Главная страница

класс. лит. 18 века. Классицизм. Литература 18 века. Классицизм


Скачать 34.67 Kb.
НазваниеЛитература 18 века. Классицизм
Анкоркласс
Дата11.04.2022
Размер34.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалит. 18 века. Классицизм.docx
ТипЛитература
#463997

Тема: Литература 18 века. Классицизм

Цель:

Ход урока
1. Организационный момент (число, классная работа)
2. Проверка домашнего задания (1-2 стих; собрать тетради)
3. Повторение
Давайте с вами немного повторим, что мы узнали на прошлом уроке. Почему произведение называется «Слово о полку Игореве»? Как вы понимаете слово «полк» (поход)
Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря? 

- Почему нет осуждения Игоря?

- Почему автор поет славу князю?

(автор чествует всех князей – Всеволода, Владимира Игоревича и даже побежденного Игоря! И все потому, что они освободили и защитили «Русскую землю», и способствовали им не только удача или политическая мощь, но и бесстрашие, и вера в добро.  
Но автор все же прощает Игоря, как и весь русский народ прощает его. Ведь князь Игорь сражался за Русь, за ее свободу, хотя и потерпел неудачу.)
- Почему «Слово» актуально и в наши времена? В чем его основная идея? (Секрет «Слова о полку Игореве» заключается в его актуальности во все времена. Основная идея «Слова о полку Игореве» - объединение всех русских князей в борьбе против общего врага)
ОБРАЗ РУСИ (земля, люди, природа, князья, города, реки)
4. Слово учителя
На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.

Также мы познакомимся с литературным течением “классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)
Запишите тему урока: «Литература 18 века. Классицизм»
Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.

Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.

Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

Абсолютизм – единовластие

/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование

- наука

- культура

- печать
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.

Классицизм (от лат. classicus — первоклассный, образцовый) — направление в искусстве и литературе, получившее такое название потому, что считало идеальным примерным, совершенным, гармоническим классическое античное (древнегреческое и древнеримское) искусство.

Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам путем подражания им (в творчестве классицистов широко применяются античные мотивы, сюжеты, образы, элементы мифологии).

Классицизм возник на закате эпохи Возрождения, сложился во Франции в середине XVII века при Людовике XIV. Появление классицизма связано с формированием централизованного государства, с укреплением монархии, идеалов «просвещенного» абсолютизма.

Как литературное направление классицизм утверждается в эпоху укрепления абсолютизма в Европе и России, а потому основное положение – «государство превыше всего».
Кодекс (свод правил) классицизма составил французский поэт и критик Н. Буало в стихотворном трактате « Поэтическое искусство » (1674). На русский язык этот труд первым перевел Сумароков в 1752 году, доказав его применимость к русской литературе.
… (СЛАЙДЫ…)
(после слайда концепция человека)
Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги. 

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство.

Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски.

«Говорящие» фамилии персонажей.

Конфликт добра и зла, разума и глупости , долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов. 

Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления.

Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих. Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Беседа
- А.Н. Радищев назвал ХVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны — «мудрым». Как вы думаете, почему? (Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой.)
Вывод. Русская литература ХVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Составьте таблицу. Классицизм в России / Классицизм за рубежом

(Время возникновения, представители, особенности, отличия)
Домашнее задание

Заполнить таблицу, ответив на вопросы

1. Почему такое название?

Высшим образцом для подражания были произведения Древней Греции и Рима, обращение к античной литературе как идеальным образцам (образцовый = классический).

2. Чем вызвано появление литературного направления? Время? Когда появилось?

Абсолютная монархия, XVII в. Франция начало XVIII в. - Россия, правление Петра.

3. Что обозначает слово классицизм?

Латинское ratio - разум.

4. Каковы задачи литературного направления ?

Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству. Главная задача человека - выполнение своих обязанностей перед государством и монархом.

5. Что описывается в произведении и как.

То, что интересует аристократию и власть: важнейшие события, политика, войны. Активное обращение к

общественной, гражданской проблематике.

6. Кто основные герои?

Полководцы, цари, государственные деятели.

7. Какие жанры и стили характерны для литературного направления?

Строгая классификация:



8. Кто герой? Какие события? Каков язык (стиль) произведений?

Герои, события соответствуют стилю (высокий: полководцы, цари, низкий: обычные люди, их жизнь.)



9. Какой главный признак “классических” произведений?

“3 единства” время - 1 сутки

Место - 1 “дом”

Действия - 1 сюжетная линия (1 конфликт); все действующие лица связаны с сюжетом, нет побочных, внесценических персонажей.

10. Какие герои?

Условные. Схематичные, четко делятся на положительных и отрицательных. Есть одна доминирующая черта. Положительные герои противопоставляются отрицательным. Идеализация положительных героев ---> схематичные герои (герой - носитель одной черты, добродетель или порок).

11. Что такое “система амплуа”? Какие фамилии?

Фамилии говорящие. Амплуа - англ. маска, стереотип характера. а) идеальная героиня; б) герой - любовник положительный; в) второй любовник, неудачник, отрицательный; г) резонер - почти не принимает участия в интриге, но высказывает точку зрения автора на все происходящее; д) обманутый отец; е) субретка, помощница главного героя.

12. Какое количество героев в произведении?

5 - 10

13. Что характерно для сюжета?

 - присутствует любовный треугольник

- порок в конце всегда наказан.

14. Как изображается природа.

Нет, только городские пейзажи (скверы, фонтаны).

15. Что лежит в основе эстетики?

Произведение должно быть подобно формуле. Все ясно, четко! Разум, рационализм побеждают чувство (культура разума); “подражание природе”, (в природе все ясно, четко, подчинено правилам)

Основной конфликт: долг <-----> чувство (побеждает долг)

16. Какова роль автора?

Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная.

17. Какова композиция.

Строгая, четыре действия в пьесе, в 3 кульминация, в 4 развязка.

Экспозиция – открывают пьесу второстепенные персонажи, которые знакомят с главными героями и рассказывают их предысторию. Действие замедляется длинными монологами.

18. Какой стихотворный размер.

“Александрийский” - шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы.

19. Какое положительное значение?

Человек должен выполнять свой гражданский долг, не надеясь на чудеса.

20. Кто основатель?

Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.

21. Примеры произведений.

М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.”

Д.И. Фонвизин “Недоросль”.


Отличия русского и зарубежного классицизма
Во-первых, отношением к античности. Для европейских классицистов она воспринималась как источник красоты, меры и гармонии, как идеал. Русские классицисты относились к ней более сдержанно, скорее, как к экзотике, как к источнику тем и сюжетов. Во-вторых, европейские классицисты уделяли гораздо больше внимания форме художественного произведения, нежели его содержанию. Для них важнее было КАК сделано произведение. Для русских классицистов именно содержание выходило на первый план, т.е. ЧТО сказано в произведении. В-третьих, не вполне совпадала и тематика. Так, проблема крепостного права для Европы никогда остро не стояла в отличие от России. В-четвертых, русские классицисты были разносторонне образованными людьми: поэтами, публицистами, журналистами, лингвистами, реформаторами стихосложения, драматургами. Их зарубежные коллеги практиковались на чем-то одном.


Классицизм как направление сформировался во Франции в XVII веке. В Россию он пришел во второй половине XVIII века и не являлся простым подражанием европейскому классицизму. При Екатерине II происходил процесс европеизации страны и одна из главных идей классицизма о том, что гражданское служение превыше всего, было выгодно государству. Идеи патриотизма и гражданственности становятся главными, человек считается слугой своего государства. Но в то-же самое время повышается ценность человеческой личности, т.к. античные представления идеального государства включали идеи физического и духовного совершенства человека; свободного, внесословного развития личности. В Европе классицизм уже успел оформиться, и в России можно было использовать накопленный опыт. В России классицизм развивался на самобытной среде, которая отличалась от западно-европейской. И естественно, имелись общие черты и отличия. Первое отличие состоит в том, что в русском классицизме гармонично сочетаются идеалы античной и русской культуры. Русские классицисты относились к античности, как к источнику тем, не считали ее идеалом. Второе отличие обусловлено тем, что в произведениях отражалась живая русская действительность. Для русских классицистов было важнее содержание произведения, а не его форма. Несовершенства общественного устройства осмеивались сатирой. Искусство считалось одним из главных способов воспитания людей. Следовательно путем сатиры и критики можно было «воспитывать» властьимущих. Третья особенность заключена в патриотизме русских писателей и художников. Они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы. Именно поэтому в создаваемых ими произведениях отражается русская действительность и русские люди. В частности в России остро стоял вопрос о крепостном праве, чего не было в Европе. Четвертая особенность состоит в том, что русские классицисты были очень разносторонне образованными людьми, как например М.В.Ломоносов, которому принадлежит большая роль в реформировании литературного языка и создании светского литературного языка, русской грамматики и стихосложения. В то время как их европейские коллеги зачастую занимались лишь чем-то одним. Классицизм в России развился под воздействием прогрессивных просветительских тенденций, был прогрессивным явлением и оставил после себя множество замечательных произведений в литературе, скульптуре и архитектуре, которыми русский народ по праву гордиться.


написать администратору сайта