Главная страница

иконопись от истоков православия и до наших дней.. Липецкий государственный технический университет Институт машиностроения


Скачать 2.52 Mb.
НазваниеЛипецкий государственный технический университет Институт машиностроения
Анкориконопись от истоков православия и до наших дней
Дата06.04.2022
Размер2.52 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файла111111 .doc.rtf
ТипДокументы
#449241

Липецкий государственный технический университет

«Институт машиностроения»

Кафедра дизайна и технологии художественной обработки материалов

ЗАДАНИЕ

По дисциплине «Технология обработки материалов»
Резная шкатулка.

Студент:

Вольнова А.Д. подпись, дата



Группа ТХ-16
Руководитель:
Ст.пр. Кукушкина В.А. подпись, дата

Липецк 2019

ВВЕДЕНИЕ


Древнее искусство резьбы по дереву, все уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту ,теплоту натурального дерева. Структура дерева зачаровывает взгляд.

Попав в руки настоящего мастера, дерево приобретало новую жизнь. Резьбой украшали жилище и корабли, мебель, посуду, орудия труда. Искусство обработки древесины- явление, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, казалось, обладали жизнью. Мастера обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе -от величественного храма до деревянной игрушки - создавать подлинные произведения искусства.

В программу трудового обучения, наряду с обработкой различных материалов, включены темы и по художественной обработке древесины. Занятия декоративно-прикладным искусством формирует вкус, дают нужные технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют практическую подготовку к профессиональной деятельности. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования

1.1 Характеристика основных пород древесины


Сосна-хвойная порода. Живет 400-600 лет и в зрелом возрасте (120-150 лет) достигает высоты 30-40 м. Ствол у нее прямой и ровный, его легко строгать и пилить. Древесина легкая - 520 кг/м3.

Дерево имеет ядровую часть ствола, которая по цвету не отличается от желтовато-белой широкой заболони. При сушке и хранении ядро темнеет и принимает красноватый оттенок. Ранняя древесина светлее ,чем поздняя.

Древесина мягкая и легко обрабатывается, не растрескивается при высыхании. Благодаря своему красивому цвету и четко выраженной текстуре она находит применение в производстве столярных изделий, в изготовлении художественных резных изделий .

Ельпо распространенности занимает второе место после сосны. Живет она до 300 лет и в зрелом возрасте (120-150 лет) иногда достигает высоты 50 м. Ствол ее круглый и прямой. Древесина легкая (450 кг/м3), мягкая, без ядровая, однородно-белая с чуть золотистым оттенком, в течение длительного времени сохраняет натуральный цвет. Поздняя древесина имеет вид узкой светло-бурой полосы, которая переходит в раннюю постепенно. Древесина имеет малую смолистость, стойкая к растрескиванию. Древесину ели труднее, чем древесину сосны, резать и шлифовать .

Ель-дерево исключительное по своим свойствам.. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели .

Верхние деки скрипок, виолончелей, гитар делают из резонансной ели, обеспечивающей инструментам красоту звучания. Она словно удерживает в себе звук. Требования к музыкальной древесине особые: она должна быть без сучка и задоринки в прямом и переносном смысле - не иметь сучков, завитков, крени и других пороков. Годичные слои должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными .

кг/м3)- , которое 600 лет и достигает 45 м. Это на 30% плотнее и , более к гнилостными . из лиственницы и два, и три столетия. Но из лиственницы редко, древесины нижних из лиственничных .

порода, у сравнительно (до 20 слоев). бурого . хорошо широких и прямолинейности в радиальном полосатой. , горизонтальное , поодиночке, . хорошо под . Из древесины для облицовки , мебельные .

древесины выше , а текстура ей выразительность. Из вырубали и посуду. В ковш ведра. в XVIII в. из поволжским .

В лиственница многие . долгое в , становится . Оттого и шла она на , молов и . на лиственничных поставить на Петербурга . Из древесины телеграфные , , шпалы, , наиболее конструкции и к , торцовые .

сырьем и дерева. получают из нее . Из коры прочные , извлекают и дубильные .

, или кедровая кг/м3), лет. Ствол его , диаметра 1,8 м и 40 м .

из ядровых самой и древесиной. отличается от заболони . Поздняя развитая и в постепенно. ходы в ней , чем у хвойных , сучков , с количеством , направленных . к гниению ,. режется во . Имеет поддается .

используют в и для изготовления . Население и во все времена для отделки . Из распиленных доски в два и , которые шли на , половиц и . Из смолистой делали , , шкафы и . содержание в фитонцидов насекомых, в том и . Донышко и туеска делать из , считая, что она бактерии. В кедровая шла на посуды: в посуде не и приобретает . Еще в Древнем из древесины для бондарной . На предприятиях из бочки для и зернистой , а других .

Береза распространенная лиственных. она, 150 лет, ствол 40 см и высоты -28 м.

свое за кору (в корень "" "светлый, ") .

мастера не внимания как материалу для изделий. А тем она полируется, , поддается , хорошо в состоянии. , белая, с или красным , твердости, , не растрескивается при . в объеме при у больше, чем у деревьев. Во загнивает. выражена, но при морении или . красное , , клен .

до 25 м, диаметром 35 см, серая, , глубоко-бороздчатая.

цвета с или красным . без ядровая из пород. различаются на довольно . мелкие и . лучи , но невооруженным : на срезе они как блестящие , а на тусклые и , окрашенные другой .

для создлания , досок, , с художественной . липы и режется, растрескиванию и . низкой не используют для , поэтому ее небольшими .

1.2 Разновидности


ящик для вещей. из дерева, , , поделочных и – кости и . Для красивого их покрывают , , инкрустируют и камнями, резьбой. показаны на 1.1 - 1.3.



.1.1. Шестигранная с резьбой.



.1.2. шкатулка с .



Рис.1.3. с резьбой.

В веков шкатулки из : глины, , , металла, , в время - из . они размерами, , по . Искусные шкатулки с , , инкрустировали их , металлами и . Самыми шкатулки из , этот обрабатывается. и из ценных - , бука, , , , самшита. же не ценной , мог скромную богатой .

1.3 резьба.


На Руси работники, делать из и украшать их . людей себе для украшения .

из таких геометрическая . В встречаются её : клинообразная, и др.

Это доступный по и (после ) вид по дереву. По геометрическая в определенной выемки, различаться по , , по геометрии , под производится . могут и в граней . Наиболее - и трехгранные . развитие трехгранная , во многих так и - трехгранно-выемчатая . ее в том, что она позволяет количество . Менее четырехгранные , и прямоугольные, но их большего , техника не от предыдущих.

Всё геометрической состоит из элементов: и , которые в любой . , самый узор на составляющие его , и они или сколышками, или .

Из треугольников и , в производные ( , цепочки, и т. п.), создавать сочных, композиций на изделиях (.1.4 а и б).

). Декоративная из треугольников и .





). Основные в резьбе.

резьбы. выемок - с углублениями в .

1. при помощи и будущий .

2. положение на по отношению к , чтобы реза.

3. с вертикальных по линиям, треугольников из к вершинам.

4. грани по слоя . грани за или несколько , грань в , нож - при этом под .



Рис.1.4.2. выемчатой

1.4 для изготовления


Для шкатулки следующие : круглопильный , , ножовка для , бумага, .

На 1.5 приведен (устаревшее : циркулярная ), для продольной и , а также под , древесины и . Режущим в станке пила. На она 1.5 стрелкой.



.1.5. станок

при изготовлении стусло. приспособление в для резки ( любого пиломатериала) под , как , составляющим 45°. из , иногда из или сплавов (. 1.6).



.1.6 Стусло

по -столярный , ручной для древесины, на 1.7.



Рис.1.7. по

Наждачная () - гибкий , состоящий из или основы с на неё абразивного ( ). Предназначен для и обработки материалов зернистости (.1.8).



.1.8. Наждачная

инструментом при шкатулки -ручной для строгания. для придания деталей , прямолинейности, , , уменьшения , а также для в протяжённых формы ( в дни рис.1.9).



.1.9.

1.5 Инструменты для по


Инструменты - технологического и в том такого как по дереву.

по требует в большого и материала. резаки, , и многие необходимые для .

-режущий , для вырезания из древесины. называют их . Они бывают и размеров. У есть резак. Им он и и самую (рис.1.10).



.1.10.

На рисунке 1.11 , которые «косяки». для вырезания в дереве. Его под углом в 35 - 40 . В от конкретного его полотно от 4 до 50 мм, а заточки до . В зависимости от стороны или с ) как однофасковые и .



.1.11. Косяки

в столярном стамеска (.1.12). Она из рукоятки, к хвостовик с частью. одностороннюю и снимать древесины, в пазы, , . Они бывают и .

Прямые для выборки в древесине. 5-30 мм (.1.12).



.1.12. Прямые

стамески для выемок. по размерам. , у каждой есть и загиба.

больше , то стамеска , если - то церазиком, меньше - и, равна - . предназначение – объемная, . Применяются они и в (рис.1.13).



.1.13. стамеска

2. конструкции и шкатулки

2.1 шкатулки


Для необходимо её , сформулировать к .

Шкатулка из для хранения . Предназначение разным. В держать , бумаги, , , амулеты и , а так же швейные и .

Таблица 2.2.





Размеры ( мм )

1







2

Торец




3

часть




4




1-20-19

5









2.2 Выбор для


Основным для шкатулки дерево, , , стекло и ( ). Древесина - в интерьер, и долговечна, для шкатулки древесный .

Для , чтобы взяли из липы, ( как это порода, поддается , при имеет и запах) 15 мм и 50 см, однородного . Для , чтобы равномерной, ее .

Шкатулка из и крышки. разделали на частей с пилы. Для дощечку 160 , и шириной 120 мм, для - четыре , две из имеют 160 мм, 60 мм, другие две - 10мм, и 120 мм. края рубанком.

узора к резьбе по резьбы.

По сформировали . Выбрали соединение. с внутренней отпилили под 45 . Места титановым и . Вниз подогнанное и по краям дно из фанеры. Для склеенные схватились, на груз и со сторон. Так как дно не с краями , груз для , и также со сторон для .

Конечным штрихом является обклеивание внутренних сторон шкатулки бархатом. Ее приклеили с помощью титанового клея. Выступающие края бархата аккуратно срезали ножницами.

Табл.2.3.

Технологическая карта на изготовление боковых стенок шкатулки



Наименование

Графическое изображение

Материалы, инструменты, приспособления.

1.

Заготовка деталей и древесины (липа)




Рубанок, ножовка

2.

Разметка нужной длины




Линейка, карандаш

3.

Отрезание углов под 45о




Стусло

Табл.2.4.

Технологическая карта на изготовление крышки шкатулки



Наименование

Графическое изображение

Материалы, инструменты, приспособления.

1.

Заготовка деталей и древесины (липа)




Рубанок, ножовка

2.

Разметка нужной длины, ширины и высоты крышки




Линейка, карандаш

3.

Выпиливание крышки по размерам




Ножовка

4.

Нанесение узора на крышку




Линейка, карандаш, циркуль

5.

Вырезание узора




Нож косяк, резак

6.

Вырезание реек для рамки крышки




Циркулярная пила

7.

Разметка размеров на рейках




Линейка, карандаш

8.

Отпиливание углов реек под 45о




Стусло

Табл.2.5.

Технологическая карта на изготовление донышки шкатулки



Наименование

Графическое изображение

Материалы, инструменты, приспособления.

1.

Заготовка деталей из фанеры




Рубанок, ножовка

2.

Разметка нужных размеров донышка




Линейка, карандаш

3.

Выпиливание донышка по размерам




Ножовка

4.

Вырезание реек для ножек шкатулки




Циркулярная пила

5.

Разметка размеров на рейках




Линейка, карандаш

6.

Отпиливание ножек шкатулки




Стусло

Табл.2.6.

Технологическая карта на сборочные операции



Наименование

Графическое изображение

Материалы, инструменты, приспособления.

1.

Приклеивание рамки на крышку




Клей (титановый)

2.

Склеивание боковых сторон шкатулки




Клей (титановый)

3.

Приклеивание ножек на донышко




Клей (титановый)

4.

Соединение корпуса с донышком




Клей (титановый), тяжелый груз

5.

Соединение крышки вместе с шкатулкой




Петелька, молоток, гвоздики



Заключение


В процессе выполнения курсовой работы по изготовлению шкатулки с резьбой, была изучена история развития геометрической резьбы. Также были изучены техника безопасности при выполнении столярных работ и резьбы; была изучена техника выполнения геометрической резьбы, техника изготовления шкатулки; разработаны требования к конструкции шкатулки, так же разработаны технологическая документация, на основе которых и была изготовлена деревянная шкатулка с резьбой.

Приложение.











Список использованной литературы


1.Яковлев, И.И., Орлова, Ю.Д. Резьба по дереву. М.: Искусство, 1991г. -140с.

2. Харламов Г.М., Головин М.И. Древесина и ее особенности. -- М.: Просвет, 2003. -- 419 с.

3. Жирков А.В., Бикузина Т.Ф. Все о древесине от А до Я. -- М.: Дрофа, 2007. -- 345 с.

4. Славин В.Л., Гузеев Л.А. Изделия из древесины: Первые шаги. -- М.: Просвет, 2010. -- 351 с.

5. Никандров О.Р., Перевозчиков С.С. Инструменты для обработки дерева. -- М.: Книжный мир, 1994. -- 307 с.

6. Большова Л.Э., Петраков Н.Т. Шкатулки своими руками. -- М.: Мир книг, 2003. -- 468 с.

7. Хаматов Б.И., Рогозин С.А. Резьба как высшее искусство. -- М.: Просвещение, 1999. -- 332с.

8. Логунов Н.Д., Дашко И.Р. Все своими руками. -- М.: Дрофа, 2001. -- 395 с.

9. Александров А.М. Культура и искусство Древней Руси. -- М.: ПрофОбрИздат: ИРПО, 2001. -- 326 с.

10. Чупахин В.М., Бабенский П.И. 22 урока геометрической резьбы по дереву. Учебно - практическое пособие. -- М, 2004. -- 232 с.\

11. Хворостов А.С. Чеканка. Инструкция. Резьба по дереву. -- Л., 1985. -- 231 с.

12. Лявданская О.А., Любчич В.А., Бастаева Г.Т. Основы деревообработки. --М.: Сов. Россия, 2009. -- 357 с.;

13. Матвеев Е.И, Сорокина М.М. Дерево. Изделия своими руками. -- М.: Книжный мир, 2005. -- 312 с.

14. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. -- Москва: Дрофа, 1995. -- 205 с.


написать администратору сайта