литература 07.11.2022. Литература 07. 11. 2022. Тема. Новый тип героя времени в романе Накануне, широта интересов и осознанность Повести "Первая любовь", "Гамлет Щигровского уезда", "Вешние воды", статья "Гамлет и Дон Кихот" в контексте творчества писателя
Скачать 18.8 Kb.
|
ЛИТЕРАТУРА 07.11.2022. ТЕМА. Новый тип «героя времени» в романе «Накануне», широта интересов и осознанность Повести "Первая любовь", "Гамлет Щигровского уезда", "Вешние воды", статья "Гамлет и Дон Кихот" в контексте творчества писателя. Запишите дату, тему урока. Посмотрите видеообзор романа И.С.Тургенева «Накануне» https://yandex.ru/video/preview/9559458349569961803 Проработайте материал. Запишите. Свой третий роман - "Накануне" Тургенев начал писать в июне 1859 года, когда обстановка в России, с каждым днем все более и более обостряясь, казалось, накалилась уже до предела. Запишите в тетрадь героев произведения "Накануне", мотивы и подтексты. Как говорил сам писатель, этот роман был назван им так по времени его появления в 1860 году - накануне освобождения крестьян. В России начиналась новая эпоха, и главные герои романа - болгарин Инсаров и русская девушка Елена - были задуманы писателем как провозвестники новой жизни, как провозвестники "того, что пришло позже". А их участие в национально-освободительной борьбе болгарского народа как бы предвосхищало предстоящую решительную борьбу за раскрепощение народа русского. В новом романе Тургенев ставит самые важнейшие вопросы эпохи - он делает в нем первую попытку дать ответы на вопросы: кто он - этот новый герой, каким должен быть, чтобы совершить все то, что требовала от него Родина? Имя русского прозаика Ивана Сергеевича Тургенева в сознании русского читателя связано не только с «тургеневской девушкой», но и с «дворянским гнездом». Именно эта метафора после появления в печати романа с таким названием стала синонимом всех усадеб русских помещиков. Кроме того, герои романов Тургенева пополнили ряд «лишних» людей в литературе. После Рудина и Лаврецкого Тургенев задался вопросом: «Из каких слоев появятся «новые люди»? Писателю недоставало такого героя, который будет энергичны, деятельным, готовым к упорной борьбе. «Грозовые» 60-е годы XIX века требовали именно таких — они должны были сменить героев рудинского типа, не сумевших перейти от слов к делу. В это время сосед Тургенева, отправляясь в Крым, отдал писателю рукопись автобиографической повести, одним из героев которой был молодой революционер из Болгарии. Так прототипом главного героя романа «Накануне» стал Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов. В 1848 году с группой молодых болгар он приехал поступать в Московский университет на историко-филологический факультет. Война Турции с Россией, начавшаяся в 1853 году, пробудила революционные настроения у балканских славян, которые давно боролись за избавление от турецкого ига. Вместе с русской женой Ларисой Николай Катранов отправился на родину, но вспышка туберкулеза вынудила их уехать на лечение в Венецию, где он простудился и умер. До самого 1859 года рукопись лежала без дела, хотя, прочитав ее, Тургенев и сказал: «Вот герой, которого я искал! Среди русских такого еще не было!» Отчего же писатель обратился к рукописи в 1859 году, когда и в России герои подобного типа уже стали появляться? Почему же образцом для русских сознательно-героических натур Тургенев делает болгарина Дмитрия Инсарова? По словам одного из героев романа «Накануне», Инсаров — «железный человек», обладающий замечательными качествами: силой воли, настойчивостью, решительностью, самообладанием. Все это характеризует Инсарова как практического деятеля в противовес натурам созерцательным, подобным другим героям романа: философу Берсеневу и скульптору Шубину. Главная героиня романа, двадцатилетняя девушка Елена Стахова, не может сделать выбор: ее избранником может стать молодой ученый Алексей Берсенев, начинающий скульптор, дальний родственник матери, Павел Шубин, успешно начинающий карьеру на государственной службе чиновник Егор Курнатовский, а еще человек гражданского долга, болгарский революционер Дмитрий Инсаров. При этом социально-бытовой сюжет приобретает символический подтекст: Елена Стахова как бы олицетворяет собой молодую Россию, находящуюся «накануне» предстоящих перемен. Автор решает таким образом важнейший вопрос: кто сейчас больше всего нужен России? Ученые или люди искусства, государственные деятели или героические натуры, посвятившие жизнь служению великой патриотической цели? Своим выбором Елена дает определенный ответ на вопрос, важнейший для России 60-х годов. Русский критик Н. Добролюбов в своей статье «Когда же придет настоящий день?», посвященной роману «Накануне», справедливо отметил, что в Елене Стаховой проявилась смутная тоска по чему-то и эта почти бессознательная потребность новой жизни, новых людей, охватывает теперь все русское общество. Что же отличает Инсарова от русских людей, что делает его принципиально «новым» героем? В первую очередь, цельность его натуры, отсутствие противоречий между красивыми словами и реальным делом. Если Шубин на деньги, выданные ему тетушкой на обучение в Италии, отправился к хохлам «есть галушки», если Берсенев, готовя себя к научному поприщу, вместо поэзии говорит с девушкой о Шеллинге и философии, то Инсаров занят не собой, все его устремления сводятся к одной цели — освобождению своей родины, Болгарии. Вместе с социальным сюжетом появляется философский подтекст. Роман начинается со спора Шубина и Берсенева о понимании счастья и долга. Молодые люди сходятся в одном: каждый желает себе личного счастья, по-настоящему человек счастлив, когда соединяются понятия «родина», «справедливость» и «любовь», но не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва». Елене и Дмитрию кажется, что их любовь объединяет личное и общественное, что она одухотворена высшей целью. Однако на протяжении действия романа героев не покидает ощущение непростительности своего счастья, они не могут избавиться от чувства вины перед родными, от страха грядущей расплаты за свою любовь. Отчего возникает такое ощущение? Елена не может разрешить для себя роковой вопрос: возможно ли совместить великое дело с горем собственной матери, оставшейся в одиночестве после отъезда единственной дочери? Она не может найти ответ на этот вопрос, тем более что любовь к Инсарову ведет и к разрыву с родиной — с Россией. А Инсаров мучается вопросом: может, его болезнь послана ему в наказание? Так общее дело и любовь становятся несовместимы. И Инсаров, будучи изначально цельной личностью, испытывает мучительное раздвоение, источником которого становится любовь к русской девушке Елене. Именно поэтому так трагичен исход романа. По Тургеневу, человек испытывает драматизм не только во внутреннем своем состоянии, но в отношениях с окружающим миром, с природой. Природа при этом абсолютно не считается с неповторимостью каждого человека: с равнодушным спокойствием забирает она и простого смертного, и выдающегося героя современности — перед нею, матерью-природой, все равны. Этот мотив универсального жизненного трагизма вплетается в ткань романа внезапной смертью Инсарова и исчезновением Елены на этой земле. Мысль о трагизме существования человека в мире оттеняет чувство любви Елены к Инсарову, отчего роман Тургенева приобретает черты произведения о вечных исканиях человека, о постоянном стремлении человека к социальному совершенству, о его вековом вызове «равнодушной природе». Однако реальность внесла свои коррективы. Николай Добролюбов в статье о «настоящем дне» противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе, которую описал Тургенев в своем романе. У критика наши отечественные Инсаровы должны были бороться с «внутренними турками», то есть и с консерваторами, и с представителями либеральных партий. Статья шла вразрез со всеми убеждениями Тургенева. Хотя он попросил Некрасова, главного редактора журнала «Современник», не печатать эту статью, она была все-таки опубликована. Тогда Тургенев покинул редакцию «Современника» навсегда. Проработайте материал, составьте краткий конспект Анализ повести «Первая любовь» (И.С. Тургенев) Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь» — это повествование о детской влюблённости, которая влечет за собой серьёзные последствия, отражающиеся на становлении личности. Первая любовь – одновременно самое прекрасное и самое ужасное чувство, которое испытывает каждый человек. Оно не только греет, но и прожигает сердце. История создания «Первая любовь» была написана в 1860 году, в городе на Неве – Санкт-Петербурге. И вот, с января по март он работал над повестью, сюжет для которой ему даже не пришлось долго придумывать. В этом же году она была опубликована. Интересным является то, что эта повесть автобиографическая, то есть Тургенев писал о своём собственном опыте, и у каждого героя, соответственно, был прототип. Сам писатель говоря о произведении, упоминал, что многие осуждали его за правду, но ему было всё равно – ничего стыдного он в этом не видел и скрывать ему было нечего. Жанр, направление По поводу жанра этого произведения критики очень часто сомневаются, мол, что же это – рассказ или повесть? Да что уж там, многие читатели считают, что рассказ и повесть – это в принципе одно и то же, но разница всё же есть. Рассказ – это небольшое по объёму прозаическое произведение. Чаще всего в рассказе присутствует только одна сюжетная линия – повествование о жизни главного героя, кстати, действующих лиц в рассказе очень мало. В нем всё сводится к проблеме именно главного героя. Что касается повести, то это нечто среднее между рассказом и романом. В повести уже встречается более интересный и разнообразный сюжет, больше персонажей. Именно поэтому «Первая любовь» — это повесть. Во-первых, мы видим не одного главного героя, а нескольких. Во-вторых, в центре внимания не один эпизод, о котором идёт речь на протяжении всего повествования, а ряд событий, вытекающих друг из друга и имеющих особое значение. Суть Повесть, как ни странно, о первой любви, об этом трепетном незнакомом чувстве. Если говорить обобщённо, углубившись в подробности чуть позже, в дальнейшем, то эта повесть о первой, но трагичной любви. Изначально сюжет кажется таким банальным и незатейливым. Главный герой, молодой парень Володя влюбляется в соседскую девушку. Он волнуется и смущается в её присутствии, а она лишь посмеивается над ним. Но появляется третье лицо – отец Володи, который занял желанное место Владимира – стал возлюбленным этой девушки Зинаиды. Главные герои и их характеристика Владимир – один из главных героев повести «Первая любовь», именно от его лица ведётся повествование. Это ещё совсем юный дворянин, которому 16 лет. Он находится под опекой родителей и видит, что между ними нет тёплых любовных чувств. Возможно, именно поэтому он наивно мечтает о любви и гармонии в семье, стремится стать самостоятельным, еще по-детски идеализирует все чувства. Но ему пришлось столкнуться с жестокой реальностью, в которой любимая девушка не будет обращать на него внимание. Он будет постоянно у её ног, не получая взаимности. Позже Владимир получает удар в виде предательства отца: как по отношению к нему, так и по отношению к его матери, так как именно отец стал возлюбленным девушки. В конечном итоге все мечты Володи разбились, он морально постарел, и скорее всего ему будет сложно довериться кому-то в дальнейшем. Зинаида – та самая девушка, которая, сама того не зная, стала виновницей трагедии. Это молодая, красивая, жизнерадостная и легкомысленная обедневшая княжна, которой 21 год. Она постоянно веселилась, каждый день для неё был словно праздник, ей нравилось собирать вокруг себя много мужчин, которые были от неё без ума и были готовы ради Зинаиды на всё, но это было для неё лишь очередным развлечением, которое она не воспринимала всерьёз. Но в её жизни появился отец Володи, ради которого теперь она была готова на всё. Но пожилой господин использовал неопытную девушку в качестве игрушки. В итоге, чтобы как-то отмыться от позора, она вышла замуж за нелюбимого человека и умерла в процессе родов. Так и закончилась её жизнь, растоптанная любовью. Пётр Васильевич – отец Владимира. Его жизнь нельзя назвать счастливой, потому что он женился на нелюбимой женщине по расчёту и воспитывал нежеланного сына. Поэтому он очень холодно и равнодушно относился и к жене, и к сыну, их вообще будто не существовало в его жизни. Но появление молодой и красивой соседки хотя бы ненадолго что-то зажгло в его сердце, и он снова начал испытывать хоть какие-то эмоции. Зинаида сильно полюбила его, но Пётр Васильевич не мог испортить свою репутацию, да и вообще уходить от жены ему невыгодно, поэтому он оставил Зинаиду. Темы и проблемы Основная тема повести – конечно же, любовь. Она бывает разная, и в этой повести читатель не увидит той самой прекрасной любви – взаимной, трепетной, волнительной. Нет, здесь мы видим любовь как болезнь, как недуг, который медленно уничтожает героев. Это и привязанность матери Володи к его отцу – её мужу, такая бесполезная, совершенно невзаимная любовь. Эта женщина страдает, унижается, боится, но всё же любит. Так же и жертвенная страсть Владимира к Зинаиде. Самое печальное, что это его первый опыт, первое чувство, которое сильно его травмировало. Он готов быть кем угодно, чем угодно, лишь бы просто находиться рядом с ней. А Зинаида в свою очередь готова точно так же жертвовать всем ради Петра Васильевича. Кажется, что только Пётр Васильевич не способен на хоть какие-то чувства, он холоден и безразличен, он нравился женщинам и осознавал это, поэтому связь с Зинаидой была ничем иным, как желанием потешить самолюбие, поэтому единственная эмоция, которая живёт в его сердце – это любовь к самому себе. Тема любви вытекает из не менее важной для повести темы – семьи. Всё идёт из семьи – мировоззрение, восприятие, воспитание, именно благодаря семье и поведению её членов формируется личность человека с самого раннего детства. Перед глазами Володи всегда была картина абсолютно неидеальной семьи – отсутствие любви между родителями, холодное и надменное отношение отца, постоянные упрёки. По сути, у Володи не было тихой домашней гавани, которую хотят иметь абсолютно все. Именно отношение отца повлияло на то, что он мечтал о чистой любви, а потом вымаливал её у Зинаиды. Он не знал, каково это, когда тебя любят. Основная проблема в повести «Первая любовь» — эгоизм. Отец главного героя разрушил не только свою семью, но и жизнь ни в чем не повинной девушки. Этот человек воспользовался ее неопытностью и юностью, а потом растоптал ее чувства. Весьма показательной является сцена, когда мужчина ударил Зинаиду хлыстом, а она поцеловала место удара. Герой прекрасно знал, что губит свою жертву, но не хотел останавливаться. Для него существовали лишь его желания. Другая проблема — неопытность юных сердец. Все люди неизбежно сталкиваются с испытаниями, но для кого-то они фатальны. Ошибка погубила Зинаиду, которая могла бы стать счастливой женой и матерью. А для Володи первая любовь стала началом разочарований: в семье, в себе и в любимой женщине. Основная идея В чём же смысл повести Тургенева? Да в том, что любовь, несмотря ни на что, — прекрасна! Это всепоглощающее чувство, будто ураган, сносит всё на своём пути, влюблённый не видит никого и ничего вокруг себя, он видит только объект своих чувств. Она даёт человеку стимул жить, меняться в лучшую сторону, радоваться. Первая любовь не всегда так прекрасна, как кажется, это подтверждает хотя бы сюжет данной повести, но это сильное чувство, пусть даже трагичное, герой проносит через всю свою жизнь. Это чувство запомнил и Володя, и писатель, и каждый из нас. Спустя столько лет человек сможет в мельчайших подробностях рассказать о событиях тех дней, дней, когда он был влюблён. И разве это не прекрасно? Просто помнить о том, что ты — живой человек, ты можешь чувствовать, помнить все свои ощущения в моменты первой встречи и улыбаться своим же воспоминаниям. Даже самая трагичная любовь может стать чем-то хорошим для человека. В первую очередь, это жизненный опыт, который необходим каждому. Анализируя всё произошедшее, свои действия и действия других, мы становимся лучше. Всё, что происходит – не зря, самое главное – это помнить об этом. Это и есть главная мысль книги. Психологизм Психологизм – это изображение в литературном произведении внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний и эмоций. Известно, что Тургенев часто использует этот прием в своих произведениях, а также по отношению к его творчеству используется такое понятие, как «скрытый психологизм». Почему скрытый? Потому что писатель никогда не пишет о переживаниях героя открыто, он предпочитает описывать это завуалировано, давая читателю возможность угадать состояние героя, опираясь на упомянутые внешние факторы. При описании внутреннего состояния героев Тургенев обращается к пейзажу, именно через него он передаёт все переживания персонажа. Например, в седьмой главе мы видим описание грозы. Гроза сопровождается молниями, яркими вспышками, которые заставляли Володю вздрагивать. Точно такие же ощущения он испытывал, когда понял, что влюбился. Но гроза – это всегда опасно и страшно, поэтому Володя тоже был испуган. Вот пример психологизма из текста повести «Первая любовь»: Я лег, но даже глаз не закрыл. Скоро я заметил, то ко мне в комнату беспрестанно западали какие-то слабые отсветы. Я приподнялся и глянул в окно. Переплет его четко отделялся от таинственно и смутно белевших стекол. «Гроза», — подумал я, — и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновение; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную мйссу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел — и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня… И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину… но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя, над моею душой. Критика Отзывы современников о повести «Первая любовь» достаточно противоречивые. В первую очередь, многих возмутило то, с какой честностью Тургенев сообщает об автобиографичности повести, многим такое откровение показалось недопустимым. Также многие рецензенты считают, что все герои в повести – очень плохие, а повесть в целом безнравственна и в ней нет ничего поучительного. «Последняя повесть не возбуждает в вас никаких высших вопросов; там нет благородных типов, вызывающих на симпатию. Интерес сосредоточивается главным образом на чувстве эстетической любви; герой повести (т. е. отец) лицо несимпатичное, хотя он и драпируется перед нами в каком-то испанском плаще и прикидывается человеком с железною волею; но, увы, этот господин с железною волею женился по расчету, и сквозь его изящные, аристократические манеры, соединенные с необыкновенным самообладанием, читатель ясно видит холодную эгоистическую натуру, которая служит только идее комфорта и собственного наслаждения <…> Героиня в этой повести не более как кокетливая, в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность. Следовательно, идеалов для нашей жизни тут нет.» (Отзыв в газете «Московские ведомости», 1860 г., № 101, 7 мая) Сколько людей, столько и мнений, и если одна половина критиков заявляет о безнравственности произведения, то другие читатели пребывают в восторге. «Что касается Вашей „Первой любви“, то я ее понял особенно хорошо потому, что это история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… все они должны быть признательны Вам за этот маленький рассказ, который так много говорит об их юности. Какая поразительная девушка Зиночка! Одно из Ваших качеств — это умение изобретать женщин. Они идеальны и реальны. Они обладают притягательной силой и окружены ореолом. Но над всем этим произведением и даже над всем томом господствуют две строки: „Я не испытывал никакого дурного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще вырос в моих глазах“. Это мне представляется ужасающей глубиной. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня здесь возвышенное.» (письмо Г. Флобера И. С. Тургеневу, конец марта 1863 г.) Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей. Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака. Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника. Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность. Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни. Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения. Домашнее задание Прочитать материал учебника стр. 71-76. Ответить на вопросы стр.76. ( вопрос 2 –письменно) |