Главная страница
Навигация по странице:

  • Образ Моцарта в театре, кино и литературе.

  • Личность Моцарта в современном искусстве. Личность Моцарта в современном искусстве (театр, кино, литература)


    Скачать 24.01 Kb.
    НазваниеЛичность Моцарта в современном искусстве (театр, кино, литература)
    Дата31.12.2022
    Размер24.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛичность Моцарта в современном искусстве.docx
    ТипЛитература
    #870050

    Личность Моцарта в современном искусстве (театр, кино, литература)

    Моцарт является символом и гордостью Австрии. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена.

    Он родился 27 января 1756 года в семье скрипача и педагога Леопольда Моцарта. Отец оказал огромное влияние на становление сына как личности и музыканта. Всю жизнь их связывала нежнейшая привязанность, даже известна фраза Вольфганга: «После папы – только Господь». Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую дома звали Наннерль, никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирожденным педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим.

    С рождения Вольфганга окружала атмосфера творчества, музыкальных звуков и постоянной занятости. Отец занимался с Наннерль на клавесине и скрипке, 3-летний ребенок наблюдал за ними с ревностью и восторгом: ну, когда же папа позволит ему упражняться? Для него это все была игра – подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью.

    В 4 года Моцарт рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением – выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына.

    Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка.

    В первое путешествие Моцарты (отец, сын и дочь) отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре – 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно – ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал. Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям. И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ.

    Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться. Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, «такого же как все», а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора.

    В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году. Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.

    В то время Вена была музыкальной столицей Европы, жители ее были избалованы обилием музыкальных событий, туда стекались музыканты со всего света. Конкуренция среди композиторов была очень высокой. Но не соответствует действительности то противостояние между Моцартом и Антонио Сальери, которое мы можем увидеть в знаменитом фильме «Амадей» Милоша Формана, а еще ранее – у Пушкина. Напротив, они с большим уважением относились друг к другу.

    Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход. Он был независимый человек, превыше всего ставящий честь и достоинство человека. Не лез в карман за острым словом, и вообще напрямую говорил все, что думает. Такое отношение не могло оставить равнодушным никого, появлялись завистники, недоброжелатели.

    Небольшой творческий спад, наметившийся было в 1789-90 годах, в начале 91-го быстро сменился активной работой. В конце зимы он внес изменения в симфонию №40. Весной была написана и затем летом поставлена опера «Милосердие Тита» по заказу чешского двора на день коронации Леопольда II. В сентябре был завершен совместный проект с Эмануэлем Шиканедером, товарищем по масонской ложе – зингшпиль «Волшебная флейта». В июле этого года он получил заказ на заупокойную мессу от таинственного посланника…

    В начале осени Вольфганг начинает жаловаться на недомогания. Постепенно они усиливаются. Последнее выступление Моцарта датировано 18 ноября – на день открытия очередной ложи Тайного Общества. После этого он слег и уже не вставал. До сих пор ученые медики ведут споры о причинах болезни, диагнозе. Чаще всего версию об отравлении отвергают, но не исключают полностью. За прошедшие столетия подлинных документов больше не стало, наоборот, все меньше доверия вызывают многие утверждения Констанцы и других свидетелей.

    Лечил композитора лучший врач Вены на тот момент, многие его методы сейчас представляются как усугубившие состояние больного, но тогда они широко применялись в медицине. В ночь с 4 на 5 декабря он умирает…

    При жизни это был щеголеватый модник, ведущий несколько более свободный образ жизни, чем мог себе позволить. Сохранились многие записки, в которых он обращался к друзьям с просьбой занять денег – под очередной музыкальный проект. Но разумно распоряжаться деньгами он так и не научился. И когда встал вопрос о похоронах, оказалось, что денег у семьи на это нет.

    Образ Моцарта в театре, кино и литературе.

    Литературы о жизни великого композитора написано множество. Я приведу часть тех, что переведены на русский.

    • Бэлза И. Ф., «Моцарт и Сальери». Трагедия Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова. М., Музгиз, 1953.

    • Бэлза И. Ф., Моцарт (к двухсотлетию со дня рождения). М., 1956.

    • Берлянд-Черная Е. С., Моцарт. Жизнь и творчество. М., Музгиз, 1956.

    • Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки. М., Музгиз, 1940.

    • Моцарт Леопольд, Основательное скрыпичное училище г. Моцарта. СПБ, 1804.

    • Серов А. Н., Моцарт (из цикла «Галерея оперных компонистов»). М., Музгиз, 1953.

    • Серов А. Н., История и теория искусства. Моцартов Дон Жуан и его панегиристы.

    • Штейнпресс Б. С., Классическая музыка. Гайдн, Моцарт, Бетховен. М., 1935.

    Также Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы и драматургии:

    • 1830 — «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — А. С. Пушкин, драма

    • 1855 — «Моцарт на пути в Прагу» — Эдуард Мёрике, повесть

    • 1967 — «Возвышенное и земное» — Вейс, Дэвид, роман

    • 1970 — «Убийство Моцарта» — Вейс, Дэвид, роман

    • 1979 — «Амадей» — Питер Шеффер, пьеса.

    • 1991 — «Моцарт: социология одного гения» — Норберт Элиас, социологическое исследование о жизни и творчестве Моцарта в условиях современного ему общества. Оригинальное название: «Mozart. Zur Sociologie eines Genies»

    • 2002 — «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» — Э. Радзинский, историческое эссе.

    • Высоко оценённую книгу о композиторе написал Г. В. Чичерин

    • «Старый повар». — К. Г. Паустовский

    Музыку гениального композитора можно услышать везде. По биографии Моцарта, его творчестве сняты сотни художественных и документальных фильмов, телевизионных проектов и поставлена театральная пьеса. Наиболее значимыми кинофильмами считают:

    • «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (цикл коротких пьес);

    • «Амадей» (1979) пьеса Питера Шаффера, которая легла в основу сценария знаменитого фильма Милоша Формана

    • «Дон Жуан» - франко-итальянский фильм 1979 года режиссёра Джозефа Лоузи, экранизация одноимённой оперы В. А. Моцарта. Одна из наиболее успешных адаптаций опер на большом экране.

    • «Вольфганг А. Моцарт» (1991);

    • «Моцарт - его жизнь с музыкой»

    • «Моцарт и Сальери» (1967) «Моцарт и Сальери» — телепостановка одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова на сюжет «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

    Также снято множество телесериалов:

    • т/с «Моцарт в джунглях» - США (оригинальное название);

    • т/с «Avventura Romantica» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне (в роли молодого Моцарта);

    • т/с «Теперь я буду петь» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне;

    • т/с «La Fiamma» (2016), исполненная Лоренцо Зингоне;

    • т/с «Вольфганг Амадей Моцарт» (2002);

    Нельзя не упомянуть пьесы, которые были поставлены про жизнь композитора или на его произведения:

    • Пьеса Питера Шеффера “Амадей”, премьера которой состоялась в 1979 году в Великобритании

    • Мюзикл Дова Аттья и Альбера Коэна “Моцарт. Рок-опера”, которая посвящена жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Премьера состоялась в 2009 году во Франции.

    • В Мариинском театре поставлена опера “Моцарт и Сальери”, режиссером-постановщиком является Вячеслав Старобудцев.

    • В Московском театре на Таганке в 2013 году состоялась премьера спектакля Игоря Пеховича “Моцарт и Сальери”

    Мы видим, что личность Моцарта активно используется в искусстве: в театре, литературе и кино. Однажды познакомившись с этой Великой Судьбой, забыть о ней уже невозможно. Моцарт – это величайший дар Создателя человечеству.


    написать администратору сайта