Лекция № 14 КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА

Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Вопросы лекции

1. Генезис и принципы культурной политики: «Закон Республики Казахстан о культуре»

Культурная политика государства –  основа формирования патриотизма, любви к Родине, ее истории, уважения к народам, ее населяющим. Формирование культурных приоритетов – важная часть подлинного суверенитета государства. Не случайно в науке приобретает все большую популярность термин «культурный суверенитет» как важная составляющая  национального и государственного суверенитета.

Закон РК «О культуре», 24 декабря 1996

Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I «О культуре» регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана.

- реализация государственной политики в области культуры;

- принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан;

- создание условий для эстетического воспитания граждан;

- обеспечение свободного доступа к культурным ценностям;

- установление минимальных государственных стандартов культурного обслуживания населения;

- обеспечение развития инфраструктуры и укрепление материально-технической базы государственных организаций культуры;

- обеспечение поддержки талантливых личностей;

- принятие мер по недопущению в области культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия;

- препятствие незаконному вывозу и ввозу, незаконной передаче правомочий собственника на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения;

- создание условий для международного сотрудничества в области культуры;

- обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных объединениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан.

- Граждане имеют право на творческую деятельность в соответствии со своими способностями путем самостоятельного выбора их сферы приложения, форм реализации и получения профессионального образования;

- Гражданам обеспечивается право на приобщение к культурным ценностям;

- Профессиональные и непрофессиональные (любительские) творческие работники равноправны в области прав на интеллектуальную собственность, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства;

- Каждый гражданин имеет право быть собственником культурных ценностей. Приобретение, пользование и распоряжение частной собственностью регулируются законами Республики Казахстан;

- Каждый гражданин в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеет право вывозить за рубеж и организовывать выставки или иными путями представлять и реализовывать свою творческую деятельность.

Обязанности граждан в области культуры

- соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в области культуры;

- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, природные ценности;

- уважать культуру, государственный язык и другие языки, обычаи, традиции казахского народа и этнических диаспор.

Обязанности государства по обеспечению прав граждан на деятельность в области культуры

- Государство гарантирует гражданам право на деятельность в области культуры путем обеспечения права на участие в культурной жизни, доступа к культурным ценностям, получения образования по специальностям культуры и искусства.

- Государственные органы способствуют пропаганде культурного наследия народа Республики Казахстан в средствах массовой информации и организациях культуры.

Основные принципы культурной реформы в Казахстане

4 ноября 2014 года  Указом Президента Республики Казахстан от № 939 была принята «Концепция культурной политики Республики Казахстан»

В «Концепция культурной политики Республики Казахстан»:

- проанализирована ситуация в сфере культуры Казахстана;

- выявлены её ключевые проблемы;

- сформулированы модели культурной политики ведущих стран Европы, Азии, Америки;

- обоснована необходимость долгосрочной концепции культурной политики государства, её цели, задачи и подходы к реализации;

- названы  приоритетные направления развития до 2050 года;

- обозначены ожидаемые результаты и целевые индикаторы.

роль культуры в жизни государства

Анализ мирового опыта показал, что заинтересованность государства и грамотно выстроенная политика в сфере культуры способствуют социальной стабильности, формированию системы ценностей и ее преемственности, патриотизма и национальной идентичности, стимулируют инновационное развитие отрасли и устойчивый экономический рост

Реализация идей, заложенных в   «Концепции культурной политики Казахстана»

Реализацией идей, заложенных в   «Концепции культурной политики Казахстана» явилось важное для республики мероприятие – международная выставка ЭКСПО-2017, в которой была предусмотрена очень обширная и насыщенная культурная составляющая. В рамках культурной программы были показаны не только достижения казахстанского искусства, но и замечательные культурные проекты со всего мира.

Выставка картин Рериха

В рамках «Экспо-2017» прошла выставка картин Николая Константиновича Рериха «В поисках Шамбалы: шедевры из Нью-Йоркского Музея Николая Рериха». Это была первая выставка этого музея за пределами не только США, но и вообще за пределами музея. Николай Рерих - легендарный художник, философ, путешественник и археолог, который много путешествовал и создал сотни работ по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции в Китайском Туркестане, Монголии, Индии, Тибете и на Алтае. Весной 1926 года экспедиция Рерихов оказалась в Восточном Казахстане в районе озера Зайсан. Далее экспедиция проследовала через Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар до Омска. Осуществляется также и упомянутый в «Концепции…» проект «Сакральная география Казахстана». Этот проект назван стратегическим и призван «увязать воедино культурно-географический пояс святынь Казахстана как важнейшего каркаса национальной идентичности и духовного обновления казахстанцев». 

В рамках реализации спецпроекта «Сакральная география Казахстана» в электронную карту «2ГИС» добавлены 33 сакральных объекта городов Нур-Султан и Алматы.

Сакральная география Казахстана - национальный проект Казахстана, включающий проведение археологических и этнокультурных экспедиций по историческим местам страны, научных конференций, разностороннее подробное описание исторических мест и сооружений Казахстана, создание их реестра, 3D-моделей, интерактивных карт, фотогалерей; реставрацию при необходимости, издание энциклопедии «Сакральный Казахстан», книг, путеводителей и так далее.

Проект стартовал в 2017 году, задача по его созданию была поставлена в статье Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Сначала в проект вошли 100 общенациональных сакральных объектов. На 2018 год проект включал описание 642 исторических объектов: городищ, мавзолеев, природных достопримечательностей.

На 2019 год  - 185 общенациональных объектов наследия и 463 региональных.

На 2020 год, в рамках проекта, на 48 памятниках республиканского значения проведены научно-реставрационные работы.

Реализацией проекта, в частности, занимается созданный при Министерстве культуры и спорта научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан». Объекты, отбираемые в реестр, рассматриваются созданным при этом центре экспертным советом из 25 учёных и 15 общественных деятелей

2. Социокультурные аспекты процессов духовной модернизации в Казахстане

Для развития социальных и общественных процессов историческое сознание имеет большое значение.Из поколения в поколение передаются знания и опыт, представления и социокультурные ценности, традиции и обычаи народа. Казахстан - полиэтническое государство.

Историческое сознание

Историческое сознание оказывает воздействие на формирование ценностных ориентаций полиэтнического общества, способствует укреплению этнического самосознания, бережному отношению и сохранению самобытности социокультурных традиций и обычаев этносов. Важна модернизация исторического сознания на основе общечеловеческих ценностей в процессе развития межэтнических отношений. В этом плане большую роль играют такие аспекты, как рост образованности, причастность к достижениям национальной и мировой культуры, ценности демократии, патриотизма, гражданственности, толерантности.

Историческая память

Историческая память выступает как способность человека в устной и письменной форме сохранять, воспроизводить и передавать знания, приобретенные в ходе обучения, приобщения к достижениям культуры и искусства, усвоения опыта и практики предыдущих поколений, использования социальных сетей и инновационных технологий в современных условиях развития общества. Историческая память как определенная форма общественного сознания и социальной памяти отражает процессы развития общества. Она аккумулирует приобретенный исторический опыт и трансформируется в духовный капитал, который дает возможность обществу всесторонне и поступательно двигаться вперёд, формировать историческую идентичность.

«Семь граней великой степи»

Историческое сознание является одним из основополагающих компонентов, регуляторов социальной жизнедеятельности общества. Оно способствует выработке умений и навыков самостоятельно получать исторические знания и анализировать их. Изучение истории дает возможность овладеть широтой знаний о мировой цивилизации, постичь ценности общечеловеческой культуры и осмыслить глубину наследия Великой степи. Статья Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи», вышедшая в свет 21 ноября 2018 г., создает основу для выработки и реализации новых концептуальных подходов модернизации исторического сознания.

Целевые программы

- «Архив - 2025»

- «Великие имена Великой степи»

- «Генезис тюркского мира»

- «Музей древнего искусства и технологий Великой степи»

- «Тысяча лет степного фольклора и музыки»

- «История в кино и на телевидении» 

Содержание и значение национальной идеи «Мәнгілік ел»

Патриотический акт «Мәңгілік ел» был принят на XXIV сессии АНК, прошедшей в Астане под председательством Н. А. Назарбаева, Председателя Ассамблеи Нурсултана Назарбаева 15 декабря 2014 года.

Впервые Идею «Мәңгілік Ел»Н.А. Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2012 года.

Семь незыблемых основ Мәңгілік Ел

Мәңгілік Ел - это Независимость и Астана

Мы будем верны великой исторической миссии укрепления Независимости. Мы будем всегда гордиться Астаной как ярким символом расцвета и силы нашего народа.

Мәңгілік Ел - это Общенациональное единство, мир и согласие

У нас одна Родина - Независимый Казахстан, у нас Одна страна - Одна судьба. Народ, который верен великому делу мира и согласия, будет существовать тысячелетиями.

Мәңгілік Ел - это Светское Государство и Высокая Духовность

Единство гражданских и духовных ценностей позволило нам найти свой собственный путь и гордо заявить о себе всему миру. Мы и дальше будем всемерно развивать глобальный диалог религий и цивилизаций, определяющих уникальный духовный облик нашей страны.

Мәңгілік Ел - это устойчивый Экономический Рост на Основе Инноваций

Мы будем развивать индустриальную и инновационную мощь государства, бережно относиться к природным ресурсам и окружающей среде, утверждать в обществе культ учености и образования как интеллектуального фундамента нации.

Мәңгілік Ел - это Общество Всеобщего Труда

Все достижения и успехи страны - результат каждодневного, кропотливого труда всех казахстанцев. Мы будем укреплять наши ценности трудолюбия и ответственности, уважения к Человеку Труда, создавая условия для реализации созидательного потенциала каждого гражданина страны.

Мәңгілік Ел - это Общность Истории, Культуры и Языка

Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию. Мы будем преумножать культурное многообразие народа Казахстана. Мы будем следовать принципу развития государственного языка как основы консолидации общества, трехъязычия как главного условия конкурентоспособности нации. Ассамблея народа Казахстана – консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, задачей данного органа заявлено способствование разработке и реализации государственной национальной политики.

С 2016 года этот день отмечается как праздник – День благодарности.

Роль ассамблеи Народа Казахстана и в культуротворчестве казахстанского общества

В мае 2007 г. Парламент РК принял ряд конституционных поправок, существенно меняющих роль всей представительной ветви власти. Одно из важнейших нововведений конституционной ре­формы - увеличение числа депутатов в Мажилис Парламента до 107 человек, 9 из которых избира­ются Ассамблеей народа Казахстана. Этот шаг, несомненно, поднял роль Ассамблеи на более высо­кий уровень. Кроме того, введение специальных мест для Ассамблеи путем увеличения количества депутатов дало возможность представительства в Парламенте наиболее крупных этносов, прожи­вающих на территории Казахстана.

Основными задачами Ассамблеи являются:

- создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;

- укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основопола­гающим ценностям казахстанского общества;

- формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;

- обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для дос­тижения цели и задач Ассамблеи;

- возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казах­стана.

3. Проблема культурной адаптации и интеграции соотечественников в современное казахстанское общество

В Казахстане остается проблема обживания больших территорий. Актуальность такого решения не вызывает сомнений: стабильный развивающийся Казахстан становится все более привлекательным для иммигрантов, а курс на форсированное индустриально-инновационное развитие приведет в движение и внутренние миграционные потоки. Сложности остаются и в процессе возвращения оралманов на историческую родину.

По приказу министра внутренних дел Е. Тургумбаева (27.08.2020) термин «оралман» заменен на термин «кандас».

Кандас

Кандасы (соплеменники) - этнические казахи, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и их дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, прибывшие в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине и получившие соответствующий статус в порядке, установленном настоящим законом.

Демографическая политика РК

Демография любого государства напрямую влияет на работу и развитие экономики и политики как внутри, так и за пределами страны. Демографически сильные государства всегда и во все времена влияли на судьбы соседних стран, континентов и мира. Миграция меняет картину государства, поэтому необходимо контролировать и регулировать скорость и географию потоков, стимулировать желательный для государства качественный состав миграции.

Проблема интеграции мигрантов

- климатические проблемы

- языковые проблемы

- Психологические проблемы

- социально-экономические проблемы

- Проблемы в законодательном отношении

Являясь частью казахской диаспоры, оралманы в большинстве своем сохранили определенные аспекты казахской культуры, традиций и быта. Такое положение дел может способствовать или, наоборот, мешать культурной интеграции.

В этой связи особо следует отметить два момента:

1) страну отбытия

2) область расселения

для Южного Казахстана, демонстрирующего большую приверженность национальной казахской культуре и традициям адаптация оралманов происходит легче, чем в северных и центральных районах

- казахи, прибывающие в Казахстан не из стран СНГ, более религиозны;

- Бытовой уклад, моральные и нравственные принципы страны, из которой прибыли оралманы (семейные традиции, одежда);

- Отношение с местным населением

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



написать администратору сайта