Исследовательская работа Лука Крымский. Монах в белом халате. I введение Актуальность работы
Скачать 1.25 Mb.
|
I Введение 1.Актуальность работы Главное в жизни-всегда делать добро людям. Если не можешь делать для людей добро большое‚ постарайся совершить хотя бы малое. Святитель Лука исповедник‚ архиепископ Симферопольский Для нас Великая Отечественная война – далекая история. Но сколько бы ни минуло лет с тех пор, память неизменно вновь и вновь возвращает нас к давним событиям. За эти годы о войне, о людях, прошедших ее от начала до конца написано очень много. Одним из таких людей был святитель Лука (Войно-Ясенецкий). 7 февраля 2021 г. Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На сегодняшний день в составе Собора – более 1700 имен, одно из них - святитель Лука. 5 февраля 2023 г. Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На сегодняшний день в составе Собора - более1700 имен. Вот одно из них - святитель Лука (Войно-Ясенецкий). В своей исследовательской работе мы хотим поделиться мыслями о судьбе этого удивительного человека. Его жизнь взволновала нас, когда в третьем классе в ЦДТ нам о нем рассказала руководитель „Истоковˮ Мельцева Ольга Александровна, и мы стали собирать о нем все сведения, чтобы объяснить себе его уникальность. Он не был великим военачальником, не бросался на амбразуру, не ходил в разведку. Но всю жизнь он посвятил великому служению Родине, лечил не только тело человека, но и его душу. Претерпев унижения от правительства, многочисленные ссылки, тюремные заключения он не перестал любить свою Родину, быть добрее к другим, слышать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. 2. Цель: показать на примере судьбы новомученика и исповедника святителя Луки (Войно-Ясенецкого)‚что христианские идеалы ведут человека через все испытания‚ учат милосердию и терпению. 3.Задачи: • узнать‚ каким было детство Валентина Войно- Ясенецкого‚ почему он выбрал профессию врача‚ как стал священником; • выяснить‚ что связывает Курский край с именем Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; • выяснить‚ какие трудности ему пришлось преодолеть на жизненном пути; • изучить памятные даты и храмовые сооружения, освященные в честь святителя; • провести предварительно ознакомительную словарную работу с детьми: мученики‚ исповедники‚ святители‚ монах‚ архиепископ; • подготовить выступление и презентацию о монахе в белом халате с целью ознакомления учащихся начальной школы с его мирской и духовной жизнью. 4.Объект - профессиональная и религиозно-духовная деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). 5. Предмет исследования - уникальный вклад в медицинскую науку и в духовное возрождение общества. 6. Методы исследования • работа с церковным словарем; • чтение литературных источников, житие святого, воспоминая о нем; • знакомство с книгами святителя Луки; • поиск сведений в сети Интернет; • изучение иконографии святителя Луки и других его изображений. 7. Срок реализации Реализация данного проекта рассчитана на три месяца (январь, февраль, март 2023года). 8.Благополоучатели Данный проект будет реализован на базе МОУ «СОШ №4», мы подготовим буклет и презентацию о жизни и творчестве святителя Луки и презентуем ее для учащихся 3 классов. 9.Партнеры Партнерами данного проекта являются: -классные руководители 3 классов; -библиотекарь; - администрация школы; 10.Ключевые мероприятия 1. Создание буклета и презентации о святителе Луке исповеднике‚ архиепископе Симферопольском, оформление ее в формате Power Point. 2. Проведение информационного часа с ее демонстрацией и выступлением авторов работы среди обучающихся 3 классов с ОВЗ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». 11.Новизна и значимость Жизнь святителя Луки взволновала нас, когда в третьем классе в ЦДТ нам о нем рассказала руководитель „Истоковˮ Мельцева Ольга Александровна, и мы стали собирать о нем все сведения, чтобы объяснить себе его уникальность. Мы захотели выяснить‚ что связывает Курский край с именем Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, каким было детство Валентина Войно- Ясенецкого‚ почему он выбрал профессию врача‚ как стал священником. Этот проект очень значим для нас. Мы узнали, что претерпев унижения от правительства, многочисленные ссылки, тюремные заключения святитель Лука не перестал любить свою Родину, быть добрее к другим, слышать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Мы решили и других обучающихся нашей школы познакомить с этим уникальным человеком. 12.Ожидаемые результаты Созданный буклет и презентация о святителе Луке исповеднике‚ архиепископе Симферопольском и проведение информационный час с ее демонстрацией и выступлением авторов работы понравятся детям и имя святителя Луки запомнится им на долгие годы. 13.Практическое применение результатов работы. Созданный буклет, презентацию о святителе Луке исповеднике‚ архиепископе Симферопольском, фотографии с информационного часа среди обучающихся 3классов с ОВЗ разместить на сайте для ознакомления. II. Содержание работы 1.Семья. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Он был четвертым, предпоследним, ребенком в семье. Его отец Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий был поляком, искренне верующим католиком, как писал впоследствии святитель Лука, он часто бывал в костеле, молился дома. И при этом не препятствовал тому, чтобы его русская жена воспитывала детей в православной вере. В своих воспоминаниях святитель Лука писал, что его мать Мария Дмитриевна Кудрина была очень набожной женщиной и много молилась. Валентин после окончания гимназии 2.Юность. Через некоторое время семья переехала в Киев. Здесь, после окончания гимназии, Валентину пришлось выбирать, кем быть: художником или врачом. И к тому, и к другому поприщу у него были явные способности. После некоторых метаний – первый раз экзамены на медицинский факультет Киевского университета он провалил, собрался поступать в Академию художеств, но экзамена держать не стал, слушал некоторое время лекции на юридическом, брал частные уроки рисования – молодой человек решает, что живопись не принесет человечеству столько же пользы, сколько медицина. В 1898 году он все-таки поступает на медицинский факультет. Юность, период поиска своего пути ознаменовался для Валентина Феликсовича еще и увлечением толстовством. Он отказался от бытовых удобств, ездил в деревню, чтобы косить вместе с мужиками сено, и всерьез намеревался перебраться в Ясную Поляну, под присмотр наставника. Правда, после прочтения трактата Толстого «В чем моя вера?», в учении разочаровался. 3.Первый опыт врача хирурга. Устроился работать в Киевский медицинский госпиталь Красного Креста, в составе которого в 27 лет (1904 г.) отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением и получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовало само понятие гнойной хирургии. Кроме того, в тогдашней России не было понятий обезболивания и анестезиологии. Сестра милосердия Анна Васильевна Ланская Ещё в Киевском госпитале Красного Креста Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. И в конце 1904 года, когда Валентину было почти 28 лет они обвенчались в церкви. В дальнейшем при работе она оказывала мужу важную помощь в амбулаторном приёме и в ведении истории болезней. Один из излеченных офицеров пригласил молодую семью к себе в Симбирск. После недолгого пребывания в губернском городе, Валентин Феликсович устроился земским врачом в уездный город Ардатов. В крошечной больнице, персонал которой состоял из заведующего и фельдшера, Валентин Феликсович трудился по 14-16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с организационно-профилактическими работами в земств. Операция В.Ф. Войно-Ясенецкого в Земской больнице 1904г. В Ардатове молодой хирург столкнулся с опасностями применения наркоза и задумался о возможности применения местной анестезии. Прочёл только что вышедшую книгу немецкого хирурга Генриха Брауна «Местная анестезия, её научное обоснование и практические применения». Плохое качество работы земского персонала и чрезмерная перегруженность (около 20000 человек в уезде + ежедневная обязанность посещать больных на дому, при том, что радиус поездок мог составлять до 15 вёрст!) вынудили Валентина Феликсовича покинуть Ардатов. 4.Курская губерния. Село Верхний Любаж В ноябре 1905 года Валентин Феликсович переехал в деревню Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где заведовал маленькой участковой больницей на 10 коек. Помимо этого молодой врач принимал участие в обсуждении целого ряда вопросов, связанных с его земством, в которое входило еще несколько сел и деревень: возвращение с воинской службы земских врачей, созыв съезда врачей, постройка заразных бараков в сельских больницах, посещение школ врачами. Ему также поручили устройство ясель в населенных пунктах и деревнях на его участке. После санитарных советов Валентин Феликсович возвращался домой только к вечеру и сразу же ехал в больницу оперировать. «…В маленькой участковой больнице на десять коек я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской», — вспоминает свои будни святитель. В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В своей автобиографии он приводит по этому поводу следующий курьезный случай: «…молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления». Сам святитель так подвел итог своей работы в любажской больнице: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил». В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург Войно-Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи: «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома», а также «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли». В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, и проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец — сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов. Несмотря на достаточно короткий период проживания святителя на Курщине‚ его многое связывало с Курским краем. Предположительно еще в 1907-1908 гг. познакомился с курянкой Матреной Гавриловной Зориной (Гранкиной)‚будущей старицей Мисаилой‚ с которой переписывался до самой ее смерти в 1953году. 5.Смерть супруги. В 1915 году в Санкт-Петербурге была напечатана монография «Регионарная анестезия», материалом для которой послужили наблюдения в госпитале и в больницах. В ней Валентин Феликсович излагал созданную им методику местной анестезии, основанную на том, что временно блокируется нерв, передающий сигнал боли от оперируемого органа. В 1916 году диссертация была защищена, и Войно-Ясенецкому была присвоена степень доктора медицинских наук. Рукопись была напечатана и моментально раскуплена. Святой Лука так писал об этом в своей автобиографии «Я полюбил страдание…» Постоянные переезды, сложные условия, недостаток средств сказались на состоянии супруги доктора. Она заболела, и муж диагностировал у нее чахотку. К тому времени у них было уже четыре ребенка. Валентин Феликсович написал заявку о переводе в Ташкент. Он надеялся, что горячий и сухой воздух Средней Азии окажется благотворным для жены. В 1917 году семья перебралась в Ташкент. В 1919 году здесь случился антибольшевистский бунт, который был разгромлен‚ за этим последовали аресты. В числе других был схвачен и Войно-Ясенецкий. В этот раз его быстро выпустили, однако, арест мужа тяжело сказался на здоровье Анны, она умирала. Супруг неотлучно находился рядом с ней, в предсмертные часы вводил ей для облегчения мук морфий. А когда она умерла, сам читал над ее телом Псалтирь. 6.Принятие священнического сана. Уход из жизни любимой супруги стал толчком для нового этапа духовной жизни Валентина Феликсовича. До сих пор он был просто добрым, хорошим человеком, христианином. Теперь же стал активно принимать участие в жизни епархии, часто бывать в церкви. Коллеги обратили внимание на то, что перед началом операции доктор Войно-Ясенецкий теперь обязательно осеняет крестом себя, своих помощников и больного, независимо от того, христианин это или иноверец из местных жителей. Когда ему как-то указали, что перед ним татарин, он ответил: «Религии разные, Бог един!». Утрата любимой женщины не сломила врача. Он, как и раньше, неустанно оперировал, читал лекции на медицинском факультете, где заведовал одной из кафедр. Деятельное участие в епархиальной жизни не прошло мимо внимания священноначалия. Валентину Феликсовичу предложили стать священником. Это были времена жестокого гонения на религию, тем не менее, доктор не колеблясь, принял это предложение. Вначале его посвятили в чтеца, иподиакона, потом – в диакона. В день Сретения в 1921 году произошло рукоположение в иереи. С этого дня доктор приходил на занятия в университете и на работу в госпиталь в священнической одежде – в рясе и с крестом. В операционной он поместил икону Богородицы, а перед каждой операцией совершалась молитва. 7.Годы гонений. 7.1.Первая ссылка. В 1923 году состоялся монашеский постриг под именем Лука. Это имя взято не случайно: апостол Лука согласно традиции, исцелял людей и был живописцем. Вскоре отец Лука был назначен архиереем, и встал во главе Туркестанской епархии. Не прошло месяца после этого события, как епископ Лука был арестован. Его и священников, арестованных вместе с ним, обвиняли в саботировании распоряжений местной власти, агитации и возбуждении бунтов и т.п. Сидя в тюрьме, епископ Лука завершил первую часть «Очерков гнойной хирургии», который до нашего времени остается основополагающим пособием в этой области медицины. Согласно приговору епископа выслали в Нарымский край. Когда он уезжал из Ташкента, прихожане ложились на рельсы, чтобы не дать поезду уехать, и только вмешательство самого ссыльного священника заставило людей подняться. В начале 1924 года владыка Лука прибыл в Енисейск, на место своей ссылки. Здесь он начал прием пациентов. Богослужения он проводил у себя в доме, чтобы не входить в обновленческие храмы. За период первой ссылки владыке несколько раз меняли пункт пребывания. Из Енисейска он был переведен в деревню Хая, затем – в Туруханск, после – в заполярную деревню Плахино. И всюду он продолжал исполнять свой архиерейский и врачебный долг: боролся с обновленчеством, и его проповеди имели живой отклик у паствы, и лечил больных. В Туруханской больнице он был единственным врачом, и местная власть вынуждена была смотреть сквозь пальцы на то, что он молится перед началом операций, и дает благословение своим пациентам. Тем временем в медицинских журналах России и за рубежом выходят статьи доктора Войно-Ясенецкого. В 1925 году ссылка была прекращена, и владыка смог вернуться в Туркестан. 7.2.Вторая ссылка. По возвращении владыку не взяли на работу ни в госпиталь, ни на кафедру медицинского факультета. Он занялся частной практикой: лечил больных, которых приводили ему его добровольные помощники. В 1929 году против епископа Луки было возбуждено фантастическое дело. Его обвинили в соучастии в убийстве доктора Михайловского. Бедный доктор никак не желал примириться с уходом из жизни своего сына. Он занимался экспериментами по оживлению мертвой материи. В результате «исследований» он повредился в уме и покончил с собой. Его супруга бросилась к епископу Луке, умоляя дать свидетельство о том, что ее муж лишился рассудка. Иначе его бы не смогли отпеть и похоронить как христианина. Владыка дал свидетельство. ОГПУ возбудил дело об убийстве. Якобы жена Михайловского, подстрекаемая епископом Лукой, убила мужа, чтобы помешать опытам, которые посрамят религию. Тем временем, была одобрена рукопись «Очерков гнойной хирургии», которую доктор Войно-Ясенецкий направил в медицинское издательство. Последние доработки рукописи профессор завершил там же, где и начал: в тюрьме. По приговору арестант направился на Север: в город Котлас, а затем – в Архангельск. Здесь он так же принимал и лечил больных. Ссылка продлилась до 1933 года. Тогда же были опубликованы, «Очерки гнойной хирургии», которые приобрели известность у врачей во всем мире. Интересный факт Труд «Очерки гнойной хирургии» стал неоценимым вкладом в развитие медицины и до сих пор является учебным пособием в медицинских вузах. Владыка приехал в Ташкент, вновь начал вести прием больных, оперировать. Этому не помешала даже болезнь, которая завершилась слепотой на один глаз. 7.3.Третья ссылка. Вновь владыка Лука был арестован в 1937 году. Он обвинялся в недовольстве советской властью, пораженческих взглядах, а так же во вредительстве – убийстве пациентов, и в работе на вражескую разведку. Вынуждая его сознаться, следователи применили к владыке изощренную пытку: допрос методом «конвейера». Следователи сменяли один другого, а подследственному не давали возможности сомкнуть глаз ни на минуту. Священника, которому к тому времени было уже 60 лет, с подорванным здоровьем, заставляли часами стоять, обливали холодной водой. У него начались галлюцинации, сознание мутилось. Это длилось 13 суток. Подследственный объявил голодовку и упорно отрицал свою вину. Начался новый виток истязаний. И, наконец, мучители добились своего: дойдя до полного изнеможения и утратив возможность контролировать себя, подследственный подписал признание в участии в антисоветском заговоре. Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год Дело велось два года. Приговор был доведен до сведения осужденного в начале 1940 года: его ссылали в Сибирь под Красноярск. Здесь он продолжил свою врачебную деятельность в районной больнице. Когда на СССР напала гитлеровская Германия, Войно-Ясенецкий немедленно обратился к Калинину с телеграммой, в которой указывал на то, что как практикующий врач с огромным опытом, он мог бы быть полезен армии: „Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.ˮ Епископ Лука. Епископа назначили главным хирургом одного из эвакогоспиталей. В это трагическое для страны время максимально проявился талант, духовное и гражданское предназначение святителя Луки. Как хирург он работал по 8-9 часов в день, делая 3-4 операции, многие из которых считались невозможными. В 1942 году он получил сан архиепископа, и поручение управлять Красноярской епархией. В конце 1943 года было опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии», переработанное и значительно дополненное (впоследствии этот научный труд еще три раза переиздавался). В 1944 году вышла книга „Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставовˮ 8.Награды, всеобщее признание Архиепископа Луки. Как известно, в период войны отношение Советского государства к церкви стало более терпимым. Людям была нужна духовная опора, понимая это, правительство позволяло открыть храмы. В 1943 году в селе Николаевка открылась небольшая церковь, где архиепископ смог, наконец, служить. До 1944 года он жил в Красноярске, много оперировал и совершал богослужения. Среди населения владыка пользовался большим уважением. Как отмечали его современники, ни в одном эвакогоспитале не было такого высокого процента выздоровевших и вернувшихся в строй бойцов. Когда владыка входил в какое-либо помещение, где было много народа, все вставали, независимо от того, были это верующие или неверующие люди, военные или гражданские. В 1943 году он, с позволения властей, ездил в столицу для участия в Поместном Соборе. Владыка был избран членом Священного Синода. Правда, от этой чести владыке пришлось отказаться через некоторое время. Дорога из Красноярска занимала тогда несколько недель, и это не могло не сказаться на работе в госпитале. Тем не менее, владыка оставался активным участником общественной, церковной жизни страны. Его статьи, посвященные теме борьбы с фашизмом и защите родной земли, публиковались в «Журнале Московской Патриархии». Вскоре здоровье архиепископа ухудшилось настолько, что он вынужден был просить о переводе его в европейскую часть России. Местные власти всячески старались удержать его в Красноярске, предоставили хорошую квартира, и даже возможность знакомиться с новейшей медицинской литературой. В 1944 году госпиталь был переведен в Тамбов. Вместе с ним выехал на европейскую территорию России и архиепископ Лука. Не прерывая трудов в госпитале, он принял руководство Тамбовской кафедрой. Архиепископ Лука много проповедовал, его проповеди записывались и распространялись среди населения. Его усилиями в епархии было открыто более двух десятков приходов. Возобновление церковной жизни потребовало новых священнослужителей, и он рукополагал прихожан в иереи, а так же разработал чин покаяния для обновленческих священников, пожелавших вернуться в лоно Московского Патриархата. Кроме того, владыка возродил архиерейский хор. Среди важнейших заслуг архиепископа Луки в это время – сбор средств для танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. Верующие собрали для этой цели более 250000 рублей. В этот период владыка Лука был удостоен наград: 1945 г. — главная награда архиерея – право ношения на клобуке бриллиантового креста за проповедническую и общественную деятельность; 1945 г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий стал лауреатом Сталинской премии первой степени за разработку новейших хирургических методов лечения. Интересный факт Святитель Лука стал единственным священником, который был удостоен этой награды. Премия составляла 200 тысяч рублей, и больше половины этой суммы свт. Лука отдал на нужды детей, оставшихся без родителей. Незыблемо верующий человек, архиерей, владыка Лука в то же время был ученым, врачом, получившим прекрасное естественно-научное образование. Многие люди такое сочетание считают невероятным, полагая, что наука и религия — две полярные противоположности. Профессор Войно-Ясенецкий никакого противоречия тут не видел. К этому его привел долгий и трудный духовный, а вместе с тем, и практический опыт. После войны он написал двухтомный труд, первая часть которого носила название «Дух, душа и тело», вторая – «Наука и религия». 9.Крымская кафедра: место последнего служения и погребения. В 1946 году владыка был направлен на кафедру в Симферополь, получив титул архиепископа Симферопольского и Крымского. Крым в ту пору был для священника отнюдь не курортом. Бедность приходских священников была вопиющей, многим едва хватало на самую скромную постную еду, а на одежду и обувь и прочие бытовые нужды средств уже не доставало. Священники были вынуждены наниматься на черную работу, чтобы хоть как-то прокормить себя и семьи. Всего в Крыму в ту пору насчитывалось 58 приходов, и повсюду наблюдалась одна и та же картина: разрушенные храмы, которые нет возможности восстанавливать, острая нехватка священников. В Крыму традиционно крепкими были приходы, населенные греками и болгарами, но после того, как их выслали с полуострова, оставшееся русское население не желало или боялось посещать храмы. Владыка Лука объезжал приходы, сам служил в храмах, произносил проповеди, многое делал для укрепления образования священнослужителей. Здесь, в Крыму, светские власти не дали ему возможность работать в больнице. Некоторое время он занимался частной практикой, вел прием на дому. Однако затем принял решение всецело посвятить себя делам епархии. Произнесенные им в это время проповеди составляют основной массив собрания сочинений архиепископа Луки, опубликованного Московской духовной академией – 12 томов. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) за рабочим столом В 1958 году святитель перестал видеть. Но и ослепнув, он продолжал свое архиерейское служение, встречался с людьми, проповедал и служил в церкви. При этом, мало кто из посторонних мог бы догадаться о его незрячести, настолько точно знал владыка всю последовательность Богослужения. Умер архиепископ Лука в 1961 году, в День всех святых, в земле Российской просиявших. На его погребение собрался весь город. Огромная процессия прихожан двигалась несколько часов. Его похороны стали настоящим событием для Симферополя, всего края. Власти планировали тихо предать тело владыки земле, доставив его на кладбище по окольным путям. Люди, благодарные любимому архиепископу, превратили его похороны в огромную демонстрацию. Три часа человеческий поток сопровождал тело владыки до места погребения. Люди порой ложились под колеса машин, чтобы не позволить им свернуть с центральной улицы. На могиле святителя — доктора постоянно лежали живые цветы, приходящие помолиться люди получали ответы на свои проблемы, происходили исцеления. 10.Прославление. Могила владыки Луки сразу стала местом притяжения для сотен верующих. К ней приходили и приезжали из разных концов Крыма и из других мест. Люди молились об обретении здоровья, и святитель, покинув этот мир, все равно продолжал помогать нуждающимся и совершал исцеления. В 1995 году святитель был причислен к лику местночтимых святых, когда мощи свт. Луки Крымского были извлечены и помещены в кафедральный собор Симферополя. В 2000 году святитель Лука был причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. В Греции свт. Луку почитают не меньше, чем в России. В этой стране ему посвящено множество храмов, а на греческих иконах его изображают с медицинскими инструментами. В Греции проводят конференции, посвященные свт. Луке, на которых изучается и его научное и богословское наследие. Ежегодно в Симферополь прибывают группы паломников из Греции, которые хотят поклониться местам, с которыми связаны последние годы жизни святого. Мощи его покоятся в серебряной раке, материал для которой был передан христианами из Греции. Греческая икона святителя Луки Крымского из монастыря Сагмата В доме, где свои последние годы жил архиепископ, теперь устроена часовня. В Симферополе есть парк, носящий имя святого Луки, в парке ему поставили памятник. Своеобразным памятником подвижнической деятельности святого является и поезд с его именем. Правильное название – передвижной медико-консультативный центр „Доктор Войно- Ясенецкий- святитель Лукаˮ. Поезд двигается в Красноярском крае‚ по территориям‚ где есть недостаток в лечебных учреждениях и квалифицированных специалистах. 30 апреля 2015 года в российский прокат выходит исторический художественный фильм режиссера Александра Пархоменко, посвященный святителю Луке Крымскому «Излечить страх». Главную роль в картине сыграл Виталий Безруков. В июне 2016г. в городе Фатеж ко дню особой даты на территории архиерейского подворья было приурочено открытие музея. Прихожанам и паломникам представилась возможность увидеть уникальные экcпонаты. „Жизненный путь Святителя Луки – пример служения Богу и Отечеству. Что значит святитель Лука в Вашей жизни? ˮ Так называлась тема научно-практической конференции, которая прошла накануне дня памяти святителя Луки в районном доме творчества Фатежа. В ее работе приняли участие священнослужители, педагоги, работники учреждений культуры, медики, студенты и учащиеся. Почетными гостями и участниками конференции стали секретарь Железногорской епархии, протоиерей Димитрий Чачин, благочинный Фатежского церковного округа, протоиерей Николай Кобелев, насельница архиерейского подворья в честь святого Луки схимонахиня Лука, заведующий кафедрой оперативной хирургии, доктор медицинских наук, профессор КГМУ Александр Бежин, профессор Первого московского медицинского университета, председатель общества православных врачей России имени Святителя Луки Александр Недоступ. Медаль Луки Крымского — государственная награда Российской Федерации, вручающаяся за заслуги в здравоохранении. Названа в честь выдающегося хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Валентина Феликсовича Войно- Ясенецкого, 1877—1961). Учреждена 19 июня 2020 года указом Президента Российской Федерации № 404 «Об учреждении ордена Пирогова и медали Луки Крымского». Этим же указом учреждён орден Пирогова. 21 июня 2020 года ко Дню медицинского работника Владимир Путин подписал указы о награждении работников российских медицинских и научных учреждений за большой вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией, самоотверженность и профессионализм, проявленные при исполнении профессионального долга, орденом Пирогова и медалью Луки Крымского. Согласно указу, медалью были награждены несколько сотен медицинских работников по всей России. Главный храм, связанный с именем святого Луки – это Свято-Троицкий собор в Симферополе. Сюда со всей страны и из-за границы едут паломники, чтобы приложиться к его мощам. Рака с мощами свт. Луки в Симферополе Храмы в его честь есть в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Перми и т.п. Зачастую это церкви и часовни при больницах. С 9 по12 ноября 2018 г. в г.Курск привозили мощи святителя Луки( Крымского). 11.Дети святителя. Все дети профессора пошли по его стопам и стали медиками: Михаил (1907—1993) и Валентин (1913—1992) стали докторами медицинских наук; Алексей (1909—1985) — доктором биологических наук; Елена (1908—1971) — врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки тоже стали учёными, Ольга Валентиновна Войно-Ясенецкая стала создателем Одесского областного патологоанатомического бюро, Алексей Валентинович Войно-Ясенецкий стал профессором, д.м.н., урологом, директором центра урологии. Внук Владимир Лисичкин — экономист, депутат Государственной думы РФ, инициатор процесса реабилитации деда и автор книги о нём «Лука, врач возлюбленный» (2009). 12. Случаи чудесной помощи святого Луки Крымского. Святитель помогает людям и после своего ухода из земной жизни. Существует множество свидетельств тех, кому помог св. Лука. Приведем лишь некоторые случаи: - у крымского педагога Валентины Я. медицинское обследование показало формирование кисты. Она усердно молилась святому Луке, читала акафисты, и через два месяца новое обследование показало, что новообразование отсутствует; - в больничном храме свт. Луки в городе Днепропетровске в дни, когда кому-то из больных особенно нужна помощь, в пустом храме раздаются звуки Богослужения, звучат голоса и пахнет ладаном. Икона святого Луки иногда покрывается капельками мира; - в одну из больниц в Афинах доставили мусульманскую семью с признаками сильнейшего отравления. Спасти больных не было надежды, но врач обратился к святому Луке, и люди были спасены; - греческий мальчик исцелился от опасной болезни, приложив фотографию святого Луки к телу под одеждой. 13.С какими просьбами и бедами следует приходить к иконе святого? Конечно, с просьбами об исцелении, ведь святитель при жизни был талантливым врачом. Но обращаются к святому лекарю и с другими просьбами: - избавиться от физических недугов и страданий; - укрепить веры; - перед скорой операцией и трудным лечением; - выносить и родить ребенка; - исцелиться от психологических и психических недугов. Известны случаи, когда абитуриенты молились образу за свое поступление в медицинский ВУЗ и поступили, несмотря на жесткий отбор и, казалось бы, невозможные препятствия. У таких молодых христиан сбывалась мечта всей их жизни — лечить людей. Молятся иконе и об обретении веры, приходят к образу верующие, находящиеся на распутье или в испытаниях, молятся матери о заблудших, потерявших веру сыновьях и всем святой отвечает на молитвы, за всех ходатайствует перед Творцом. После перехода в вечную жизнь, бывший врач печется о заблудших душах и, будучи духовным наставником, молится за покой для верующих. III.Заключение Проходит время, сегодня в нашей стране и на территории нашей малой родины, по-другому относятся к православной церкви. Тысячи россиян приходят в храмы, обретая здесь духовную защиту и поддержку. И мы думаем, что это правильно. В настоящее время, на наш взгляд, первоочередными проблемами в нашем обществе являются: недостаток патриотических качеств в человеке и душевной теплоты. Все чаще мы видим, что люди стремясь к собственному благополучию, забывают, что живут в этом мире не одни, что кругом тоже люди, с которыми необходимо считаться. Черствость души – самая страшная болезнь на свете. Жизнь святого архиепископа Луки ярко показывает, что христианские идеалы ведут человека через все испытания, учат милосердию и терпению. Нам кажется, что стоит брать пример с таких людей, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Ведь и сегодня важно в современном мире находить силы проявлять благородство, доброту, заботу о ближних. IY. Библиографическое оформление. Книги о Святителе Луке Войно-Ясенецком. 1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. – Симферополь: Издательство Симферопольской и Крымской епархии. 2. Иерей Василий Печевистый. Владыка Лазарь встретился с юношей, исцелённым Святителем Лукой. / Православие и медицина. №2 (9), 2011. – Симферополь. 3. Ишин А.В. Благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих (к духовному портрету святителя Луки). / Православие и медицина. №2 (9), 2011. – Симферополь. 4. Протодиакон Василий Марущак. Биография святителя Луки. / Православие и медицина. №2 (9), 2011. – Симферополь. 5.Протодиакон Василий Марущак. Житие святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). – Симферополь: Издательство Симферопольской и Крымской епархии. 6. lib.pravmir.ru «Православие и мир. Электронная библиотека» 7. http :// hram- rpb. cerkov.ru 8. Газета „Православный вестникˮ июнь 2016 № 6„Железногорская епархияˮ 9. Православный Церковный календарь 2021г. 10. https://gidcrima.ru/simferopol/dostoprimechatelnosti/pamyatnik-svyatitelyu-luk Y. Список приложений Приложение №1 Словарик Мученики-т.е. христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедники. Святители-епископы или архиерии, угодившие Богу своею праведною жизнью, как, например, святой Николай Чудотворец. Монах - член религиозной общины, живущий в монастыре и давший обет вести образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава. Архиепи́скоп— старший (начальствующий) епископ. В исторических церквях — почётный титул епископа (архиерея). В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) архиепископ — титул или один из титулов предстоятеля данной церкви. Кафедра — в христианской церкви: почётное место епископа, также символ епископской власти. Приложение №2 Памятные даты святителя Луки в 2021 году • 100 лет со дня защиты докторской диссертации «Регионарная анестезия» • 95 лет со дня пресвитерской хиротонии • 70 лет со дня назначения на Симферопольскую кафедру и получения Сталинской премии первой степени • 55 лет со дня блаженной кончины • 20 лет обретения святых мощей и канонизации Приложение №3 Храмы и памятники в честь святителя Луки Муравлево. Церковь Луки (Войно-Ясенецкого) (строящаяся) Курский района Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В этом доме когда-то жил будущий святитель Луки Фатеж. Архиерейское подворье . Святитель Лука Скальпель врача В.Ф.Войно-Ясенецкого г. Симферополь Монумент располагается около больницы, названной в честь святителя Луки, где он работал врачом На территории Курского государственного медицинского университета 23 сентября 2021 года открыли памятник русскому хирургу, духовному писателю, епископу Русской православной церкви святителю Луке Приложение №4 Награды Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Диплом лауреата сталинской премии В феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения бриллиантового креста на клобуке, «во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности» Медаль Луки Крымского. Учреждена Указом Президента России 19 июня 2020 года. |