Печорин и Онегин. Роль лишних лдюдей в русской литературе. Печорин и Онегин. Роль (лишних людей) в русской литературе. Лишние люди в литературе персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно ввел этот термин, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям Александр Сергеевич Пушкин
Скачать 8.74 Kb.
|
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно ввел этот термин, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Но утверждение, что они внесли огромный вклад в развитие литературы оспорить невозможно. Рассмотрим «Лишних людей» на примере пушкинского Онегина и Печорина Лермонтова. Идеи романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» общие - изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции, которая была не удовлетворена жизнью, но отстранялась от общественной деятельности и бесцельно растрачивала свои силы, а ее представители превращались в «лишних людей». Евгения Онегина и Григория Печорина можно назвать братьями, разве что один типичный представитель дворянина 20-х годов 19 века, а второй – 30-х годов. Оба являются представителями дворянской интеллигенции, получили хорошее светское образование. Печорин и Онегин умели прекрасно танцевать и в делах сердечных преуспели. В целом, они были всесторонне развиты и могли поддержать неуглубленный разговор на любую тему. Еще одно большое сходство это испорченность светом. С раннего возраста посещали балы и театры, имели достаточное количество средств для всевозможных развлечений. У них была возможность реализовывать свои желания, что воспринималось ими, как должное. Они не встречали на своем пути непреодолимые трудности, что впоследствии воспитало в них неумение отступать от своих желаний. Оба дорожили свое свободой (Онегин отказывается от Татьяны, Печорин не желает жениться на Вере) и считали лучше жизнь отдать, честь поставить на карту, но свободу - ни за что. Также они боялись осуждения светом, поэтому «подгоняли» свои чувства под рамки. Избалованные светом они начали скучать, им некуда было реализовывать свою жизненную силу и энергию. Вот тут то и идет расхождение в образах. Печорин активно пытался найти смысл жизни и разбавить скуку путешествиями, новыми знакомствами, игрой со смертью. Онегин же не предпринимает попыток изменить устойчивый уклад жизни, и лишь раз, по случайному стечению обстоятельств, ему предоставляется возможность ее поменять. После проведения удачной реформы в деревне он теряет интерес и снова занимается прожиганием жизни впустую. Евгений, как и Григорий, играют на чувствах других людей. Они развлекают себя играми с чужими жизнями (Ленский и Грушницкий, Азамат) в целях самоутверждения в обществе и от скуки; чужими чувствами (Ольга и Мэри), для возвышения в глазах призираемых людей; причиняют боль окружающим (Татьяна, Ленский и Вера, Бэла с Максим Максимычем). Они похожи и в любовной линии. Сначала, не принимая свои чувства, они разбивают сердце дамам, через некоторое время, возвращаясь назад, они влюбляются, но теперь уже отвергают их из-за нравственных принципов. Благодаря введению в литературу нового типа героя авторы раскрывают образ передовой молодежи, образованность которых «выше на голову других». Молодые люди, которые не согласны с властью, но для изменений этой власти ничего толком не делают, так скажем пассивные агрессоры. Люди, которым чуждо общество их времени и они не могут реализовать себя в жизни. Интеллигенция, которая полна энтузиазма, но не находящая русло выплеснуть его. Им все скучно и на настоящие долгие чувства они не способны, как не способны и на продолжительное занятие одним делом. Люди, которым нужна постоянная борьба и азарт. Но, несомненно, огромную роль они играют в литературе не только поэтому. Они также обогащают литературу новыми персонажами, что способствует разнообразию этой самой литературы и разнообразию сюжета. Читатели, благодаря нововведениям могут узнавать себя в героях произведений, что создает интерес к чтению и росту числа читающих людей. |