Главная страница

1 и 2 практическое задание. Литература 1 курс Уникальность Славянского мира


Скачать 1.45 Mb.
НазваниеЛитература 1 курс Уникальность Славянского мира
Дата10.10.2022
Размер1.45 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 и 2 практическое задание.docx
ТипЛитература
#725930

Работу выполнила Михайлова Юлия
Факультет Русской Филологии и Иностранных языков
ПО Русский и Литература 1 курс


«Уникальность Славянского мира»

Поляне

  1. Название Поляне происходит от слова “поле” - безлесное пространство.

  2. По данным археологии, территория полян ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня;

  3. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху»

  4. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже после установления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина

  5. Соседями полян на юге были русь, тиверцы и уличи, на севере – древляне и на западе – хорваты, волыняне и бужане.

Древляне

  1. Имя древляне они получили потому, что они жили в лесах.

  2. Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра

  3. Нестор пишет: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды».

  4. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая

  5. На западе они граничили с дулебами, а на юго-западе — с тиверцами, на севере соседствовали с дреговичами

Дулебы

  1. О. Н. Трубачев выводил его из германского *daud-laiba «наследство умершего» и считал, что он происходит из западногерманского ареала, а именно — из Тюрингии.

  2. Жили на территории Западной Волыни в VI — начале X веков

  3. По летописи, в VII в. тяжело пострадали от нашествия аваров; в 907 их дружина участвовала в походе Олега на Царьград. В X в. объединение, по-видимому, распалось, а его составляющие вошли в Киевскую Русь под именем волынян и бужан.

  4. Памятники Корчакской культуры, предшественицы культуры Луки-Райковецкой, индентифицируют с культурой славянского объединения племен дулебов, которые считаются предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян.

  5. Распались на племена волынян и бужан

Уличи

  1. Обычно выделяют два наиболее вероятных варианта: «угличи» и «уличи» Первый вариант названия производили от «угла» (племя поселилось в Днепровском «углу»), второй — от «ула» или «улучья», «луки».

  2. Населяли в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

  3. Летописец Нестор говорит, что уличи были сильны, так что Олег не мог покорить их, хотя воевал с ними 10 лет. Игорь с большим трудом вел войну с ними, под городом Пересечень его войска стояли около 3-х лет. После этого они платили Игорю дань.





  1. Были южными соседями тиверцев

Тиверцы

  1. Наиболее вероятно происхождение их названия от реки Тивр, как древние греки называли Днестр

  2. Они в IX веке занимали земли по берегам Днестра, в междуречье Днестра и Прута, и до устья Дуная и берегов Черного моря (территория современных Молдавии и Украины)

  3. В «Повести временных лет» о них написано так: «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне»

  4. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников

  5. Тиверцы на востоке граничили с кочевыми племенами Дикого поля, на западе — с валахами

Северяне

  1. Происхождение названия севера до конца не выяснено. Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен

  2. Населяли территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула

  3. Нестор считает, что они произошли из кривичей, часть которых расселилась по названным рекам.

  4. В ходе археологических исследований обнаружены остатки многочисленных сельских поселений VIII—X веков. Северяне строили линии укреплённых (окружённых частоколом, рвами и валами) городищ для прикрытия славянских земель от кочевников по рекам Псёл и Сейм.

  5. Соседними племенами северян были вятичи и донские славяне на востоке, балты-голядь и радимичи на севере, древляне и поляне на западе

Вятичи

  1. Гипотеза названия связана с индоевропейским корнем «ven-t» — «мокрый, влажный» (праславянское vet). Еще одна гипотеза возводит имя к праславянскому «v§t-» — «большой» и утверждает его родство с наименованием венедов (венетов), что означает «большой народ». Также предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко

  2. Жили во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки.

  3. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей.

  4. Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, ювелиров, гончаров, камнерезов

  5. Граничили с Кривичами

Кривичи

  1. Их название, по легенде, происходит от имени основателя племени князя Крива, получившего прозвище Кривого от природного недостатка. По другой версии, они получили название по имени балтского божества Криве-Кривейте, поскольку много контактировали с местными балтами

  2. Они жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома

  3. Кривичи летописного рассказа — это славянское население района Пскова.

Во введении к «Повести временных лет» отмечено, что кривичи занимали Смоленское Поднепровье и верховья Волги и Западной Двины. Однако есть основания считать, что указанная область не охватывала всей территории расселения кривичей. В «Повести временных лет» под 862 г. сказано, что «перьвии насельници... в Полотьски кривичи» ; полотские князья в Ипатьевской летописи под 1140 и 1162 гг. и в Воскресенской летописи под 1129 и 1162 гг. названы кривичскими. Из летописной легенды о призвании варягов можно догадываться что и Изборск был кривичским городом, а в Архангелогородском летописце сохранилось прямое известие об Изборске – городе кривичей. Таким образом, судя по письменным документам, кривичи занимали те области, где впоследствии образовались Смоленская, Полоцкая и Псковская земли.

  1. Археологические памятники — курганы (с трупосожжениями) в виде длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища, где обнаружены следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремёсел

  2. Между вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, обитали кривичи, проникшие позднее в земли словен и вятичей. Кривичи — северные соседи вятичей

Словене

  1. Свое имя ильменские словене получили от названия озера Ильмень, называвшегося также Словенским морем.

  2. Жили во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи

  3. По мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада»

  4. По археологическим данным, славяне вокруг озера Ильмень определяются с V–VII веков. Около 700 года ильменские словене построили на месте финской деревянной крепости Любшанскую крепость вблизи устья реки Волхов. В 770-е годы они заняли поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами

  5. Граничили с кривичами и финно-уграми

Радимичи

  1. Название происходит от двух племен, пришедших с запада, по легенде, от двух братьев – Вятко и Радима

  2. Они жили в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков

  3. Филолог Е.Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей. Он считал, что они переселились на Сож из более западных регионов, где были соседями ляхов. Это мнение поддержал и Л. Нидерле, считавший первоначальной областью радимичей бассейны Буга и Нарева.

  4. Археологические исследования древних курганов. В XIX веке раскопками курганов радимичей занимались: Н. М. Турбин, А. С. Уваров, М. М. Филонов, Е. Р. Романов, Д. Я. Самоквасов, П. М. Еременко, В. Б. Антонович, М. В. Фурсов, С. Ю. Чоловский[6] и В. И. Сизов

  5. Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. На юго-востоке соседями были северяне (граница проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны), а на левых притоках Десны радимичи соприкасались с вятичами или северянами.

Дреговичи

  1. Скорее всего название происходит от древнерусского слова «дрегва» или «дрягва», что значит «болото»

  2. Они жили между Припятью и Западной Двиной.

  3. В «Повести временных лет» написано о них только то, что дреговичи имели некогда свое княжение.

  4. Известны археологические памятники дреговичей IX-X веков: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. Наиболее типичным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные металлические бусы, покрытые зернью.

  5. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными — ятвяги и литовцы.

Использованная литература: «История, мифы и боги древних славян» Пигулевская Ирина Станиславовна

Характеристика пути «Из варяг в греки»

  1. Путь "из варяг в греки" - по которому в 9 - 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией.

  2. Этим путём пользовались русские купцы, варяги, древляне, северяне, радимичи, балтские и финно-угорские племена.

  3. Шел этот путь от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; волоком до реки Западная Двина; волоком до реки Днепр и далее в Черное море. На пути находились г. Новгород Великий, г. Киев и др



  1. «Волок» - система транспортировки на суше . Водораздельный участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, между которыми в старину волочили суда при переходе из одной реки в другую.( Словарь исторических терминов. – 1998) Волоки широко использовались на ранних этапах развития цивилизации.

  2. Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

Использованная литература: Звягин Ю.Ю. «Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории» ; Никитин А.Л. «Основания русской истории. Мифологемы и факты»

Анализ «Повесть временных лет»

  1. Автор – монах Киево-Печерской лавры летописец Нестор.

  2. Исходный вариант был составлен в Киеве. В настоящее время первая изначальная редакция «Повести временных лет» монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии.

  3. Первоначально «Повесть временных лет» состояла из введения, летописных сводов 996, 1039, 1073, 1093–95 гг. и датированной хроники, доведенной до 1110 г. Позже, видимо в результате редакции 1118 г., в нее была внесена «Повесть об ослеплении Василька», а также погодная хроника до 1117 г.

Каждый летописный список имеет свое условное название:

– по месту хранения (Ипатьевская летопись, Академический и прочие списки);

– по владельцу (Радзивиловская, списки Оболенского, Хрущевский и др.);

– по имени заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевская);

– по месту создания (Новгородская).
Академик А. А. Шахматов (1864–1920) выделяет несколько этапов в истории раннего летописания:
1) с возникновением письменности (IX в.) появляются отдельные записи устных преданий об исторических событиях;
2) собственно летописание возникает при Ярославе Мудром, с целью поднять авторитет молодого христианского государства и не допустить господства Византии;
3) 60–70-е гг. XI в. – деятельность монаха Киево-Печерского монастыря Никона, добавившего рассказы о первых русских князьях; появляется основополагающая идея средневековой историографии о варяжском призвании;
4) около 1095 г. создается новый летописный свод, который А. А. Шахматов называет «Начальным сводом» (составитель неизвестен);5) вначале XII в. «Начальный свод» перерабатывается монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и получает название «Повесть временных лет».

4. «Повесть временных лет», список с которой был сделан в 14 веке, стала частью Лаврентьевской летописи, созданной монахом Лаврентием. Вернее, монах Лаврентий использовал творение монаха Нестора как основной источник для своей летописи.

В середине 15 века был создан другой древнейший список «Повести временных лет» под названием Ипатьевская летопись.

В 14 веке был создан древнейший список «Повести временных лет» под названием Синодальный список Новгородской Первой летописи. Еге можно увидеть в Историческом музее в Москве

5. «Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.

Использованная литература: «Русские летописи и летописцы X–XIII вв.»

Толочко Петр Петрович; «Источниковедение» Коллектив авторов; «История–Историография, источниковедение»;

Работу выполнила Михайлова Юлия
Факультет Русской Филологии и Иностранных языков
ПО Русский и Литература 1 курс


«Князья»

1. Олег Вещий

2. Годы правления: 879 г. - 912 г.

3.

4. 879 г. Начало новгородского княжения Олега как "старшего в роде Рюрика".

Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.

882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.

882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.

882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и "острожков" для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.

Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.

883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.

884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.

885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.

885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.

Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.

898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.

Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.

X-XII вв. Складывание древнерусской народности.

903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.

907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.

907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.

907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.

Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.

909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.

911 г. Поход князя Олега на Константинополь.

912 г. 2 сентября - Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван "великим князем русским". В договоре Русь впервые упомянута как государство.

912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.

5. Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

  1. Игорь Старый

  2. Годы правления: 912 г.- 945 г.



  3. 912 г. Вступление Игоря на киевский престол.

913 г. Неудачный поход русов на 500 судах к Каспию.

914 г. Подавление Игорем бунта древлян и наложение на них новой дани.

Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду, чем вызывает недовольство киевской дружины.

915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира сроком на пять лет между печенегами и князем Игорем.

920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани. Передвижение границы Руси за Днепр.

934 г. весна - Печенеги в союзе с другими тюркскими племенами, заключив мир с венграми, объявили войну Византии, разорили Фракию и подступили к Константинополю. Заключение мира Византии с венграми и печенегами.

935 г. Поход русских судов вместе с греческим флотом на Апеннинский полуостров.

Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

Начало 940-х гг. Начало княжения малолетнего князя Святослава в Новгороде.

941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями среди русов во время их возвращения на родину.

942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение. Увеличение древлянам дани в пользу Киева, что вызвало их неповиновение.

943 г. Поход князя Игоря на Византию с огромной ратью. Византийцы отправляют посольство к князю Игорю с предложением мира. Киевский князь получает откуп от греков, разоряет Болгарию и возвращается в Киев.

943 г. Посольство византийского императора в Киев и вручение Игорю хартии мира. Киевский князь принимает обязательство хранить дружбу с греками.

944 г. Русское посольство в Константинополь и заключение русско-византийского мирного договора. Упоминание в тексте документа княгини Ольги и сына Святослава Игоревича.

944 г. Указания арабских, персидских и армянских источников о том, что русы взяли арранскую столицу Бердаа, расположенную в междуречье Куры и Аракса, и возвратились в свою землю по реке Кура и через Каспийское море.

944 г. Поход князя Игоря в Древлянскую землю на полюдье.

945 г. Древляне убивают князя Игоря.

  1. Предположение Л.Н. Гумилева, что Игоря убили не сами древляне, а его собственный воевода Свенельд вместе со своим сыном Мстиславом Лютым. Древляне находились во владении Свенельда, и Игорь нарушил права своего сподвижника, что и привело его к столь печальному концу

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

  1. Ольга

  2. Годы правления: 945 г. – 957 г.

  3. Летописи описывают Ольгу как красивую, умную женщину, но, в то же время, как хладнокровную и жесткую правительницу.

  4. 945 г. Начало княжения Ольги в Киевской Руси.

946 г. весна - Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.

946 г. лето - Прибытие в Киев к Ольге "лучших мужей" Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.

946 г. конец лета - Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.

946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и княжичем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них "дани тяжкой".

947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.

Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.

Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.

Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.

Середина X в. первое упоминание в летописи Вышгорода - города, к северу от Киева.

2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.

954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.

955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь.

957 г. 9 сентября - Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.

957 г. не позднее 18 октября - Крещение княгини Ольги в Византии.

959 г. осень - Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.

Ранее 962 г. Прибытие в Киев немецкого епископа Адальберта с целью обратить руссов в католичество. Изгнание епископа и его свиты из Киева. Недовольство приверженцев язычества политикой Ольги в Киеве. Отстранение Ольги от непосредственного управления страной.

  1. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика

Так «любезная сельская девица» «варяжского простого рода» стала княгиней, приняв, по мнению Н.М. Карамзина, в знак уважения к Олегу его имя. Впрочем, историк был склонен считать Ольгу славянкой. Так же писал и В.Н. Татищев: «...Ольга, сама бывши от рода славян... сына назвала славянским именем». Историк уточняет, что «приведши девицу Ольгу от Изборска», поскольку Пскова тогда еще не было.

Е.В. Пчеловым обращается внимание, что три мести Ольги соответствуют трем этапам похоронного ритуала: несение покойника в ладье, сожжение, тризна у места захоронения

1. Святослав Игоревич

2. Годы правления: 957 г. – 972 г.

3. Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».

4. 964 г. Начало государственной деятельности князя Святослава Игоревича.

964 г. Война князя Святослава против вятичей.

965 г. Начало военных действий князя Святослава против Хазарского каганата. Восточный поход Святослава против волжских булгар и буртасов. Взятие Святославом столицы Хазарии - Итиля. Завоевание земли ясов. Разгром крепости хазарской Саркел. Рост влияния Киевской Руси в Северном Причерноморье.

965 г. Обретение Волжской Булгарией независимости от хазар.

966 г. Новый поход Святослава на вятичей и возложение на них дани.

966 г. Прибытие к князю Святославу византийского патрикия Калокира с целью убедить его выступить против Болгарского царства.

968 г. август - Нападение русского войска во главе со Святославом на Дунайскую Болгарию. Святослав покоряет 80 болгарских городов и принимает решение о переносе столицы завоеванной им державы в Переяславец-на-Дунае.

969 г. весна - Осада Киева печенегами. Ольга, находясь в осажденном городе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, проявляет мужество и выдержку. Прибытие князя Святослава на Русь.

969 г. 11 июля - Смерть княгини Ольги.

969 г. - Начало княжения Владимира Святославовича в Новгороде.

969 г. 11 декабря - Убийство византийского императора Никифора Фоки. Вступление на императорский престол Иоанна Цимисхия.

970 г. Великий князь Святослав разделил русские земли между сыновьями, передав Киев Ярополку, Древлянскую землю - Олегу, а Новгород Великий - Владимиру.

970 г. 30 января - Смерть болгарского царя Петра и вступление на престол Бориса II.

970 г. Война Святослава в Болгарии в союзе с венграми против Византийской империи.

970 г. Повторное взятие Святославом Переяславца.

971 г. 23 апреля - 22 июля Осада войска Святослава византийской армией в крепости Доростол. Поражение Святослава.

971 г. Заключение Святославом унизительного мира с Византийской империей.

971 г. Отъезд князя Святослава в Переяславец-на-Дунае.

972 г. весна - Гибель великого князя Киевского Святослава на днепровских порогах.

5. А. В. Назаренко предполагает, что одной из целей переговоров Ольги был брак Святослава с греческой царевной и что после отказа в таком браке «люди Святослава» были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться в язычестве.

Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары (хотя есть причины полагать что Византии это было не менее выгодно), а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а противники Святослава в Хазарии окончательно разгромлены.

  1. Владимир Святославич Великий

  2. Годы правления: 980 г – 1015 г



  3. 980 г. Возвращение князя Владимира Святославича в Великий Новгород и изгнание им киевского наместника. Сватовство князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде и ее отказ. Расправа с Рогволдом Полоцким. Владимир силой берет в жены Рогнеду. Поход Владимира на Киев. Убийство великого князя Киевского Ярополка Святославича по приказу Владимира. Вступление Владимира Святославича на киевский престол. Женитьба Владимира на жене сводного брата Ярополка гречанке Юлии. Рождение у Юлии сына Святополка.

Позднее 980 г. Князь Владимир реформирует языческий пантеон. Установление идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши на холме в Киеве. Отправка воеводы Добрыни Любечанина наместником в Новгород. Возведение в Новгороде идола Перуна.

981 г. Поход Владимира против польского князя Мешко I. Завоевание городов Червень, Перемышль и других на Волыни. Усмирение вятичей и наложение на них дани.

982 г. Подавление нового восстания вятичей.

983 г. Покорение балто-литовского племени ятвягов и установление контроля над Судовией. Расправа язычников с христианами Иоанном и Феодором в Киеве.

984 г. Поход Владимира на радимичей и покорение их.

985 г. Война Владимира с волжскими булгарами. Заключение мира с Камской Булгарией на выгодных для Киевской Руси условиях. Успешные действия великого князя Владимира против Хазарии, наложение на нее дани. Покушение Рогнеды на жизнь Владимира.

986 г. Переговоры великого князя Киевского Владимира с представителями различных религий о выборе веры.

988 г. В Киев приезжает великое греческое посольство императора Василия II. Начало переговоров о браке византийской царевны Анны и Владимира Святославича. Принятие Владимиром решения об избрании христианства в качестве государственной религии на Руси. Отправка русской дружины для помощи византийскому императору Василию II в подавлении восстания каппадокийского военачальника Варды Фоки. Утверждение власти Киева на Таманском полуострове. Выделение князю Мстиславу Владимировичу в удел Тмутаракани. Строительство линии оборонительных пунктов против кочевников по рекам Десне, Трубеже, Суле и Стугне.

988 г. осень - Войско великого князя Киевского Владимира осаждает греческий город Корсунь на Крымском полуострове.

989 г. 13 апреля - Победа армии императора Василия II, в которой сражались русские дружины, в битве у Авидоса на азиатском берегу Дарданелл над войсками Варды Фоки и гибель узурпатора. Владимир Святославич получает от византийского императора Василия II согласие на брак с греческой царевной Анной при условии, что киевский князь примет христианство.

989 г. июль-август - Захват после длительной осады великим князем Киевским Владимиром города Корсуня. Прибытие в Корсунь византийской царевны Анны для бракосочетания с Владимиром Святославичем. Крещение великого князя Киевского Владимира. Женитьба Владимира на Анне.

989 г. осень - Возвращение Владимира в Киев. «Поругание» языческих идолов. Крещение киевлян.

Ранее 990 г. Строительство оборонительных сооружений вокруг Киева, укрепление детинца.

990 г. Основание города Владимира-на-Клязьме. Набег печенегов на Русь. Крещение новгородцев.

990 г. лето - Прибытие в Киев посвященного византийским патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополита Михаила со свитой, клиром, святыми мощами и другими святынями.

991 г. Основание города Белгорода.

992 г. Поход Владимира в днестровские земли против восточнославянских хорватов. Набег печенегов на Русь. Стояние противников на реке Трубеж. Изгнание печенегов из пределов Киевской Руси. Основание города Переяславля.

994 г. Поход Владимира против волжско-камских булгар.

Позже 994 г. Военные экспедиции Владимира на Северный Кавказ.

996 г. Закладка в Киеве церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы (Десятинной церкви). Составление церковного устава. Битва русских ратей с печенегами у Василево, где Владимир потерпел сокрушительное поражение.

997 г. Нападение печенегов на Киев и осада ими Белгорода. Отражение Владимиром нападения печенегов.

1000 г. Смерть Рогнеды и Малфриды - языческих жен князя Владимира.

1001 г. Вторжение печенегов на русские земли.

1006 г. Заключено торговое соглашение с волжскими булгарами, позволившее им торговать по Оке и Волге, а русским купцам свободно ездить в города Булгарии.

1008 г. Посещение немецким миссионером, архиепископом Бруно Кверфуртским великого князя Киевского Владимира.

1011 г. Смерть великой княгини Киевской Анны, супруги Владимира.

1013 г. Печенеги вновь вторгаются в пределы Киевской Руси. Заговор Святополка Туровского, его жены и ее духовника епископа Колобжегского Рейберна против Владимира Святославича. Заточение заговорщиков в темницу. Поход Болеслава Храброго на Русь.

1014 г. Князь новгородский Ярослав Владимирович отказывается платить дань Киеву. Подготовка похода Владимира против сына Ярослава.

1015 г. Владимир получает известия о новом вторжении печенегов в Русскую землю. Поход князя Бориса Владимировича против печенегов.

1015 г. 15 июля - Смерть великого князя Киевского Владимира Святославича.

  1. Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном

Б.А. Рыбаковым обращается внимание, что во время военных действий с Византией, которые вел Святослав, христианство не могло не стать гонимой религией. Сохранение своих традиционных религиозных верований было частью защиты политического суверенитета.

Использованная литература : «Рюриковичи. Исторические портреты» Курганов Валерий Максимович ; «История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты» Анисимов Евгений Викторович

Интернет ссылки: http://www.othist.ru/vladimir.html

http://stuki-druki.com/authors/Wladimir-Velikiy.php

Характеристика «Русской правды»

  1. Историкам известны три редакции «Русской правды». Автором первой редакции, известной как «Краткая Правда» или «Правда Роська» считается князь Ярослав Владимирович (Мудрый) и его сыновья, Ярославичи (Изяслав Киевский, Олег Черниговский, Всеволод Переяславский). Время её составления - XI век.

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха

Автор третьей редакции «Русской Правды» - «Сокращенный Правды», относящейся к XVII веку, не известен. Исходя из текста можно сделать вывод о том, что над ней работал некий государственный чиновник, перед которым стояла довольно сложная задача – выделить из большого объема статей те правовые нормы, которые ещё действовали в это время. То есть, он старался придать древнему памятнику права более современный вид.

  1. Год создания - 1016 г.

  2. В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, не подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей.

  3. По договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. Русская Правда, в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.

Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябедники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т. к., по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т. е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст.1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком.

Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами»

  1. Важнейшим памятником русского права является Русская Правда. В ней содержатся основные сведения об уголовном праве Древней Руси.

Древнейшая редакция Русской Правды, так называемая “краткая”, которая состоит из Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Кроме того, в неё входят два самостоятельных установления: Покон вирный и Урок мостникам. Источником Правды Ярослава является обычное право, в то время как Правда Ярославичей, кроме норм обычного права, основывается на законодательстве и судебной практике князей.

Пространная Правда состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Она была создана при Владимире Мономахе в Киеве (1112-1125 гг.). Её источниками были главным образом законодательство и судебная практика князей.

Использованная литература :
Свердлов М.Б. «От Закона Русского к Русской Правде.»;

Тихомиров М.Н. «Пособие для изучения Русской Правды»;

Юшков С.В. «Русская правда» / Под ред. О.И. Чистякова;

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1 Законодательство Древней Руси. М., Русская Правда. Краткая редакция // Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова;

«Русская история. 800 редчайших иллюстраций» Ключевский Василий Осипович


написать администратору сайта