Лекция Предмет, система и источники римского права Учебные вопросы Понятие и система римского права. 2
Скачать 202.35 Kb.
|
1 Лекция 1. Предмет, система и источники римского права Учебные вопросы 1. Понятие и система римского права. 2. Периоды истории римского права. 3. Источники римского права. 1. Понятие и система римского права Римское право ius имело много значений. Это зависело от источника формирования норм права, от формального характера права и других признаков. Собственно юридическое право представляло собой совокупность конкретных юридических норм, сформированных общественным согласием, требованиям которых должно руководствоваться население Рима. Весь правовой массив Рима был представлен двумя областями: правом публичным (ius publicum) и правом частным (ius privatum). Критерием деления права на публичное и частное являлся характер интересов, защищаемых правом. Публичное право охраняло интересы государства и его органов, частное право – интересы частных лиц. Так, нормы публичного права определяли компетенцию государственных органов и должностных лиц, взаимоотношения между ними; регулировали взимание налогов, преступления, наказания и другие вопросы. Область публичного права образовывали нормы тех институтов, которые позднее были отнесены к государственному, уголовному, административному праву, а также регулировали культовые вопросы. К частному праву относились институты, которые позже стали относить к гражданскому праву и гражданскому процессу. Нормы частного права закрепляли: комплекс личных прав населения Рима, правовое положение лиц в имущественных и иных отношениях; брачно-семейные отношения; отношения, связанные с собственностью и другими правами на 2 вещи; обязательственные отношения, вытекающие из договоров, частных деликтов, подобия договоров и подобия деликтов; наследственные отношения; вопросы защиты частных прав. Противопоставление публичного права частному носило условный характер, так как в ходе реализации интересов частных лиц обеспечивались интересы государства и общества в целом. Специфика этих двух областей сводилась к следующему. Нормы, образующие публичное право, не могли быть изменены частными лицами и должны неукоснительно соблюдаться ими. Такие нормы именуются ныне императивными (повелительными). Частное право являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным. Право предоставляло известный простор частным лицам. Такие нормы называются уполномочивающими и диспозитивными. Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в нормативном акте поведения и самим определить, как поступать в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность, то ли защищать нарушенное право собственности, то ли нет. Диспозитивные нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство восполняло пробел воли лица. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего по наследству (наступало наследование по закону). Хотя достаточно большая область частноправовых отношений регулировалась уполномочивающими и диспозитивными нормами, в отдельных случаях такого рода отношения закреплялись с помощью императивных норм. Они обязывали частных лиц совершать строго определённые действия и не предоставляли им никакого простора для иных действий. Примером может служить норма, обязывающая опекуна получить разрешение властей при отчуждении имущества опекаемого лица. 3 Наконец, публичное право отличалось от частного способами защиты нарушенного права. Публичные интересы в случае их нарушения защищались государственными органами в рамках уголовного процесса. Защита частных интересов осуществлялась по требованию лиц, чьи права были нарушены. Сама защита облекалась в форму гражданского иска и проходила в рамках гражданского процесса. В составе римского права можно увидеть три ветви, последовательно складывавшиеся одна за другой: квиритское право, преторское право и право народов. Квиритское (цивильное) право Квиритское право (ius guiritium) – исторически первая ветвь римского частного права, названная так в честь жителей римской общины квиритов. Позднее как национальное право римского государства (civitas) оно стало называться цивильным (ius civitas). Первоначально источником цивильного права являлись обычаи и единственные древние Законы XII таблиц. Квиритское право, зародившись как узконациональное право небольшой земледельческой общины, распространялось только на жителей Рима. Оно отличалось формализмом, соединённым с символикой и ритуалами. Так, субъекты права, совершая юридические действия, должны были строго придерживаться буквы закона. Преторское право Преторское право (ius praetorium, ius honorarium) как вторая ветвь частного права появилась в результате тех изменений, которые произошли в Риме во второй период республики в общественной и государственной жизни. Консервативное, примитивное цивильное право уже не могло регулировать новые общественные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Эту задачу решили магистраты, главным образом, преторы. Они создали новую ветвь права – преторское право. Своё начало 4 преторское право берет с 367 г. до н.э., когда в Риме была учреждена должность городского претора. Преторы ежегодно при вступлении в должность издавали эдикты, в которых провозглашали те положения и принципы, которыми должны руководствоваться в течение срока своих полномочий. В частности, претор декларировал разрешение тех ситуаций, которые или не были урегулированы цивильным правом, или обладали недостатками правового регулирования, или могли привести к неблагоприятным последствиям при применении норм цивильного права. Деятельность претора была основана на свободной оценке доказательств, учёте истинной воли сторон вопреки тем формальностям, которые закреплялись цивильным правом. Принимая решение, преторы руководствовались здравым смыслом, этическими категориями справедливости и доброй совести. Осуществляя правосудие, преторы не заявляли об отмене или изменении норм цивильного права. Они указывали новое направление, чтобы добиться справедливого результата. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву, преторы создавали новое право. Нормы цивильного права в этом случае становились неработающими, превращались в так называемое «голое право». Право народов Третья ветвь римского частного права – право народов (ius gentium) возникло для защиты прав иностранцев. Дело в том, что цивильное право не регулировало общественные отношения с участием чужеземцев на территории Рима. Однако как только Рим превратился в центр многочисленной организации различных народов, втянутых в единый хозяйственный механизм, потребовалось создать право, регулирующее отношения между римскими гражданами и иностранцами, а также между иностранцами на территории Римского государства. Эти задачи стало выполнять созданное право народов. Начало формирования этой ветви права 5 было положено в 243 г. до н.э. с созданием новой магистратуры – претора по делам перегринов. Право народов впитало в себя отдельные положения древнего права в области брака и торговли между римлянами и иностранцами; обычное право, сложившееся в практике торговых отношений между членами латинского Союза; нормы торгового права различных частей империи. Рассматривая споры между субъектами права, претор руководствовался принципами, которые были общими для всех национальных правовых систем, т.е. основаны на естественном разуме. 2. Периоды истории римского права В эволюции римского права можно выделить три периода: первый период – от основания Рима (753 г. до н.э.) до введения должности городского претора ( 367 г. до н.э.); второй период – с 367 г. до н. э. до правления императора Диоклетиана (284 г. н.э.); третий период – с 284 г. до кодификации Юстиниана (VI в. н.э.). Первый период истории римского права Первый период истории – период формирования римского права. В литературе можно встретить название права этого периода как квиритское (цивильное), древнее, что справедливо. Право первого периода отражало процесс медленного отмирания патриархально – общинного уклада и вялого становления новых общественных отношений. Основными источниками права являлись обычаи предков, жрецов и Законы XII таблиц, дополняемые интерпретацией жрецов – понтификов. Римское право первого периода являлось узконациональным правом. Оно распространялось лишь на римских граждан – квиритов и получило ввиду этого название квиритского права. Сохраняя целостность римской общины, это право отличалось архаичностью, было проникнуто 6 формализмом, соединённым с символикой и ритуалами. Не допускалось ни малейших отклонений от предписаний норм права и выражения воли субъектов. Квиритское право на длительное время законсервировало патриархальный семейный уклад римлян: абсолютную власть главы семьи над ее членами, лишенными личной и имущественной самостоятельности. Отпечаток патриархально-общинного строя длительное время лежал на вещных и обязательственных отношениях. Право долго не выделяло классического индивидуального права собственности. Обязательство понималось как узы личного закабаления должника кредитором, а его неисполнение влекло рабство или закабаление должника. Второй период истории римского права Второй период истории римского права – это период его расцвета (период классического права). Данный период характеризуется закономерным процессом поступательного движения права, связанным с изменениями в общественной и государственной жизни Рима. Борьба патрициев и плебеев, завершившаяся победой последних, привела к унификации римского общества и созданию единой римской народности. Завоевательная политика Рима превратила его в огромную державу, объединившую большое число государств и народов. Результатом кризиса последнего периода республики явилось крушение остатков патриархальных отношений в отдельных областях общественных отношений и натурального хозяйства. Быстрыми темпами развивалась внутренняя и внешняя торговля наряду со складыванием товарного хозяйства. Средиземноморская экспансия Рима привела к тому, что в Рим вместе с товарами устремились философские и религиозные учения, элементы новой культуры, правовые доктрины эллинистического мира. Ввиду этих изменений и новых требований, выдвигаемых общественной жизнью, квиритское право устарело, изжило себя. Требовалось создать такой правовой механизм, который бы являлся 7 эффективным регулятором общественной жизни. Поскольку римляне были приверженцами традиционализма, развитие римского права шло не по пути реформирования квиритского права. Совершенствование права осуществлялось путем создания рядом с цивильным правом преторского права и права народов, которые успешно регулировали новые общественные отношения. Поступательное движение права было обеспечено также судебным правотворчеством и влиянием на юриспруденцию эллинистических правовых доктрин. Третий период истории римского права Третий период истории римского права – завершающий. Право этого периодаможно назвать постклассическим правом, характеризующимся двумя тенденциями. Одна тенденция проявилась в восходящем движении права, вторая – в приостановлении его развития. Развитие и дальнейшее совершенствование правового порядка Рима было обусловлено различными факторами. Во-первых, на развитие права оказывал влияние высокий уровень товарного производства. Во-вторых, дополнительный импульс для его совершенствования давали те трудности, которые испытывала империя в завершающий период своей истории. Наконец, нельзя сбрасывать со счета влияние на римское право провинциальных правовых систем и, прежде всего, греческих, а также воздействие на право христианской этики, наполненной идеалами гуманизма и милосердия. Исчезновение республиканских учреждений вызвало изменения в источниках права. Прекратилась правотворческая деятельность преторов, и появился новый источник права – императорские конституции. Важнейшие источники права были подвержены кодификации, что придавало праву большую значимость. Более совершенный характер приобрело судопроизводство, осуществляемое в рамках экстраординарного процесса. Не без участия юристов продолжало совершенствоваться юридико- техническое состояние права. Окончательно потеряло значение деление 8 права на цивильное, преторское и право народов, и была осуществлена систематизация права. Результатом систематизации права явилось появление в VI в. Свода законов императора Юстиниана, получившего позднее название «Свода цивильного права» (Corpus iuris civilis). Вторая упомянутая нами тенденция – отрицательная сводилась к тому, что отдельные правовые институты частного права исчерпали свою творческую потенцию и не имели перспектив дальнейшего развития. Отдельные институты права стали терять свой универсальный характер и приспосабливались к регулированию отношений средневекового общества. 3. Источники римского права Понятие источника права В широком смысле под источником римского права следует понимать всякое свидетельство, относящееся к праву, позволяющее познать право и его особенности. Это литературные источники (сочинения историков, философов, поэтов, ораторов, художественные, сатирические и иные произведения), а также иные свидетельства (тексты на глиняных табличках, камнях, папирусах и др.). В юриспруденции речь идет о правовом источнике, который понимается как форма (способ) образования права, или форма выражения права. В этом последнем смысле к источникам римского права относились: обычное право, законы, сенатусконсульты, эдикты магистратов, конституции императоров, деятельность юристов. Обычное право Обычное право относится к древнейшей форме образования римского права. Обычное право именовалось по-разному: mores maiorum (обычаи предков); usus (обычная практика); commentarii pontificum (обычаи жрецов). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude» . 9 Обычай, по взглядам римлян, мог выступать источником права при наличии следующих условий: 1) он должен быть признан (санкционирован) государством в качестве источника права; 2) обычай должен неоднократно применяться на практике (в повседневной жизни); 3)должны отсутствовать подлежащие применению аналогичные нормы в других источниках права; 4) обычай должен выражать разумную потребность членов общества. Обычное право оставалось важным источником права на всем протяжении истории Рима. Даже в период империи правовой обычай приравнивался по юридической силе к закону и должен был безусловно исполняться. Однако обычай не мог отменить норму закона. В 319 г. н.э. вышло распоряжение императора, согласно которому «авторитет обычая… не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон» 1 Законы Законы (leges) – это правовые акты, принимаемые при соблюдении особой процедуры. Вначале тексты законов предлагали магистраты (позже Сенат), после чего они принимались народным собранием и утверждались Сенатом. Правом принимать законы были наделены лишь народные собрания по центуриям и плебейские собрания (последним такое право было предоставлено лишь с 258 г. до н.э.). Народное собрание либо целиком принимало закон, либо целиком отвергало его. Частичное изменение законопроекта не допускалось. Первым законодательным актом Рима явился знаменитый свод законов под названием Законов XII таблиц, датируемых 451-450 гг. до н.э. По словам Тита Ливия, эти законы являлись источником всего публичного и частного права. О популярности и значении Законов XII таблиц свидетельствует тот факт, что на протяжении всего республиканского периода юристы и магистраты постоянно обращались к их положениям. Текст законов целиком не дошел до наших дней. Однако ученым удалось восстановить ряд основных 1 (С.8.52.2). 10 правоположений, включенных в Законы XII таблиц. Это положения о судопроизводстве, о торговле, о наследовании, о неоплатных должниках, о некоторых преступлениях и наказаниях, о волшебстве, о порядке погребения и др. Кроме Законов XII таблиц в Риме были приняты такие законы, как Пэтелиев закон (IV в. до н.э.), Аквилиев закон (III в. до н.э.), Фальцидиев закон (I в. до н.э.) и др. Всего в области частного права насчитывается около 30 законов. С установлением в Риме власти императоров роль народных собраний как законодательного органа стала падать. Последний аграрный закон был принят в конце I в. н.э. Сенатусконсульты В период республики в компетенцию Сената входило право издавать постановления под названием сенатусконсульты (senatus consulta). Эти акты имели значение инструкций и носили скорее рекомендательный, нежели законодательный характер. Даже сложилось выражение: «Сенат полагает, советует, рекомендует». В период принципата с падением законодательных полномочий народных собраний стала возрастать роль Сената и его постановления превратились в основную форму законодательства. По юридической силе они приравнивались к закону и не могли быть оспорены. Следует иметь ввиду, что Сенат не обладал законодательной инициативой. Издаваемые им акты – это реализация предложений и воли императоров, содержащихся или в их устных выступлениях перед сенаторами, или в письменных документах, рекомендациях. Процедура принятия постановлений сводилась к обсуждению сенаторами предложений принцепса, голосованию и последующему оформлению официального документа, который передавался для обнародования. Сенатусконсульты, как правило, носили общий характер. Средством реализации таких постановлений являлись преторские эдикты. Эдикты магистратов 11 Эдикты магистратов (ius praetorium, ius honorarium) – важнейший источник римского права, благодаря которому сложились две ветви частного права – преторское право и право народов, противостоящие цивильному праву. Полномочиями по изданию эдиктов были наделены преторы (городские, по делам перегринов), курульные эдилы и правители провинций. Первые были наделены судебными полномочиями и административно- принудительной властью в целях общего блага. Обладая высшей властью (imperium), они издавали эдикты и интердикты, имевшие обязательную силу. Курульные эдилы, осуществлявшие надзор за рынками, издавали эдикты в сфере торговли и вытекающих из нее исковых требований. Правители провинций, руководствуясь преторскими эдиктами и другими законоположениями, вводили нововведения в административной и финансовой областях. Эдикты – обязательные правила, разрабатываемые и излагаемые в программе магистратов при вступлении в должность и лежащие в основе их деятельности на период полномочий.Эдикт был действителен в течение срока полномочий магистрата – одного года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Новый магистрат не ограничивался созданием новых правил. Он также брал удачные формулировки из программы своего предшественника, которые приобрели устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые образовали две важнейшие ветви частного права. Существенное значение для формирования нового права, отличного от квиритского права, имели преторские эдикты. Руководствуясь положениями эдикта, претор не только лично отправлял правосудие, но и давал указания судьям по справедливому и целесообразному применению права. Во II в. н.э. правотворческая деятельность преторов прекратилась. В 130г. римский юрист Юлиан по велению императора Андриана осуществил кодификацию преторских эдиктов. В результате появился постоянный 12 преторский эдикт, объявленный постановлением Сената неизменным. Лишь император имел право дополнять этот эдикт. После кодификации преторских эдиктов противоположность между цивильным и преторским правом стала еще больше утрачиваться, а в VI в. исчезла. Конституции императоров В период ранней империи с установлением единоличной верховной власти императора издаваемые им постановления стали источником права. По мере укрепления власти монарха (около II в.) эти постановления по своей юридической силе приравнивались к закону. Получило распространение выражение «что угодно императору, то имеет силу закона» (D.1.3.31.). Императорские постановления носили название конституций (constitutiones ). Сложилось четыре вида конституций: 1) эдикт (edictum) – акт общего характера, обращенный ко всем субъектам права; 2) мандат (mandatum) – инструкция, адресуемая должностным лицам; 3) декрет (decretum) – решение по судебному делу, рассмотренному императором; 4) рескрипт (rescriptum) – ответ императора на правовой вопрос (ходатайство), с которым к нему обратилось частное или должностное лицо. Особую значимость среди этой разновидности конституций имели декреты и рескрипты, поскольку они являлись актами по толкованию и применению права (в них интерпретировалось цивильное, преторское право или право народов). С прекращением полномочий императора эти акты продолжали действовать. Напротив, эдикты и мандаты теряли силу по окончании полномочий императора (например, в случае смерти). В период домината (около 315 г.) единственной формой правоустановления общего характера стал императорский эдикт, именуемый «leges ». Мандаты фактически не издавались. Декреты и рескрипты имели юридическую силу лишь в отношении конкретных дел. 13 Наличие большого числа конституций, которые нередко противоречили одна другой, создавало сложности в пользовании ими. Вот почему в период домината возникла необходимость систематизировать содержащийся в них материал. Первая частная кодификация имела место в 295г. н.э. Её результатом явился кодекс Грегориана, объединивший конституции от Андриана (II в.) до конца III в. Состоявший из 19 книг и включавший нормы публичного и частного права, кодекс действовал вплоть до середины VI в. Вторая частная кодификация была осуществлена в середине IV в. юристом Гермогенианом. Кодекс Гермогениана включал 120 конституций. В первой половине V в. была проведена большая работа по официальной кодификации императорских конституций, начиная с начала IV в. Итогом этой деятельности стало издание Феодосиева кодекса (около 439г.), названного в честь правившего тогда императора Феодосия II. Правовой материал кодекса, включавший 16 книг, дополнялся сочинениями римских юристов. Деятельность юристов На развитие римского права существенное влияние оказала юриспруденция, то есть научная разработка права юристами. Свои истоки она берет в царский период. Уже тогда жрецы – понтифики толковали обычаи и Законы XII таблиц. Однако первоначально толкование ограничивалось пониманием содержания нормы права и последующим ее применением. Толкователи, как говорил Цицерон, «держались за слова», но не за смысл нормы. В период республики правотворческая деятельность юристов приобрела разнообразный характер. Во-первых, юристы редактировали тексты сделок и юридических действий в области наследования (cavere). Во- вторых, они составляли судебные формулы по искам (agere). Наконец, юристы в соответствии с запросами частных лиц, судей и иных чиновников формулировали ответы (responsa), иначе предоставляли консультации. 14 Особую значимость в творческой деятельности юристов играла консультационная работа. В ходе такой деятельности они толковали право и восполняли имеющиеся в нем пробелы. Вначале консультации юристов носили рекомендательный характер. Однако уже при императоре Августе было принято постановление, согласно которому наиболее авторитетные юристы имели право на официальные ответы (responsa). Такие ответы, даваемые от имени принцепса, имели письменную форму, скреплялись печатью и были обязательны для лиц, которым они адресовались. Такие юристы именовались творцами права (iuris auctores). Их заслуга состояла в том, что они в ходе толкования создавали право. Это касалось тех случаев, когда за отсутствием писаной нормы юристы привлекали обычай и самостоятельно извлекали из него и создавали юридическую норму, включая ее в систему права. Так творчески разрабатывались отдельные наиболее важные правовые институты римского права. Осуществляемый юристами анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы – не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение»; «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть». Из числа выдающихся юристов, стоявших у истоков юриспруденции, можно назвать Сцеволу, Руфа, Брута, Манилия и др. Представителями классической римской юриспруденции являлись Лабеон, Капитон, Сальвий Юлиан, Цельзы (отец и сын) и др. В период «золотого века» юриспруденции Рима плеяда юристов пополнилась именами Папиниана, Павла, Модестина и др. С конца III в. отмечается упадок юриспруденции. В 426 г. император Валентиниан III издал «Закон о цитировании», согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, 15 Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана. Закон установил, что судьи и чиновники должны при принятии решения руководствоваться совпадающим мнением большинства юристов. При равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Кодификация Юстиниана (Свод цивильного права) В первой половине VI в. н.э. в Восточной Римской империи была осуществлена систематизация римского права. Она была продиктована изменениями в социально-экономической и политической жизни общества и государства. Право Рима уже не подходило к условиям Византии. Проведение систематизации диктовалось также необходимостью собрать воедино все юридические тексты, убрать устаревшие нормы, устранить противоречия в правовых предписаниях и придать им единообразную форму. В период с 528 по 537 гг. комиссия в составе 16 человек, возглавляемая юристом Трибонианом, провела огромную работу и создала систематизированный Свод законов (кодификацию Юстиниана). Данный Свод включал три крупных сборника права: Институции, Дигесты и Кодекс. В XVI в. Свод получил название «Свод цивильного права» («Corpus iuris civiles»). После опубликования Свода были систематизированы императорские конституции за период с 535 по 556 гг., но не вошедшие в кодификацию Юстиниана. Данное собрание императорских конституций получило название «Новелл». Общая характеристика Свода цивильного права Институции (Institutiones) – первая структурная часть Свода, появившаяся в 533 г. Она представляла собой сборник произведений римских юристов, прежде всего Гая. Институции являлись, с одной стороны, официальным источником права, с другой, – элементарным учебником римского права. В сборнике излагались основные положения о лицах, вещах, юридических действиях и исках. Он состоял из 4 книг, которые делились на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая 16 была посвящена праву в целом, правовому положению лиц, брачно- семейному праву; вторая – вещам и вещному праву; третья – наследованию, обязательствам и договорам; четвертая – деликтам и искам. Дигесты (digesta – упорядоченное) – вторая часть Свода цивильного права, опубликованная в 533 г., представляла выдержки из работ 39 римских юристов I-V вв. н.э. Одна часть сочинений относилась к цивильному праву, вторая часть – к преторским эдиктам; третья - взята из сочинений Папиниана и других юристов, не попавших в две первые части. Одну треть всего объема Дигест составляли труды Ульпиана, одну шестую – Павла. Сборник был разделен на 50 книг. Книги состояли из титулов, последние – из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Кодекс (Codex Justinianus) – собрание императорских конституций – являлся третьей частью Свода. Впервые он появился в 529 г., однако в 534 г. был переработан. Кодекс включал 12 книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, размещенные в хронологическом порядке. Книги 1,9 – 12 были посвящены вопросам публичного права (церковному, административному, финансовому, уголовному праву); книги 2 – 8 обобщали акты императоров по гражданскому праву и судопроизводству. Новеллы (Novellae) не были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из таких сборников включал 168 новелл, из которых 153 принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана регулировали как вопросы публичного, так и вопросы частного права. Контрольные вопросы 1. Что является предметом римского права? 2. Назовите две области римского права и критерии, лежащие в основе деления права на эти области. 3. Что представляет собой система римского права? 4. Назовите и охарактеризуйте источники римского права. 17 5. Какова роль римских юристов в формировании права? 6. Что представлял собой Свод цивильного права? |