Главная страница

Духи жилища. Леший. Леший Леший до настоящего времени является одним из наиболее популярных персонажей быличек


Скачать 210.87 Kb.
НазваниеЛеший Леший до настоящего времени является одним из наиболее популярных персонажей быличек
АнкорДухи жилища
Дата06.06.2022
Размер210.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛеший.docx
ТипДокументы
#574087
страница3 из 3
1   2   3
Полевик

   Полевик, или полевой, дедушко-полёвушко, — мифологический персонаж, обитающий в поле, отчего и получил свое название, связанное с полевым пространством.
   По наиболее распространенным представлениям полевик имеет человеческий вид и чаще всего появляется в белой одежде. На Орловщине его представляли нагим и черным, как земля, с волосами в виде травы и с разноцветными глазами. В других местностях полевик представлялся в облике молодого мужика с длинными ногами, который очень быстро бегает. Подобно другим мифологическим существам, соответственно традиционному сознанию, полевик наделен признаками животных и нечистой силы. На голове у него рожки, глаза необычные — навыкате, а сзади хвост с кисточкой, с помощью которой он поднимает пыль, чтобы его не видели. В некоторых местах рассказывали, что полевик покрыт шерстью огненного цвета, отчего, когда он бегает в поле, видится человеку промелькнувшей искрой, а в человеческом обличии его можно увидеть летом, лунной ночью или в жаркий день, когда воздух сильно раскален от палящего солнца. Полевик может предстать и в облике старика с бородой из колосьев. А подчас он может обернуться кем-нибудь из знакомых.
   Полевик воспринимался крестьянами как хозяин поля, и они полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция полевика — следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. Полевой дух оберегал не только растения, но и скотину, пасущуюся в полях. В севернорусских губерниях хозяйки, выгоняя скотину на пастбище, приговаривали: «Полевой батюшко, полевая матушка с малыми детушками, примите мою скотинушку, напойте, накормите». При сохранении животных полевика благодарили, а если какая-нибудь скотинка пропадала, то к полю для него несли принос в виде куска хлеба и нескольких копеек и, бросив их через плечо, просили: «Хозяин полевой, я тебя хлебцем и золотой казной, а ты пригони мне борова домой». В некоторых местностях существовало поверье, что полевик сторожит зарытые в поле клады.

Судя по севернорусским приговорам, полевики в народном представлении наделялись женой — «полевой матушкой» и детьми. Иногда детьми полевика считали «межевичков» и «лугович-ков», которые, по поверьям, бегают по межам и ловят птиц в пищу для родителей. Стремительно передвигающиеся, они могут задавить невзначай и спящего на меже человека. В некоторых же местных традициях «межевиком» и «луговиком» называли самостоятельных мифологических персонажей, получивших такие именования соответственно своему местопребыванию.
   Действия и проявления полевика свидетельствуют о том, что этот дух в народном сознании связывался со стихиями ветра и природного огня. Образ полевика возник, вероятно, как персонификация летнего солнечного жара, который, с одной стороны, способствует росту хлебов, а с другой — нередко оборачивается пожаром. Неслучайно в Ярославской губернии бытовало поверье о том, что полевик в образе кучера на быстрой тройке лошадей проносится по селу перед пожаром. Причастность полевика к стихии ветра обнаруживается в поверьях, согласно которым он невероятно быстро перемещается в пространстве, а также свистит и дует, отчего образуется ветер. В Новгородской губернии о том, как полевик напускает ветер, рассказывали так:
   Вдруг витер такой хватил с поля. Господи, думаю, что это? Как оглянулась на поле и вижу, стоит кто-то весь в белом да так и дует, так и дует да свищет. Я испугалась и про коров забыла, убежала скорее домой. Алена говорит: «Коли в белом видела, значит, полевой это». По народным представлениям, слышать свист полевика, а также видеть его — к несчастью.
   Полевик слывет капризным, и если он рассердится, то мучает пасущихся в поле коров и лошадей, насылая на них мух и слепней. Разгневавшись, он может назло людям привалить ветром к земле колосья, скрутить растения, отвести от поля дождь, разрушить изгороди в полях и приманить к посевам скотину.
   Согласно поверьям, полевик любит шутить над путниками: он, как и леший, «водит» людей, заставляет их плутать и сбиваться с дороги, а также пугает, свистя, хлопая в ладоши, мелькая искрами. Детей он заманивает полевыми цветами и заставляет долго блуждать по полям. По большей части полевик воспринимался как опасный для человека и враждебный ему. Он может поразить солнечным ударом и наслать лихорадку, если человек будет спать днем на солнце. Жители Тульской губернии считали, что особенно опасно спать в полдень и перед закатом солнца, так как, по поверьям, полевики в это время выходят из нор и насылают еще более крепкий сон на человека, а также напускают лихорадки и разные тяжелые болезни. В мифологических рассказах о полевиках нередко указываются не только временные, но и пространственные координаты, связанные с запретом для человека спать. Так, согласно тульским же представлениям, нельзя спать на межах. Этот запрет объясняется в следующем рассказе:
   Никогда нельзя спать на межах: сейчас переедет полевик, так что и не встанешь. Один мужик лег таким образом на межу, да, к счастию, не мог заснуть. Вдруг слышит конский топот, а на него несется верхом здоровенный малый на сером коне, лишь только руками размахивает. Едва мужик успел увернуться с межи от него, а он шибко проскакал мимо и только вскричал: «Хорошо, что успел соскочить, а то навеки бы тут и остался». В Ярославской губернии крестьяне считали, что полевики любят также появляться около ям, на перекрестках. На Орлов-щине, чтобы полевик не сердился и был благожелателен, для него
   в ночь накануне Духова дня в поле, около рвов, оставляли в качестве жертвы пару яиц и краденого безголосого петуха. По местным поверьям, это приношение должно было обеспечить благополучие урожая и скота, которые в противном случае могли быть истреблены полевиком полностью. В Вологодской губернии крестьяне тоже верили, что от покровительства полевого хозяина зависит судьба домашних животных. В некоторых местностях по окончании жатвы для полевого духа оставляли в поле горсть несжатых колосьев.
   Среди близких по типу полевику у русских кое-где встречается образ межевика. Это дух, обитающий на границе поля — меже, представлявшийся, по орловским поверьям, в виде старичка с бородой из колосьев. Чтобы задобрить межевика, ему приносили кутью из зерен первого сжатого снопа. На Новгородчине межевого различали с полевым так: «Межевой-полевой есть — он за межи спорится. А полевой — тот уж всему полю хозяин». «Луговик» — образ полевого духа, близкого полевику, встречается в народных представлениях редко. В Тульской губернии в луговике видели опасное для человека существо, которое в полдень и перед заходом солнца выходит из норы и наводит на человека болезнь. Еще один персонаж, по ряду признаков схожий с полевиком, — полудница.

Полудница

   Полудница — дух, связанный с пространством поля, — один из наиболее древних славянских мифологических образов, о чем свидетельствует наличие верований о нем не только у восточных, но и у западных славян. Женские полевые духи, схожие по своим характеристикам с русской полудницей, и у других славянских народов имеют то же или близкое название: у чехов и словаков — «polednice», у поляков — «poludnica» или «poludniow-ka», у лужичан — «pripoldnica», у словенцев — «poludnica».
   Полудница относится к сезонным духам: по народным представлениям, она появляется только летом, во время цветения ржи, на период созревания хлебов. Свое именование этот мифологический персонаж получил от временной координаты, соответствующей его появлению в поле. Это время указывает на взаимосвязь полудницы с солнцем, которое в полдень находится в своей наивысшей точке и наиболее активно. Вместе с тем в народных представлениях полудница четко соотносится с определенным пространством — полем, причем нередко в мифологических рассказах указывается, что она живет в ржаном поле, отчего ее еще называют «ржицей» или «ржаницей». В Архангельской губернии был известен шуточный приговор: «Полуденица во ржи! Покажи рубежи! Хоть за нами побежи!»
   Согласно поверьям, полудница может представляться в разных обликах, порой прямо противоположных друг другу. Вот как ее описывали архангельские крестьянки в 1980-х годах: «Во ржи жили таки существа, полудницы. У Полинарихи были ставни от них на окнах, дак в полдень она ставни закрывала. Полудница — волосата бабка, а молодому так и невестой покажется. Нехорошее предсказывала, ребятишек иногда уволакивала». Действительно, в народном воображении полудница внешне либо прекрасна, либо ужасна. На Ярославщине ее представляли красивой высокой девушкой в белом одеянии, а в Южной Сибири — старухой в лохмотьях, со всклокоченными волосами. Иногда, согласно мифологическим рассказам, в облике полудницы проступают черты животных:
   У полудниц руки, как у человека, а ноги с копытами. Голы. У реки жили. Как на поле придешь, так забираешься на пресла, столбы высоки, а они (полудницы) не могли забраться, с копытами-то. А то захватят и защекотят. Как леший, полудница обладает способностью изменять рост: Полудница — она в огороде сидит. Сначала маленькая, черная, как кошка. Потом растет — и до самого неба. А волосы-то длинные, белые. Если пойдешь в огород, она тебя схватит В вологодских поверьях атрибутом полудницы является огромная сковорода. Ею, по одним представлениям, полудница закрывает в полдень хлеба и травы от палящего солнца, а по другим — напротив, раскаленной сковородой прижигает верхушки колосьев и цветы. В некоторых мифологических рассказах в качестве атрибута полудницы выступает острая коса:
   Полудница людей косой косила. Полудница лежит до двенадцати часов, потом идет косить. В двенадцать часов все убегают домой. Она была женщина с длинными волосами Окошки-то в те времена были маленькими, со ставнями. В полдень у кого не были закрыты ставни, полудница разбивала стекла, а если кого встречала на улице, косила его. Зимой ее нету, а летом в кустах лежит Образ полудницы с косой напоминает Смерть. Основной функцией полудницы, по поверьям, было сохранение посевов в поле, как от жаркого солнца, так и от людей. Кроме того, в некоторых местностях полагали, что полудница оберегает и насаждения в огородах. Так, в Южной Сибири считали, что полудница обитает в банях или крапиве, откуда следит за тем, чтобы дети не забирались в огороды.
   В мифологических представлениях и рассказах полудница выступает как опасное существо для людей. В Архангельской губернии полагали, что она сидит на меже и преследует появляющихся здесь людей, что напоминает образ полевика-межевика. Особенно она сердится на детей, бездумно бегающих по полю и мнущих посевы. Она заманивает их в травы и заставляет плутать долгое время. Детей нередко пугали полудницей, говоря, что она может обжечь или съесть. Но наиболее жестоко полудница поступает с теми, кто работает в поле в полдень и тем самым не почитает ее. На таких она, по поверьям, насылает солнечный удар, хватает за голову и вертит, отчего шея натирается до невыносимой боли, а порой вовсе отрывает голову. Человека, находящегося в ее время в неположенном месте, полудница может также защекотать до смерти, что сближает ее с образом русалки.
   В мифологических рассказах о полуднице нередко сообщается, что она может быть опасна не только в полевом пространстве, но и в деревне. Полудница приходит к человеческому жилищу в полдень и в домах, где не заперты ставни, разбивает или пролизывает языком окна и похищает детей. Вместе с тем, как и другие мифологические существа, она может помогать людям в волшебстве: по поверьям Архангельской губернии, полудница может появиться ночью и показать, как добыть цветок, обладающий чудесным свойством делать человека невидимым.
   Чтобы оградить себя от вредного воздействия полудницы, крестьяне стремились соблюдать некоторые запреты. Так, крестьяне знали, что до полудня можно работать — полудницы ничего не сделают, а затем следует уходить домой. В Архангельской губернии зафиксирован также ряд запретов, приходившихся на период активизации действий полудниц. Здесь этот период ограничивался Ивановым и Петровым днями (с 24 июня / 7 июля по 29 июня / 12 июля) и назывался «заповедью». О запретах этого времени говорили так: «В заповедь — с Иванова до Петрова дня — нельзя полоскаться и стирать на реке. Кто будет, тому полудница встретится»; «В заповедь купаться нельзя, в баню ходить, веники нельзя резать, а то полудницы заберут». На Русском Севере кое-где считали, что если полудница подстерегла, то избавиться от нее можно, повалившись вниз, — тогда она отступится.
1   2   3


написать администратору сайта