Главная страница
Навигация по странице:

  • Консолидация

  • Процесс межэтнической интеграции

  • Национальные меньшинства

  • Типологическая

  • Конфессиональный (религиозный) состав населения

  • Лекция 8. Территориально-отраслевая структура экономики План

  • Отраслевая структура мирового хозяйства

  • Территориальная структура мирового хозяйства

  • краткий курс лекций по географии. Лекция Предмет и задачи современной экономической географии


    Скачать 1.4 Mb.
    НазваниеЛекция Предмет и задачи современной экономической географии
    Дата20.02.2020
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакраткий курс лекций по географии.docx
    ТипЛекция
    #109236
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Лекция 7. Влияние этногеографии на социально-экономическое развитие


    План:


    1. Расовый и этнический состав населения.


    2. Главные религии мира. Религиозные проблемы и их место в современной науке и политике.



    1.

    Расы – это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках варьирующих в определенных пределах. В основным расовым признакам относятся: цвет кожи, характер волосяного покрова, строение лицевой части головы, различия в пропорции тела, особые линии (борозды) на ладонях и подошвах, узоры на подушечках пальцев и т. д. Учитываются далее и некоторые физиологические особенности организма, «скрытые» признаки: группы крови, содержание в тканях микроэлементов, белки сыворотки, виды цветовой слепоты, строение зубов и прочее.

    Цвет кожи является не единственным и не основным признаком для разграничения рас. Антропологи используют для такого разграничения совокупность признаков.

    Выделяют большие расы, к которым относят: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую), негроидную (африканскую), австралоидную (океанийскую). Иногда негроидную и австралоидную расы объединяют в одну – негро-австралоидную (экваториальную).

    В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Переходными обычно называют такие расы, которые сформировались в столь отдаленное время, что теперь трудно установить являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные расовые типы образовались не только в древности и средневековье, но и в новое и даже новейшее время в процессе метисации. Представителями переходных рас считаются эфиопы, представители смешанных рас – метисы, мулаты, самба в Америке.

    Европеоидная раса. Европеоиды отличаются светлой или смуглой кожей; волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков; сильным развитием третичного волосяного покрова (борода у мужчин); большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и голубых); узким выступающим носом с высоким переносьем; тонкими или средней толщины губами.

    Большая европеоидная раса подразделяется на три группы (по интенсивности пигментации): северную со светлой кожей, русыми и белокурыми волосами, значительной долей серых и голубых глаз; южную со смуглой кожей, преимущественно темными волосами и глазами; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация.

    Монголоидная раса. Внешние черты монголоидов: желтоватый оттенок кожи; прямые, часто тугие (жесткие) темные волосы; слабое развитие третичного волосяного покрова; карие глаза; уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос, часто с низким переносьем, наличие эпикантуса — особой складки верхнего века, прикрывающей глаз и его слезный бугорок.

    Монголоидная раса состоит из двух основных групп: азиатской и американской (индейцы, эскимосы, алеуты). У американских индейцев общий монголоидный облик сглажен, эпикантус встречается редко, нос выступает обычно сильно. Монголоиды Азии делятся на две основные группы: континентальную и тихоокеанскую (корейцы, северные китайцы). Континентальные монголоиды отличаются менее интенсивной пигментацией, большой массивностью скелета, более широким лицом.

    Негроидная раса. Внешние отличия: интенсивно пигментированная темно-коричневая кожа; курчавые жесткие черные волосы; карие глаза; сильный прогнатизм (выступание челюстей); слабо выступающий широкий нос, часто с поперечными, т. е. расположенными параллельно плоскости лица, ноздрями; толстые губы.

    Негроидные признаки наиболее выражены у населения, живущего в Африке к югу от Сахары, известного под собирательным и неточным названием «негры». Большая негроидная раса состоит из трех групп: негры, негрилли, бушмены и готтентоты.

    Австралоидная раса в подавляющем большинстве имеют темную окраску кожи, широкий нос, толстые губы, что сближает их с негроидами. Но аборигены Австралии по пигментации, хотя и близки к африканским негроидам, по форме волос и развитию третичного волосяного покрова ближе к европеоидам. Большая австралоидная раса состоит из следующих ветвей: австралийцы-аборигены, папуасы и меланезийцы, веддоиды, айны, негритосы.

    Земной шар населяет множество народов, этносов, находящихся на различных стадиях социально-экономического и культурного развития.

    Этносы – исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающие единым языком, некоторыми общими относительно стабильными особенностями культуры, психики, а также общим самосознанием – это сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития на Земле соседствуют различные типы этносов.

    Исторически самый ранний тип этносов – племя. Каждое племя состояло из родов и на ранних этапах развития в племени отсутствовало социальное расслоение. В настоящее время родоплеменные организации сохранились, но у кочевых и полукочевых народов. Общность интересов племен приводила к объединению их в союзы, которые сопровождались развитием межплеменных, хозяйственных, культурных связей и вело к постепенному смешению племен и к замене прежних кровнородственных связей, связями территориальными. Так родилась новая форма этносов – народность.

    Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Широко этот процесс пошел в эпоху феодализма.

    Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. С развитием капиталистических отношений, с усилением экономических, культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, происходит превращение их в нации. Нации от народности отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры и общим языком. У них формируются общие черты национального характера и более четкое этническое самосознание.

    Для стран иммиграции характерны переходные этнические группы – иммигранты и их потомки. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны. Например, немцы, шведы, итальянцы, народы бывшего СССР – в США, Канаде и др. Своеобразные этнические группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два или более народа. Характерная черта всех этих групп – наличие двойного этнического самосознания.

    Существуют общности, охватывающие целые группы народов, это так называемые надэтнические общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания основанного на длительном культурном взаимодействии. К ним относятся славянские, романские, монгольские народы и др., в определенной мере они близки не только по языку, но и по культуре и быту. История свидетельствует о том, что в различных районах мира, различных социально-экономических условиях имеют место процессы этнического объединения, когда несколько небольших этносов сливались в один большой. Или же малый этнос растворялся в составе крупного народа. Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию.

    Консолидация – это слияние нескольких родственных этносов.

    Ассимиляция – отдельные группы какого-либо народа или даже целый народ, живя в среде другого народа в результате длительного общения, усваивают его культуру, воспринимают его язык и перестаю считать себя принадлежащими к прежней этнической общности. Различают естественную и насильственную ассимиляцию. Естественная происходит в процессе непосредственного контакта народов и обусловлена самим ходом социально-экономического развития. Насильственная ассимиляция происходит обычно в странах, где национальности не равноправны и где политика направлена на искоренение языка и культуры национальных меньшинств.

    Процесс межэтнической интеграции – это сближение разных этносов без слияния в единое целое, как правило, этот процесс происходит в многонациональных государствах. Этнический состав населения мира непрерывно изменяется. Иногда появляются новые этносы, однако, в целом консолидация и ассимиляция ведут к сокращению общего числа народов.

    Размещение населения также подвержено переменам, народы, населяющие земной шар живут в основном компактно. Смешенное в национальном отношении население характерно в основном для районов расположенных вдоль этнических границ. Смешение бывает обычно сильнее у тех соседствующих народов, которые говорят на родственных языках или близки в культурно-бытовом отношении.

    Политические границы совпадают с этническими. В Западной Европе этнические границы часто совпадают с политическими, потому что начало формирования наций в Европе оказалось связанным по времени с образованием государств. В других же регионах очень многие народы разделены государственными границами и живут в пределах 2-х или более государств – это характерно для Аравийского полуострова, Кореи и др. Следовательно, большинство стран мира многонациональны.

    Национальные меньшинства. Подразумеваются группы, оторванные от основной массы более или менее крупных народов (греки – в Турции, албанцы – в Италии и др.). Иногда термин употребляют по отношению к национальностям нигде не образующих своего государства. Например, баски в Италии и Франции. Они считаются национальным меньшинством, хотя на своих этнических территориях составляют большинство.

    До I Мировой войны вопрос о языке включался в программы переписи почти всех многоязычных стран (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия, США, Индия). Вопрос о родном языке ставился и на первой переписи в России в 1897г. Прямой вопрос об этнической принадлежности был включен в программу только первой советской переписи населения в 1920г. В некоторых переписях есть и другие вопросы: племенная принадлежность, кастовая принадлежность, расовая, религиозная, страна происхождения, рождение, гражданство и т.д. Число народов в перечне, характеризующем этническую структуру населения, во многом зависит от степени детальности, с которой изучается данная страна.

    Наибольшее распространение в России получила классификация народов по принципу их языковой близости. Ведь сходство языков говорит либо о генетическом родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Эта классификация получила название «этно-лингвистическая классификация»

    Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуков, предназначаемая для коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире. Язык появился одновременно с возникновением человеческого общества и в процессе совместной трудовой деятельности.

    Язык – это мощное средство развития человека, общества и сознания. Первоначальные родоплеменные языки по мере слияния племен трансформировались в языки народностей, а затем в единые национальные языки. Общее число языков народов мира лингвисты определяют около 4-5 тыс., точной цифры нет из-за того, что обширные районы мира еще не изучены.

    Обычно каждый народ говорит на одном языке. В немногих случаях отдельные части народа говорят на разных языках (например, мордва – на двух и сильно различающихся языках – мокшанском и эрзянском; ирландцы – 1/5 часть на родном языке ирландском, остальная на английском). Иногда народы говорят на одном языке, но различия в диалекте на столько велики, что общение между отдельными группами народов без общепринятого литературного языка становится невозможным (диалекты китайского зыка). В мире широкое распространение получило двуязычие (билингвизм), когда какая-то часть народа или целый ряд народа или целый народ постоянно пользуются в обиходе двумя языками (например, эльзасцы). Дву- или трехязычна значительная часть населения Бельгии, Швейцарии.

    Двуязычие – это явление очень частое в многонациональных странах, где кроме родного языка народы, проживающие на территории, пользуются языком наиболее многочисленной нации – это язык общения. Значит, группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с местными языками все большее распространение получают официальные государственные языки. Двуязычие характерно для стран массового оседания иммигрантов – Канада. Нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. На английском: англичане, англо-австралийцы, англо-новозеландцы, англо-канадцы, англо-африканцы, американцы, народы стран Карибского бассейна и др. На испанском: испанцы, большая часть народов Латинской Америки. Наибольшее распространение имеют языки: китайский (1 млрд. 85 млн. чел.), английский (425 млн.), хинди и урду (320 млн.), испанский (290 млн.), русский (220 млн.), арабский (170 млн.), индонезийский (170 млн.), португальский (150 млн.), японский (120 млн.), немецкий (95 млн.) и французский (95 млн.). Шесть первых языков являются официальными и рабочими языками ООН.

    Существует типологическая и генеалогическая классификация языков.

    Типологическая возникла на основании данных морфологии на изучении свойства языковой структуры, она опирается также на данные фонологии и синтаксиса.

    При генеалогической классификации, языки объединяются в семьи, по признакам их родства объединяя при этом установление их словарного фонда и грамматики. Фонды делятся на группы. Процесс формирования языковых семей был тесно связан с расселением. Обычно у соседних связанных общим происхождением или длительной совместной жизнью встречаются наиболее близкие языки. В некоторых случаях языки сходны у народов живущих далеко друг от друга (азербайджанцы и якуты). Это объясняется тем, что народы, говорящие на этих языках либо имели общие генетические корни, либо жили на смежных территориях в прошлом. Географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении всей истории человечества непрерывно менялись. Например, арабским языком, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, в настоящее время распространен на территориях юго-западной и северной Африки. Во много раз расширили свой ареал языки тюркской группы. Они распространены от Балканского полуострова до северо-восточной Сибири.

    Английский язык до XV в. господствовал только на Британских островах, затем проник в Северную Америку, в африканские и азиатские страны, на австралийский континент. Испанский язык также расширил свой ареал на территории Латинской Америки.

    Языковые семьи.

    1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.

    К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.

    К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.

    Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).

    2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.

    В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.

    3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.

    4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).

    5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.

    6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).

    7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).

    8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).

    9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.

    Население Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:

    10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.

    11. Нило-Сахарская семья.

    12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.

    13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).

    14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.

    15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.

    16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар. Языки: яванский, сундский, малайский.

    17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.

    18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.

    2.

    Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, т.е. приверженность к той или иной религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.

    Конфессиональный (религиозный) состав населения – это распределение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населения в последние годы увеличивается.

    Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населения. Даже во время всеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

    При характеристике религиозного состава населения принято выделять:


    1. мировые религии;


    2. национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. Например, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.


    3. различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. Например, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;


    4. примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.


    Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

    В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др. Во всем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.

    Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.

    Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

    Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как «Джайнизм» и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь – это непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два основных направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.


    1. Тхеравада (Хинаяна) – т.е. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.


    2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.


    Христианство – возникло в начале I тысячелетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения – это существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всепрощению. В 1054г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всего 15).

    Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

    Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

    Следовательно, христианство имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

    Ислам – возник в VII в. среди населения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

    Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объеме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

    Во II тысячелетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

    - одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Они верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

    - брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

    - конфуцианство – это религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в середине I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

    - даосизм – это вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователей около 30 млн. чел.;

    - синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, т.е. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

    Лекция 8. Территориально-отраслевая структура экономики


    План:


    1. Особенности формирования Мирового Хозяйства


    2. Понятие о международном разделении труда


    3. Экономические системы государств



    1.

    Мировое хозяйство как единое целое сложилось в начале XX в. вследствие создания системы эксплуатации западными державами огромной колониальной периферии. Фактически к этому периоду был закончен территориальный раздел мира, сформировались международные монополии, процесс обобществления производства приобрел мировой характер. Мировое хозяйство начала XX в. состояло из продвинутых в индустриальном отношении стран Запада и их аграрно-сырьевых придатков - колоний.

    Основой постепенного формирования мирового хозяйства служил мировой рынок, образование которого проходило поэтапно в ХV-ХIХ вв. Становление массового производства способствовало перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство. Наряду с обменом товарами существенное развитие получали международные производственные связи по изготовлению конечных продуктов, что стало возможным на основе растущей миграции капитала.

    Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ в. связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. На этот процесс оказывали воздействие такие глобальные факторы, как продолжавшее свыше четырех десятилетий противостояние двух социальных систем, постепенное развертывание научно-технической революции и расширение сферы применения ее достижений, вызревание разнообразных кризисных ситуаций, что находило выражение в проявление структурных и циклических кризисов.

    Ведущей тенденцией развития современной мировой экономики стала интернационализация хозяйственной жизни.

    Положительная в ряде случаев динамика экономической эволюции отдельных стран и регионов мира находила свое выражение в происходившем на протяжении первых послевоенных десятилетий сравнительно бурном экономическом росте, сопровождавшемся усилением концентрации производства, нарастанием мощи международных корпораций, расширением сферы действия научно-технической революции. Тем не менее, эти явления и процессы не обеспечивали бескризисного развития. Уже с конца 60-х гг. в полной мере проявлялись накапливавшиеся противоречия, поэтапное развертывание валютного, сырьевого, экологического и энергетического кризиса. Перечисленные явления, пронизавшие хозяйства практически всех стран с рыночной экономикой, получили определение как структурные кризисы. При этом последний из перечисленных имел особо ощутимое воздействие на дальнейший ход эволюции мирового хозяйства.

    Не избежала мировая экономика и потрясений циклического характера.

    В 1974 г. промышленно развитые страны оказались втянутыми в экономический кризис, характеризовавшийся тем, что охватил практически все эти государства одновременно. Кроме синхронности распространения, его отличало и то, что в состояние экономического спада все ведущие державы вместе попали впервые за послевоенные годы. При этом ни одна из них не могла воспользоваться преимуществами, связанными с подъемом в какой-либо стране, или попытаться решить собственные проблемы за счет своих соперников. В период кризиса 1974 г. объемы промышленного производства и экспорта стран с рыночной экономикой сократились более чем на 10%. В 1998 г. по миру прокатился кризис, охвативший в основном развивающиеся страны, в этом году протекает финансовый кризис, захлестнувший все развитые страны мира.

    Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой международным географическим разделением труда. Мировое хозяйство – это сложное междисциплинарное понятие.


    1. Это историческая категория, поскольку становление мирового хозяйства – результат тысячелетней эволюции производительных сил.


    2. Это политико-экономическая категория, т.к. понятие о мировом хозяйстве тесно связано с понятием об общественном разделении труда, интернационализации хозяйственной жизни, международной экономической интеграции.


    3. Это и географическая категория, которая включает изучение мирового хозяйства, по крайней мере, на трех уровнях: а) общей географии мирового хозяйства; б) географии его отраслей; в) географии крупных регионов и субрегионов.


    Отраслевая структура мирового хозяйства – совокупность взаимосвязанных между собой отраслей научно-информационного комплекса, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также международной торговли и других форм внешних экономических связей (рис. 1).

    Территориальная структура мирового хозяйства определяется, прежде всего, международным географическим разделением труда и специализацией отдельных стран и регионов на производстве отдельных видов продукции.




    Рис. 1. Отраслевая структура мирового хозяйства (здесь и далее линии обозначают взаимосвязи элементов системы)

    Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

    К ним относятся:

    - экономико-географическое положение;

    - территория;

    - трудовые ресурсы;

    - природно-ресурсный потенциал;

    - историко-географические условия;

    - научно-технический потенциал;

    - экологический.

    Различные факторы отражаются в показателях сравнительной экономической эффективности при определении минимума приведенных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.


    2.

    Важность международного разделения труда (МРТ) для экономического и социального развития любой страны в современных условиях трудно переоценить.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта