Главная страница
Навигация по странице:

  • 31 января 1924 г

  • 5 декабря 1936 года была принята Конституция СССР, подготовленная Н.И. Бухариным. Среди провозглашенных в ней прав были следующие

  • Список литературы

  • Лекция= правовой статус личности. Лекция 1 Провавой статус личности. Лекция Правовой статус личности в России история и современность


    Скачать 47.06 Kb.
    НазваниеЛекция Правовой статус личности в России история и современность
    АнкорЛекция= правовой статус личности
    Дата19.01.2021
    Размер47.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 1 Провавой статус личности.docx
    ТипЛекция
    #169554

    Лекция 1. Правовой статус личности в России: история и современность.
    Истрия правового статуса личности в России.

    Историю правового статуса личности в России «можно представить как процесс медленного и болезненного становления и развития прав человека, как историю борьбы за них, причем борьбы за самые элементарные гражданские и политические права и свободы.

    Права человека вплоть до XX в. для абсолютного большинства россиян существовали лишь в конституционных проектах и умах, научных и публицистических трудах передовых людей.

    Однако общие представления о достоинстве человеке можно найти уже в «Поучении» Владимира Мономаха (1053–1125), адресованном его детям. Главный показатель богоугодности человеческой жизни – полезный для общества труд, активное добротворчество. Князь отрицал смертную казнь, призывал к нравственной жизни, учебе, труду.

    Юрий Крижанич (1618–1683) критиковал ряд пороков политической и социальной жизни России. Он осуждал раболепие подданных всех сословий и чинов, которые называли себя «холопами великого государя», что, по его мнению, было унижением их человеческого достоинства, критиковал крепостное право.

    Псковский дворянин А. Л. Ордин-Нащокин (1605–1680) в 1665 г. предложил реформу городского самоуправления в Пскове. Для решения внутригородских дел он предлагал выбрать Земскую избу, состоящую из двенадцати лучших псковских людей, поручить ей управление городом (административные и финансовые функции) и передать судебные полномочия, принадлежащие в то время воеводам. К сожалению, его план не был поддержан.

    Он подготовил Новоторговый устав, который стал первым государственным законом, регулирующим правила торговли для русских и иностранных купцов. В нем освещался комплекс проблем, связанных со сбором таможенных пошлин, правилами въезда в Россию и выезда за рубеж, условиями создания торговых центров и правил торговли в них, а также покупки в России определенных товаров и запрещения торговых операций без оформления таможенных документов.

    Феофан Прокопович (1681–1736) провозглашал, что всякая верховная власть должна иметь своей целью всенародную пользу. Признавая имущественное неравенство естественным законом, он призывал сгладить его крайности. Задачами государства он считал обеспечение мира, общественного порядка, истинного правосудия, развитие промышленности и торговли, образования. Всеобщая образованность улучшит нравы, возвысит человеческое достоинство.

    Василий Татищев (1686–1750) сформулировал следующие принципы законотворчества, которые сохраняют свою значимость и сегодня: краткость закона, который должен быть написан на языке народа, которому предназначен; исполнимость закона; незнание законов освобождает от ответственности; закон должен соответствовать традициям, нравам народа.

    Он призывал к веротерпимости, ратовал за просвещение и развитие науки. Естественным состоянием человека Татищев считал волю, но свою свободу человек вынужден ограничивать. Ограничения свободы бывают: по природе (власть родителей), по договору (отношения найма между хозяином и слугой), по принуждению (рабство или невольничество). Осуждая крепостное право, Татищев считает его несовместимым с естественным правом.

    Вкладом крупного мыслителя петровского времени Ивана Тихоновича Посошкова (1652–1726) в развитие представлений о правовом статусе личности были его возражения против многочисленных пошлин и сборов, которыми облагались торговые и ремесленные люди. Он говорил, что надо делать все по царскому указу, в котором и сумма сбора, и порядок его взыскания были бы точно определены. При таких порядках налогов соберется в казну больше вдвое или втрое.

    По мнению И. Посошкова, судьи на местах обязаны следить за тем, чтобы помещики «сверх указу ничего не накладывали» и в нищету бы крестьян не вводили, а крестьянам на случай нарушения помещиками этого указа следует предоставить возможность обращаться за защитой своих интересов в суд.

    В том случае, если жалоба крестьян подтверждается, суд вправе тех крестьян у помещика отнять и приписать государю. В свою очередь, и действия судьи, отступающего от закона, крестьяне также могут обжаловать перед вышестоящим судом, и он за неправосудные действия может поплатиться своим имуществом.

    Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) критиковал невежество, противодействие духовенства науке, защищал право на свободу научного творчества.

    Профессор Московского университета Семен Ефимович Десницкий (1740–1789) полагал необходимым учредить в России законодательный орган – Сенат числом 600–800 человек, призванный решать важнейшие государственные дела и осуществлять судебную власть. В Сенате должны быть представители всех сословий. Избирательное право целесообразно ограничить имущественным цензом. Монарх, по мнению Десницкого, должен осуществлять исполнительную власть.

    В проекте по учреждению судебной власти Десницкий предлагал отделить судопроизводство от администрации, ввести суд присяжных, единый для всех сословий. Принципами судопроизводства должны стать гласность, непосредственность и непрерывность процесса, а также право обвиняемого на защиту. Высшей судебной инстанцией по его проекту признавался Сенат, который в апелляционном порядке рассматривает обжалованные судебные приговоры и решения.

    Ученый выступал за развитие местного самоуправления на местах. Выборные люди от дворян и купцов должны заниматься благоустройством городов, взимать пошлины и решать другие вопросы местного значения.

    Десницкий выступал за ограничение применения смертной казни, которая допустима лишь за умышленное убийство и измену родине.

    Радикальные преобразования предлагал Александр Николаевич Радищев (1749–1802), опубликовавший произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». Все люди от природы равны, крепостное право – насилие – заявляет Радищев. Он предлагает уничтожить крепостное право путем народной революции, заменить монархию республикой. Собственность должна принадлежать всем, кто реально принимает участие в производстве материальных благ.

    В качестве государственного устройства России Радищев предлагал свободную и добровольную федерацию городов с вечевыми собраниями и столицей в Нижнем Новгороде. Только так можно обеспечить священные естественные права человека: свободу мысли, слова, деяния; защиты себя, когда закон сделать этого не в силах; право собственности; право быть судимыми себе равными.

    Крупнейший государственный деятель России Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) внес большой вклад в развитие российского государствоведения в целом и правового статуса личности в частности.

    Сперанский понимает под правом прежде всего субъективное право, определяя его как власть человека над самим собой, поведением обязанного лица и предметами внешнего мира. Возникновение субъективных прав возможно только в обществе. Социальность человека определяет его свободу, т. е. власть над собой, и совесть как интуитивную способность различения добра и зла.

    Задачей государства Сперанский считал соблюдение естественных прав человека. Отмечая относительное тождество естественного и положительного законов, он выделяет различие между ними. Естественные законы регулируют как внутренние, так и внешние движения воли. Положительные законы регулируют только внешние деяния лица.

    Права человека Сперанский подразделяет на гражданские (в сфере индивидуальной свободы) и политические. Последние права необходимо, по его мнению, предоставить всем свободным россиянам, имеющим собственность.

    Ликвидировать крепостное право он считал возможным в два этапа. Начать, по его мнению, следовало с законодательного регулирования крестьянских повинностей и постепенно ликвидировать личную зависимость крестьянства, оставив лишь прикрепление к земле. Затем он полагал возможным разрешить крестьянам переходить от одного помещика к другому.

    Предлагаемая Сперанским государственная реформа была основана на двух принципах: 1) строгого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; 2) разделения властей на центральные и местные. В его планы входило установление в России парламентарной монархии. В соответствии с его проектами в 1810 г. был учрежден Государственный Совет, а в 1811 г. реформирована министерская система управления.

      Вопросам прав человека уделялось значительное внимание в политических программах декабристов.

    Идеолог Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1795–1843) планировал отмену крепостного права с наделением крестьян дворами, в которых они живут, скотом, земледельческим орудием и двумя десятинами земли на каждый двор; отмену сословий и введение звания «гражданина Русского»; равенство всех граждан; учреждение единой системы налогов; провозглашение свободы слова, свободы совести, передвижения, занятия любым делом; право на объединение.

    Законодательным органом должно было стать Народное вече, составленное из двух палат: Верховной думы и Палаты представителей. Избирательное право планировалось предоставить всем гражданам мужского пола по достижении 21 года, имеющим постоянное место жительства, исправно платящим налоги, неопороченным перед лицом закона. Нарушение избирательных прав граждан преследуется по закону. Судебная власть отделена от административной, действует единая система судоустройства и судопроизводства.

    Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель (1793–1826) выделял политические, гражданские и частные права. Под политическими правами он понимал право избирать и быть избранным, право занимать любые должности в соответствии со своими способностями. К частным правам Пестель относил свободу печати, свободу вероисповедания, свободу промысла, свободу личности, гарантию быть судимым только по законам, существовавшим до совершения преступления, и только судом, образованным законным порядком и в том месте, которое законом определено. Под личной свободой Павел Иванович понимал неприкосновенность личности и жилища. Гражданские права включали право собственности, обязательственное право, обязательства, вытекающие из договоров.

    В своих трудах Пестель сформулировал право на революционное свержение правительства, нарушающего права граждан, обосновывал необходимость наделения всех россиян правом собственности на землю, которая является общим достоянием.

    В республике Пестеля все сословия уничтожаются, преимущества дворян ликвидируются. Избирательное право принадлежит мужчинам по достижении 20 лет. Судебную власть осуществляют суды присяжных на основе равенства всех граждан перед законом и судом.

    Развитие концепции статуса личности в России проходило в условиях дискуссии между «западниками» и «славянофилами».

    Западники (П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, В. Г. Белинский) утверждали, что Россия должна пройти такой путь развития как Запад, должна усвоить европейскую культуру и право.

    П. Я. Чаадаев говорил, что Россия, находясь между Западом и Востоком, между Германией и Китаем, могла бы синтезировать достижения двух миров. Но она предпочла не принадлежать ни Западу, ни Востоку, и как бы выпала из исторического процесса. В России невозможна нормальная жизнь человека. Причина – печальное прошлое русского народа: монголо-татарское иго, крепостничество. В современной жизни царят произвол, беззаконие, крепостное право; отсутствуют идеи долга, справедливости, права, порядка, характерные для западноевропейских народов.

    Т. Н. Грановский также был убежден, что Россия еще не вышла из эпохи Средневековья. Отношения личности и государства характеризуются неограниченной властью государства над личностью. Россия не знала юридического закрепления основных прав и свобод человека. Поэтому нужны реформы, которые в состоянии провести Александр П.

    В свою очередь, славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.) идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Они верили, что у России великое будущее, утверждали, что у России свой особый путь, она призвана оздоровить Европу в разрешении ее внутренних и внешних проблем. Так, И. С. Аксаков считал, что личность – это всего лишь часть народа, государство должно быть отделено от общества.

    К. С. Аксаков был убежден, что в русском национальном характере отсутствует национальный эгоизм и враждебность к другим народам, русский народ может решать споры по справедливости; назвал русский народ негосударственным, так как он не требует участия в управлении государством и никаких политических свобод. Для русского человека государство – не цель, а средство.

    И западники, и славянофилы в большей или меньшей степени критиковали различные стороны современной им действительности. Они выступали за отмену крепостного права, критиковали николаевский режим. Но в остальном их идеалы расходились. В концепциях славянофилов звучала идеализация прошлого, тоска по утерянному. Не случайно Герцен называл их запоздалыми романтиками. Западники же смотрели в будущее; отталкиваясь от настоящего, они говорили о саморазвитии человеческого общества.[19]

    В этих условиях в России формируются два подхода к правам человека: позитивное право и естественное право. Представители позитивного права (Б. Н. Чичерин) отрицали естественные права человека и полагали, что законы можно принимать, изменять по велению государства, не сообразуясь с народными традициями.

    Сторонники естественного права (Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, С. М. Муромцев др.) подчеркивали, что естественные права были и есть у каждого человека и государство должно их обеспечить. Право воспитывает в человеке личность, осознающую собственное достоинство. Они развивали идеи правового, социального государства.

    Известный российский философ B. C. Соловьев (1853–1900) обосновывал необходимость для государства принудительно обеспечить «каждому известную минимальную степень материального благосостояния как необходимое условие для достойного человеческого существования».

    Н. А. Бердяев (1874–1948) впервые разграничивает категории «личность» и «индивид». Индивид – понятие биологическое, социологическое, а личность – духовное. «Личность – есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает, подобно индивидуализму, эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием».

    Однако перечисленные прогрессивные идеи прав человека были чужды большинству россиян, так как крепостное право способствовало формированию рабского сознания. Кроме того, на практике даже декларируемые права человека ущемлялись и нарушались. Наиболее распространены были следующие нарушения прав человека:

    1) неравенство граждан перед судом;

    2) широкое применение телесных наказаний и поражение в правах после отбытия уголовного наказания;

    3) теория формальных доказательств, подразделявшая их на «совершенные» (из них на первом месте признание обвиняемого) и «несовершенные»;

    4) неравенство женщин и мужчин (женщины не имели избирательных прав, не могли быть адвокатами и т. д.);

    5) отсутствие свободы печати и наличие правительственной цензуры.

    Итак, история правового статуса личности в России – пример существования сильного, защищенного государства при огромной незащищенности человека.

    31 января 1924 г. II съездом Советов СССР была принята Конституция СССР. В ней уже не содержалось Декларации прав. Естественные, основные права человека не упоминались, вместо них были провозглашены национальная свобода, равенство, единое союзное гражданство. Отдельная глава Конституции была посвящена учреждению с целью борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), деятельность которой основывалась на попирании естественных прав личности.

    5 декабря 1936 года была принята Конституция СССР, подготовленная Н.И. Бухариным. Среди провозглашенных в ней прав были следующие:

    - право на труд, которое ранее провозглашалось исключительно как трудовая повинность всего взрослого населения страны;

    - право на отдых: устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы;

    - право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности;

    - право на образование: обязательным считалось начальное образование, образование могло быть только бесплатным, в том числе среднее специальное и высшее;

    - равные права мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни;

    - равноправие граждан СССР;

    - свобода совести, с этой целью церковь была отделена от государства; также провозглашалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды;

    - свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций;

    - право объединения в общественные организации;

    -неприкосновенность личности;

    - неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки; всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;

    - право убежища иностранным гражданам.

    За всю предыдущую историю России, Конституция 1936 года была наиболее прогрессивным документом в области декларирования прав человека, имеющая в своей основе самые современные достижения европейской цивилизации в области прав человека. Однако достижения Конституции 1936 года были чисто теоретическими. На практике же, принятие Основного документа страны осуществлялось в условиях раскулачивания, создания сети лагерей ГУЛАГ, депортации народов, т.е. ежедневного грубейшего нарушения прав человека. Таким образом, в области защиты прав человека, Конституция 1936 года носила чисто идеологический, формальный характер.

    Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей отдельный раздел, посвященный правам, свободам и обязанностям граждан. Так в Конституции 1977 года за гражданами СССР закреплялись следующие права: равенство всех перед законом, равенство прав мужчин и женщин, равенство прав граждан различных рас и национальностей, право на труд, право на выбор профессии, рода занятий и работы; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; право на жилище; право на образование; право на пользование достижениями культуры; право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов, решений общегосударственного и местного значения; свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации; свободу совести, неприкосновенность личности; тайну переписки, телефонных переговоров. В том числе Конституция 1976 года включала нормы права в области определения статуса личности, новые для законодательства СССР: право на охрану здоровья; свободу научного, технического и художественного творчества; неприкосновенность жилища.

    Наряду с государственной защитой прав и свобод граждан в Конституции СССР 1977 г. впервые за гражданами было закреплено право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ст. 57) и право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (ст. 57). Наряду с этим Конституция СССР 1977 г. предусматривала также такое новое право граждан СССР, как право «на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей». Конституция СССР 1977 г. впервые закрепляла за гражданами СССР право на участие во всенародном обсуждении и референдуме.

    Принятая на основе Конституции 1977 года Конституция РСФСР 1978 г. по содержанию повторяла предшествующую, хотя и содержала ряд особенностей. Закрепляла такие права человека, как: право на охрану здоровья; право на жилище; право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации и критики недостатков в их работе; право на судебную защиту и на возмещение причиненного ущерба. В Конституции РСФСР 1978 г. была укреплена взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностями. Закреплялись такие обязанности граждан, как: обязанность беречь природу, охранять ее богатства; всеобщее обязательное среднее образование молодежи; долг граждан заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей; обязанность уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей в российском многонациональном государстве; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

    Однако источником прав по-прежнему оставалось государство, а не сам гражданин, что обосновывалось неизменно преобладающей позитивистской трактовкой права в политической идеологии советского правительства.

    В 1991 году в соответствие с Всеобщей декларацией прав человека Верховным Советом РСФСР была принята Российская декларация прав и свобод человека и гражданина. Это повлекло за собой обновление раздела Конституции РСФСР 1978 г. «Государство и личность» и положило начало приведению конституционного законодательства в России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека.

    12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации. устанавливает основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

    Провозглашенные в Конституции РФ права и свободы разительно отличаются от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте Конституции. Одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) заключалось в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка -- права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции РФ 1993 г. поставили в главе о правах и свободах на первое место личные права, на второе -- политические и только на третье -- социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (ч. 1 ст. 35).

    В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне и иные новые виды прав и свобод, которые отражают тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

    Конституцией РФ заложены новые принципы правового положения человека и гражданина. Среди них прежде всего следует назвать принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации, неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом). Большинство из этих принципов не признавалось советской наукой государственного права как основанные на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

    В ныне действующей Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15,44,57--59). Между тем в международных пактах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в Конституцию РФ.

    В целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Например, появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. Правовой статус личности существенно дестабилизируется в результате неурядиц, которые происходят сегодня в обществе, а именно: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д.

    Вместе с тем было бы неправильно вести речь только о негативных моментах, имеющих место с правами личности в современной России, -- есть, и позитивные тенденции. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, создаваемая с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. В-третьих, правовой статус очищается от идеологического и классового догматизма, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего централизма -- к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности. Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину беспрепятственно выражать свои политические взгляды и интересы; усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; установлении права на судебную защиту прав и свобод, закрепленных законодательством РФ; установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан России.

    Существенной особенностью правового статуса личности в России явились конституционные новеллы, которые закрепили гарантии правового статуса личности, в том числе дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Особого внимания в рамках вопроса эволюции правового статуса заслуживает принцип равноправия. Причем необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий неодинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (ч. 1 ст. 19), потом (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.). В ч. 2 говорится о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в ч. 3 ст. 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.

    Несмотря на классовый подход, уже Конституция РСФСР 1918 г. признавала равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Однако в соответствии со ст. 23 Конституции РСФСР допускалось лишение отдельных лиц и групп лиц прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

    В настоящее время лишение прав и свобод человека недопустимо. В то же время конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола; особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

    Следует заострить внимание на развитии в России принципа равноправия мужчины и женщины. В течение многих веков на Руси отсутствовало законодательство, специально посвященное правовому положению женщин. Однако памятники древнерусского права, прежде всего Русская Правда, а также уставы, договоры, грамоты князей, церковные уставы, летописи свидетельствуют о том, что правовой статус женщин был очень ограничен. Но это не означает, что женщины были отстранены от участия в общественных и государственных делах. Только с утверждением в России абсолютной монархии в законодательстве стали появляться правовые нормы, характеризующие особенности правового статуса женщин. Особенно значительные перемены в этом отношении происходят со времен Екатерины II. Правовой статус личности в его эволюционном развитии в России характеризует сословность - в дореволюционной России, классовость -- в период образования и становления советского государства, демократичность -- на современном этапе. Демократизация российского общества характеризуется расширением содержания прав и свобод, обеспечением реального равноправия всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

    В современной России, правовой статус личности весьма противоречив. С одной стороны, он имеет достаточно прогрессивную базу, которая в целом соответствует всем международно-правовым стандартам, а также в своей основе он ориентирован на человека (хотя большей степени декларативно). 

    С другой стороны, правовой статус личности в условиях кризиса в политической и экономической системах не является обеспеченным и стабильным. На его характер и природу влияют негативные процессы, которые отрицательно сказываются на нашей действительности, а именно: чиновничий произвол и бюррократия, безработица и рост преступности, невыплата заработной платы, проблема вынужденных переселенцев и беженцев.

    Современная классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

    • общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

    • конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

    • отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

    • родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

    • индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

    Виды правового статуса. Различают:

    а) общий, или конституционный, статус гражданина;

    б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

    в) индивидуальный статус;

    г) статус физических и юридических лиц;

    д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

    е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

    ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

    з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

    и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

    3. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, классификация.

    Права человека — это охраняемая законом мера воможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

    Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

    Правам человека присущи следующие признаки:

    · они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

    · складываются объективно и не зависят от государственного признания;

    · принадлежат индивиду от рождения;

    · имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

    · являются непосредственно действующими;

    · признаются высшей социальной ценностью;

    · выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

    · представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

    · их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

    Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

    • Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

    Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражащее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в, чем-то.

    Классификация

    Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

    1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения

    · первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

    · второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

    · третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и проч.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

    2) в зависимости от содержания на:

    · гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

    · политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

    · экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

    · социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

    · культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

    3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

    4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу- дарству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

    5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолених, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

    6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальны (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку митинги и проч.);

    7) в зависимости от роли государства в их осуществлении т. негативные (государство должно воздерживаться от конкретны действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

    8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

    права в сфере личной безопасности и частной жизни;

    · права в области государственной и общественно-политической жизни;

    · права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

    Основные обязанности человека и гражданина: понятие, классификация

    Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения.

    Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на "силовое" начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении.

    Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

    Обязанность - способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право - это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность - область необходимости и подчинения.

    Функциональное назначение юридических обязанностей - корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.

    В Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57 - 59).

    Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды.
    Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

    По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

    Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты.

    Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

    Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

    Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации.

    По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

    Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

    В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

    Список литературы
    Исаев И. А., Золотухина И. М. История политических и правовых учений России. М., 2003. С. 171.

     Исаев И. А., Золотухина Н. М. Указ. соч. С. 178–179.

    Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949. С. 130–177.

    Мысли графа М. М. Сперанского // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1859. Кн. 1. С. 194.

    Ильин В. В. История философии. С. 541.

    Соловьев B. C. Оправдание добра. М., 1996. С. 395.

     Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 21.

    Трошкин Ю. В. Указ. соч. М., 1997. С. 18.


    написать администратору сайта