Главная страница

цвет зинченко. Зинченко В.П., Мунипов В.М. ''Основы эргономики%22. Литература 25 Краткая история развития эргономики 27


Скачать 4.07 Mb.
НазваниеЛитература 25 Краткая история развития эргономики 27
Анкорцвет зинченко
Дата21.04.2023
Размер4.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗинченко В.П., Мунипов В.М. ''Основы эргономики%22.doc
ТипЛитература
#1079452
страница23 из 30
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30

§з. Яркостные характеристики зрительной информации



В оценку оптимальности яркостного режима включается нор­мирование уровня яркости и ее перепадов в поле зрения наблю­дателя для достижения заданных показателей эффективности обработки зрительной информации. Для оценки качества изобра­жения на индикационных устройствах нормируются значения кон­траста, контрастности или интервала яркостей, необходимого для передачи заданного числа градаций яркости и обеспечения четко­сти изображения, а также уровень и интервал яркостей для пра­вильной передачи в изображении светлотных характеристик ото­бражаемых объектов. Специальная задача решается при исполь­зовании яркости в качестве кода.

Уровень яркости. Оптимальной яркостью считаются те ее зна­чения, при которых обеспечивается максимальное проявление кон­трастной чувствительности — ведущей функции глаза. Показателем максимального проявления функции являются минимальные зна­чения порогового контраста. В табл. 5 даны значения яркостей для объектов разных угловых размеров, начиная с которых обес­печивается наивысшая контрастная чувствительность глаза.

Для практики отображения существенно, что при уровне опти­мальной яркости имеющийся «запас прочности» обеспечивает устойчивость эффективности обнаружения и различения к помехогенным факторам. К последним следует отнести как аппаратурные помехи, снижающие контрастность изображения, так и «зашум­ленность» основного изображения картографическим фоном, вспо­могательными линиями, цветовыми полями. При яркостях, обеспе­чивающих высокую контрастную чувствительность, можно в из­вестных пределах снижать контраст изображения без ухудшения различимости. Приведенные значения оптимальных яркостей отно­сятся лишь к операциям обнаружения объектов простой конфигу­рации с пороговой достоверностью, для вероятности обнаруже­ния 0,5. При различении объектов сложной конфигурации, при требованиях высокой точности опознания и большой скоростиобработки данных вводятся поправочные коэффициенты, увеличи­вающие значения яркости, полученные для задач обнаружения. Яркость фона (для объектов прямого контраста), обеспечиваю­щая наивысшую остроту различения (S=2,5), составляет 104 кд/м2. При различении сложных объектов наивысших значений острота зрения достигает при яркости фона в 3000 кд/м2. Однако с уменьшением яркости острота зрения изменяется не столь резко. Для яркостей 300—200 кд/м2 острота зрения состав­ляет 90% по сравнению с наибольшими ее значениями. Резкое падение остроты зрения наблюдается при выходе из диапазона яркостей дневного зрения, т. е. В<10 кд/м2.

При выборе яркости следует учитывать знак контраста изо­бражения. Острота зрения растет для обратного контраста с уве­личением яркости до 30—31 кд/м2, при дальнейшем ее росте острота зрения падает вследствие иррадиации.

Соотношение яркостей в поле зрения. При установлении опти­мального диапазона яркостей, одновременно находящихся в поле зрения оператора, необходимо обеспечить перепад яркостей, близ­кий к уровню адаптации. Яркости, попадающие в зону слепящих яркостей или в зону неразличимо-черного, резко снижают эффек­тивность работы оператора.

Максимально допустимый перепад яркостей в поле зрения опе­ратора не должен превышать 1 : 100. Оптимальное же соотноше­ние яркостей в поле зрения оператора, обеспечивающее высокий уровень контрастной чувствительности и быстроты различения, составляет 20 : 1 между источником света и ближайшим окруже­нием и 40 : 1 между самым светлым и самым темным участками изображения.

Градации яркости и качество изображения. Для передачи изображения алфавита знаков, условной картинной обстанов­ки и передачи реальных объектов (телевидение, кино) важнейшей характеристикой является число элементов или признаков, необ­ходимых для опознания объекта разных классов.

При опознании алфавита буквенно-цифровых знаков это число составляет 4—10. Для более сложных изображений оно равно 12—17, а опознание некоторых объектов требует четкого выделе­ния до 40 признаков.

В зависимости от типа изображения эти опознавательные эле­менты передаются разным числом градаций яркости. Минималь­ное число при передаче изображения равно двум. Таким числом градаций высвечиваются знаковые, символические сообщения — темные знаки на белом фоне (прямой контраст) или, наоборот, светлые на темном (обратный контраст). В этом случае качество изображения оценивается величиной контраста (К), вычисляемого как отношение разности объекта и фона к большей яркости.

Контраст до 20% рассматривают как малый, до 50%—сред­ний и свыше 50%—высокий. Рекомендуемая зона величины кон­траста лежит в пределах от 65 до 95%; при этом оптимальным является контраст, равный 85—90%. Контраст свыше 90% следует использовать в тех случаях, когда требуется наибольшая четкость изображения, а общее время работы небольшое. При длительной работе предпочтительнее контраст 85—90%.

При отображении же реальных объектов средствами телевиде­ния, кино важно точно передать соотношение яркостей деталей объектов пропорционально их коэффициентам отражения. Для хорошего изображения обязателен расчет числа градаций ярко­сти и определение шага при переходе от одной градации к другой. Для передачи крупных объектов с плавными световыми пере­ходами в соответствии с коэффициентом отражения необходимо не менее 15—40 градаций.

Обеспечение заданного числа градаций яркости возможно лишь при достаточном уровне контрастности изображения (|3), т. е. при интервале яркостей, внутри которого распределены эти градации.

Минимально допустимое значение контрастности, создающее удовлетворительное изображение, создается в интервале 1: 10.

Требуемая контрастность изображения зависит от содержания отображаемой информации и вида контраста. Для передачи слож­ного полутонового изображения с сохранением деталей необходи­мая контрастность составляет 1 : 100. Печатные изображения или изображения, образуемые штриховыми линиями, требуют кон­трастности 1 : 25. Величина контрастности существенно зависит от того, светлее или темнее фона отображаемые объекты. Для зна­ков обратного контраста в связи с необходимостью адаптации к небольшим значениям яркости контрастность приемлема в диа­пазоне 5—10. При высоких уровнях контрастности высвечиваемые знаки кажутся яркими источниками света.

Минимально допустимое значение контрастности при ее считы­вании знаков на фоне помехогенного и однотонного изображения определяется с учетом критериев эффективности считывания та­кой информации. Если учитывается только точность считывания, соотношение яркости полезного изображения и яркости помехи должно быть не меньше 2:1. При одновременном учете быстроты и точности опознания это соотношение увеличивается до 7:1, 9:1. Контрастность изображения снижается при внешнем освещении тем значительнее, чем ниже яркость экрана и чем больше яркость, создаваемая освещением извне. Уровень внешней засветки не дол­жен превышать 3—10% яркости экрана.

В оценку качества отображения входит определение числа градаций, воспринимаемых глазом, и сравнение их с числом гра­даций яркости, передаваемых на средствах индикации. Реальные условия отображения: малая яркость изображения, наличие шу­мов — приводят к невозможности различать отображаемое число градаций яркости из-за снижения чувствительности глаза.

Так, расчетное число различаемых градаций для телевизион­ного изображения составляет 95—100. Однако из-за перепадов яркостей в поле зрения наблюдателя и необходимости переэдаптации в этих условиях глаз различает не более 30—35 градаций, а при помехах число различаемых градаций для лучших металли­зированных экранов составляет 17, а для обычных телевизионных экранов не превышает 8—10.

Число различаемых глазом градаций яркости определяется на основании величины контрастной чувствительности в данных усло­виях по формуле

где т — число различаемых градаций яркости; |3 — контрастность изображения;

Кпор — величина порогового контраста в данных условиях на­блюдения.

Кпор определяют по соответствующим кривым с учетом ярко­сти адаптации, угловых размеров объектов, вида контраста, рав­номерности распределения яркостей в пространстве.

Кодирование яркостью. При передаче информации на средст­вах отображения, где яркость выступает в качестве кода, число градаций ограничивается возможностью абсолютной оценки чело­веком каждой из ступеней яркости. Пределом этой оценки явля­ются 3—10 световых градаций, включая уровень полного затем­нения.

Исходя из этого на средствах отображения типа телевизионных экранов, передающих вторичную обстановку (т. е. освобожденную от помех), используется 5—7 градаций в диапазоне контрастности 10:1. Если уровень яркости служит кодом для передачи качест­венных характеристик сообщений (например важности объектов), пределом числа яркостных градаций являются 4 градации, а наи­более употребляемым числом — 2 градации яркости.


1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30


написать администратору сайта