Практическая работа к разделу 2.6 «Человек созидание». Шарыповский район музей под открытым небом
Скачать 32.99 Kb.
|
Практическая работа к разделу 2.6 «Человек: созидание» Тема: Шарыповский район – музей под открытым небом. Класс: 5-7 класс Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с историей возникновения и развития района; 2. Обратить внимание обучающихся на памятники археологии, которые находятся на территории района и являются источником знаний о прошлом нашей малой родины; 3. Мотивировать обучающихся к активной деятельности по сохранению археологических памятников на территории села и района. Оборудование: компьютер, электронная презентация, материалы для творческого задания, экспонаты из школьного музея, книги о районе. Ход урока (Слайд 1) 1. Организационный момент. Приветствие ребят, присутствующих на уроке гостей. 2. Звучит стихотворение о Шарыповском районе, которое читает учитель. На фоне стихотворения, на экране демонстрируются слайды с изображением красот и людей Шарыповского района. (Слайды 2-12) Бегут года, сменяя поколенья. Уходит солнце за далёкий небосклон. Лишь молодеет, полон вдохновенья, Наш милый край, Шарыповский район! А на полях пшеница колосится. Качает ветер ветви гибких крон. Пускай пейзаж сей мирный вечно длится. Пусть процветает наш Шарыповский район! Проносится над тихими лугами Колоколов соборных громкий звон. Всегда живи и здравствуй вместе с нами, Наш милый край, Шарыповский район! Озёра просыпаются с восходом, Весёлый шум летит со всех сторон... Становится богаче с каждым годом Родимый край – Шарыповский район! (Автор стихотворения Николай Белянин, с. Шушь) (Сдайд 13) 3. Далее следует слово учителя о том, что в 2016 году ожидается целый ряд мероприятий, посвященных празднованию 75-летия со дня образования Шарыповского района. А также дается небольшая историческая справка об образовании и развитии района. (Слайд 14) Весной 1941 года решением директивных органов в составе Хакасской автономной области был образован Шарыповский район. Свидетельством этому служит Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1941 года «Об установлении административно-территориального состава Шарыповского района Красноярского края». В середине 1947 года район перешел в административное управление Красноярского края. К началу 60-х годов 20 века район был упразднен и вновь возродился 3 ноября 1965 года. (Слайд 15) Район расположен на юго-западе центральной части Красноярского края. На северо-западе граничит с Кемеровской областью, на юго-западе - с республикой Хакасия, на востоке - с Ужурским и Назаровским районами, на севере - с Боготольским районом Красноярского края. (Слайд 16) Удивительный край – Шарыповский район. Говорят, кто однажды здесь побывал, навсегда оставляет частицу сердца своего этой земле, помнит о ней и бережно хранит воспоминания о прекрасных ландшафтах, многочисленных древних курганах, голубых озерах, а главное – о людях, которые живут и трудятся на этих просторах. Первый енисейский губернатор А. П. Степанов был очарован открывшимися ему просторами шарыповской земли, о чем он восторженно писал в своей книге «Енисейская губерния», изданной еще в 1835 году. Ученые (можно привести десятки имен) изучали историю, географию, этнографию, экономическую жизнь региона. Почти все известные исследователи Сибири путешествовали по землям, входящим в современные границы Шарыповского района. (Слайд 17) В мае 1722 года Даниил Готлиб Мессершмидт, приглашенный Петром Великим для изучения Сибири, ехал в минусинские степи мимо озер Белое, Божье. Его поразило обилие памятников древности, многочисленные курганы и красота озер. Шарыповский район – уникальный уголок Красноярья, где находится около трехсот малых и больших озер, среди которых – озера Инголь и Цинголь являются памятниками природы. (Слайд 18) Район богат полезными ископаемыми. Бурый и каменный уголь, нефелины и полиметаллические месторождения, нерудное сырье составляют одно из богатств территории. Удивителен и прекрасен животный и растительный мир. Но сегодня мы с вами подробнее остановимся на еще одной особенности и уникальности нашего района – это археологические памятники, которые являются достоянием не только района, но и края и даже страны в целом. (Слайд 19) Время, в которое древнее человечество расселилось по территории Сибири, принято называть эпохой палеолита. В Шарыповском районе известно несколько стоянок данного времени. Первая из них – «Березовский ручей – 1» была обнаружена на высоком правом берегу реки Береш случайно в 1981 году. Находки на стоянках эпохи палеолита подтверждают охотничий характер деятельности древних людей и свидетельствуют о том, что шарыповская земля была освоена уже в стародавние времена. (Слайд 20) В середине третьего тысячелетия до нашей эры во многих областях Южной Сибири в жизни древнего населения произошли значительные перемены. Именно тогда человечество впервые обратилось к металлу, в первую очередь – к меди. Племена, жившие в Южной Сибири в данное время, получили название афанасьевские – по месту раскопок археологического памятника этой эпохи под горой Афанасьева в Хакасии. В Шарыповском районе отмечено три местонахождения, где найдены артефакты этого культурно-исторического этапа. Афанасьевские племена в Шарыповском районе сменили окуневские племена. Они сильно отличались от афанасьевцев даже антропологически: если первые были типичными европейцами, то вторые имели монголоидные черты. Наиболее значительными памятниками окуневского времени являются произведения искусства: каменные изваяния, петроглифы, костяные резные фигурки. Из культур бронзового века в Шарыповском районе наиболее обширный материал получен для сменившей окуневскую в середине второго тысячелетия до нашей эры андроновской культуры. (Слайд 21) Первые памятники ее были открыты именно в Назаровской котловине близ деревни Андроново в Ужурском районе. Отсюда культура и получила свое название. В Шарыповском районе погребальные памятники этой культуры исследовались в нескольких местах: Ораки, Инголь, Ашпыл, Кашколь. Производились также раскопки поселений «Обьюл», «Инголь», «Берешская-3», «Сартачуль». Достаточно представлен подъемный материал: бронзовые серпы, ножи, шилья, каменные формы для литья из бронзы, каменные ступки, галечные песты, каменные и костяные наконечники стрел и многое другое. Завершает бронзовый век в Южной Сибири не менее яркая и самобытная карасукская культура. Она резко отличается от предшествующих по керамике, богатству бронзового инвентаря, обряду погребения, характеризуется началом перехода к полукочевому скотоводству. (Слайд 22) Эпоха железа. С этим периодом истории связана тагарская культура. В Назаровской котловине и в Шарыповском районе в особенности она представлена наиболее многочисленными и хорошо видимыми из-за своих характерных каменных курганных плит погребальными памятниками. Если тагарцев можно отнести к эпохе железа весьма условно, так как этот материал появляется лишь в конце существования культуры, то таштыкцы (первый – пятый века нашей эры) вполне овладели данным металлом. В Шарыповском районе раскопки памятников таштыкской культуры проводились близ села Ораки, где была найдена впускная могила, и у деревни Косонголь, здесь исследованы два склепа, принадлежащие знатным людям. 4. Учитель: Территория нашего района исследовалась неоднократно самыми разными археологами и палеонтологами. Из Красноярска, соседних с краем регионов, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Болонского университета. (Слайд 23) Но пальму первенства в изучении нашего района и сохранении его исторического наследия по праву можно отдать учёному-палеонтологу, научному сотруднику городского краеведческого музея, скульптору и художнику Сергею Анатольевичу Краснолуцкому. А сейчас давайте послушаем ребят, которые расскажут нам о самых значимых находках на территории нашего района, которые можно небезосновательно считать культурно-архитектурным наследием района. Выступление обучающихся: Кирилл Т. Имя нашего земляка современника, палентолога, археолога и скульптора Сергея Краснолуцкого известно далеко за пределами Шарыповского района. Сергей Анатольевич обладает несомненным даром полевого исследователя, ученого, огромной трудоспособностью. Он открыл около двухсот памятников древней истории – от поселений до крепостей. Благодаря исследованиям С.А. Краснолуцкого, район стал рассматриваться не только как территория с преимущественно памятниками погребального типа, но и прежде всего, как пространство, представленное городищами, поселениями, крепостями, рудоплавильнями, стоянками. В его в прохладной мастерской в Детской школе искусств пахнет деревом, краской и пылью. Кругом множество вырезанных из дерева скульптур, глиняных статуэток, камней, детских рисунков и других экспонатов художественного беспорядка. Сергей Анатольевич в свои пятьдесят хоть уже и седовласый с благородной бородой и в очках, но движения у него лёгкие, взгляд открытый, с юношеским блеском - во всём чувствуется настоящий художник. (Слайд 24) Раскопками Краснолуцкий увлекается ещё со школы. На его счету тысячи исторических находок: от домашней утвари и оружия до скелетов древних животных. В его честь даже назван скелет млекопитающего, предка современной крысы - «мышь Краснолуцкого». Во втором зале шарыповского краеведческого музея находится, пожалуй, самая интересная выставка, где собраны археологические и палеонтологические находки. Но центральным экспонатом здесь является скелет динозавра. Дарья С. Нашли его ещё в 2000 году. Из разговора с родственниками Сергей Анатольевич услышал о том, что неподалёку от села Шестаково, на берегу реки Кия томские и новосибирские учёные уже несколько лет «копают динозавров», он загорелся идей, что аналогичные остатки могут быть и в Шарыповском районе. Его предположение основывалось на простой логике: село Шестаково и река Кия от Шарыпова всего в 160 километрах. Интуиция подсказала, что искать надо ниже открытого угольного разреза. И нашёл. Метрах в пяти над слоем угля обнаружил фрагменты панциря черепах, чешуи доисторических рыб и, наконец, зубы динозавров. Позже Александр Аверьянов, доктор биологических наук из Санкт-Петербурга, знаток позвоночных, и Томас Мартин, профессор Болонского университета, а потом и другие учёные доказали, что это новый, ранее неизвестный вид хищных динозавров. Ему присвоили сначала неформальное название «Шарыпозавр килескус», образовав его от названия города и хакасского слова «килескус» - «ящерица». Но теперь, уже официально, этот динозавр называется Kileskus aristotocus. Владимир Л. (Слайд 25) В конце двадцатого века ученые детально исследуют наскальные рисунки в районе села Ораки и Большое Озеро. Писаницу на горе Кедровой еще в 1909 году изучал А.В. Адрианов. Спустя девять десятков лет кандидат исторических наук В.А. Семенов М.Е. Килуновский и старожилы- археологи С.В. Красниенко и А.В. Субботин создали творческий коллектив для спасения петроглифов на горе кедровой. Инициатива была поддержана грантом президента Российской Федерации, что позволило квалифицированно скопировать все сохранившиеся группы петроглифов, сделать видео- и фотосъемки, составить подробное описание памятника на горе Кедровой и снять точный топографический план всего объекта исследования. Помимо наскальных рисунков у Ораков на горе Кедровой, был всесторонне исследован практически неизвестный памятник наскального искусства на хребте Каратаг у села Большое Озеро. В последующие годы – 2001-2002 изучение было продолжено – исследовались изображения на плитах курганов. (Слайд 26) Писаницы, наскальные изображения, – проявления духовной культуры древнего человека, которым поклонялись на протяжении продолжительного исторического времени. Культ писаниц является одним из самых распространенных среди народов Сибири и известен еще с каменного века. С ним связаны охотничье-промысловая магия, магия воспроизводства и парциальная. Писаница «Орак» являет нам «почерк» людей железного века и средневековья. Найти можно, двигаясь на северо-запад от деревни Орак, к горе Кедровой. Еще первооткрывателем этой писаницы в 1909 году А.В.Адриановым обнаружены рисунки, изображающие 62 фигуры в технике выбивки: олени, козлы, люди, котлы, сцены охоты и тамговидные знаки. Некоторые рисунки отражают черты развития космического культа, в частности солнца. И ныне зрелище потрясающее: на плоскость песчаного плиточника точечными ударами нанесена бытовая жизнь людей, живших 3 тысячи лет назад, потрясает знаменитая «сцена терзания» - волк, вцепившийся в шею оленя - как символ борьбы добра и зла, старого и нового. Писаницы открываются исследователям до сих пор, так, в долине Малого озера на одной из скал гор Каратаг в 1999 году обнаружены и описаны еще более впечатляющие 20 групп писаниц. Наталья З. (Слайд 27) КАМЕННАЯ ДЕВА ИСЦЕЛЯЕТ ОТ БЕСПЛОДИЯ Древнейшее изваяние творит чудеса, неподвластные даже самой современной медицине: фигура женщины, навсегда застывшая в камне, приносит бездетным парам долгожданное счастье, даруя супругам малышей! Стоит девушке лишь поклониться статуе Тигер Тас Обаа и дотронуться до ее четко очерченных губ, как всего через несколько месяцев наступает желанная беременность! Шаманы, которых чтут в Красноярском крае за умение видеть будущее и способность разговаривать с душами давно умерших, провели таинственный обряд, максимально открывший всю энергетическую силу изваяния. Уже научно доказано, что от статуи Тигер Тас Обаа излучение- не магнитное, не радиоактивное, не электрическое…Его природа до сих пор неведома людям! В конце обряда надо загадать самое заветное желание, только искренне и от всего сердца. И тогда у разведенных наладится семейная жизнь, одинокие встретят вторую половинку, а бесплодные, несомненно, забеременеют. Изваяние Каменной девы (Тигер Тас Обаа) находится недалеко от базы отдыха «Лукоморье». на берегу озера Малое. 5. Учитель: Как уже было сказано в начале урока, на территории нашего села тоже были найдены стоянки древних людей, но они не многочисленны и практически не оставили какого-либо подъемного материала. Но между тем в нашем школьном музее имеется несколько вещей, которые были найдены в окрестностях села, и которые могли принадлежать какой-либо культуре. Предлагаю вам рассмотреть немного эти экспонаты и попробовать найти или определить приметы древности. Выполнение задания (3-5 минут) 6. А сейчас я попрошу ребят сгруппироваться друг с другом и образовать три группы. Каждая из которых получит небольшое задание. Итак, группа 1 – Вам необходимо подумать, посовещаться и ответить на вопрос «Что мы лично можем сделать, чтобы сохранить историческое и культурное наследие Шарыповского района. А вторая группа в это время попробует привести нам аргументы «Для чего нужно сохранять культурные и исторические памятники?» Ну, и наконец, третья группа за это время попробует изобразить поздравительную открытку с юбилеем для нашего района. Выполнение заданий – 10 минут 8. Проверка заданий, выполненных группами обучающихся. 9. Подведение итогов урока. Учитель: А сейчас давайте узнаем, какое же настроение у вас от данного урока. У вас у всех есть карточки двух цветов: красного, что означает «не понравился урок, не узнал(а) ничего нового» и зеленого – «Все понравилось, узнал(а) много нового, хочу еще больше узнать». Вам необходимо приклеить на доску ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению после урока. Обучающиеся выполняют задание, определяется общее настроение и впечатление от урока. Учитель: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Вы внимательно слушали, дополняли меня и помогали мне. Спасибо Вам за урок. Обсудим вместе. Какой вклад в культуру общества внесли люди, с которыми мы познакомились? Могут ли они стать примером для подражания? Есть ли в жизни место трудовым подвигам, или героем можно стать только на войне? Пострадала бы нравственность общества, если бы люди не думали о результатах своего труда, а заботились только о своём благе? Критерии оценивания
Интерпретация результатов:
|