Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение

  • Глава II . Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения

  • Заключение

  • Тема курсовой работы Формирование понятий нравственных идеалов …… Целью данной работы является

  • Структура и объем работы

  • Введение Актуальность исследования

  • Теоретическая основа исследования

  • Опытно-экспериментальная база исследования

  • Глава I . Теоретико-методологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения

  • Критерии и показатели нравственной культуры у младших школьников

  • 1.2 Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников

  • Педагогические условия в формировании нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения

  • курсовая работа логопедия. мулина курсовая 33. I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения


    Скачать 159.71 Kb.
    НазваниеI. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения
    Анкоркурсовая работа логопедия
    Дата08.02.2023
    Размер159.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламулина курсовая 33.docx
    ТипУрок
    #926535
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5



    Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………….…………………………………………………………...3

    Глава I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения

      1. Проблема формирования нравственных идеалов у младших

    школьников………………………………………………………………………..6

      1. Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников ……………………………16

      2. Педагогические условия в формировании нравственных идеалов у

    младших школьников на уроках литературного чтения…19

    Выводы по первой главе………………………………………………………..25

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения

    2.1 Изучения уровня сформированности нравственных идеалов у младших школьников………………………………………………………………………26

    2.2 Организация работы по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения…………………………………33

    Выводы по второй главе………………………………………………………...44

    Заключение ……………………………………………………………………45

    Список использованной литературы………………………………………..47

    Приложения………………………….………………………………………….49

    Аннотация

    Тема курсовой работы Формирование понятий нравственных идеалов ……

    Целью данной работы является выявление педагогических условий формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.

    Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

    1. Проанализировать проблему формирования нравственных идеалов у младших школьников;

    2. Обосновать необходимость использования уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников;

    3. Выявить педагогические условия формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения;

    4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.

    Структура и объем работы :

    Работа состоит из Введения, двух глав в первой главе рассмтривает теоритические вопросы и состоит она из трех параграфов, во второй главе предствляем практические исследования для решения поставленых задач и в ней два параграфа и заключения. Общий объем …стр без приложений.

    Количество источников литературы: …

    Количество рсиунков:…1?

    Количество приложений :…
    Введение

    Актуальность исследования. Обучение детей в России требует постоянных преобразований на основе новой системы формирования нравственной личности школьника. Долгое время отсутствия чётких нравственных ориентиров в начальной школе отрицательно сказались в целом на состоянии общества. В современной России происходит конфликт между декларируемыми нравственными нормами и реальностью. В такой ситуации воспитание нравственности педагогическими средствами – актуальная проблема.

    Ребёнка просто невозможно отрешить от общества и образовать систему ценностей только в процессе обучения. В процессе обучения, можно только с помощью слов сформировать представление о нравственных категориях, которые в сознании будут оставаться лишь «абстракцией», а чтобы эти категории стали внутренним регулятором поведения, необходимы иные эффективные пути и средства. Задача современного учителя – отыскать всевозможные оптимальные пути передачи традиционных культурных идеалов и ценностей в развитии ребёнка.

    На основе анализа научной литературы можно констатировать, что теоретические основы процесса нравственного воспитания подробно представлены в научной литературе, однако практика организации процесса формирования нравственных качеств младших школьников посредством использования фольклора на уроках литературного чтения, создание необходимых педагогических условий для этого, требует дополнительного изучения, уточнения и проверки, что и определило проблему нашего исследования.

    Цель исследования: выявить педагогические условия формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения и доказать их эффективность в практике образования.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать проблему формирования нравственных идеалов у младших школьников;

    2. Обосновать необходимость использования уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников;

    3. Выявить педагогические условия формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения;

    4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.

    Теоретическая основа исследования: основные аспекты нравственного воспитания и формирования нравственной культуры личности представлены в трудах Л. С. Выготского, Н. А. Курзова, В. А. Сухомлинского. Процесс формирования нравственных качеств у младших школьников анализировался в работах Н. И. Болдырева, А. Я. Ветохиной, А.Я. Данилюк. Возможность организации процесса нравственного воспитания младших школьников на примере уроков литературного чтения изучалась Б. Т. Лихачевым, Е. М. Рангеловой, И. Ф. Харламовым.

    Методы исследования:

    - теоретические (теоретический анализ научной литературы, обобщение, сравнение, классификация);

    - эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).

    Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 12 г.Бологое Тверской области.

    Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
    Глава I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках

    литературного чтения
    1.1 Проблема формирования нравственных иде у младших школьников

    В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.

    В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т. п.

    В современном понимании нравственный идеал это представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

    В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности. Нравственный идеал напрямую связан с нравственной культурой и нельзя рассмотривать идеал не обратившись к развитию нравственной культуры.

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания младших школьников заложили: Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, В.И. Нечаева и др. Алгоритм формирования нравственной культуры Левчук представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков [11].

    Нравственная культура это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. «Нравственная культура» является важной этической и культурологической категорией [12].

    Понятие нравственных идеалов тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые по сути своей синонимичны.

    Этимологическое значение понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова «moralis», которое обозначает «нравственный» как систем принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и отдельным классам, и как правила нравственного поведения [14].

    Н. И. Болдырев [1] считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.

    Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В. Вичев, В.М. Соколов, В. Блюмкин и другие) рассматривают нравственную культуру как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. А.С. Зубра [7] отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение. Формирование нравственной культуры личности начинается на начальных этапах её развития, уже в детстве.

    Младший школьный возраст является основой всего общего развития ребенка, его стартовый период всех человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах учреждения. Так, Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [15].

    Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит знания о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, а также представления о нравственных качествах личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, нравственные привычки и поступки, то есть реальное выполнение нравственных норм и требований. Взаимодействие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения (см. Таблицу 1).

    Таблица 1.

    Критерии и показатели нравственной культуры у младших школьников

    Критерии

    Показатели

    Ожидаемый результат

    Когнитивный

    компонент

    Ознакомление с социальными отношениями

    Выделяет субъекты социального мира

    Ознакомление с моральными

    качествами людей

    Словесно определяет основные социальные нормы

    Формирование представлений об эмоциях человека

    Умеет дифференцировать

    основные (базовые) эмоции

    Ознакомление с правилами

    общения в различных ситуациях взаимодействия людей

    (на прогулке, в гостях, по телефону и др.)

    Знает правила этикета

    Эмоционально-оценочный

    компонент

    Развитие чувства сопереживания, сочувствия


    Эмоционально выражает свои чувства по отношению

    к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и

    невербальных средств общения

    Развитие нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым

    Доброжелательно относится ко всем детям, уважительно относится ко взрослым

    Эмоциональное отношение к

    нравственным нормам


    Анализирует субъект-субъектные отношения социального мира, дает им эмоциональную оценку

    Поведенческий

    компонент





    Наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия

    Устанавливает с помощью

    педагога причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений

    Осуществляет выбор нормы правильного поведения в

    различных ситуациях

    взаимодействия


    В настоящее время проблема формирования нравственных идеалов у младшего школьника получила рассмотрение в рамках широкого спектра исследований по проблемам нравственного воспитания. В исследованиях получили научное рассмотрение такие вопросы, как значение разных видов деятельности младшего школьника в формировании основ нравственной культуры школьника.

    Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [5].

    Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это базовый принцип педагогики. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.

    Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности младшего школьника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-8 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

    Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек [16]. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков.

    Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

    По мнению Лихачёва Б.Т., необходимым условием для развития ребенка является наличие детского общества, где он формирует свои черты характера: коллективизм, товарищество, сдержанность, взаимопомощь, навыки общественного поведения [9].

    Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

    Воспитание нравственности осуществляется в тесной связи с образованием у детей навыков коллективизма, в связи, с чем полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжела-тельность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Учитель использует различные методы, которые помогают всесторонне разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их доброй улыбкой, постараться увлечь их интересной игрушкой. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Важное место в воспитании основ нравственности играет также семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку.

    Школьным учреждениям в области нравственного воспитания младших школьников необходимо решать следующие задачи:

    - воспитание нравственных и эстетических чувств;

    - формирование базисных основ личности;

    - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, стране;

    - к культурному наследию своего народа;

    - к природе своего края;

    - создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

    - обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

    1.2 Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников

    Главная цель литературного чтения - познакомить детей с наследием отечественной художественной литературы. Достижение данной цели подразумевает:

    - изучение и чтение выдающихся художественных произведений отечественной и мировой культуры;

    - формирование знаний о литературе как социокультурном феномене, занимающим специфическое место в жизни человечества;

    - формирование у детей умений и знаний, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовности к самостоятельным встречам с искусством слова;

    - развитие эмоциональной культуры личности, социальному отношению к искусству;

    - развитие специальных творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, эстетического чувства, нужных человеку во всех отраслях общественной и производственной жизни; образного мышления;

    - воспитание интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного литературного произведения, формировании моральных эстетических вкусов;

    - развитие навыков грамотного свободного владения литературной речью.

    Задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения ребёнка с окружающими научить его почитать каждого человека - взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.

    Детские психологи специально исследовали образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка - это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо» [6].

    Управление процессом обучения, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно. Важнейшую роль в нравственном развитии младших школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -9 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в младшем школьном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для детей достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания учителя.

    Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности [4].

    Подход к литературе в начальных классах как в виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться:

    - эстетическая природа художественного произведения;

    - авторское отношение к окружающему миру;

    - нравственные проблемы, волнующие писателя.

    Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:

    а) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

    б) развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

    в) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.

    Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы:

    - ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;

    - учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.

    В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

      1. Педагогические условия в формировании нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения

    Исходные понятия, которые первостепенно вводят детей в разъяснение закономерностей окружающего их мира, формируются в школьном курсе начального обучения. Они основываются на чувственном опыте младшего школьника и дают возможность переходу от понятия явления к его сущности.

    Применение нравственных эталонов, созданных в культуре на протяжении всего исторического развития, является главным средством нравственного воспитания. Нравственные идеалы концентрируются вокруг человека и формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы природной и социальной среды. К.Д. Ушинский отмечал, что нравственные понятия формируются успешно, если есть опора на наглядные представления, на понимание образца поведения или идеала, возникающего в сознании школьника.

    Младший школьный возраст является периодом, когда жизнь ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Необходимо наполнить жизнь ребенка добром и светом, лаской и духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, поэтому перед педагогом стоит цель: воспитать в ребенке добродетельность, возможность совершенствования мира и людей. В процессе работы  решаются следующие задачи:

    - учить детей жить в дружбе, быть отзывчивыми, справедливыми, добрыми;

    - знакомить детей с традициями, народным творчеством.

    Действенным средством знакомства младших школьников с разнообразием поступков их нравственной значимости является литературное чтение, в которой описываются определённые ситуации, близкие к действиям персонажей и последствиям этих действий. Обращаясь к анализу художественных произведений, содержащих ситуации, имеющие моральный смысл, можно выделить ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания детей нравственного смысла действий литературных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам.

    Одним из основных средств формирования нравственных идеалов у младших школьников является устное народное творчество [10]. Устное народное творчество есть словесное  творчество, не записывающее свои сочинения, а из уст передаваемое из поколения в поколение. Благодаря нему ребенок познаёт весь  окружающий мир, усваивает представления о красоте, нравах, культуре, знакомится с обычаями. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

    Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет.

    Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Именно в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

    По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

    Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике младшего школьного возраста. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в начальной школе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

    Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

    Малые жанры

    1) Колыбельные песни, их в народе зовут байками. 

    2) Потешки-песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». 

    3) Прибаутки. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. 

    Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

    4) Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка [2].

    Крупные жанры

    1)  БЫЛИНЫ. Наряду с песнями детям необходимо знакомиться с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

    2)  СКАЗКИ. Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. 

    Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

    Для формирования нравственных идеалову детей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны, несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.

    Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

    Использование в работе с детьми и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности. Значительное   внимание  уделяется русской народной сказке, которая  помогает детям  разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро от зла, получить информацию о моральных установках и культурных ценностях, развивает воображение, а также нравственные качества: трудолюбие, доброту, щедрость, правдивость. Сказка является незаменимым источником воспитания любви к Родине, к своей стране, потому что сказка – творение народа и традиций, она воздействует на душу ребенка.   

    Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

    Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование нравственных качеств у младших школьников. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни.

    Выводы по первой главе

    Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования культуры поведения. Данный возраст является ответственным периодом в нравственном становлении личности. Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

    Формирование нравственных идеалов у младших школьников мы связываем с использованием воспитательных возможностей уроков литературного чтения. Мы предполагаем, что процесс формирования нравственных идеаов у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии, если будет использован воспитательный потенциал фольклорной педагогики, а младшие школьники будут вовлечены в проектную деятельность совместно с родителями.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта