МУЗЫКА КАК НОСИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СВЯЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ДИАЛОГЕ ПОКОЛЕНИЙ. Бондаренко СМ Музыка как носитель духовных ценностей и связующий. Музыка как носитель духовных ценностей и связующий элемент в диалоге поколений
Скачать 30.83 Kb.
|
Приложение 1 УДК 78.01 МУЗЫКА КАК НОСИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СВЯЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ДИАЛОГЕ ПОКОЛЕНИЙ Бондаренко Семен Михайлович Пермский государственный национальный исследовательский университет II курс направления подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» Г. Пермь, ул. Нейвинская, 14-43 614025 meise_02@mail.ru; +79991256563 Аннотация. В статье рассматривается влияние глобальных процессов на изменение культурного фона и эстетического вкуса граждан, в первую очередь молодых людей. Сделан акцент на значимости музыки в жизни молодежи и в формировании их духовных потребностей. Показано сравнение жанровых и персональных предпочтений молодого поколения и более старших возрастных групп в музыке, сохранение интереса молодежи к ранее популярным музыкальным течениям. Сделан вывод о сохраняющейся связи поколений через ставшие частью национальной культуры музыкальные композиции. Ключевые слова: информатизация, молодежь, музыка. MUSIC AS A CARRIER OF SPIRITUAL VALUES AND A CONNECTING ELEMENT IN THE DIALOGUE OF GENERATIONS Bondarenko Semyon Mikhailovich Perm State University II course of the training direction 39.03.03 "Organization of work with youth" Perm, Neivinskaya str., 14-43 614025 meise_02@mail.ru; +79991256563 Annotation. The article examines the impact of global processes on changing the cultural background and aesthetic taste of citizens, primarily young people. The emphasis is placed on the importance of music in the life of young people and in the formation of their spiritual needs. The comparison of genre and personal preferences of the younger generation and older age groups in music, the preservation of youth interest in previously popular musical trends is shown. The conclusion is made about the continuing connection of generations through musical compositions that have become part of the national culture. Keywords: informatization, youth, music. Всеобъемлющий технологический прогресс, захвативший основные сферы жизнедеятельности человека – экономическую, политическую и социальную, неизбежно преломляет и преобразует фундаментальные устои в переходе к информационному обществу. По мере своего развития прослеживается стабильно высокая динамика увеличения материальных благ и доступа к различным ресурсам, в первую очередь информационному. Данная тенденция прослеживается на протяжении полувека и вкупе с неоспоримыми достоинствами несет в себе серьезные негативные последствия. На текущий момент времени мы зачастую можем быть лишь сторонними наблюдателями, отслеживая те или иные процессы, вызванные информатизацией, однако ростки действия оных все увереннее пробиваются наружу, становясь неотъемлемой частью современности. Одной из наиболее ярких проблем, вызванных переходом к новому типу общества, является снижение духовного и нравственного уровня граждан, ослабление либо серьезное изменение роли духовной сферы деятельности человека, переоценка ключевых ценностей и идеалов. Ее результаты – все более разрастающаяся брешь между поколениями, размывание национальных культур и традиций. Молодежь как социально-демографическая группа занимает особое место в развитии этих тенденций. В силу особенностей физиологии и психологии, в первую очередь несформированной системы ценностей, отсутствии адекватного представления о многомерной социальной действительности и высокой подверженности влиянию извне, она является наиболее наглядным показателем различных сторон процесса информатизации и его последствий. Кроме того, Интернет как основной источник информации, прочно захвативший лидерство у классических инструментов ее получения в 2010-х гг., наибольшим спросом пользуется именно у молодого поколения. Вполне прогнозируемо, что через несколько лет пользоваться услугами Сети будет абсолютное большинство населения России, однако сейчас пиковые показатели использования у людей в возрасте от 12 до 24 лет - 97,1% на январь 2021 года [1]. Следом идут граждане вплоть до верхней границы определения молодежи – 95,8% человек в возрастном диапазоне 25-34 года хотя бы один раз месяц пользовались услугами Интернета. Процент пользователей неизменно снижается пропорционально повышению возраста респондента. Искусство, в том числе и музыкальное искусство, заключает в себе устойчивое представление о духовных ценностях страны, народа, конкретной исторической эпохи. Оно обладает чрезвычайно мощным потенциалом в формировании эстетического вкуса человека и его духовных потребностей. В процессе духовного становления и совершенствования человека музыка в числе прочих направлений искусства определяет его мировоззрение [2]. Особенность музыки как искусства заключается в передаче одновременно и общечеловеческих, и глубоко личных ценностей и мотивов. Передаются они через сопереживание истории, рассказанной в песне или ассоциативному ряду, возникающему при прослушивании мелодии. Кроме того, музыка является не только носителем ценностей и источником информации, но и универсальным языком духовного общения. Одна песня может объединять ранее враждебные друг другу группы, и в то же время некоторые мелодии воспринимаются совершенно иначе через многие годы после своего написания и востребованности. Для молодежи музыка – постоянный спутник, основная форма досуга [3]. Разнообразие молодежных субкультур, косвенно или напрямую связанными с музыкальными течениями, только подтверждают это. Наиболее же популярным жанром музыки начиная с 2000-х гг. является рэп, прочно вытеснивший многие ранее массовые направления, например, бардовские песни [4]. Интересно, что около 40% молодых людей отметили, что художникам, режиссерам и музыкантам лучше не касаться в своем творчестве таких тем, как насилие, суицид, алкоголь и наркотики, которые как раз-таки активно фигурируют во многих рэп-композициях [5]. Однако при всей тенденции к прочному закреплению хип-хопа и рэпа в приоритете прослушивания у молодежи, неизменно высокие результаты при выборе музыки показывают жанры классика, поп, рок (в основном русский), эстрадная музыка [6]. Эти показатели коррелируются с аналогичными у других целевых групп, в том числе и самой старшей аудитории. Такая же ситуация наблюдается при выборе респондентами своего любимого исполнителя в независимости от жанра музыки. Таблица 1. Наиболее популярные жанры музыки среди возрастных групп.
Таблица 2. Десять наиболее любимых исполнителей и групп среди возрастных когорт.
В 2017 году общественно-политическим журналом «Русский репортер» было проведено исследование, в результате которого был составлен список из 100 русских песен за последние 100 лет, которые оставили наибольший отклик у людей, стали частью национального культурного кода [7]. Подавляющий пласт – философские песни, поднимающие темы смерти и любви, военные композиции о перипетиях Гражданской и Великой Отечественной войн (18 из 100), гражданская лирика. Из исполнителей выделяются Алла Пугачева и Владимир Высоцкий – по 5 их песен попало в рейтинг. В первой десятке уместились 4 военные песни и 4 представителя русского рока (2 песни Виктора Цоя). Лидером стала композиция «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса. Подобные рейтинги могут быть чрезвычайно спорными, но они отражают общую тенденцию – в людях живет память о баталиях прошлого столетия, однако на первый план выходит не мощный призыв к борьбе или отражение ужасов войны, а всем понятное чувство тоски по дому и семье, перед которым отступает сама смерть. Мотив любви, превалирующий над страхом гибели, задевает самые глубокие внутренние переживания и ассоциации, что и делает песню «Темная ночь» отражением как национального духа, так и отдельно взятого человека. Русский рок, ставший символом стыка эпох – советской и постсоветской, также занимает серьезное место в рейтинге. Тематика песен позволила жанру стать не временным явлением, отражающим дух конкретного периода, но прочно закрепиться в сознании нескольких поколений. В списке практически нет песен последних лет – лишь несколько произведений, но лишь рок-направленности. Рэп и поп-музыка современности пока остаются лишь стихийным явлением, однако возможно, что по прошествии нескольких лет они тоже станут частью культурного кода. Спрос на песни того или иного жанра можно оценить через историю их поиска в популярных браузерах. Так, спрос на военные песни возникает в абсолютном большинстве случаев на праздник 23 февраля, и, несомненно, на День Победы [8]. В оставшееся время они также остаются на определенном уровне запросов людей, но уже в гораздо меньших масштабах. Русский рок, гражданская лирика относительно стабильно фигурируют в поисковых запросах, однако тоже можно отметить некоторые особенности. Так, песня «Что такое осень» группы ДДТ закономерно находится на пике в осенний период [9]. В сравнении с новейшими исполнителями и треками, вышеперечисленные жанры на коротком промежутке времени будут уступать им в количестве запросов, где-то даже значительно. На дистанции времени можно хорошо отследить, какие композиции хранятся в памяти людей, а какие остаются «однодневками». Музыкальное искусство окружает нас с детства и остается рядом на протяжении всей оставшейся жизни. Родители передают детям любимые песни и культуру своего времени, с экранов телевизоров, компьютеров мы получаем информацию о других композициях, и по итогу создаем и культивируем собственную музыкальную принадлежность. Она неизбежно будет связана с прошлым – образы и ассоциативные ряды детства позволяют сохранить и передать музыку, а, следовательно, и ценности предыдущего поколения. Пусть они могут спокойно храниться на задворках разума, однако в нужный момент, например, осенью или в преддверие 9 мая, «выстрелят». Несмотря на негативные тенденции к утере нравственных идеалов, в том числе и через музыку, на ее современные популярные жанры, молодые люди сохраняют внутри общие со своими предками ценности. Музыка – сильнейший инструмент в выстраивании диалога между поколениями, понимании важности каждой исторической эпохи. Какими же будут главные песни современности? Покажет время. Библиографический список Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100% // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения: 01.06.2022) Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художествен художественного воздействия музыки. – М.: Владос, 2000. Досуг молодежи // URL: https://www.levada.ru/2020/07/16/dosug-molodezhi/ (дата обращения: 01.06.2022) Полянская Екатерина Николаевна, Каргина Наталья Вячеславовна Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов // Знание. Понимание. Умение. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-stilevye-predpochteniya-rossiyskih-studentov (дата обращения: 02.06.2022) Музыкальные предпочтения // URL: https://www.levada.ru/2019/02/18/muzykalnye-predpochteniya/ (дата обращения: 01.06.2022) Немова Ольга Алексеевна, Свадьбина Татьяна Владимировна Музыкальные предпочтения современной молодежи // Манускрипт. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-predpochteniya-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 03.06.2022) Сто главных песен на русском языке (1917–2017) // URL: https://expert.ru/russian_reporter/2017/12/cto-glavnyih-pesen-na-russkom-yazyike--1917-2017/ (дата обращения 28.05.2022) Google Trends // URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=today%205-y&geo=RU&q=%2Fg%2F1q5j5wdsr,%2Fm%2F0zk87wk,%2Fm%2F0b8p_6,%2Fm%2F06l3gt,%2Fm%2F02sgdp Google Trends // URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=today%205-y&geo=RU&q=%2Fg%2F1230jzbb,%2Fg%2F1q5jczx_x,%2Fg%2F11dyxb2zd2,%2Fg%2F1s05th41f,%2Fg%2F1q5jb7f65 |