Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат Тема

  • Преподаватель

  • 1. Появление системы календарей

  • Календарные единицы Сутки

  • 2. Календарь древних римлян

  • 3. Виды календарей 3.1 Лунный календарь

  • 4. Летоисчисление от Рождества Христова

  • 5. Международная линия перемены дат

  • Список использованной литературы

  • 3 Реферат. Обсерватории. Телескопы. Летоисчисление. Календари


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеЛетоисчисление. Календари
    Дата23.03.2022
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 Реферат. Обсерватории. Телескопы.docx
    ТипРеферат
    #412145


    Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего образования Московской области

    «Университет «Дубна» -

    Дмитровский институт непрерывного образования

    Реферат


    Тема: Летоисчисление. Календари


    Студент: Ячменёв Я.В.

    Группа: 1521-2 Специальность:

    09.02.07

    Информационные системы и программирование


    Преподаватель: Машарская Н.А.
    г. Дмитров 2022
    Оглавление

    1. Появление системы календарей……………………………………….................3

    1.1 Календарные единицы……………………………………………………5

    2. Календарь древних римлян…………………………………………………........4

    3. Виды календарей………………………………………………………………..12

    3.1 Лунный календарь………………………………………………………12

    3.2 Календарь Майя…………………………………………………………13

    3.3 Юлианский календарь…………………………………………………..13

    4. Летоисчисление от Рождества Христова………………………………………..6

    5. Международная линия перемены дат……..…………..………………………...9

    6. Использованные источники……………………………………………………..21

    1. Появление системы календарей

    ЛЕТОСЧИСЛЕ́НИЕ, спо­соб ука­за­ния да­ты, вы­ра­жаю­щий­ся в той или иной сис­те­ме по­сле­до­ва­тель­но­го счё­та лет. В ос­но­ве Л. мо­жет ле­жать: 1) эпо­ни­ми­че­ская мар­ки­ров­ка отд. го­дов; 2) слу­чай­ный или ре­гу­ляр­ный от­ре­зок вре­ме­ни (срок прав­ле­ния, пе­ри­од); 3) оп­ре­де­лён­ная эпо­ха, при­ня­тая за аб­со­лют­ное на­ча­ло от­счё­та (эра). При пе­ре­во­де из од­ной сис­те­мы Л. в дру­гую не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать не­сов­па­де­ние на­ча­ла го­да (т. н. сти­ля) в разл. ка­лен­да­рях.



    В древ­но­сти осн. спо­со­бом Л. был счёт лет прав­ле­ния ца­рей и иных вер­хов­ных пра­ви­те­лей. При не­сов­па­де­нии на­ча­ла прав­ле­ния и на­ча­ла го­да не­пол­ный год при­чис­лял­ся к го­дам ли­бо ста­ро­го пра­ви­те­ля, ли­бо но­во­го. Для рас­чё­тов боль­ших пе­рио­дов в ан­тич­ной ас­тро­но­мии при­ме­нял­ся «ка­нон ца­рей»: таб­ли­ца го­дов прав­ле­ния ца­рей Ва­ви­ло­на (на­чи­ная с На­бо­нас­са­ра, 747 до н. э.), Пер­сии, Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, Пто­ле­ме­ев и рим. им­пе­ра­то­ров. В Ки­тае, Япо­нии, Вьет­на­ме и др. стра­нах для Л. ис­поль­зо­ва­лись т. н. де­ви­зы прав­ле­ния, не сов­па­даю­щие с пе­рио­да­ми отд. цар­ст­во­ва­ний.

    В ря­де древ­них го­су­дарств го­ды ука­зы­ва­лись по еже­год­но сме­няе­мым долж­но­ст­ным ли­цам, власть ко­то­рых мог­ла быть ре­аль­ной (лим­му в Ас­си­рии, кон­су­лы в Рим. рес­пуб­ли­ке) или но­ми­наль­ной (ар­хон­ты-эпо­ни­мы в Афи­нах, кон­су­лы в Рим. им­пе­рии). В позд­не­рим­скую и ви­зант. эпо­хи офи­ци­аль­ное Л. по кон­су­лам или (c 537) по го­дам им­пе­ра­то­ров со­сед­ст­во­ва­ло с цик­лич. счё­том по т. н. ин­дик­там – 15-лет­ним пе­рио­дам на­ло­го­вой от­чёт­но­сти. Ин­дикт был осн. офиц. ви­дом Л. в Рим. им­пе­рии (Ви­зан­тии) с 4 в. н. э. до 1453 (в Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии до 19 в.). Др. ва­ри­ан­том цик­лич. Л. яв­ля­ет­ся кит. 60-лет­ний цикл, рав­ный 5 цик­лам Юпи­те­ра (12-лет­ний «жи­вот­ный цикл») и 2 цик­лам Са­тур­на, по­лу­чив­ший рас­про­стра­не­ние у мн. др. на­ро­дов (мон­го­лов, тю­рок, япон­цев, ко­рей­цев, вьет­нам­цев и др.).

    С 3 в. до н. э. в греч. ис­то­рич. со­чи­нени­ях поя­ви­лась сис­те­ма Л. по олим­пиа­дам, с 4-лет­ним цик­лом и на­ча­лом от­счё­та (эпо­хой) 776 до н. э. Др.-рим. ис­то­ри­ки при­ме­ня­ли сис­те­му Л. «от осно­ва­ния го­ро­да (Ри­ма)» (753 или 754 до н. э.). В эл­ли­ни­стич. и рим. эпо­хи в прак­тич. упот­реб­ле­ние ста­ли вхо­дить т. н. эры – сис­те­мы счё­та лет от к.-л. круп­но­го ис­то­рич. со­бы­тия. В 4–1 вв. до н. э. поя­ви­лось мно­же­ст­во ре­гио­наль­ных эр, при­уро­чен­ных к эпо­халь­ным бит­вам и за­вое­ва­ни­ям (Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и диа­до­хов, Гнея Пом­пея, Гая Юлия Це­за­ря, Ок­та­виа­на Ав­гу­ста). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на Вос­то­ке по­лу­чи­ла эра Се­лев­ки­дов (с 312/311 до н. э.), из­вест­ная так­же как «эра Дву­ро­го­го» (у ара­бов), «эра до­ку­мен­тов» (у иу­де­ев) или «эра гре­ков» (у хри­сти­ан-си­рий­цев, при­ме­няв­ших её до 19 в.). В Егип­те рас­про­стра­ни­лась эра Ди­ок­летиа­на, или «му­че­ни­ков» (с 29 авг. 284 н. э.), по ко­то­рой счи­та­лись го­ды в пас­халь­ных таб­ли­цах (до сих пор ис­поль­зу­ет­ся коп­та­ми и эфио­па­ми). В Ар­ме­нии и Гру­зии су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые эры, так­же свя­зан­ные с пас­ха­ли­ей.

    С рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва поя­ви­лись эры, бе­ру­щие на­ча­ло от Со­тво­ре­ния ми­ра, ро­ж­де­ния или вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста. Из боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва их ва­ри­ан­тов в прак­тич. упот­реб­ле­ние во­шли эры от Со­тво­ре­ния ми­ра ви­зан­тий­ско­го (с 5509/08 до н. э.) и алек­сан­д­рий­ско­го (с 5492 до н. э.) ти­пов, а так­же эра от Ро­ж­де­ст­ва (или Во­пло­ще­ния) Хри­сто­ва, изо­бре­тён­ная в 525 лат. пас­ха­ли­стом Дио­ни­си­ем Ма­лым. По­след­няя с 8 в. рас­про­стра­ни­лась в Бри­та­нии и Фран­ции, а к 15 в. при­об­ре­ла об­щезапад­но­ев­ро­пей­ский ха­рак­тер. Ны­не эра Дио­ни­сия под назв. но­вой или об­щей (common era) ис­поль­зу­ет­ся для Л. в боль­шин­ст­ве стран ми­ра. В Рос­сии пе­ре­ход на неё про­изо­шёл в 1700 по ука­зу ца­ря Пет­ра I; преж­нее, ви­зан­тий­ское, Л. от Со­тво­ре­ния ми­ра со­хра­ни­лось в цер­ков­ном оби­хо­де.

    В стра­нах ис­ла­ма при­ме­ня­ет­ся Л. от хид­жры (622 н. э.). Го­ды хид­жры счи­та­ют­ся как по араб. лун­но­му, так и по иран. сол­неч­но­му («сол­неч­ная хид­жра») ка­лен­да­рю. В совр. иу­дей­ской тра­ди­ции при­ме­ня­ет­ся эра от Со­тво­ре­ния ми­ра (с 6/7 окт. 3761 до н. э.). Инд. нац. ка­лен­дарь (1957) ис­поль­зу­ет т. н. эру Са­ка (с 78 н. э.).



      1. Календарные единицы

    Сутки – это элементарная единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Казалось бы, что можно придумать проще, чем одни сутки, состоящие из 24 часов. Тем не менее, следует остановиться на некоторых исторических моментах, так как в древности иначе воспринималась столь привычная для современного человека единица времени.

    На первых стадиях развития культуры понятия, объединяющего день и ночь вместе, не имеется. Как такового не было и слова, обозначающего современное понятие "сутки": день и ночь считались отдельно. Например, в Ригведе – древнейшем памятнике индийской литературы, относящемся ко II тыс. до н.э., - есть указание, что год индусов равнялся 720 дням и ночам. То же самое можно отметить у некоторых современных тунгусских народностей. Счет суток ведется ими по числу ночей, или, точнее, ночевок. Причем у тунгусского племени негидальцев различно обозначают время, проведенное в гостях, и время, проведенное на охоте. Так в первом случае скажут: пробыл столько-то дней, во втором – столько-то ночевок. Счет по ночам существует у некоторых народов Австралии, Океании, Северной Азии и Северной Америки. В древности так же считали кельты и германцы. В России до XIII в. не было понятия суток как единицы счета времени. Летописцы считали время днями, ночь разделала "днесь" и "заутро" и относилась к "днесь", которое прошло.

    Счет на сутки – соединенные вместе день и ночь – упоминается у Гомера, при этом сутки начинаются с рассвета. Но такого представления больше никто в древности не придерживался – всяк судил по-своему, что заставило Бируни, знаменитого ученого Востока (X в.), составить специальный трактат "Речь о том, что такое день и ночь, их совокупность и их начало". Он пишет, что арабы приняли за начало суток момент захода Солнца за горизонт. Таким образом, сутки продолжаются у них от одного заката Солнца до другого. К этому побудило арабов то, что месяцы у них основаны на изменении фаз Луны, причем начало месяца определяется не вычислением, а появлением новой Луны. Вследствие этого стало обычным ставить ночи впереди дней, когда связывают с названием дней недели.

    Те, кто согласен с арабами, доказывали, что тьма предшествует свету по ступени существования и что свет появился внезапно, после тьмы, а начинать лучше с того, что предшествует. Поэтому они ставили неподвижность выше движения, так как с неподвижностью связаны отдых и покой. Движение же вызывается надобностью и необходимостью, а за необходимостью следует утомление, так что утомление есть следствие движения.

    Бируни отмечал так же, что некоторые народы – румы, персы – договорились, что сутки продолжаются от восхода Солнца с восточного горизонта до восхода над ним на следующий день, ибо месяцы выводятся путем вычисления и не связаны с положением Луны или других небесных светил. День оказывается раньше ночи, и в оправдание этого они доказывали, что свет есть бытие, а тьма – небытие; те, кто ставит свет впереди тьмы, утверждают, что движение имеет преимущество перед неподвижностью, так как движение есть жизнь. В довесок приводились суждения, что Небо достойнее Земли, работник и юноша здоровее стариков, а текучая вода не становится гнилой, как стоячая.

    Неделя– это период времени в 7 суток, существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность цикла изменения фаз Луны составляет около 28 суток и его можно разбить на 4 части по семь дней: первая четверть – увеличение Луны от узкого серпа, носящего название неомения, до половины полного диска; вторая четверть – дальнейший рост Луны до полнолуния, когда виден весь диск естественного спутника Земли; третья четверть – уменьшение лунного диска до половины; четвертая четверть – дальнейшее уменьшение до новолуния, когда Луна абсолютно не видна.

    Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение священного значения числа семь. Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова "блуждающий"). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

    В Древнем Вавилоне возникла астрология – наука о влиянии планет на судьбы отдельных людей и целых народов. Древневавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы "управляет" им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом "управлял" Сатурн, вторым – Юпитер, третьим – Марс и т.д., седьмым – Луна. Затем весь цикл снова повторялся. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, "управляло" Солнце, первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день – Марсу, пятый – Меркурию, шестой – Юпитеру и седьмой – Венере. Планета, властвовавшая над первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

    Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь никак не согласован с изменением фаз Луны.

    Если судить по некоторым современным народам, сохранившим первобытную культуру, издревле отрезки года они связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью. Первоначально в месяц не входило определенное количество дней – это был период, в который укладывалось отмеченное природное или хозяйственное явление. У некоторых народов Западной Сибири год насчитывает 13 месяцев, продолжительность которых различна и зависит от внешних природных признаков, по которым они устанавливались. Например, у чулымских татар августу соответствует "месяц белой рыбы", октябрю – "месяц красных листьев". В календаре этого народа есть также "месяц голых листьев", "месяц маленького мороза", месяц большого мороза". Тунгусский месяц может иметь и 15, и 20, и другое неопределенное количество дней, а листопадный месяц жителя Камчатки так же длинен, как наши три месяца.

    Месяцы, носящие имена природных сезонных явлений, встречаются у славянских народов. Древнерусские названия месяцев имеют в своей основе описание природных явлений. Так, январь носил название просинец (появление просини на небе после сплошной осенне-зимней облачности), или сечень ("сечь" – рубить лес; рубить лес приходилось зимой, чтобы приготовить новые площади для посевов). Февраль – снежень, или лютый. Март – березозоль (в самый сухой месяц года березовый лес подсыхал, и его сжигали по подсечной системе, используя золу как удобрение), или сухий (имелось в виду время просыхания срубленного леса). Апрель – цветень (квитень, красовик). Май – травень (время бурного цветения трав). Июнь – червень (красный месяц; другая трактовка – название происходит от слова "червец" (червь), в это время люди собирали в садах и огородах вредных гусениц), южное название – изок (изоки – кузнечики, июнь – пора стрекотания кузнечиков). Июль червень на севере, где все расцветает медленнее, и липец (время цветения лип) на юге. Август – серпень, жнивень (пора жатвы серпами), на севере в древности назывался зарев, зорничник (в это время на севере начинаются пазори – северные сияния). Сентябрь – вересень (южное название – в честь цветов вереска), рюин (северное название – ржаной месяц, месяц сбора ржи). Октябрь – листопад, жовтень (на юге – месяц пожелтевшей листвы). Ноябрь на юге, где октябрь назывался жовтень, получил название листопад, на севере – грудень (время не проезжих дорог, "грудь" - замерзшая колея на дороге). Декабрь – на юге, где ноябрь назывался листопад, числился как грудень, а на севере – как студень, в связи с наступлением холодов.

    Годом называется промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

    В глубокой древности выделению отрезка времени "год" предшествовало выделение сезонов, например, сухого и дождливого времени у аборигенов Австралии, или зимы и лета, которые сначала считались каждое за самостоятельную единицу. Так, у индейцев Северной Америки был как год зимний, так и год летний. У отдельных племен, как, например, тунгусского племени удэ, имеются два начала года – одно осенью, другое весной. В Океании также существует понятие полугодий. Следы счета по полугодиям прослеживаются у эвенков. Так, на вопрос "Который тебе год?" двадцатипятилетний эвенк ответит: "Пятьдесят", а на вопрос "Сколько тебе лет?" он же ответит: "Двадцать пять", так как они считают только летние годы. Такой год, основанный на сезонных явлениях, а не на астрономических наблюдениях, называется годом естественным. Он дробиться на разные части. Например, у китайцев были 24 атмосферные перемены, то есть каждый из четырех сезонов делился еще на 6 частей.

    Усложнение форм хозяйства начинает требовать и новых, более точных методов времяисчисления и времяобозначения. На этих ступенях развития на помощь приходят астрономические наблюдения. Накопление их началось значительно раньше, еще во время господства примитивных форм времяобозначения. Астрономические наблюдения вначале проводились не в целях обозначения времени, а по различным другим поводам, например, отысканием пути. Наблюдения были достаточно точны, так как примитивные народы, тесно связанные с природными явлениями, очень внимательно следили за небесным сводом. И сейчас некоторые племена, живущие в Австралии, наблюдают за сменой времен года по положению звезд. Южные тунгусы, определяя месяцы, следят и за сезонными явлениями, и за положением Большой Медведицы.

    2. Календарь древних римлян

    Хаотичность римского календаря стала столь значительной, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 – 44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

    В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток, поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней. Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили "упрятать" между 24 и 25 февраля. Дополненный год стали называть annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

    Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.



    К моменту реформы календарь (и связанные с ним праздники) ушел вперед от смены времен года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября. В связи с этим в последнем году старого календаря были вставлены три месяца: мерцедоний из 23 дней и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между новембером и децембером. Кроме того, Юлий Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

    В новом календаре почти на каждый день года было дано указание, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го – захода Арктура, 7-го – заход Плеяд и Ориона и т.д. Тем самым календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и, следовательно, с циклом земледельческих работ, начала которых приурочивались к определенному положению созвездий на вечернем или утреннем небе.

    Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года. Таким образом, Юлий Цезарь является автором широко распространенной традиции начинать отсчет нового года с первого января.

    В благодарность за реформу, а также учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус. Вскоре, однако, римские жрецы то ли по неграмотности, то ли с целью скомпрометировать календарь, вновь запутали его, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9. Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц секстилис в месяц августус. Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.

    Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, решили один день септембера передать октоберу. Одновременно перенесли одни день новембера на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. Стоит отметить, что и после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Так, во время правления Тиберия (14 – 37 гг. н.э.) сенат переименовал месяц Септембер в Тибериус, при Антонии Пие (138 – 161 гг.) – тот же месяц – в Антониус, при Аврелии Коммоде (176 – 192 гг.) – в Коммодус. Октобер во времена Домициана (81 –96 гг.) получил название Домицианус. Но это переименования не прижились.

    Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась практически без изменений вплоть до XVI века. С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

    3. Виды календарей

    3.1 Лунный календарь

    Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны. Его появление связывают с тем, что смену фаз Луны человек мог разглядеть невооруженным глазом. Именно поэтому многие древние народы пользовались лунным календарем. Однако такой способ исчисления времени имеет ряд недостатков.



    Во-первых, лунный календарь никоим образом не связан с движением Земли, поэтому народы, которые вели оседлый образ жизни, не могли им пользоваться из-за чего позже перешли на солнечный календарь.

    Во-вторых, Луна, вращаясь вокруг Земли, делает полный оборот за разное время. Минимальная продолжительность лунного месяца составляет 29 суток 6 часов и 15 минут, а максимальная – 29 суток 19 часов и 12 минут, следовательно, средняя продолжительность лунного года составляет примерно 354 суток. То есть, в календарном лунном году может быть либо 354 дня, либо 355. Существовала целая система так называемых вставок високосов. Она была необходима для того, чтобы средняя продолжительность календарного года более-менее точно совпадала с продолжительностью лунного года.

    В-третьих, первым днем нового лунного месяца считается неомения. Это первое видимое появление Луны на вечернем небе после новолуния или "рождение новой Луны". Время этого явления различается в зависимости от местонахождения наблюдателя, времени года и продолжительности текущего лунного месяца, поэтому невозможно вести лунный календарь, созданный на основе наблюдений Луны в разных местах Земли.

    Из-за всех этих неудобств лунный календарь канул в Лету и ему на замену пришли другие календари.

    3.2 Календарь Майя

    Календарь Майя – один из самых известных календарей. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры и Марса.



    Майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

    Майя знали два вида длинных годов. Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. В быту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» и который состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

    Год начинался 16 июля, а заканчивался 10. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов — покровителя следующего года.

    3.3 Юлианский календарь.

    До Юлианского календаря древние римляне использовали лунный календарь, но в VII в. до н. э. Юлий Цезарь провел реформу в летоисчислении. От прошлого календаря остались только названия месяцев.



    За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами.

    В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до 1 марта.

    Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н.э. секстиль – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев.

    4. Летоисчисление от Рождества Христова

    По православной Пасхалии, великий индиктион содержит в себе 532 года, после чего дни пасхи идут в том же порядке, например, 533 год = 1-му, 1064 = 532 г. Но написать пасхалию на 532 года - труд огромный, на который требуется много папируса, чернил и труда. В Александрии существовала упрощенная практика. Дело в том, что через 95 лет пасха повторяется приблизительно в в том же порядке, хотя високосные годы производят путаницу, так что приходится делать поправки. В практике был сокращенный цикл. Вычисление пасхи Кирилла александрийского по упрощенному способу кончилось 531 г. по Р.Х. Нужно было вычислить пасху на дальнейшее время и произвести поправку для високосных годов. Эту работу взял на себя западный монах Дионисий Малый в 525 г. Он произвел грандиозный переворот и положил основание нашему счислению, т.е. от Р.Х. Побуждения к этому были невысоки: он был ханжа.

    Александрийские епископы, не менее Дионисия православные, не усматривали ничего позорного в употреблении эры Диоклетиана для пасхальных таблиц, но Дионисий этим возмутился. Вместо того, чтобы продолжать счисление от Диоклетиана, он начал считать от Р.Х. Св. Кирилл александрийский составил цикл празднования пасхи на 95 лет - от 153 г. по 247 г. диоклетиановой эры. Дионисий Малый говорит: "так как остается от этого круга только 6 лет, то мы решились продолжить на следующие 95 лет". При этом он в своем пасхальном круге не пожелал продолжить счисление по эре Диоклетиана "tyranni potius, quam principis, impii et persecutoris" ("скорее тирана, чем руководителя, нечестивого и гонителя") и годы Диоклетиана заменил годами "ab incaratione Domini nostri Jesu Christi" ("от воплощения Господа нашего Иисуса Христа"), поставив вместо 248-го года Диоклетиана 532-й год. Это и есть первая известная в истории дата, поставленная по нашему летосчислению от Р.Х., явившемуся на замену счисления по эре Диоклетиана.

    532 г. от Р.Х. есть 1285-й год ab urbe condita. Так как 19 х 28 = 532 г., то очевидно, что 1285 - (532 - 1) = 753 a.U.C. На год 753 от основания Рима приходится первый год 19-летнего круга; в этом году, по взгляду Дионисия, последовало благовещение (воплощение Христа). Вероятно, для Дионисия вопрос о годе Рождества Христова этим совпадением 753 a.U.C. с 1 годом 19-летнего цикла и разрешался. В основании счисления его не было научных данных о годе Р.Х. Он предполагал, что александрийская пасхалия точна. Она руководилась движением луны, и в 532 году должен был кончиться 19-летний цикл. Между тем по его счету он кончился не в 532 году, а в 531 году, поэтому, очевидно, Дионисий начал счет не от Р.Х., а от Благовещения. Эра Дионисия Малого - от Р.Х. (наша), таким образом, объективно научного значения не имеет. Она отличается точностью только приблизительною. Дионисий в своем исчислении основывался на данных пасхалических, а не исторических.

    С эрой Дионисия Малого аналогична aera Hispanica. Она состоит в том, что каждый год ее от Р.Х. берется на 38 лет выше (38 = 19 х 2); 1-й год = 716 a.U.C. Это обстоятельство указывает на пасхалический характер этой эры.

    5. Международная линия перемены дат

    Смену дат необходимо проводить при пересечении линии. Если корабль движется с востока на запад, то его команде нужно увеличить календарное число на один. В случае перемещения в обратном направлении оно уменьшается. На отрезке, где временная граница отклоняется, огибая острова Океании, команда вправе менять дату, лишь преодолев меридиан 180º, если судно не будет заходить в один из портов, то есть не возникнет необходимость синхронизации с местным временем. Получается, что при пересечении линии в определенном направлении можно дважды прожить один и тот же день.


    Линия перемены дат на карте не всегда выглядела так, как сегодня. На Филиппинах практически до середины позапрошлого века календарные листы переворачивались в соответствии с «американским» исчислением. При этом на острове Целебес, который расположен на той же географической долготе, придерживались так называемой азиатской даты. На Аляске календарь синхронизировался со временем в той стране, которой она принадлежала: до 1867 г. с Россией, а затем - с США. Остров Самоа два раза менял свой способ исчисления в соответствии с нуждами торговли. В 1892 г., когда он активно торговал с США, было принято решение о передвижении временной границы на запад. Жители страны в тот год дважды встретили рассвет 4 июля. Спустя век с небольшим, в 2011 году, на первый план вышли торговые отношения со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Линию перемены дат передвинули к востоку от острова. В результате в этом году после 29 декабря сразу настало 31-е.

    Значительное отклонение линии от меридиана в районе экватора связано с решением правительства Кирибати в 1995 году выделить для островов Лайн новый часовой пояс. Причина для этого была достаточно весомая. Кирибати была разделена на две зоны: в то время, как в одной на календаре значилось, например, 14 июня, на другой было уже 15. Именно на островах Лайн раньше, чем где бы то ни было на Земле, начинается новый день. Население этой территории первым встречает 1 января. Именно последний факт вызвал особое возмущение у населения Тонга и Новозеландских островов. Они собирались первыми встретить Миллениум, но образование нового часового пояса лишало их такой возможности. По своей сути, линия перемены дат лишь условная граница. В ее основе не лежат какие-то физические закономерности. Линия создана для удобства международного общения. Смена одной даты на другую при пересечении этой границы похожа на перевод часов при переходе на летнее или зимнее время. Эти действия помогают человеку соотнести свое движение или деятельность с космическими процессами, но напрямую из них не вытекают.


    Список использованной литературы

    1. В.В.Цыбульский "Календари и хронология стран мира", М., "Просвещение", 1982

    2. Н.Николов, В.Харлампиев "Звездочеты древности", М., "Мир", 1991

    3. Н.Моисеева "Время в нас и время вне нас", Л., "Лениздат", 1994

    4. Н.В.Володомонов "Календарь: прошлое, настоящее, будущее", М., "Наука", 1987

    5. В.Губанов "Почему Юлианский календарь точнее Григорианского"//"Жизнь вечная", № 9 (12), 1995 г. (http://www.orthodoxy.ru/tropinka/Kalendar/pocemu_u.htm)

    6. И.Г.Менькова "Наше время истекло"// "Московский журнал", № 3, 1999 г. (http://www.rusk.ru/Rus_magazine/Mosk_jour/MosJour3/mj3_2.htm)

    7. С.В.Цыба "Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет" (http://arw.dcn-asu.ru/

    sokol/server/resours/article/cyb.html)


    написать администратору сайта