анализ произведения искусства. анализ произв искусства. Методические рекомендации в ходе выполнения задания желательно придерживаться следующего плана Указание времени создания
Скачать 30.24 Kb.
|
Задание № 4. Анализ памятника живописи или декоративно-прикладного искусства. Алгоритм выполнения: 1. Выбрать памятник по собственному усмотрению. 2. Изучить доступную литературу/Интернет ресурсы по выбранному объекту. 3. Проанализировать социо-культурное поле, в рамках которого создавался объект. 4. Выделить основную информацию. Методические рекомендации: В ходе выполнения задания желательно придерживаться следующего плана: 1. Указание времени создания. Шедевр Джотто был написан в 1303-1305 гг. на южной стене Капеллы Скровеньи (Небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия). Это очень творческий период, когда в период 1300-1400 гг. здесь зарождалась доренессансная живопись, а также скульптура и архитектура. Прото-ренессанс - мост между средневековым готическим искусством и ранним ренессансом. В живописи 14 века преобладали две школы. ❶ Консервативная Сиенская школа живописи под руководством Дуччо де Буонинсенья (1255-1318), которая продвигала старый стиль византийского искусства, включая его современный вариант, известный как международная готика (около 1375-1425); ❷ Флорентийская школа проторенессанса под руководством Джотто (1267-1337). (Хотя новая форма фигуративного «реализма» Джотто стала основным стилем искусства эпохи Возрождения в 15 веке, это было искусство византийского стиля, стиль, которому преподавали в городе Сиена, который все ещё был преобладающим языком в 14 веке и оставался таким на протяжении большей части века – не в последнюю очередь потому, что интернациональная готика стала популярной во многих королевских дворах Европы. Тем не менее, именно Джотто первым привлёк внимание своими фресками в капелле Скровеньи в Падуе (около 1303-10 гг.). Шедевр религиозного искусства, эти картины отказались от условностей плоского иератического стиля византийского искусства в пользу большего натурализма. Фигуры действительно выглядели настоящими. ----------- Флорентийская школа Известная художественная школа, созданная в итальянской Тоскане. Художники этой школы работали под влиянием реалистической стилистики, разработанной во Флоренции в XIV веке, во многом благодаря усилиям Джотто ди Бондоне. К представителям флорентийской школы относятся известные итальянские художники Филиппо Брунеллески, Донателло, Микеланджело, Фра Анжелико, Боттичелли, Липпи, Мазолино и Мазаччо.) 2. Указание конкретной региональной принадлежности. 3. Указание автора иди группы авторов (архитекторов). 4. Указание заказчика. 5. Указание владельца. 6. Общая характеристика социокультурной ситуации периода возведения данной постройки (в радиусе от двух до 4 (не более!) лет). Италия вступила в XIV век страной, свободной от власти высших политических сил средневековья — Империи и папства. Таким образом, с начала XIV века в Италии сложилась беспримерная для Европы того времени ситуация: полными хозяевами положения в стране оказались городские республики, вступившие в пору бурного экономического подъема. Особенно блистательным был расцвет Флоренции 7. Общая характеристика особенностей памятника и его целевое назначение. 8. Время создания, название, техника, замысел, прототип. Монументальная живопись Поцелуй Иуды — эпизод Евангелия (В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении). Для создания фрески использовался хрестоматийный библейский сюжет, до Джотто довольно часто встречавшийся в искусстве. Это момент осуществления предательства Иуды Искариота, одного из учеников Христа. По Библии, один из учеников Христа, его апостол, предал его за тридцать серебряных монет. Для того, чтобы стражи смогли схватить Иисуса, Иуда должен был выделить его из толпы сторонников, подойдя к нему после вечери и обняв Учителя. Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла. Мирный проповедник Христос жестоко предан своим же любимым учеником, и не из идеологических разногласий, а всего лишь за жалкие деньги. 9. Жанр, тема, сюжет, образы. 10. Композиционная схема: размер, формат, рама, основные композиционные линии, соотношение частей, диалог жестов. Размер: Высота: 200 см, Ширина: 185 см Техника: фреска (ФРЕ́СКА (от итал. fresco, букв. – свежий), вид живописной техники. Используется в монументальном искусстве для стенных росписей. Ф. создаётся темперной живописью (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной. ) Искусствоведы считают Джотто создателем композиции. КОМПОЗИЦИЯ когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», мы сразу выделяем глазами центр композиции. В этом центре происходит главное драматическое событие. На картине Христос и Искариот в центре композиции, фигура Христа едва заметно сдвинута влево. Иуда при поцелуе укрывает Иисуса своим золотым плащом (намек на истинные мотивы – обогащение через предательство), который выписан невероятно реалистично, объемно, почти ощутимо. Но главное – это реакция персонажей, их эмоциональное вовлечение. Нам кажется, что происходят очень бурные действия, а на самом деле действие останавливается в кульминационной точке, оно все подвешено к паузе, к молчанию, к секунде до того, как Иуда поцелует Христа. На самом деле, в работе «Поцелуй Иуды» нет самого поцелуя, так как действие происходит за мгновение до. Эмоции двух совершенно разных людей умело выписаны на лицах: принятие и осознание у Христа, вероломство у Иуды. Он рассматривает Спасителя, ищет в нем какой-то отклик, но Иисус не дает ему желанного контакта. На заднем плане мы видим вскинутую к небесам трубу, это словно временная петля: она возвещает о Воскрешении Христа, которое еще не произошло. --- композиция, если в нее всмотреться, становится центростремительной: от кулис она все нарастает и нарастает, приближаясь к центру. А потом от центра становится центробежной и разбегается вновь не только к кулисам, но стремительно движется вверх колосника. Мы видим справа и слева двух героев второго плана на репликах. Мы видим справа, как вошел первосвященник Иерусалимского храма и показывает пальцем на Христа. То есть если мы проследим за движением его пальца, мы как раз упремся в лицо Христа. А слева мы видим апостола Петра, который, хоть и отрекся трижды, пока трижды пропел петух, но все-таки вытащил хлебный нож и этим ножом отрезал ухо рабу первосвященника. И мы видим, как он с этим ножом кидается вперед, но путь ему преграждает толпа. И если мы проследим за направлением руки и за направлением ножа, то увидим, что эти линии сходятся над плащом Иуды – на лицах. Поэтому можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. --- Фигуры на фреске имеют объем, они уже не висят в воздухе, как на иконах, а складки их одеяний подчеркивают формы тел и движения. В целом все изображение кажется очень динамичным и выразительным. 11. Пространство: перспектива, глубина. Порядок, в котором «выстроены» факелы и мечи позволяют взгляду ощутить пространство воздуха. 12. Светотень: источник света, эффекты освещения, эмоциональное воздействие света. 13. Цвет и колорит (гамма, тон) Многофигурная композиция оформлена в очень красивой, сияющей цветовой гамме. На темно-синем фоне в весьма живых позах размещены три группы людей. В центре – Христос и вероломный Иуда, с одной стороны – наступающие стеной стражники и первосвященник, а с другой – апостолы и в гневе замахнувшийся ножом на предателя святой Петр. По Библии, он был рыбаком и нож всегда носил при себе. На фреске только он и Иисус выделен золотыми нимбами. (золотой — богатство, сила, верность, правда (честность)) Впервые у Джотто фигуры библейских персонажей обрели не стандартные лики, а узнаваемые, характерные и живые лица. Христос – светловолосый и привлекательный молодой мужчина, а Иуда – отвратительный не только своим поступком, но и внешностью, стражники со злобным выражением лиц и взволнованные ученики – все это совершенно необычно для живописи предыдущих периодов. 14. Проблематика и мастерство художника. Картину Джотто можно считать вполне осязаемым предчувствием эпохи Возрождения, где человек встанет в центр мироздания, а его чувства и мысли станут главной ценностью для искусства. Эта фреска считается одним из лучших произведений Джотто. В ней он проявился не только как талантливейший художник, но и как новатор, который изменил статичное и лишенное эмоциональности искусство, привнеся в него пространство, объем и экспрессию. Жанр: монументальная живопись Техника: Фреска, темпера (Темпера (от итальянского temperare — «смешивать») — древняя техника живописи, в которой для создания художественных образов используются водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов и натуральных или искусственных эмульсий. Темперой в изобразительном искусстве также принято называть непосредственно сами водоэмульсионные краски различных видов. Эта живописная техника была самой популярной в мировом искусстве на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до изобретения масляных красок в XV веке.) Стиль: проторенессанс (предвозрождение) Существует интересный анекдот о том, как Папа Римский, искавший мастера для Рима, послал придворных к Джотто. Те попросили уже знаменитого в те годы живописца подтверждений таланта в виде рисунков, чтобы показать главе католической церкви. Джотто макнул кисть в красную краску, и, прижав локоть к телу, создавая таким образом циркуль, начертил идеально ровный круг. Отдал этот рисунок для Папы, сказав, что и такого подтверждения достаточно. В народе тут же родилось выражение, адресованное безнадежным простакам: «Ты еще круглее, чем джоттовское О». «Поцелуй Иуды», «Взятие Христа под стражу» 2 слайд Джо́тто ди Бондо́не — итальянский живописец и архитектор XIV века, один из первых представителей проторенессанса. Ключевая фигура в истории западноевропейского искусства. Преодолевая византийскую иконописную традицию, Джотто стал основателем итальянской школы живописи. Он стал основателем современной европейской живописи, инициатором новейшей методики объемного изображения пространства. В его творчестве находили вдохновение такие великие мастера кисти, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Новаторство живописца Джотто ди Бондоне, заложивший основы итальянской школы живописи, был инициатором ряда новшеств: он создал новую технику живописи в трехмерной пространственной перспективе (сама перспектива еще не была у него совершенной), которая заменила общепринятый стиль плоского изображения в иконописи. Художник изображал светотень и фигуры перестали быть плоскими. святые на фресках и полотнах были представлены как живые люди с выражением эмоций и различных чувств на лицах. 3 слайд Размер: Высота: 200 см, Ширина: 185 см Техника: фреска (ФРЕ́СКА (от итал. fresco, букв. – свежий), вид живописной техники. Используется в монументальном искусстве для стенных росписей. Ф. создаётся темперной живописью (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной. ) Жанр: монументальная живопись Техника: Фреска, темпера (Темпера (от итальянского temperare — «смешивать») — древняя техника живописи, в которой для создания художественных образов используются водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов и натуральных или искусственных эмульсий. Темперой в изобразительном искусстве также принято называть непосредственно сами водоэмульсионные краски различных видов. Эта живописная техника была самой популярной в мировом искусстве на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до изобретения масляных красок в XV веке.) Стиль: проторенессанс (предвозрождение) 4 вариант Шедевр Джотто был написан в 1303-1305 гг. на южной стене Капеллы Скровеньи (Небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия). Италия вступила в XIV век страной, свободной от власти высших политических сил средневековья — Империи и папства. Таким образом, с начала XIV века в Италии сложилась беспримерная для Европы того времени ситуация: полными хозяевами положения в стране оказались городские республики, вступившие в пору бурного экономического подъема. Особенно блистательным был расцвет Флоренции. Это очень творческий период, когда в период 1300-1400 гг. здесь зарождалась доренессансная живопись, а также скульптура и архитектура. Прото-ренессанс - мост между средневековым готическим искусством и ранним ренессансом. В живописи 14 века преобладали две школы. ❶ Консервативная Сиенская школа живописи под руководством Дуччо де Буонинсенья (1255-1318), которая продвигала старый стиль византийского искусства, включая его современный вариант, известный как международная готика (около 1375-1425); ❷ Флорентийская школа проторенессанса под руководством Джотто (1267-1337). Флорентийская школа Известная художественная школа, созданная в итальянской Тоскане. Художники этой школы работали под влиянием реалистической стилистики, разработанной во Флоренции в XIV веке, во многом благодаря усилиям Джотто ди Бондоне. К представителям флорентийской школы относятся известные итальянские художники Филиппо Брунеллески, Донателло, Микеланджело, Фра Анжелико, Боттичелли, Липпи, Мазолино и Мазаччо. 5 вариант Поцелуй Иуды — эпизод Евангелия (В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении). Для создания фрески использовался хрестоматийный библейский сюжет, до Джотто довольно часто встречавшийся в искусстве. Это момент осуществления предательства Иуды Искариота, одного из учеников Христа. По Библии, один из учеников Христа, его апостол, предал его за тридцать серебряных монет. Для того, чтобы стражи смогли схватить Иисуса, Иуда должен был выделить его из толпы сторонников, подойдя к нему после вечери и обняв Учителя. Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла. Мирный проповедник Христос жестоко предан своим же любимым учеником, и не из идеологических разногласий, а всего лишь за жалкие деньги. Искусствоведы считают Джотто создателем композиции. КОМПОЗИЦИЯ когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», мы сразу выделяем глазами центр композиции. В этом центре происходит главное драматическое событие. На картине Христос и Искариот в центре композиции, фигура Христа едва заметно сдвинута влево. Иуда при поцелуе укрывает Иисуса своим золотым плащом (намек на истинные мотивы – обогащение через предательство), который выписан невероятно реалистично, объемно, почти ощутимо. Но главное – это реакция персонажей, их эмоциональное вовлечение. 6 слайд На заднем плане мы видим вскинутую к небесам трубу, это словно временная петля: она возвещает о Воскрешении Христа, которое еще не произошло. --- композиция, если в нее всмотреться, становится центростремительной: от кулис она все нарастает и нарастает, приближаясь к центру. А потом от центра становится центробежной и разбегается вновь не только к кулисам, но стремительно движется вверх колосника. Мы видим справа и слева двух героев второго плана на репликах. 7 слайд Мы видим справа, как вошел первосвященник Иерусалимского храма и показывает пальцем на Христа. То есть если мы проследим за движением его пальца, мы как раз упремся в лицо Христа. А слева мы видим апостола Петра, который, хоть и отрекся трижды, пока трижды пропел петух, но все-таки вытащил хлебный нож и этим ножом отрезал ухо рабу первосвященника. И мы видим, как он с этим ножом кидается вперед, но путь ему преграждает толпа. И если мы проследим за направлением руки и за направлением ножа, то увидим, что эти линии сходятся над плащом Иуды – на лицах. Поэтому можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. 8-9 слайды Апостол Павел отрезает ухо Солдат наступает на ногу позади стоящему --- Фигуры на фреске имеют объем, они уже не висят в воздухе, как на иконах, а складки их одеяний подчеркивают формы тел и движения. В целом все изображение кажется очень динамичным и выразительным. Порядок, в котором «выстроены» факелы и мечи позволяют взгляду ощутить пространство воздуха. 10 слайд Нам кажется, что происходят очень бурные действия, а на самом деле действие останавливается в кульминационной точке, оно все подвешено к паузе, к молчанию, к секунде до того, как Иуда поцелует Христа. На самом деле, в работе «Поцелуй Иуды» нет самого поцелуя, так как действие происходит за мгновение до. Эмоции двух совершенно разных людей умело выписаны на лицах: принятие и осознание у Христа, вероломство у Иуды. Он рассматривает Спасителя, ищет в нем какой-то отклик, но Иисус не дает ему желанного контакта. Многофигурная композиция оформлена в очень красивой, сияющей цветовой гамме. На темно-синем фоне в весьма живых позах размещены три группы людей. В центре – Христос и вероломный Иуда, с одной стороны – наступающие стеной стражники и первосвященник, а с другой – апостолы и в гневе замахнувшийся ножом на предателя святой Петр. По Библии, он был рыбаком и нож всегда носил при себе. На фреске только он и Иисус выделен золотыми нимбами. (золотой — богатство, сила, верность, правда (честность)) Впервые у Джотто фигуры библейских персонажей обрели не стандартные лики, а узнаваемые, характерные и живые лица. Христос – светловолосый и привлекательный молодой мужчина, а Иуда – отвратительный не только своим поступком, но и внешностью, стражники со злобным выражением лиц и взволнованные ученики – все это совершенно необычно для живописи предыдущих периодов. Картину Джотто можно считать вполне осязаемым предчувствием эпохи Возрождения, где человек встанет в центр мироздания, а его чувства и мысли станут главной ценностью для искусства. Эта фреска считается одним из лучших произведений Джотто. В ней он проявился не только как талантливейший художник, но и как новатор, который изменил статичное и лишенное эмоциональности искусство, привнеся в него пространство, объем и экспрессию. |