Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.9 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • 2.10 ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • 2.11 ОНТОПСИХОЛОГИЯ

  • 2.12 ПСИХОСИНТЕЗ

  • 2.13 ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • лекция. Лекция 3. Лекция Современные направления в развитии практической психологии


    Скачать 54.4 Kb.
    НазваниеЛекция Современные направления в развитии практической психологии
    Анкорлекция
    Дата30.09.2020
    Размер54.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 3.docx
    ТипЛекция
    #140207
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.8 ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ

    Гештальт психология - (нем. gestalt -- целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта - помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии -- осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

    2.9 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Конгнитивная психология - направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio - познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. Предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского психолога Жана Пиаже [54], проведшего ряд весьма значительных исследований по детской психологии, но не в терминах психосексуального или психосоциального развития, как это было у Фрейда и Эриксона, а с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка.

    Аарон Бек в практической части своей работы, которая построена на принципах терапии, отмечает «Ценность эффективной психотерапии для лечения депрессий самоочевидна, и мы видим свою задачу в том, чтобы четко определить показания и противопоказания к ее применению, а также установить ее роль в общем процессе лечения депрессивного пациента. Поскольку психотерапия в той или иной степени и в разных формах используется при лечении почти всех депрессивных пациентов, крайне важно дать определение конкретных форм психотерапии и оценить их эффективность, с тем чтобы потребитель знал, приносит ли эта дорогостоящая услуга благотворные результаты. Впрочем, есть и другие резоны для определения и испытания специфичных психотерапевтических модальностей.» В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

    2.10 ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Трансперсональная психология сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является Станислав Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса. Трансперсональная психология выделяет определенные моменты в жизни человека, которые именуются как - духовный кризис и когда само преобразование личности становится кризисом. К сожалению, современная психиатрия путает такие эпизоды с психиатрическими заболеваниями и применяет для их подавления стандартные психиатрические процедуры и лекарства. Однако, существует и альтернативный подход, который рассматривает такой кризис как величайшую возможность для исцеления - именно трасперсональная психология здесь является наиболее эффективной.

    2.11 ОНТОПСИХОЛОГИЯ

    Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти. Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопсихологии, как научной дисциплины заключается в том, что данная область знания касается именно того, что в значительной мере утрачено современным человеком в результате его исторического развития. Сегодня большинство людей не сомневается в том, что есть нечто, что существует в нас, рожденное прежде нас и продолжающее свое существование после. Точно так же представляется, что человек не есть ограниченное размерами тела и пространством индивидуального ума существо, а открытая многомерная мыслящая субстанция.

    Онтопсихология, основываясь на обширной клинической практике и метафизическом опыте, при этом предлагает иную стратегию - осознанный переход от стереотипного бытия к бытию интенциональному на основе математически выверенных действий. Прикладная задача онтопсихологии та же самая - успешность человека. Маяки принципиально иные - априорное Я субъекта в социо-историческом контексте. Существующие общественные ценности становятся не самоцелью, а лишь антуражем в границах которого развертывается успешность личности. Под успешностью понимается не только достижение социального признания и обретение определенного материального благосостояния, но и сокральная успешность - здоровье, психологический комфорт, эстетическая наполненность. Онтопсихология предоставляет подробную и законченную структурно-динамическую топологию человека в аспектах иерархии смысловых модусов, причинности и жизнеполагающих принципов. Итогом становиться не адаптация к среде, как таковая, а самосозидание Я и созидание среды, когда адаптация становиться естественным и гармоничным процессом. Возможно ли находясь в социуме стать свободным от него? Онтопсихология говорит - да, возможно, если рассматривать свободу не как анархический беспредел желаний и поступков, а как действительную потребность индивида. То есть, в пространстве жизни не рождаются потребности, которые не могут быть удовлетворены. Задача человека вернуть себе однажды утраченное естество. В онтопсихологии данный процесс обозначается термином метанойя - прогрессивная реорганизация ментальных и поведенческих моделей, переориентация от Я - сформированного семейными, общественными, религиозными, культурными и другими стереотипами, на Я - истинное, изначальное.

    Было бы неверным полагать, что онтопсихология, изучая наиболее фундаментальные пласты человеческой психики, может сообщать лишь данные общего порядка и не в состоянии решать насущные задачи, сопровождающие жизнь каждого человека. Наоборот, онтотерапевтические методики исключительно эффективны в области практической психологии. Более глубинный по сравнению с другими направлениями психологии анализ способен устранить причины неблагополучия в корне и соответственно вызвать тотальное оздоровление всей вышестоящей психологической структуры в целом. Как и другие школы онтопсихология работает с неблагополучными клиентами, страдающими зависимостями (в широком смысле), психологически дезориентированными, ослабленными, ошибающимися. Кроме того, онтопсихология в отличие от других школ обладает необходимым знанием для работы с благополучными клиентами - бизнесменами, политиками, людьми искусства и науки в плане вывода их на более высокие уровни успешности за счет открытия резервов интуиции и креативности.

    Онтопсихология заполнила последнюю неисследованную область - сущностную субъективность Души и безусловно стала фундаментом для всей психологической науки в целом.

    Отличие онтопсихологии от всех предшествующих школ состоит в открытии и детальном исследовании трех изначальных аспектов человеческой психики:

    1. Онто Ин-се. (в русском переводе равнозначно понятию Душа). Онтопсихология впервые вводит понятие экзистенциальная шизофрения - раскол между рациональным сознанием и Онто Ин-се (Душой). Подобная форма раскола закладывается в возрасте 2-3 лет и в большей или меньшей степени присутствует в каждом современном человеке. Раскол может быть и должен быть ликвидирован. (Если, конечно, человек всерьез настроен быть счастливым и успешным).

    2. Семантическое поле. Особый (полевой) вид материи - главная коммуникативная составляющая для переноса информации между индивидами, индивидом и природой, индивидом и вселенной.

    Онтопсихология впервые исследует и вводит понятие негативной психологии. Семантическое поле может нести как позитивный код так и деструктивный в зависимости от своего «индивида-транслятора». Негативность семантического кода всегда зарождается там, где есть «предательство» своего естества, забвение своих сокровенных интересов. Негативный код частично или полностью (в виде болезней или психологического неблагополучия) может компенсироваться на самом индивиде, в таком случае трансляция на окружающих слабо выражена или отсутствует.

    3. Монитор отклонения. (от лат. Moneo - то, что подсказывает, исправляет, цензурирует. Deflecto - сбивает с пути, поворачивает в другое направление). Программа, которая конденсируется в клетках головного мозга, искажая аутентичные (соответствующие личному проекту) мысле-образы и заменяя их на чужие. Задача онтопсихологического консультирования и терапии состоит в ликвидации монитора отклонения и возвращении человеку его ума в полном объеме. Ликвидация монитора отклонения восстанавливает утраченную интуицию, устраняет деструктивные психологические стереотипы.

    В рамках известных понятий онтопсихолог может быть позиционирован, как человек высшего духовного состояния. Номинально онтопсихолог - профессия, но фактически образ жизни, когда индивидуальность, раскрывая себя во всей возможной полноте интегрируется в прогрессивные проекты созидания общества, биосферы и космосоциума. Все это делает освоение данной профессии весьма и весьма сложным делом.

    2.12 ПСИХОСИНТЕЗ

    Психосинтез - как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли. Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы. Р. Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ошущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в своей жизни больше смысла. По словам Ассаджоли, "основная цель психосинтеза состоит в том, чтобы высвободить, точнее, помочь высвобождению энергий высшего Я. Для этого нужно прежде всего способствовать интеграции, объединению индивида вокруг личного я, а затем осуществлению синтеза личного и высшего Я. Следовательно, все рассматриваемые методики должны служить этой основной цели; они не являются неизменным набором средств, но могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться психотерапевтами и воспитателями при условии, что последние помнят об основной цели терапии". Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован. Р.Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков. Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса объединения психических структур он назвал психосинтезом.

    В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

    1. Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних..влияний.

    2. Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает.

    3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу.

    В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Романсом [22]. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: Личностный, Трансперсональный и Духовный.

    2.13 ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Интегральная психология -- это общий подход к психологии, который стремится объединять в себе истины различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняют свою специфическую сферу и ни одна из таких теорий не может претендовать на истину, если не будет обращать внимания на открытия из других областей. Согласно Кену Уилберу, одному из основных разработчиков и сторонников интегральной психологии, для подлинной интегральной теории в психологии неприемлем редукционизм в какой-либо форме (то есть упрощение какого-то феномена до одного лишь своего аспекта: например, при рассмотрении мистических переживаний сосредотачиваться только на нейрофизиологических механизмах, а остальные аспекты отвергать, или же, наоборот, говорить, что важна только одна интерпретация самого опыта и т. д.). При этом в интегральной психологии рассматриваются не только западные психологические модели, затрагивающие доличностные и личностные стороны психологии, но и восточные, которые имеют многовековую методологию интерпретации, классификации и достижения так называемых надличностных уровней развития. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития (в частности, важную роль на развитие области оказали работы Жана Пиаже) и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада. Концепция интегральной психологии развилась из работ различных мыслителей Запада и Востока. Термин «интегральная психология» впервые был описан в 1940-х годах Индрой Сеном, учеником индийского мистика Шри Ауробиндо, основавшего школу интегральной йоги. По мысли Сена, этот термин предназначался для описания психологических наблюдений Ауробиндо. Однако книга с соответствующим названием («Интегральная психология: психологическая система Шри Ауробиндо», Integral Psychology: The Psychological System of Sri Aurobindo) была опубликована Международным центром образования Шри Ауробиндо только в 1986 году. В 1970-х годах дальнейшему развитию интегральной психологии начал способствовать Харидас Чаудхури [Чаудхури], постулировавший в качестве её основы триаду принципов уникальности, взаимосвязанности и трансценденции, соответствующих личностной, межличностной и надличностной сферам человеческого опыта. Наиболее современные работы, посвящённые интегральной психологии, разрабатываются в основном в рамках интегрального подхода Кена Уилбера, основанного на методологии «всесекторной, всеуровневой» модели (AQAL). В 1977 издаётся его первая работа под названием «Спектр сознания», в которой предпринимается попытка представить интегральный подход к психологии. В 1997 году в журнале «Journal of Consciousness Studies» была опубликована статья Кена Уилбера «Интегральная теория сознания»; в ней Уилбер перечисляет двенадцать областей психологии, которые способны внести вклад в создание интегральной модели сознания, а в 1999 году увидела свет его монография «Интегральная психология», являющаяся сжатым изложением планирующегося в будущем объёмного труда по интегральной психологии, над которым Уилбер работает с 1992 года. В 2010 году А. В. Уит была разработана Новая интегральная картография сознания, которая вмещала в себя исследования З. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Уилбера, С. Грофа и д.р. Подобие топографии в психологии человека существовало и раньше, но все предшествующие модели представляли собой хотя и сложно-разветвленные, но плоскостные структуры. Интегральная психология ни в коем случае не является простой суммой достижений ведущих психологических школ. Так же не ставится задача формирования универсального психологического знания, созданного по принципу квинтэссенции существующих теорий. Задача интегральной психологии ставит две основных цели. Первая - создание всеобъемлющей топографии психологического в человеке, некой концептуальной схемы, разработанной настолько детально, что бы в нее могли быть интегрированы все прогрессивные достижения психологии настоящего и будущего. Вторая - создание ясной концептуальной картины панпсихического в котором Эго совершает свой путь. Первая цель условно обращена к внутреннему в человеке, вторая к внешнему. При этом Интегральная психология не ограничивается дидактикой структурного для других психологических школ, а предлагает ясные векторы и горизонты смыслов для построения терапевтических конструкций. Интегральная психология предлагает объемную многосекторную, многоуровневую модель психологии. Данная модель, основана на результатах чрезвычайно масштабных исследований Западной и Восточной (которая до сих пор не принималась во внимание) психологии. Лидером Интегральной психологии сегодня, бесспорно, является К. Уилбер.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта