Главная страница
Навигация по странице:

  • Риторика – наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации.

  • Адресант (отправитель) Контекст (ситуация) Сообщение Адресат (получатель ) Контакт Код (язык)

  • 2. Античная риторика и античный риторический идеал

  • Лекция 1. Лекция Риторика как наука и искусство речи


    Скачать 347.59 Kb.
    НазваниеЛекция Риторика как наука и искусство речи
    АнкорЛекция 1
    Дата25.06.2021
    Размер347.59 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekcija 1.pdf
    ТипЛекция
    #221428

    Лекция 1. Риторика как наука и искусство речи
    План лекции
    1. Определение риторики, предмет риторики.
    2. Античная риторика и античный риторический идеал
    1. Определение риторики, предмет риторики.
    Что такое риторика? Это – дисциплина древняя и новая, надолго забытая в
    России и все же возродившаяся в последнее десятилетие ХХ века. Риторика – наука классическая, отстоявшаяся, как хорошее вино, и в то же время бурно развивающаяся. И это не случайно.
    Риторика – это важнейшая часть самосознания культуры. В пространстве любой культуры она является прежде всего способом передачи информации, способом общения.
    Задача риторики – научить человека сознательно действовать словом, воспитать человека общающегося, homo verbo agens, как писал Игорь
    Валентинович Пешков. Чтобы слова были «живыми», человеку необходима
    «чаша ритора», о которой говорил Апулей в застольной речи:
    «Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвертая – безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в вино, тем больше пользы для здоровья духа. 1 чаша – учителя чтения – закладывает основы, 2 – чаша филолога – оснащает знаниями, 3 – чаша ритора – вооружает красноречием» (Апулей Florida).
    Конец ХХ века ознаменовался широким вторжением риторики во все сферы российской действительности. Внешним признаком такого вторжения стало высокочастотное употребление этого слова.
    Слово риторика многозначно, для кого-то это слово до сих пор звучит загадочно. Можно выделить несколько значений:
    1. наука;
    2. учебная дисциплина;
    3. мастерство речи;

    4. злоупотребление речью = краснобайство;
    5. название младших классов духовной семинарии .
    С появлением первой риторики в 1620 г. на Руси утверждается вариант написания этого слова – риторика, вытесняя варианты риторикия и ритория.
    В 17 веке существовал вариант написания – реторика. Это связано с влиянием латинского языка, т.к. слово образовано от латинского rheo – говорить. Так, филолог Томашевский в 1924 г. писал, что «должна быть воскрешена старушка-реторика». Ломоносов употреблял только вариант риторика. В период создания основных риторик петровского времени появляется вариант- риторика, например у Усачева.
    Различные исследователи, говоря о риторике как науке и искусстве, вкладывают в это понятие разный смысл.
    РИТОРИКА - это
    1.Лингвистическая дисциплина, занимающаяся изучением выразительных возможностей естественного языка.
    2.Риторику воспринимают как многообразие способов убеждения людей, т.е. как теорию аргументации.
    3.Современная риторика, по определению одного из ее зачинателей А.
    Ричардса, представляет собой “изучение недопонимания между людьми и поиск средств к устранению потерь в процессе коммуникации”. Наука, изучающая монологические и диалогические тексты (дискурсы), целью которых является убеждение или разубеждение слушателя (читателя) посредством специальной словесной организации.
    Легко увидеть, что различия 1 и 2 определения отражают два понимания риторики, связанные одно с другим. В 1-м определении риторика воспринимается как искусство речи, красноречие, 2-е понимает риторику как определенный способ воздействия на людей посредством любого семиотического механизма (семиотика – наука о знаках), в первую очередь речи устной и письменной

    Риторика ХХ века исходит из того, что соотношение устных и письменных текстов меняется в зависимости от ситуации и намерений говорящего и слушающего. В большой мере это связано с развитием средств массовой коммуникации. Возрождается широкое значение термина:
    Риторика – наука об условиях и формах эффективной речевой
    коммуникации.
    Эта обновленная риторика, суммируя достижения семиотики и лингвистики, герменевтики и эстетики, психологии и теории коммуникации
    ХХ столетия, все ощутимее приобретает фундаментальное методологическое значение для всего комплекса гуманитарных научных дисциплин.
    Современная риторика выявляет глубинные механизмы тех коммуникативных процессов, которые в совокупности и составляют живую ткань человеческой культуры. Будучи теорией общения, она исследует соотношение языка, речи и ментальности в дискурсивной практике текстопорождения и смыслообразования. В 1964 году Роман Осипович
    Якобсон предложил единую схему коммуникативных ситуаций. Модель имела следующий вид:
    Адресант
    (отправитель)
    Контекст (ситуация)
    Сообщение
    Адресат
    (получатель)
    Контакт
    Код (язык)
    Роман Якобсон выделил функции языка, связав их с каким-то из компонентов информационного процесса. Так, у него экспрессивная функция языка - функция выражения - связана с адресантом, с говорящим; конативная функция - функция усвоения - связана со слушающим, с адресатом; референтивная функция связана с предметом речи, с предметом, который в речи репрезентирован.
    Это три функции, достаточно легкие для осмысления. А дальше начинается самое интересное. Поэтическая функция языка, по Якобсону, это
    то, что связано с сообщением, т.е. когда внимание зафиксировано на самой форме сообщения, когда сообщение ценно само по себе. Это проявляется, конечно, не только в поэзии. Есть какие-то правила, которые продиктованы законами красоты.
    Еще одна функция - метаязыковая, это фиксация на самом коде. Мы имеем возможность говорить на языке не только о действительности, но мы имеем возможность говорить на языке о самом же языке. Когда мы говорим, что "стол" - односложное слово, то тут уже не до стола. Суждение делается о слове. Это языковая функция, не будь ее, невозможно было бы писать учебники по грамматике, очень многое было бы невозможно.
    И, наконец, последняя функция. Якобсон назвал ее фатической - это функция проверки канала. Когда мы говорим “Алло! Алло! Ты слышишь меня?”, то мы не сообщаем что-то новое, мы фиксируем все внимание именно на самом канале. По-другому, это контактоустанавливающая функция.
    Для изучения механизма коммуникативного процесса современная риторика выдвигает понятие дискурса. Под дискурсом мы понимаем
    «коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и/или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения». (Культура русской речи/ Под ред. Граудиной Л.К.,
    Ширяева Е.Н. М., «Норма-ИнфраМ», 1998-с.238). В качестве примера м. назвать научный, художественный, религиозный, публицистический, педагогический и т.п. дискурс.
    Чтобы стать риторическим дискурсом, высказывание должно получить несколько дополнительных признаков: преднамеренность – создается не в момент речи, а до ее начала, регламентированность – ограничено временем,
    дискретность – выделение начала, середины, конца, стилевая маркированность – результат выбора из нескольких возможных вариантов.
    Предметом риторики является коммуникация в ее речевом оформлении. В частности, предмет риторики включает разные виды речевой коммуникации: публичную речь, монолог, диалог, дискуссию, полемику, беседу, деловые переговоры и т.п.
    2. Античная риторика и античный риторический идеал
    Мы рассматриваем современную риторику как науку и искусство создания целесообразной, убедительной и действенной речи. Важным свойством современной речи является ее функциональность, эффективность, т. е. соответствие своей основной задаче. В настоящее время проблема эффективности речи очень актуальна. Современный человек много говорит
    (65% рабочего времени), но делает это плохо. Всего 50% информации доходит до слушателя. Размеры дисперсионных потерь (дисперсия – рассеяние), т.е. потерь на основе субъективных искажений информации, следующие. Возьмем за 100% информацию, которую намереваются передать.
    Человек в состоянии оформить словесно 90% из этого объема, озвучить 80%
    (20% остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник услышит 70%, поймет 60%, запомнит около 25%.
    Поэтому одна из целей современной риторики – дать члену общества определенные умения и навыки эффективного использования информации в ее речевом оформлении.
    На это направлены риторики США и Японии.
    В японской филологии развивается так называемая «теория языкового существования», которая направлена: во-первых, на массовое обучение наиболее эффективным речевым действиям всех видов: построению и восприятию устной речи в разных ситуациях, построению письменной речи и
    искусству чтения, умению пользоваться массовой коммуникацией; во- вторых, на нормирование графики, фонетики и словаря с ориентацией на установление и поддержание верных речевых отношений между людьми, развитие правил вежливости во всех видах речевого общения. Для достижения этой цели, по данным С. В. Неверова, в рамках «теории языкового существования» японские филологи изучают два аспекта.
    Первый аспект включает измерение времени, которое человек тратит на речевую деятельность. Это измерение ведется дифференцированно по видам речи – устная речь, письменная и т.п., по видам речевых действий
    (разговоры дома, чтение и пр.). Дифференцируются также разные группы населения по возрасту, полу, роду занятий. Благодаря этим измерениям удается построить сводные характеристики разных социальных категорий населения по объему и типу их речевой нагрузки.
    Второй аспект связан с анализом речи с точки зрения ее филологической организации, т.е. ее уместности, объема, доступности содержания, с точки зрения языковой организации, т.е. объема словаря, характера произношения и графики, типов грамматических конструкций.
    Японцы верят в то, что улучшение речевого общения – важное средство совершенствования и развития общества. Поэтому японская
    «неориторика» - «теория языкового существования» пользуется сейчас вниманием и авторитетом. Главная особенность речевого этикета японцев заключается в повышенном внимании и чуткости к собеседнику. В предисловии книги «Как быть вежливым по-японски» (1987) ее авторы,
    Осаму и Нобуко Мицутами пишут: «Внимание к другим будет важнейшим фактором коммуникации будущего, а речевая вежливость в Японии по сути является именно выражением такого внимания» (Mizutani O., N., How to Be
    Polite in Japanese. – Tokyo, 1987 – P. 3).
    Особое положение занимает риторика в США, ее называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением» (О.
    Брынская). В США с начала ХХ в. и особенно после второй мировой войны
    организованно развиваются исследования в области учебного предмета, который стали называть термином Speech (Речь). Этот предмет, как предмет научного исследования и преподавания в школе, прежде всего в высшей, содержит следующие части:
    - правильное и красивое произношение и декламация,
    - основные положения риторики, традиционно принятой в США
    -обучение риторической практике (например, в Калифорнийском университете предусмотрены во время уик-эндов постоянные встречи студентов с преподавателями и администрацией факультетов для обсуждения конкретных тем и для свободных бесед.
    Существует две специальные организации для проведения дискуссий –
    Дискуссионный круглый стол
    (для наиболее компетентных) и
    Университетский круглый стол (для всех), где обсуждаются социальные и политические проблемы).
    - основы психологии речи
    - обучение правилам восприятия речи,
    - обучение правилам создания разных видов речи,
    - обучение правилам социального устройства речевых коммуникаций и их соотношение с культурой.
    В современной России роль риторики становится все более значительной, приходит понимание риторики как науки, способной выполнить синтезирующую, обобщающую функцию гуманитарных знаний.
    К середине 19 в. в Германии и в России сложилось разделение риторики на общую и частную, что соответствовало разделению на общую теорию действия словом и ее приложения в конкретных речевых сферах.
    Общая риторика дает стратегию, а частная разрабатывает тактику, которая используется в определенных условиях. Такое деление сохраняется и в настоящее время.

    Современная риторика
    ОБЩАЯ РИТОРИКА ЧАСТНАЯ РИТОРИКА риторический канон судебная оратория академическая эристика социально- политическая искусство беседы военная духовная (гомилетика)
    Общая риторика – это самостоятельная наука, обобщающая результаты взаимодействия частных риторик с языковой действительностью.
    Общая риторика рассматривает общие закономерности речевого поведения и включает разделы: риторический канон, теория и практика публичной речи
    (оратория), теория и искусство ведения спора (эристика), искусство беседы, этнориторика.
    Риторический канон включает пять ступенек создания речи: изобретение (инвенция), расположение (диспозиция), выражение (элокуция), запоминание (меморио), произнесение (акция).
    Частная риторика включает в сферу своего влияния обучение различным жанрам письменности, устные речевые жанры из различных областей деятельности человека. В рамках частной риторики изучаются законы эффективной речи, действующие в одной из сфер профессиональной деятельности, в области «повышенной речевой ответственности». Согласно традиции, сложившейся в 19 в. в России, мы выделяем следующие роды речи: судебную, академическую, социально-политическую, военную,
    духовную (гомилетику).
    1.2.
    В каждой культуре складывается представление о том, как должно проходить речевое общение, создается образец речевого поведения.
    Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей.
    Мы рассмотрим риторический идеал разных культур, изменение представления о предмете риторики.
    1. Искусство красноречия как особого вида творческой деятельности было порождено греческой культурой и тем мировоззрением, которое стало основой европейской цивилизации. С. Аверинцев писал: «Греки создали не только свою собственную культуру - они создали парадигму культуры вообще». «То, что мы называем «культурой», греки называли paideia, собственно воспитание: то, что передается и прививается ребенку pais. В центре paideia – две силы: воспитание мысли и воспитание слова – философия, ищущая истины, и риторика, ищущая убедительности. Итак, философия и риторика – самое сердце культуры античного мира» (Аверинцев
    С. Античный риторический идеал и культура Возрождения// Античное наследство в культуре Возрождения. – М., 1984 – с. 145)
    Потребностями греческого общества была рождена риторика вначале как мастерство и искусство красноречия. Время становления античной риторики приходится на период расцвета афинской демократии (6 - 5 вв до н.э.). Она родилась тогда, когда от умения убеждать с помощью публичной речи зависели судьбы людей, судьбы демоса. Это обусловлено рядом обстоя- тельств.
    В о - п е р в ы х , достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность.

    В о - в т о р ы х , содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов: во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд — три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства.
    В - т р е т ь и х , в основе античного судопроизводства, да и всего греч. общества лежала агональность. Чтобы выиграть в суде, нередко прибегали к услугам лиц опытных, а главное обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили в суде. Таких сочинителей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речи и для истца и для ответчика.
    Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.
    Раннее античное красноречие не оставило после себя письменных документов. Во время революции 7 – 6 вв. произносилось много речей, но значение их ограничивалось впечатлением, производимым на слушателей.
    Оратор оживленно жестикулировал, размахивая скипетром – символом власти. Красноречие рассматривалось как дар богов.
    В условиях демократического государства центрами красноречия становятся Афины и Сицилия.
    Появляются основные виды ораторской прозы:
    1) политическое красноречие – речь перед демосом (Фемистокл, Перикл – вождь афинской демократии);
    2) эпидейктическое - торжественное, парадное красноречие.
    3) судебное красноречие.

    Итак, риторика появляется как практика, как мастерство и искусство красноречия, а затем уже становится теоретической дисциплиной. Риторика стала высшей ступенью античного образования, она наряду с философией занимала главенствующее положение в иерархии наук. Первыми, кто поднял риторику на такую высоту, были софисты (София – умение, опытность, ловкость). Говоря об их исторической роли, А. Лосев назвал их и наглецами, и мастерами словесной эквилибристики, и шарлатанами. Они создали систему риторического воспитания и образования граждан греческого полиса. И их популярность была необычайно велика.
    Греческий риторический идеала представлен двумя направлениями, двумя разновидностями: риторикой софистов и риторикой Сократа и
    Платона.
    Риторика софистов была:
    1)
    «манипулирующая», монологическая: показателем высшего риторического мастерства было умение манипулировать аудиторией.
    2) агональная. Именно софистами была создана эристика – искусство спора.
    3) это была риторика относительности. Софисты считали, что важна не истинность, а убедительность речи, истины нет, а есть только то, что удалось доказать. А для этого хороши были любые приемы: и насмешка, и фальсификация, и демагогия, лесть, блеф, и подмена тезиса.
    Сократ и Платон риторике софистов противопоставили подлинное красноречие, основанное на знании истины, поэтому доступное только философу. Они осуждали софистов за стремление к успеху, за готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно, за плату, которую они брали за свои уроки («продажа мудрости равнозначна продаже красоты»)
    Риторический идеал Сократа и Платона состоял в следующем:
    1) диалогическая риторика: собеседники являются активными субъектами, они беседуют

    2) гармонизирующий диалог: цель разговора не борьба, не победа, а достижение согласия, речь должна быть гармонична, в которой все части соразмерны.
    3) истинность, поиск смысла. Основным инструментом нахождения истины является ирония. Ирония Сократа – это прием, когда Сократ вначале прикидывается незнающим, чтобы уличить своего собеседника в незнании.
    Б) Римская риторика.
    Чтобы понять римский риторический идеал, нужно вспомнить, что представляла из себя римская цивилизация. Это культура прагматизма и напора. Душа римлян – юридическая, основанная не на добродетели
    (делании добра), а на праведности (избежании греха).
    Характерные черты римского красноречия:
    1) направленность речи на решение конкретных задач;
    2) в основе политических речей инвектива - развенчание личности противника есть развенчание его идей.
    Катон: В школе ты воровал у мальчишек кошельки. Гай Гракх: Твое
    детство было бесчестием твоей юности, юность – посрамлением
    старости.
    3) грубоватый юмор, привлекавший внимание толпы: Катон Тяжело
    говорить с желудком, у которого нет ушей.
    4) афористичность: Частные воры влачат жизнь в колодах и узах,
    общественные – в золоте и пурпуре. Катон.
    Риторика стала актуальна в Риме как теория красноречия и как популярное изъяснение основ рабовладельческого общества. Риторика проходит несколько этапов – от изгнания риторики до расцвета.
    В пер. пол. 2 века до н.э. философия и риторика представлялись опасными новшествами, в связи с чем в 161 г. до н.э. философы и преподаватели риторики были изгнаны из Рима;
    - В 1 в. до н.э. риторическое обучение стало необходимой составной частью аристократического образования. Оно проходило на греческих
    образцах, лишь затем приступали к упражнениям в составлении речей по- латыни. Такая двуязычность делала риторику доступной сравнительно узкому кругу. В противовес этой аристократической традиции «народная» партия выдвинула «латинских реторов», основывавших свое обучение исключительно на латинских образцах. Памятником движения «латинских реторов» является так называемая «Реторика к Гереннию» - трактат неизвестного автора из партии популяров, составленный в 89 г. Это первое подробное изложение эллинистическо-римской риторической системы, дошедшее до нас.
    В связи с обострением социальной борьбы повышается роль народного собрания, судебно-политическое значение ораторской речи. В римском красноречии огромное значение приобрели политические и судебные речи.
    Развивающийся спрос на риторическое обучение привел к тому, что римское красноречие стало перестраиваться на греческий лад. Цицерон в трактате
    «Брут» назвал консула 137 г. до н.э. Эмилия Лепида Порцину первым римским оратором , у которого уже заметны «блеск греков, периодическая речь и художественный стиль».
    Крупнейшими ораторами 2 в.до н.э. признавались братья Гракхи, в особенности младший – Гай Гракх. В темпераментной патетике Гракхов наблюдается ориентация на «азианский» стиль с его короткими ритмизованными фразами. Гая Гракха обычно даже сопровождал флейтист, который подавал ему тон во время речи. Взволнованному стилю соответствовала бурная жестикуляция. До манерности, свойственной греческим ораторам, римляне не доходили, их красноречие оставалось реальным воздействие на массы.
    Временем Цицерона называют время расцвета римской прозы - 81 –
    43гг. до н.э. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, классиком ораторской речи, его деятельность стала основополагающей для всего развития латинской прозы. Цицерон считал основой ораторского искусства – глубокое знание предмета. Он ставил перед оратором три задачи:
    доказать свои положения, доставить наслаждение слушателю, воздействовать на его волю. Каждой из этих задач соответствует один из основных трех стилей: спокойный «тонкий» стиль пригоден для убеждения; «средний», созданный софистами, отличается наибольшим изяществом; «величавый» стиль увлекает и волнует слушателя. Дело ораторского такта – пользоваться по мере надобности всеми тремя стилями, но самое ценное качество – владение высоким стилем.
    Схема риторического процесса по Цицерону: найти что сказать; расположить по порядку; придать ему словесную форму; все это запомнить; произнести.
    В трактатах «Брут» и «Оратор» Цицерон выступает против аттикистов.
    Если Цицерон требовал от оратора умения владеть разными стилями и приспосабливаться к аудитории и к условиям момента, то аттикисты признавали только простой безыскусный стиль, точное выражение мыслей как словесное воплощение личности оратора.
    Искусственному позированию Цицерона они противопоставляли позу строгой и беспощадной прямоты. Красноречие Цицерона с их точки зрения представлялось напыщенным и ходульным, расплывчатым в силу частых повторений одной и той же мысли, «изнеженным» в использовании таких чувственных эффектов, как ораторский ритм. Цицерон же находил аттикистический стиль «сухим и бескровным» и ссылался на Демосфена – величайшего представителя аттического красноречия, который был мастером взволнованной речи.
    Лозунгом аттикистов было сжатое и концентрированное красноречие, избегавшее пышных риторических фигур, они видели свой образец в произведениях Лисия и Фукидида, представителей ранней аттической прозы.
    Против этого направлен постулат Цицерона – требование «обилия»: всестороннее и исчерпывающее развертывание мысли. Сопоставляя
    Демосфена и Цицерона Квинтилиан, римский ритор 1 в н.э., указывал, что у первого «ничего нельзя сократить», ко второму « нельзя ничего прибавить».
    К аттикистам принадлежали многие молодые деятели сенатской
    партии, в том числе Марк Брут. Стилистические установки, близкие к аттикизму находим в трудах Цезаря и Саллюстия. Аттикистическое красноречие не имело успеха на римском форуме и вскоре было забыто.
    1 век н.э. стал временем господства риторическо-декламационного стиля. Длинные речи Цицерона, его философские рассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялыми и скучными. Принципы нового направления – страстность, стремительность, порывность. Для этого была благодатная почва в Риме с его жаждой блеска, стремлением к гордой позе, погоней за чувственно-яркими впечатлениями. Декламационный стиль развертывается в коротких точеных фразах с неожиданными ходами мысли
    (так называемые сентенции), в нагнетении метафор, приятных на слух.
    Знаменосцем борьбы против нового стиля стал Марк Фабий
    Квинтилиан (30 – 96 гг н.э.) – влиятельнейший преподаватель риторики. Он выступил с лозунгом возвращения к цицероновкому стилю, к стройным периодам, вместо коротких фраз, к более естественному красноречию вместо патетически-театральной позы. Эта позиция получила официальное поощрение. Когда при Веспасиане была впервые учреждена в Риме публичная школа греческого и римского красноречия, с оплатой преподавателям за счет государства, то кафедра латинской риторики была поручена Квинтилиану. До нас дошло его произведение в 12 книга –
    «Обучение оратора» (или Риторические наставления) – результат долголетней преподавательской деятельности.
    Т.о. на раннем этапе развития риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук».
    Вопросы для самопроверки
    1.Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в V— VI вв. до н.э.?
    2.В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства?

    3.Что нового внесли Сократ и его последователи в развитие содержания риторики?
    4.Какова риторическая концепция Цицерона?
    5.Какие риторические идеи Цицерона получили развитие у Квинтилиана?
    Список литературы
    Аннушкин В.И. Зачем нужна риторика?// Русская речь. – 1988. - №5. - С.81 –86
    Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. – М., 2016.
    Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. –М.,1991.
    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика, 2017.
    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М., 2001.
    Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 2015.


    написать администратору сайта