Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра философии и гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия» Тема « Личность в системе социальных связей

  • Введение 2

  • 2.2. Ресоциализация, проблемы ресоциализации 18 Заключение 19

  • 1.2. Социализация личности, этапы социализации

  • Этапы социализации

  • 2.1. Социальные статусы и роли личности

  • 2.2. Ресоциализация, проблемы ресоциализации

  • Личность в системе социальных связей


    Скачать 42.05 Kb.
    НазваниеЛичность в системе социальных связей
    Дата19.12.2022
    Размер42.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat_filosofia.docx
    ТипРеферат
    #853757

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Ставропольский государственный медицинский университет»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Кафедра философии и гуманитарных дисциплин

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Философия»

    Тема

    «Личность в системе социальных связей»


    Выполнил обучающийся

    Специальность

    31.05.01 Лечебное дело

    2 курс 202 группа
    Проверил: Сергеева Т.Б.

    (ФИО)

    дата проверки _______________
    оценка_______________
    _______________

    (подпись)


    Ставрополь, 2021

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение 2

    Глава 1. Понятие личности и её социализация. 4

    1.1. Понятие и структура личности. Теории личности в социологии 5

    1.2. Социализация личности, этапы социализации 12

    Глава 2. Личность в системе социальных связей. 15

    2.1. Социальные статусы и роли личности 15

    2.2. Ресоциализация, проблемы ресоциализации 18

    Заключение 19

    Список литературы 20


    Введение


    Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой.

    Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

    В социологии принято разграничивать понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

    Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

    Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир.

    Глава 1. Понятие личности и её социализация.

    1.1. Понятие и структура личности. Теории личности в социологии


    Личность изучается рядом наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Социология опирается на размышления самых разных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности - личность как источник, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный ее носитель.

    В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. И только личность рассматривается в социологии как результат сложной и длительной биологической эволюции, субъект культурной эволюции. Биологическая эволюция длилась несоизмеримо дольше культурной - 2 миллиона лет. 40 тысяч лет назад у человека сформировались те фундаментальные признаки, которые отличают его от животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение оружием труда и многое другое. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел последние сорок тысяч лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений.

    На протяжении девятнадцатого века лучшие умы в области биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри «яйца» - подобно «микроскопической гомункуле», находящейся внутри человека. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек заносчивым хвастуном, преступником или благородным рыцарем. В первой половине двадцатого века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось, врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения. Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в девятнадцатом веке при помощи точных наук, так и не была решена.

    В двадцатом веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

    1) природное - существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

    2) биологическое - общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

    3) наследственное - существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное);

    4) социальное - приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

    Социальное в широком смысле разделяют на три составляющие:

    а) собственно социальное - совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

    б) специфически культурное - совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

    в) нравственное - высшее проявление социального и культурного начала в человеке, связанное с соблюдением норм как абсолютных требований.

    Социологические концепции личности достаточно ясно оформились во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Все они признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из различных социальных факторов. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. К.Маркс один из первых создал концепцию личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом и возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и т.д. Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях. Социальные условия сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь - от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и предпочтений стимулирует творческое, нестереотипное поведение.

    Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает у личности наличие самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность и многоплановость структуры личности обратил внимание З. Фрейд в начале ХХ столетия. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействия личности и общества, то З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные. В структуре личности З. Фрейд выделил три основных психических компонента - «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащие в сферах бессознательного и сознательного. Подсознание («Оно») включает биологические потребности: сексуальные желания, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т.д. «Оно» - зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не можем заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Бессознательное, согласно З. Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: «Буду делать только то, что мне нравится». Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должен делать.

    Сознание, или «Я» (Эго) - компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которые доставляют организму удовольствие, однако, все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных потребностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должен. Так в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постоянно формируется его «Я», которым управляет другой принцип - принцип реальности. Он вынуждает его во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но так же предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого современного орудия - логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации во многом результат деятельности «Я».

    «Сверх Я» Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» - среда обитания нравственных чувств. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время, как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, и культура разрушается. Нравственно существование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости - в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистская любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины и т.д., таким образом, сверхсознание - это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсознания создано энергией альтруистской любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно завершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Великие духовные лидеры знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самосознанием, совершая небольшие нравственные поступки, формируют свою личность и укрепляют стабильность общества.

    Кроме марксистской теории личности и фрейдистского понимания, среди основных западных социологических теорий личности можно назвать теорию «зеркального Я». Авторы этой теории - известные психолог и социолог Дж. Мид и Ч.Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Г. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное "Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует действительному положению вещей. Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.

    Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть человеческого отношения:

    1) созданная для человека человеком вещь;

    2) другой человек, который относится по-человечески к этой вещи, а через неё - к другому человеку;

    3) сам человек, находящийся в особом социальном отношении к самому себе, но не прямо, а опоследовательно через созданные человеком орудия общения.

    Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим. Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность - как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование. Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе личности, но не в её самосознании, в её представлениях о себе. Отношения к самому себе опоследованно отношением к другому с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства. Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как в зеркало в глаза другого человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку. Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например в фасоне пиджака или причёски, в манере, мимике, словах, то есть в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительно личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют ещё «всеобщим результатом».
    1.2. Социализация личности, этапы социализации

    Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

    Социализация представляет собой процесс обучения своему социальному месту (статусу). Именно в ходе социализации человек обретает вначале политическую (получение паспорта и права голосовать и быть избранным), затем экономическую (устройство на работу, которая способна его прокормить) и социальную (создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельность.

    Однако социализация это не только обретение самостоятельности, но и процесс формирования личности, осознания и осмысления своего «Я».

    Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, каким образом происходит превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит не сам по себе, а посредством чьей-то помощи и эти помощники называются агентами социализации.

    Процесс социализации проходит стадии, которые принято называть жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии те или иные агенты социализации выполняют ключевую роль и являются ответственными за выполнение основных задач социализации на данном этапе.

    Этапы социализации:

    1 этап – младенческие годы. Целью социализации в этот период является формирование базового доверия к миру, а также мотивации на привязанность к другим, выражающуюся в послушании, умении поддерживать длительные отношения и желании делать приятное другим. Ключевые агенты социализации – родители.

    2 этап – дошкольное детство. На этом этапе расширяются границы осваиваемого мира. Основной вид деятельности – игра. Формируется чувство активности, предприимчивости, самостоятельности, инициативности, осваиваются отношения между людьми. Основные агенты – родители, родственники, друзья семьи, дошкольные воспитательные учреждения.

    3 этап – младший школьный возраст. На этой стадии ребенок уже исчерпывает свои возможности развития в рамках семьи, поэтому на этом этапе не только увеличивается число агентов социализации, но и изменяется программа их действий. Один из основных агентов этой стадии – школа. Именно здесь ребенок не только усваивает определенную сумму предметных знаний (языка, математики, естествознания и т.д.), но и получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, правилами общения со старшими. Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и детский коллектив. Особое место в социализации современных школьников занимают средства массовой информации (телевидение, интернет).

    4 этап – юность. На этой стадии, с одной стороны, заново встают все критические моменты предыдущих стадий, завершается активный процесс формирования личности, а с другой – именно в этом возрасте человеку приходится постоянно делать ответственный выбор: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Именно в подростковом возрасте родители перестают играть первую скрипку в процессе социализации, а их место занимают друзья и сверстники. Также важная роль принадлежит вторичным социальным группам: различным организациям, учреждениям, вузам, средствам массовой информации, которые расширяют объем знаний о мире, обеспечивают профессиональную, гуманитарную, мировоззренческую подготовку.

    5 этап – зрелость (трудовая стадия). На этом этапе, кроме членов семьи, особую актуальность в деле социализации личности приобретает трудовой коллектив, который для многих становится вторым домом.

    6 этап – старость. На этапе старости интенсивность социализации значительно уменьшается и приобретает скорее форму адаптации к новым условиям. В этот период наиболее остро и осознанно встает проблема переосмысления своей жизни, осознания своего «Я», самореализации.










    Глава 2. Личность в системе социальных связей.

    2.1. Социальные статусы и роли личности


    Жизнь каждого человека сложна и разнообразна. Действия людей варьируются в зависимости от ситуации, а также от их некоторых индивидуальных личностных особенностей. Мы ведем себя в одной манере с близкими, друзьями, и совершенно в иной с незнакомыми или малознакомыми людьми. По-разному мы относимся к своим родителям и к детям. Наше общение с любимым человеком совершенно не похоже на общение с сослуживцами.

    Все эти различные виды поведения говорят о том, что любой человек занимает несколько позиций в обществе. Женщина может, например, быть женой, матерью, дочерью, учителем, коллегой, членом общественной организации и т.д. Каждая из этих социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности называется статусом.

    Социальный статус – определенная позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

    Любой человек занимает не одну, а несколько позиций, т.к. участвует в жизнедеятельности или является частью нескольких социальных групп и в каждой из этих групп он занимает определенную позицию. К примеру, молодой человек может быть сыном, братом, студентом, членом какой-либо партии, музыкантом, другом, православным, членом студенческого парламента и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать определенным статусным набором. Этот термин был введен в социологию известным американским социологом Р. Мертоном.

    Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

    В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный.

    Главным статусом – называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие, с которым они его отождествляют. Главным выступает статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения человека.

    Это может быть членство в каком-либо обществе, гражданство, и даже принадлежность к семье, если данная семья занимает важное место в социальной структуре общества (например, сын президента). Часто главный статус человека обусловлен его работой. Один из главных вопросов о незнакомом человеке «чем он занимается, чем зарабатывает на жизнь?» во многом характеризует его, многое о нем говорит.

    Различают также социальный и личный статусы.

    Социальный статус положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессия, национальность, пол, религия и т.п.)

    Личным статусом – называют положение индивида в малой группе, зависящим от того, как его воспринимают и оценивают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Личный статус имеет значение в структуре межличностных взаимоотношений, (но не социальных).

    Кроме этого, различают предписанные и достигаемые статусы.

    Предписанным статусом называют такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

    К предписанным относятся статусы, определяющиеся расовой, этнической, половой принадлежностью, социальным происхождением. Система родства обладает целым набором предписанных статусов.

    Существенно отличается от предписанного достигаемый статус.

    Достигаемымназываетсястатус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретает благодаря удаче или везению.

    Например, профессиональный статус: профессию водителя, инженера, юриста или любую другую профессию человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору.

    Достигаемый статус требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий.

    Перечисленные выше разновидности статусов не исчерпывают всю совокупность статусов, существующих в обществе. Предписанный, достигаемый, смешанный, социальный, личный относятся к разновидности основных статусов.

    Кроме них, существует ряд эпизодических, неосновных статусовтаковы статусы пешехода, покупателя, пациента, пассажира и т.д.

    Статусная роль – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая со статусом человека.

    Роль матери, например, состоит из всего того многообразия поведения, которое связано с правами и обязанностями матери. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

    Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

    Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В обществе ожидается, например, что родители заботятся о детях, работники выполняют работу, ради выполнения которой они наняты, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам и т. д.

    Итак, обобщим сказанное: статус – позиция индивида в группе или обществе. Каждый человек является членом целого ряда групп, занимает различные позиции в этих группах, а соответственно обладает целым рядом статусов.

    Именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений.

    2.2. Ресоциализация, проблемы ресоциализации


    Таковы основные жизненные циклы социализации личности. Когда человек переходит с одного этапа в другой (например, дошкольник меняет свой статус на статус школьника) ему приходится отказываться от некоторых своих прежних привычек, окружения, отказаться от прежнего образа жизни, многому либо переучиваться, либо заново учиться.

    Этот процесс освоения новых ролей, правил поведения, норм и ценностей взамен старых получил название ресоциализация.

    Ресоциализация может быть частичной, при переходе на новый жизненный этап (например, когда ребенок идет в школу, вчерашний студент вступает в трудовую жизнь, устраивается на работу) или более глубокой, например, когда человек эмигрирует в другую страну, меняет вероисповедание, иными словами, коренным образом меняет свою жизнь.


    Заключение

    В заключение хочется сказать, что социализация представляет собой «превращение» индивида в  личность. Наиболее важным в социализации личности является период раннего возраста человека, т.е. детство и ранняя молодость. Именно в этот период формируются  основные личностные качества.  

    Личность - это интегральная социальное качество, которое формируется в процессе включения индивида в систему общественных отношений, овладение материальными и духовными ценностями и предметами человеческой культуры, социальным опытом. Социализация личности охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Социализация происходит в течение всей жизни человека, хотя существуют точки зрения, что социализация заканчивается со вступлением человека в  трудовую стадию. Абсолютно точно провести границы стадий, я думаю, что нельзя, так как этот период наступает у каждого человека в свое время.    

    Список литературы


    1. Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии жизни живая личность? // Социс. - 2003. - №10. - С.25-37

    2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. – М.: ЛОГОС, 2000. – 256 – 259 с.

    3. А.И.Кравченко «Социалогия» ; М.;Изд.центр «Академия»; 2000.

    4. Шилобод М.И «Основы политологии»; М.; Гуманит. Изд. Центр Владос; 2001

    5. Волков Ю.Г., В.И. Добротеньков, В.Н. Нечипуренко, А.В.Попов «Социология» издание 3-е; М.; ГАРДАРИКИ 2005

    6. Ильин В.В. «Политология»;  М.: Гардарики: 2000

    7. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Наука, 1984.


    написать администратору сайта