Главная страница

Литература 55 Установление в туркестане колониальной советской власти. Движение борцов за свободу План


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеЛитература 55 Установление в туркестане колониальной советской власти. Движение борцов за свободу План
Дата26.04.2022
Размер1.97 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файла416363.rtf
ТипЛитература
#496993
страница2 из 3
1   2   3

II. Октябрьский переворот и установление в Туркестане советской колониальной власти. Борьба за создание "Туркестанской автономии"



Общественно - политическая обстановка в Туркестане обострялась с каждым днем. Мусульманские лидеры всех направлений оставались горячими сторонниками Учредительного собрания, с его созывом они связывали достижение автономии, решение будущей судьбы края. Особенно их деятельность активизировалась с получением известия о назначенных на 12 ноября выборах в Учредительное собрание.

Уже тогда определились две тенденции. С одной стороны, серьезная подготовительная работа национал-демократов к выборам в Учредительное собрание, а с другой стороны, - полное игнорирование большевиками автономистических устремлений мусульман и усиленная подготовка к вооруженному восстанию с целью захвата власти.

“Улемисты" нарушили решение созванного по их же инициативе съезда туркестанских и казахских мусульман о необходимости совместного выдвижения кандидатур и 8-11 октября провели в Ташкенте Сырдарьинский областной съезд мусульман, который преимущественно состоял из их сторонников. “Шуроисламистов" на съезде были единицы. В повестку дня были включены два вопроса: составление списка кандидатов в делегаты Учредительного собрания от Сырдарьинской области и выборы двух членов от области в Краевой совет мусульманских депутатов.

Ожесточенный спор, разгоревшийся при обсуждении первого пункта повестки дня, по сути вылился в вопрос о сущности будущего государственного устройства края. Доводы “шуроисламистов" от необходимости добиваться в Учредительном собрании осуществления решений всероссийских съездов мусульман о федеративном и демократическом устройстве России, национальной автономии Туркестана не устраивали сторонников “Шурои Улема”. Их лидер Шер Али Лапин настаивал на признании приоритетности и верховенства в общественном устройстве края законов шариата и проводящих их органов. Съезд поддержал Шер Али Лапина, и ему удалось провести свой список кандидатов.

Между тем, большевики не прекращали своих притязании на захват власти любым путём. Решительные действия автономистов вынудили большевиков осознать, что власть в Туркестане они могут взять только вооруженным путем и именно до начала работы Учредительного собрания.

27 октября в Туркестане была получена телеграмма о государственном перевороте в Петрограде и решении II - Всероссийского съезда советов о передаче власти советам, образовании Совнаркома во главе с Лениным. Эти известия подтолкнули развитие событий в Ташкенте.

В ночь на 28 октября проводится объединенное заседание Ташсовета с участием представителей солдатских комитетов, промышленных предприятий города, ж/д мастерских и принимает решение о начале вооруженного восстания утром 28 октября. Для руководства восстанием избирается Ревком.

В ту же ночь генерал Коровиченко приказывает разоружить верные большевикам полки, но во время исполнения приказа между войсками Коровиченко и большевиками происходит столкновение, переросшее к утру к военным действиям.

Коровиченко, не получив помощи извне, терял одну позицию за другой. Последний штурм восставших увенчался успехом, и в ночь на 1 ноября пал последний бастион генерала Коровиченко - военная крепость.

1 ноября 1917 г. Туркестанский Краевой совет известил о победе восстания. Придя к власти, большевики обратились ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, заверяя их в том, что “они имеют право на самоопределение и культурные учреждения, объявляются свободными и неприкосновенными”.

Первоначально было принято решение созвать 15 ноября краевой съезд всех демократических организаций для образования краевой власти. Всем организациям было предложено срочно провести свои краевые съезды. Но большевики сорвали эти планы. По их инициативе 15 ноября было решено созвать краевой съезд советов рабочих и солдатских депутатов (вместо обещанного съезда всех демократических организаций).

В этот решительный момент между основными представителями мусульманского населения - “Шурои Улема" и Краймуссоветом (Марказий “Шурои Исламия”) разгорелась борьба. Улемисты, считая возможным участие в работе краевого съезда советов рабочих и солдатских депутатов для выработки своей платформы по формированию краевой власти, объявили созыв “объединенного совещания различных мусульманских групп" на 12 ноября. Члены же Краймуссовета, переехавшие к этому времени в Коканд, выступили против сотрудничества с большевиками. Назначив созыв Всетуркестанского съезда мусульман на 25 ноября, они подчеркнули свою отстраненность от краевого съезда советов рабочих и солдатских депутатов и намерение самостоятельно решать вопрос о власти. Вместе с тем, они отказались и от участия в созываемом улемистами совещании.

Ввиду того, что на совещание собралось большее число участников, чем предполагалось, собравшиеся сочли необходимым придать этому совещанию статус III Краевого мусульманского съезда. В принятой по вопросу “Об организации власти в Туркестане” резолюции было заявлено, что “сосредоточение власти в руках исключительно военных, рабочих и крестьянских организаций, состоящих из небольших групп, случайных и чуждых интересам местного населения людей, не отвечает демократическим принципам и не может гарантировать правильность устроения жизни коренного населения на началах свободного самоопределения народов.

В резолюции также отмечалось:

1) мусульмане, составляющие 98 % населения края, имеют все права на самоопределение;

2) путь к этому у мусульман самостоятельный, он указывается им Кораном и правилами шариата, поэтому они не могут примкнуть ни к одной из русских политических партий, но будут поддерживать ту власть, которая, опираясь на все народные организации, приведет страну к Учредительному собранию;

3) местная власть должна быть организована из представителей мусульман с обеспечением права русского меньшинства сообразно его культурному значению, из русских должны быть включены те, кто стоит ближе к мусульманам;

4) власть не может принадлежать только военным, рабочим и крестьянам.

В резолюции предлагалось создание коалиционного правительства - Туркестанского Комитета, в состав которого должны были входить 3 представителя от краевого съезда советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, 3 - от городских самоуправлений и 6 - от мусульман. При Туркестанском Комитете предполагалось создание Туркестанского Краевого совета, состоящего из 24 членов: 5 - от съезда советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, 5 - от городских само управлений и 14 - от мусульман. Далее в резолюции говорилось, что в иной организации власти мусульмане участие не примут, они верят в обещание русской революции о самоопределении, но этого они ждут от Учредительного собрания; к вопросу о власти в общероссийском масштабе мусульмане остаются нейтральными; мусульмане не могут признать захват власти одной какой-либо группой, они не примирятся, если в крае будет властвовать только одна революционная демократия.

В такой весьма накаленной обстановке 15 ноября начал работу III Краевой съезд советов рабочих и солдатских депутатов. На следующий день к нему присоединился Краевой съезд советов крестьянских депутатов, и он стал называться Краевым съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На нем присутствовало 114 делегатов. В повестке дня стояли вопросы организации краевой власти, создания власти на местах, выборов в Учредительное собрание. Съезд отклонил предложение о допущении представителей городских самоуправлений к участию в обсуждении вопросов о краевой власти.

На этом съезде принимала участие делегация от III Краевого съезда мусульман во главе с лидером Шерали Лапиным, который огласил вышеупомянутую резолюцию съезда. Однако предложение III Краевого съезда мусульман об организации коалиционной власти с участием представителей мусульман, советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов и городских самоуправлений было оставлено без внимания.

На съезде Советов рабочих солдатских, и крестьянских депутатов самым острым вопросом был вопрос об организации краевой власти. Впоследствии в принятой “Декларации" говорилось: “Признавая существующую центральную власть и форму её организации, объединенная фракция большевиков и максималистов считает высшим краевым органом Краевой совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который отныне именуется советом Народных Комиссаров Туркестанского края”.

Далее в “Декларации" подчеркивалось: “Включение в настоящее время мусульман в орган высшей краевой революционной власти является неприемлемым как ввиду полной неопределённости отношения туземного населения к власти солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, так и ввиду того, что у туземного населения нет пролетарских классовых организаций, представительство которых в органе высшей власти фракция приветствовала бы”.

Съезд избрал Совет Народных Комиссаров Туркестанского края из 15 человек, куда вошли большевики и сочувствовавшие им эсеры-максималисты. Несмотря на то, что многими ораторами на съезде поднимался вопрос о необходимости допущения представителей мусульман к высшим органам власти края, среди членов Совета Народных Комиссаров не было ни одного мусульманина. Кроме того, в документах съезда ни слова не говорилось о предоставлении Туркестану автономии, хотя и этот вопрос поднимался.

В силу состоявшегося соглашения между большевиками и левыми эсерами в составе правительства (Совнарком Туркестанского края) 8 мест было предоставлено левым эсерам и 7 мест - большевикам и максималистам. Председателем СНК был избран большевик Ф.И. Колесов.

Отношение подавляющего большинства демократических сил Туркестана к октябрьским событиям было крайне отрицательным. Это прежде всего связано с политикой большевиков, которая проводилась в первые дни советской власти. Большевики на деле не хотели считаться с национальными интересами, религиозными чувствами, вековыми традициями мусульман Туркестана, не допустив их представителей к краевым органам власти и управления.

Не допущенные к работе III Краевого съезда советов представители городских самоуправлений созывали свой съезд (съезд городских самоуправлений), который работал с 16 ноября по 19 ноября 1917 г. В “Резолюции об организации власти в крае”, принятой съездом, где принимали участие и представители демократических сил коренного населения, говорилось: “Краевой съезд городских самоуправлений самым решительным образом протестует против попыток силой оружия захватить власть, а также против передачи власти только советам солдатских и рабочих депутатов, не отражающим воли большинства населения края".

В “Резолюции” указывалось на необходимость создания коалиционного правительства - Туркестанского комитета из 12 человек, избираемых на краевых съездах: 6 - от съезда мусульман, 3 - от съезда городских самоуправлений и 3 - от съезда общих демократических организаций. Однако это заявление было заблокировано большевиками и левыми эсерами.

Нежелание большевиков считаться с законными и демократическими требованиями представителей коренного населения края, шовинистические и антидемократические решения III Краевого съезда советов об организации краевой власти, насильственное установление советской власти на местах явилось причиной для создания блока сил, не согласных с политикой большевиков и советской власти.

Политика, проводимая советами, являлась серьезной политической ошибкой по национальному вопросу. В этом сказались великодержавные шовинистические настроения среди отдельных руководящих работников Туркестана. Именно такое недоверительное отношение большевиков и левых эсеров вынудило мусульман пойти на разрыв отношений и, не дождавшись Учредительного собрания, ускорить объявление туркестанской автономии, программные документы которой уже были разработаны.

Эти настроения сказались не решениях IV Чрезвычайного Краевого мусульманского съезда, созыв которого был объявлен лидерами национальной демократии еще в первые дни после вооруженного переворота в Ташкенте.

26 ноября 1917 г. в Коканде, бывшей столице одноименного ханства, в городе, где на 50 000 жителей приходилось 382 мечети, 40 медресе, 6 000 мусульманских священнослужителей и 11 банков, начал свою работу IV Чрезвычайный Краевой мусульманский съезд. На нем присутствовало более 200 делегатов от всех регионов края и многих общественных организаций. Его открытию предшествовала широко развернутая агитационная работа национальной интеллигенции, духовенства и представителей деловых кругов. Приглашения на съезд были разосланы заблаговременно, но затяжная забастовка почтово-телеграфных служащих края привела к тому, что на местах они были получены с опозданием. Это и стало причиной переноса открытия съезда с 25 на 26 ноября. Однако 25 ноября в помещении кокандской штаб-квартиры “Шурои Исламия" состоялось предварительное собрание, где обсуждались, в частности, вопросы о мандатной комиссии, примерный состав президиума, а также повестка съезда, предполагавшая рассмотрение таких проблем:

1. Форма управления Туркестанским краем.2. О вступлении в известный “Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей” (ЮВС).3. Выборы исполкома, содержание наказа ему, перевыборы Туркестанского Мусульманского совета.4. Доклады с мест.5. О Туркестанском Учредительном собрании.6. О создании милиции.7. О финансах и др.

26 ноября 1917 г. в помещении общественного собрания в Коканде в 12 часов дня член Краевого мусульманского совета и член оргбюро съезда, выпускник юридического факультета Петербургского университета Мустафа Чокаев объявил съезд открытым.

На съезде участвовало около 300 делегатов от таких партий и общественных организаций, как “Шурои Исламия”, Шурои Улема”, “Алашарда”, совет воинов-мусульман, Краевой еврейской организации, были также делегаты от туземных евреев и русской общины края.

В самом начале съезда с коротким докладом выступил М. Бехбуди, особо отметив, что “решения съезда будут тем более авторитетными, что на съезде присутствуют представители европейского населения Туркестана”. Он предложил сформировать президиум съезда таким образом, чтобы в него вошли представители от различных немусульманских групп - русских, евреев и т.п. По этому поводу представитель Коканда предложил: “приступить к выборам президиума не по областям и отдельным вероисповедальным и национальным группам, а просто толковых, знающих и работоспособных людей”.

В результате открытого голосования в президиум были избраны: М. Чокаев, Убайдулла Ходжаев, Агаев, Акаев, Гернфельд, А. Махмудов, Шоахмедов, Кишчинбаев, Камаль Казы, Абдулла Бадин, А. Уразаев, Тиллаев, Каримбоев.

На одном из заседаний было принято решение пригласить для участия в работе съезда с правом совещательного голоса ”сведущих людей из европейского населения, в частности, кокандского представителя Украины присяжного поверенного Данишевского”.

В 12 часов ночи 27 ноября 1917 года была принята следующая резолюция: “Выражая волю населяющих Туркестан национальностей к самоопределению на началах, провозглашенных великой русской революцией, съезд объявляет Туркестан территориально-автономным в единении с Федеративной Российской Республикой, предоставляя установление форм автономии Туркестанскому Учредительному Собранию”. Причем съезд, как особо отмечается далее, “торжественно заявляет, что права населяющих Туркестан национальных меньшинств будут всемерно охраняться”.

После принятия этого решения в Коканде, Самарканде, Ташкенте, Фергане и др. городах прошли многотысячные митинги, поддерживающие автономию Туркестана.

28 ноября было определено название формирующемуся образованию - “Туркистон Мухторияти” (“Туркестанская Автономия”).

Структура власти, "Туркистон Мухторияти” выглядела следующим образом: до созыва Учредительного собрания вся полнота власти сосредотачивалась в руках Туркестанского Временного Совета (министров) и Туркестанского Народного (национального) Собрания (“Миллат Мажлиси”).

Из членов Временного Совета должно было быть сформировано правительство из 12 человек. В состав временного правительства вошли:

1. Мухаммаджон Танишпаев - глава правительства, министр внутренних дел, член Государственный Думы второго созыва, инженер.

2. Ислам Султан углы Шоахмедов (Шагиахмедов) - зам. главы правительства, член центрального комитета Всероссийского Мусульманского совета, юрист.

3. Мустафа Чокаев - председатель центрального комитета Всетуркестанского Мусульманского совета, юрист.

4. Убайдулла Ходжаев - военный министр, член ЦК Всероссийского Мусульманского совета, юрист.

5. Юрали Агаев - министр водных и земельных ресурсов, агроном.

6. Обиджон Махмудов - министр продовольствия, зам. председателя Кокандской городской думы, общественный деятель.

7. Абдурахман Уразаев - зам. министра внутренных дел, юрист.

8. Соломон Абрамович Герцфельд - министр финансов, юрист. (По другим источникам этот пост занял Ислам Шоахмедов).

В состав правительства вошли также доверенный фирмы Кноппа - Зигаль, один из богатейших людей Ферганы, хлопковой предприниматель Вадьяев и др.

Численность Туркестанского Временного Совета в 32 человека была определена по количеству ранее делегировавшихся депутатов от Туркестанского края во Всероссийское Учредительное собрание. В состав Национального Собрания (Миллат Мажлиси), численностью в 54 места, предполагалось включить 4 представителя от съезда городских самоуправлений и 18 мест в нем выделялось для представителей от различных краевых европейских организаций. Это означало, что одна треть мест выделялась европейской части населения, удельный вес которого в то время не превышал 7 % от общего числа жителей Туркестана.

В состав Национального Собрания вошли: 32 человека - от чрезвычайного общемусульманского съезда, 4 - от городских самоуправлений, остальные - от следующих организаций и национальных меньшинств Туркестана: железнодорожного Союза, почтово-телеграфного Союза, совета крестьянских депутатов, партии социалистов-революционеров, партии социалистов-демократов, совета солдатских и рабочих депутатов, казачьего круга, Союза служащих правительственных учреждений, Союза кооперативов, торгово-промышленного Союза, партии дашнакцутюн, еврейских организаций, “туземных" евреев, туркестанских украинцев, туркестанских поляков.

В состав Национального Собрания, избранного съездом, вошли: Убайдулла Ходжаев, Тошпулатбек Норбутабеков, Садриддинхон Шарифходжаев, Кунгирходжа Ходжинов, Исматулла Убайдулин, Саидносир Мирджалилов, Саид Сафарбой Саидов, Ислом Шоахмедов, Абдурахмон Уразаев, Хидоятбек Юрали Агаев, Носирхон Тура Камолхонтураев, Миродил Мирзаахмедов, Тошходжа Ашурходжаев, Абдулкадыр Кушбегиев, Обиджон Махмудов, Джамшидбой Курабеков, Соломон Абрамович Герцфельд, Абдусамад Абдусалимов, Убайдулла Дербисалин, Муса Акчурин, Мустафа Мансуров, М. Бехбудий, Ибрагим Долшин, Халил Ширинский, Толибджон Мусабеков, Алихонтура Шокирхонтураев, Собирджон Юсупов, Одилджон Умаров.

29 ноября съездом была принята специальная резолюция “О неприкосновенности и охране членов Временного Народного Совета и Временного Правительства Автономного Туркестана”. В ней указывалось: “Принимая во внимание, что 28.11.17 г. мусульманский народ в г. Коканде в присутствии всего состава съезда присягнул на верность Автономному Туркестану и поклялся жизнью своей постоять за избранников своих: 4-й чрезвычайный общемусульманский краевой съезд постановляет:

1) Избранники съезда в числе 54 членов Народного Собрания и 12 членов Временного Правительства Автономного Туркестана объявляются совершенно неприкосновенными, никто из них не может быть подвергнут задержанию без согласия Собрания;

2) Всякое насилие, направленное против кого-либо из них, рассматривается как вызов, брошенный всему 10-миллионному народу Туркестана;

3) Охрану и защиту священной неприкосновенности своих избранников съезд отдаёт в руки самого народа”.

Объявление автономии Туркестана вызвало бурю радости в мусульманской среде края: отовсюду стали приходить приветственные телеграммы и письма; состоялись многочисленные митинги и манифестации. В местных газетах появились десятки статей, обращений, резолюций, посвященных этому событию.

В эти дни в самаркандской газете “Хуррият”, в частности, была опубликована статья крупнейшего идеолога младобухарского движения А. Фитрата, которая так и называлась - “Мухторият”. В ней Фитрат писал: “50 лет мы страдали, нас унижали, наши руки были связаны, рты закрыты, земли захвачены, имущество разграблено, честь оскорблена, достоинство ущемлено, наши права не признавались…, но мы терпели. ради одной потаённой и великой идеи - Автономии Туркестана! Однако мы должны помнить, что путь к реальной автономии не может лежать лишь через решения съездов. Они свою задачу выполнили. Теперь всё в руках нации.

Чтобы сохранить Автономию, нужна сила, нужны деньги., нация обязана предоставить всё это".

Объявление Туркестана автономным, безусловно, было событием, взбудоражившим всё общество. Невзирая на то, что реакция на это решение была неоднозначной, всё же большая часть населения Туркестана (и не только мусульманского) поддержала его.

Так, например, в резолюции от 7.12.17 г. Ташкентского грузинского общества по вопросу об автономии Туркестана говорилось:". общество от глубины всего сердца приветствует всё туземное население края за провозглашенную автономию Туркестана и желает, как родной брат по бывшему политическому несчастью, свободного развития края на началах индивидуальной, национальной культуры. грузинское общество, разделяя идею автономии как главного и единственного фактора национального развития, - находит необходимым, чтобы коренная мусульманская демократия не рвала связи со всей демократией, дабы в единении с ней закрепить завоёванные революцией позиции”.

Другая ташкентская организация - еврейская социал-демократическая партия “Поалей-Цион”, отмечала, что”. признавая, что свободная Россия возможна только на основе её децентрализации, стоя на точке самоопределения всех народов., приветствует в лице Туркестанского Временного правительства и Совета стремление мусульманского народа к самоорганизации на территориально-автономных началах, всецело поддерживает лозунг федеративно-республиканского государственного устройства национально-территориальных автономий с обеспечением интересов национальных меньшинств по персональному принципу”.

И 1 Всетуркестанский украинский съезд приветствовал "республику, которая не игнорирует интересы меньшинства.” Автономию поддержали также: партия социалистов-революционеров; Ташкентская организация “Бунд”; Ташкентский торгово-промышленный Союз; Ташкентская адвокатура; Ташкентский учительский Союз и др.

Отношение ташкентских мусульман к провозглашению автономии ещё раз было проявлено 6 декабря во время грандиозного митинга (присутствовало около 50 тыс. человек), который проходил в старом городе, во дворе мечети Джами. Митингующие присоединились к постановлению чрезвычайного Краевого мусульманского съезда - “О незаконности борьбы с демократическими организациями, выражающими волю народа”. Выступавшие на митинге резко осудили роспуск СНК городской Думы: “Недопустимо, чтобы гласные, избранные от имени 300 000 человек были разогнаны и заменены четырьмя, пятью комиссарами, выбранными в Александровском парке 700-800 рабочими и солдатами”. По мнению митингующих, “сближение мусульманских рабочих с большевиками отрицательно сказывается на интересах мусульман”.

Спустя неделю, 13 декабря (в день рождения пророка Мухаммада), “Шурои Исламия" организовала в Ташкенте манифестацию, на которой намечалось торжественно поддержать автономию. Ташкентские большевики, расценив манифестацию как “провокационное мероприятие”, задуманное “буржуазными националистами”, запретили проведение её в “русской” части города.

Манифестанты собирались возле шайхантаурской мечети. Над головами были подняты как красные, так и зелёные знамёна. Митинг открыл Мунаввар Кари. На митинге прозвучали недовольные речи в адрес большевиков. Кто-то из митингующих призвал освободить из тюрьмы бывшего военного комиссара Туркестанского комитета Временного правительства Доррера и полковника Бек-Иванова, а также захватить власть в городе. Часть демонстрантов, войдя в новый город, окружили тюрьму и выпустили Доррера и некоторых других заключенных. Освобожденные в сопровождении толпы направились в сторону Кауфманского парка (сквер). Когда красноармейцы попытались остановить толпу, из неё стали стрелять. В ответ послышалась оружейная, а затем и пулеметная стрельба. По официальной версии, было убито 16 человек.

Эти кровавые события оставили глубокий след в сердцах людей, у многих появилось серьезное основание увидеть в действиях большевиков знакомый почерк бывшей царской колониальной власти.

Сразу же после этого события Ф. Колесов, занимавший в то время пост председателя краевого Совнаркома, просил в телеграмме директив из центра. Сталин, выступая на заседании ВЦИК с докладом, отметил, что “областные центры, построенные по типу Совнаркомов, обращались в Совет Народных Комиссаров за директивами”. Совет Народных Комиссаров ответил: “Вы сами власть на местах, сами же должны выработать директивы”.

События 13 декабря не охладили устремления идеологов и организаторов “Кокандской автономии" легализовать формирующееся образование путем получения мандата от народа. Его, по планам автономистов, и должен был дать 1 Чрезвычайный съезд рабочих и солдатских депутатов-мусульман. Он был созван в Коканде 26 декабря 1917 года.

Краевые власти пытались повлиять на ход работы съезда. Большевик П.Г. Полторацкий, выступив на съезде, сказал: “Мы взяли власть из рук русской буржуазии не для того, что бы вручить её в руки мусульманской буржуазии”.

После принятия съездом резолюции о поддержке правительства “Кокандской автономии" была направлена телеграмма на имя Ленина следующего содержания:". просим Вас как высшую власть дать распоряжение Туркестанскому Совнаркому сдать краевую власть Временному правительству автономного Туркестана во избежание анархии, двоевластия, могущего привести Туркестан к катастрофе.".

В Ташкенте тогда же, в декабре 1917 г., когда события окончательно вышли из под контроля, было принято решение поручить П.Г. Полторацкому реквизировать все деньги на счетах “Туркестанской автономии”, а также лиц, поддерживающих её. Одновременно был осуществлен целый ряд акций, направленных против общественных организаций, печатных изданий, поднявших голос в защиту Временного правительства: распущена Ташкентская городская дума, закрыта газета “Туркестанский вестник”, запрещена деятельность самаркандской организации “Шурои Исламия”. Ещё во второй декаде декабря (18 декабря) были предприняты и более радикальные шаги: Исполком Ташсовета принял решение о снабжении оружием рабочих Коканда и организации там Красной гвардии.

Хотя и наблюдаются противоречия между “Туркестанской автономией" и краевым Совнаркомом, отчетливо прослеживается ее стремление наладить диалог с советами. Подтверждением тому может служить телеграмма, отправленная из Коканда в Ташкент еще в январе 1918 г. В ней сообщалось, что в Ташкенте предполагается мусульманский съезд и что инициаторы просят съезд советов отложить его до 25 января 1918 г., дабы получить возможность слиться с этим съездом, но Совнарком игнорировал эту телеграмму.

Краевые власти оказались в щекотливом положении. Это произошло в процессе работы, развернутый советским правительством по прекращению войны с Германией. Переговоры начались с оглашения знаменитой декларации, суть которой заключалась в том, что переговоры должны вестись на основе принципов, вытекающих из знаменитого декрета “О мире”.

В основу переговоров было положено 6 пунктов, в их числе и такой: “Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны гарантируется возможность свободно решить вопрос о своей принадлежности к тому или другому государству или своей государственной самостоятельности путем референдума”. В другом пункте указывалось: “По отношению к территориям, обитаемым несколькими национальностям, права меньшинств ограждаются специальным законом, обеспечивающим им культурно-национальную самостоятельность и при наличности фактической к тому возможности, административную автономию”. В одном из пунктов предусматривался вывод войск с данной территории.

Их вышесказанного видно, что сторонники автономии, приняв участие в работе съезда советов края, могли бы потребовать немедленной практической реализации этого и ряда других документов Центра, о которых они были хорошо осведомлены.

К этому времени внутри самого автономистского движения все более усиливались противоречия между лидерами, представляющими интересы различных социальных слоев и групп мусульманского населения. Прежнее противоборство между улемистами и шуроисламистами, несколько ослабленное в связи с объявлением Туркестанской автономии, снова всплыло на поверхность и стало представлять серьезную угрозу подрыва изнутри единства автономистского движения. И когда 13 декабря во время мирной демонстрации пролилась невинная кровь, участники митинга, созванного 5 января 1918 г. ташкентской организацией “Улема” выразили недоверие Временному правительству Автономного Туркестана. Решения митинга имели серьезные последствия: единство мусульманского населения оказалось под ударом. Усугубляющийся продовольственный кризис, содержание милиции, издание газет, содержание самого правительства все более обостряли финансовое положение. Выпущенный 30-миллионный заем не оправдал надежд. С ростом военных формирований расходы ещё более возросли.

С ростом вооруженных сил в правительстве Автономного Туркестана стали усиливаться позиции сторонников более решительных действий. Противостояние между новым городом, где власть находилась в руках Кокандского совета рабочих и солдатских депутатов, и старым городам, в котором были сосредоточены правительственная резиденция Автономного Туркестана, городские мусульманские организации, все более приобретало конфликтный характер.

В такой обстановке достаточно было малейшего повода для развязывания военных действий. В ночь на 30 января 1918 г. (по сторому стилю) неизвестными было спровоцировано нападение на крепость, телефонную станцию, здание Кокандского совета.

Уже 30 января (по старому стилю) в течение одного дня, были приведены в мобилизационную готовность силы Кокандского совета рабочих и солдатских депутатов; образован чрезвычайный орган Ревком, была запрошена помощь из Ташкента. В тот же день по приказу СНК в Коканд из Скобелева был отправлен новый отряд красногвардейцев с пулеметами и артиллерией, а уже на следующий день между ними и формированиями “автономистов" начались военные действия. Ферганская область была объявлена на осадном положении, ввиду чего было решено, что все граждане Скобелева от 18 до 45 лет, способные носить оружие, мобилизуются для охраны города. Эти граждане должны были ежедневно являться на 2 часа (с 10 до 12 утра) в свои районы для обучения военному делу; в случае неявки нарушители представали перед военно-революционным судом.

Сторонники автономии спешно искали выход. А на заседании Краевого совета рабочих, дехкан и солдат-мусульман, состоявшемся 31 января (по старому стилю), была принята резолюция, где говорилось, что, “ввиду выяснившейся несостоятельности и недопустимой инертности Временного правительства Автономного Туркестана, Краевой Совет воинов, рабочих и дехкан-мусульман единогласно постановил:

1) подвергнуть Временное правительство аресту.2) принять всю полноту власти Краевому Совету воинов, рабочих и дехкан-мусульман;

3) ввиду крайне возбужденного состояния мусульман как в Коканде, так и в окрестностях, и поголовного вооружения по случаю распространения слухов о бомбардировке старого города Коканда - назначить начальником милиции Чанышева, которому подчинить всю вооруженную милицию.4) просить военно-революционный комитет воздержаться от каких-либо активных выступлений, дабы предупредить объявление мусульманами по всему краю войны (газават) ”.

В результате неудачных действий, бесполезных переговоров и усилившегося в связи с этим недовольства кабинет М. Чокаева ушел в отставку. Многие члены правительства покинули город. Оборону “автономии” взял на себя начальник кокандской милиции и бывший ссыльный Иргаш.

4 февраля (по старому стилю) в Скобелеве состоялось экстренное собрание представителей общественных организаций города, созванное Ревкомом, где присутствовавшие просили советы солдатских, рабочих и крестьянских депутатов “пойти на путь признания Автономного правительства и прекратить борьбу за власть”.

7 февраля (по старому стилю) на заседании Скобелевской городской думы и комитета общественных организаций (после доклада по вопросу о событиях в Фергане членов автономного правительства и Народного совета - Мир Одила Мир Ахмедова и Кушбегиева, а также председателя Ферганского областного совета мусульманских организаций Дадабаева) была принята резолюция, в которой отмечалось, что “Городская дума и Комитет общественных организаций г. Скобелева считают необходимым немедленно передать власть Автономному правительству Туркестана. До сконструирования органов власти на местах в Ферганской области учредить временный областной общественный Совет Ферганы". В состав Совета предлагалось включить всех присутствующих в Скобелеве членов Автономного правительства, а также: трех представителей от областного самоуправления; двух от общественных организаций; по одному - от областного совета солдатских и рабочих депутатов, от областных профессиональных рабочих союзов и от областных партийных организаций.

В резолюции говорилось, что Дума и Комитет общественных организаций полагают, что Автономное правительство немедленно приступит к организации своих органов власти в области, при конструировании которой общественный Совет Ферганы незамедлительно слагает свои полномочия. Исполнительный орган управления областью избирается областным Советом. Существующий штаб войск ликвидируется.

Однако все эти меры, видимо, уже не могли повернуть ход событий в пользу правительства Туркестанской автономии, руководимой М. Чокаевым.

Большевистский Ревком во главе с Е. Бабушкиным отверг сделанные “автономистами” предложения о создании объединенного органа для управления Кокандом и предъявил требования:

1. Разоружить бандитские шайки “автономного правительства”, вооружение передать Ревкому.

2. Выдать Ревкому вдохновителей “автономного правительства”.

Эти требования были, естественно, не приняты; военные действия продолжались. Но плохо вооруженным и плохо обученным отрядам “автономистов”, несмотря на проявляемое ими мужество в боях с неравным противником, никак не удавалось взять Кокандскую крепость и тем самым решить, как им казалось, исход противостояния. Бомбардировка старой части города Коканда, которая велась уже несколько дней усугубляла ситуацию.

К концу февраля 1918 г. штаб “революционных войск" телеграфировал в Ташкент о разгроме отрядов Иргаша, ликвидации “конрреволюционного" автономного правительства и установлении “порядка” в Коканде. Чуть позже такая же телеграмма была отправлена в Москву.

В область прибыли дополнительные воинские подразделения для пресечения “конрреволюционной деятельности” бежавших в Скобелев членов “автономного правительства" и их сторонников. По решению СНК Туркестанского края все руководители “Туркестанской автономии" были объявлены вне закона, а их имущество конфисковано. Отдельным постановлением был создан “военно-революционный суд" для разбора дел лиц, обвинявшихся в поддержке “Кокандской автономии”.

После погрома, устроенного большевиками, в городе древней культуры не осталось ни одного неповрежденного дома. С помощью оружия была прекращена попытка местных демократических сил построить демократическое общество.

Из трагических событий, связанных с Туркестанской автономией, в Коканде в конце 1917 - начале 1918 гг. можно было сделать вывод, что акт устранения, совершенный советским режимом в отношении Туркистон Мухторияти предостерегал, чтобы больше никто и нигде в Туркестане не смел организовывать автономии без согласия центра. Важно отметить, что после разгрома Туркистон Мухторияти, такая же участь постигла и правительство Алашской Автономии, образованной казахскими национал-демократами в декабре 1917 г. в Оренбурге. Следовательно, свержение правительства Туркистон Мухторияти было воспринято туркестанцами как новое свидетельство агрессивных планов России в отношении Туркестана, и они с оружием в руках поднялись на защиту своей Родины от завоевателей. Тем самым было положено начало массовому движению в Туркестане под названием “Истиклолчилар харакати”.

С разгромом Туркистон Мухторияти закончился мирный этап развития национального сопротивления и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому и антиколониальному движению в Туркестане.

Характер этого движения, представляющего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был ярко выражен в политических требованиях того времени: “За свободу Туркестана от России”, “За Туркестан без притеснителей”, “Туркестан-туркестанцам”.

1   2   3


написать администратору сайта