Главная страница

Лев Николаевич Толстой был поистине неоднозначным человеком. За свою долгую карьеру он был учителем, философом и социальным критиком, успешным помещиком и отцом семьи, солдатом и пророком


Скачать 18.88 Kb.
НазваниеЛев Николаевич Толстой был поистине неоднозначным человеком. За свою долгую карьеру он был учителем, философом и социальным критиком, успешным помещиком и отцом семьи, солдатом и пророком
Дата22.03.2022
Размер18.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNikolaevich_Tolstoi_byl_poistine_neodnoznachnym_chelovekom_88910.docx
ТипДокументы
#409366

Лев Николаевич Толстой был поистине неоднозначным человеком. За свою долгую карьеру он был учителем, философом и социальным критиком, успешным помещиком и отцом семьи, солдатом и пророком. Однако, прежде всего, он был великим писателем, и его слава в настоящее время зиждется на его художественной литературе. Литературную карьеру этого «великого писателя земли русской» (как называл его современник Тургенев) можно разделить на три части: ранний период литературного ученичества (1851-63), период великих романов (1863-77)), и более поздний период осмысления религии (1878-1910).

Произведения раннего периода можно рассматривать как «школу», в которой Толстой учился писать. Он поднимал темы и разработал литературные приемы, характерные для его более зрелых произведений. Первое серьезное литературное произведение Толстого «История вчерашнего дня» отражает психологический самоанализ, характерный для журналов. Написанная в 1851 году, она не была представлена ​​для публикации, возможно, потому, что ее молодой автор опасался, что ее оригинальность вызовет общественное неприятие. История представляет собой рассказ о последовательности мыслей и чувств, которые проходят в сознании главного героя в течение одного дня. Увлечение Толстого работой психики нашло более традиционный выход в «Детстве» («Детство», 1852), где оно прикрыто знакомым современным читателям форматом детских воспоминаний. Детство и его продолжение «Отрочество» («Отрочество», 1854 г.) и «Юность» («Юность», 1857 г.) были задуманы как части тетралогии под названием «Четыре возраста развития» (четвертый том так и не был написан). Спонтанные впечатления ребенка как ребенка чередуются с анализом этих впечатлений взрослым ребенком. Результатом является сочетание лирического представления воспоминаний детства (типичного для жанра) и отстраненного, квазинаучного исследования действий и роста сознательного разума на различных этапах его развития.

Трилогия (как все три романа называются вместе) изобилует автобиографическим материалом, характерным также для более поздних произведений Толстого. Другой примечательный элемент - это неприкрытое присутствие голоса автора (автор как рассказчик) - стратегия, которую Толстой, кажется, принял на основе своего увлечения творчеством Стерна. «Отрочество и юность» продолжают рассказ о развитии ребенка-героя до позднего подросткового возраста.

Рассказы Толстого о военной жизни отражают его опыт на Кавказе и в Крыму. "Набег" (1853) и " Рубка леса " (1855) внешне принадлежат к хорошо знакомому русскому жанру кавказской военной сказки. В них присутствует косвенная полемика с романтическими клише бесстрашного героизма, боевой славы и преувеличенного патриотизма, характерных для таких ранних деятелей жанра, как Александр Бестужев (Марлинский). Толстой свел обычные захватывающие сюжеты таких историй до уровня простых инцидентов, которые он использовал в качестве основы для демонстрации своего истинного интереса, серию четко классифицированных психологических портретов русских солдат и офицеров и их противников, горцев.

Рассказ, написанные позже 1851 года, иллюстрируют еще несколько тем и приемов, которые стали характерными для творчества Толстого. Он уже касался смерти и различных взглядов на нее в трилогии и военных рассказах. Исключительно этой теме он посвятил «Три смерти» (1859). История описывает боль и тревогу, сопутствующие смерти богатой дворянки, терпеливое и безропотное принятие своей смерти бедным кучером и смерть дерева. Несмотря на свои физические страдания, кучер умирает с меньшими мучениями, чем дворянка. Смерть дерева наименее болезненна, потому что дерево не осознает, что умирает.

«Три смерти» подчеркивают свою точку зрения через сравнение и противопоставление переживаний трех главных героев. Этот прием, повсеместно встречающийся в творчестве Толстого, также составляет структурную основу «Двух гусар» (Два гусара, 1856). Он описывает инциденты из жизни двух гусарских офицеров, отца и сына. Это сравнение явно нелестно для молодого поколения, поскольку «прогрессивные» критики того времени сразу заметили и пожалели. Они увидели в этой истории доказательство неприязни Толстого к либеральному делу и его непокорности перед лицом их спроса на литературные произведения, которые отражали бы современные идеи и идеалы.

Удачно женившись и устроившись с женой и семьей в Ясной Поляне, Толстой достиг пика своих творческих способностей. Остальные 1860-е годы он посвятил написанию «Войны и мира». Затем, после перерыва, во время которого он подумывал о написании романа о Петре Великом и ненадолго вернулся к педагогике (выпуску букварей для чтения, которые широко использовались), Толстой написал свой другой великий роман, «Анна Каренина». Эти две работы разделяют видение человеческого опыта, основанное на признании повседневной жизни и прозаических добродетелей.

«Война и мир» - это своеобразное сочетание психологического и исторического романа с либеральной примесью масштабов и тона эпоса. Действие фильма разворачивается на фоне исторического конфликта между Францией Наполеона и Россией Александра I, главным образом, событиями 1805–1812 годов и завершаются эпилогом, происходящим примерно в 1820 году. На фоне чередования периодов мира и войны Толстой разворачиваются рассказы о семьях Болконских и Ростовых, о Пьере Безухове.

Остальную часть первых семи лет своего более позднего периода (1878–1910) Толстой посвятил научной литературе. Когда в 1885 году он снова вернулся к литературе, он был полон решимости отказаться от «бессмыслицы» своего прежнего стиля и сделать все свои художественные произведения средством передачи послания христианского учения в его понимании. Он проводил различие между образованной и популярной аудиторией, и его первые литературные работы были предназначены для последней.

Первоочередной задачей Толстого при написании «для народа» было выработать стиль, который был бы им доступен и соизмерим с его художественными стандартами. Он использовал повествовательные модели и сюжеты, знакомые по сказкам, религиозным легендам и пословицам. Он урезал свой обычно сложный литературный стиль до костей, как это было в рассказах, особенно в «Бог правду видит, да не скоро скажет», 1872), написанных для «Русских читателей». К этой упрощенной основе он добавил посредством соответствующей лексической и синтаксической выборки либо народный, либо библейский оттенок.

Основные литературные достижения позднего периода Толстого можно найти в произведениях, написанных им для образованной публики. Как и «Истории для народа», эти произведения почти все посвящены учению; в отличие от них, они написаны в гораздо более толстовском стиле. Толстой, кажется, чувствовал, что его сверстники нуждались в наставлениях в основном по темам смерти и любви между мужчиной и женщиной, которые редко и никогда, соответственно, появляются в «Рассказах для народа».

В отличие от других писателей-психологов, таких как Достоевский, специализирующихся на бессознательных процессах, Толстой описывал сознательную психическую жизнь с беспрецедентным мастерством. Его имя стало синонимом признания случайности и ценности повседневной деятельности. Колеблясь между скептицизмом и догматизмом, Толстой исследовал самые разные подходы к человеческому опыту. Прежде всего, его величайшие произведения «Война и мир» и «Анна Каренина» остаются вершиной реалистической фантастики.


написать администратору сайта