Главная страница

Литература 55 Установление в туркестане колониальной советской власти. Движение борцов за свободу План


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеЛитература 55 Установление в туркестане колониальной советской власти. Движение борцов за свободу План
Дата26.04.2022
Размер1.97 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файла416363.rtf
ТипЛитература
#496993
страница3 из 3
1   2   3

III. Начало борьбы за свободу движение “истиклолчилар харакати”



В истории борьбы Туркестана за освобождение особое значение имеет “басмаческое” движение, которое не может интерпретироваться как очередное восстание, но есть вооруженная война нации против советской власти. Коммунисты, используя слово “басмачи” в своей контрпропаганде, вкладывали в него значение “разбойники”. Между тем басмаческое движение представляет собой продолжение традиций национально - освободительной борьбы против России и против диктатуры пролетариата постольку, поскольку советская диктатура лишь по-другому формулирует основные цели России. Одним из основных требований басмачей в их схватке с большевизмом было создание национального государства.

Советы первыми совершили агрессию против правительства Кокандской Автономии, развязали военные действия против города и вынудили тем самым Эргаша курбаши - шефа Кокандской полиции - предпринять действия по защите города. После того, как Красная армия под предводительством Е.Ю. Бабушкина 5.02.1917г. захватила крепость и ж/д, Эргаш курбаши был вытеснен из города и вынужден продолжать борьбу в его окрестностях. Именно эти защитники правительства Кокандской Автономии явились предтечей политического басмаческого движения.

Политические предпосылки возникновения басмаческого движения признаются и советской литературой, но при этом отбрасывается национальная подоплека. Многие бывшие советские авторы в своем отрицании политизированности заходят так далеко, что отказываются признать за этим движением даже национальный характер.

После ликвидации Туркестанской Автономии комиссариаты издают декрет, которым предписывается полная сдача Советам всего хлопка без остатка. Не подчиняющиеся указаниям декрета расстреливались. Колесов разрешил своим солдатам так называемую торговлю. Частные владения разворовывались красноармейцами. Согласно приказу, конфискации производились в пользу Красной Армии. Конфискации и грабежи породили невиданный голод и нищету.5 марта 1918 г. появился декрет, согласно которому вся маслобойная промышленность национализировалась. В кротчайшие сроки 274 частные маслобойни перешли в государственные руки. С установлением государственных цен цена хлопка упала в три раза, а цены на хлеб возросли. В результате этого в 1918 г. без работы осталось 400 000 дехкан. Бывшие крестьяне превратились в неимущие пролетарские массы, составляющие в некоторых районах Ферганской долины уже 30% дееспособного населения. Наряду с политическими причинами, возникновению басмачества способствовал и экономический хаос. В то время как ряды басмачей пополнялись за счет безработных дехкан, духовенство бросило в массы лозунг: “Защитим шариат! ” И хотя в декабре 1917 г. советские комиссариаты издают декрет, объявляющий недействующими законы шариата на территории Туркестана, все сословия народа подымаются на вооруженную борьбу с советским владычеством.

После того как шеф Кокандской полиции Эргаш курбаши оставил город и продолжал боевые действия в его окрестностях, шеф Маргеланской полиции Махмуд Амин-бек Ахмед-бек (Мадамин) 20 февраля 1918 г. также начал военные операции против советов. Он апеллировал прежде всего к крестьянам, говоря: “Наша борьба против русских ведется во имя спасения дехкан и защиты их земель”.

Таким образом, начало басмаческому движению было положено Эргашем курбаши и Мадаминбеком. Их последователями стали Холходжа из г. Ош, Парпи курбаши из Андижана, Мухиддинбек из Навкенда, Аман Пахлавон из кишлака Хизробод близ Намангана, Шермухаммад и его брат Нурмухаммад из Гаиб-ота близ Маргелана, Данибек кади из Узгента и Рахманкулбек из Гуртепе близ Намангана. Все они к апрелю 1918 г. контролировали свои родные селения. В течение следующих месяцев контроль собственно над басмаческим движением все более сосредотачивался в руках Эргаша курбаши и Мадаминбека. К середине 1918 г. все поселения Ферганской охранялись басмаческими подразделениями.

Под предводительством Эргаша курбаши осенью 1918г. действовало 70 отрядов курбаши с численностью бойцов от 20 до 1 800 чел. в каждом. В октябре того же года войско Эргаша курбаши насчитывало 15 000 чел., а к концу года его численность возросла до 18 000 чел (в некоторых источниках - 20-24 тыс.), у Мадаминбека - 5 000, Шермухаммадбека - 6 000, Холходжи - 3 тыс., Амана Полвона - более 2 500, Парпи курбаши - 3 600, Мухиддинбека - 4 500, Нурмухаммадбека - 3 800, Джанибека - примерно 5 700 джигитов Таким образом, под началом 9 крупных предводителей в движении участвовало 52 200 человек.

Движение борцов за свободу в своем первом периоде подразделяется на 6 фаз.

Для первой фазы (02.1918 - 11.1919 гг.) характерны попытки Мадаминбека объединить разрозненные силы басмачей. Тогда же Эргаш курбаши объявил себя правителем мусульман (Амир-уль Муслимином) и “Защитником ислама”. После того как войска борцов за свободу вынудили регулярные части Красной Армии оставить многие населенные пункты Ферганы, Эргаш курбаши попытался перенять контроль над ними. Действовал он при этом исключительно примитивно. Во главе каждого вновь освобожденного селения он ставил старосту - бека из своего ближайшего окружения. Тот также, в свою очередь, отбирал себе помощников из своих солдат (аскеров). Мадаминбек действовал более мудро. Для начала отобрал около 12 000 джигитов и стал проводить усиленную военную подготовку. С этой целью он разыскал в Туркестане оседлых татар и башкир, что служили в свое время в царской армии, и привлек их в качестве наставников.29 сентября 1919 г. он созывает на съезд (курултай) представителей населения Ферганы и образует “Временное правительство Ферганы. ”

После перехода в конце 1918г. общего руководства движением К Мадаминбеку, Эргаш курбаши и некоторые его крупные курбаши отказались подчиняться новому руководителю. К началу 1919г. в Ферганской долине образовались два крупных центра движения Борцов за свободу. Первый центр - под руководством Мадаминбека, охватывал Скобелевский, Андижанский и Наманганский уезды. Резиденция Мадаминбека располагалась в селе Гарбуна Ташлакского района, недалеко от г. Маргелана. Численность воинского соединения Мадаминбека в феврале 1919 г. превышала 20 тыс. человек. Второй центр - под руководством Катта Эргаша, охватывал Кокандский уезд, ставка его располагалась в селе Бачкир Янгикурганской волости.

В то время как командиры борцов за свободу большей частью перешли в подчинение к Мадаминбеку и Эргашу, некоторые из них, например, Ахунджан курбаши и Эшмухаммед курбаши, самостоятельно сражались против Красной Армии. Мадаминбек и Эргаш курбаши также не могли прийти к единству по многим вопросам. Ни один из них не был способен отказаться от единоличного первенства. Самым слабым звеном в этом движении было всегда руководство. Дело доходило до междоусобиц внутри самого движения. Реформисты поначалу никак не были представлены в движении, ибо единение с духовенством, которое вроде бы намечалось во времена Кокандской Автономии, было развалено из-за действий реакционного духовенства. Служители культа играли важную роль в движении борцов. В то время как Мадаминбек показал себя образованным, современно мыслящим человеком, с самого начала готовым к сотрудничеству с реформистами, Эргаш курбаши беспрекословно подчинялся установлениям клерикалов.

Для подавления движения советское правительство использовало поначалу исключительно военные методы. В отвоеванных у басмачей кишлаках устанавливался режим террора, развязывались репрессии против мирного населения.

Весной 1918г. под командованием Фрунзе - русского, родившегося в г. Пишпеке, - был образован фронт, известный в дальнейшем под названием “Туркфронта”. В Фергану советы послали три дивизии: одну под командованием Сафонова, другую - Морозова и третью - под командованием Зиновьева. Кроме того, из местных, оседлых русских и казаков были сформированы еще две дивизии. Одной их них было поручено вести операции по всей области. Другой дивизии вменялось в обязанность “восстановление безопасности” в отвоеванных кишлаках.

Советам удалось, используя голод среди немецких и австрийских военнопленных, склонить их к службе в Красной Армии. Примерно 90 000 хорошо обученных и опытных немецких и австрийских солдат были брошены против басмачей на Ашхабадском фронте.

Несмотря на прибытие все новых и новых советских войск, борцы за свободу сражались храбро и успешно.29 февраля 1919г. в г. Асака Эргаш курбаши и его 8 000 джигитов поклялись на Коране воевать с большевиками до последней капли крови. Сам он пал в бою за г. Маргелан летом 1919г. Его приемник Холходжа 22 августа 1919г. примкнул со своими джигитами к войскам Мадаминбека.

После гибели Эргаша курбаши руководство движением борцов за свободу перешло к Мадаминбеку.1.11.1919г. войска Холходжи концентрировались близь Джелалабада для того, чтобы наладить связь с областями Восточного Туркестана. Между тем, власть в населенных пунктах, откуда были выбиты красноармейцы, по приказу Мадаминбека передавалась выборным народным представителям. К так называемой “рабоче-крестьянской армии" (кулацкой - по характеристике властей и советских историков) Мадаминбек обратился с предложением приступить к заготовке хлеба на предстоящую зиму совместно с басмачами. К тому времени “рабоче-крестьянская армия" была уже глубоко деморализована. Еще 22 августа 1919 г. ее военный совет принял решение, согласно которому советскому правительству выдвигались требования обеспечить солдат правом свободы выбора работы, свободы передвижения, торговли, образования. Требовалась также отмена особых отделов в армии, военных трибуналов и монополии на хлеб. Главнокомандующий Ферганским фронтом отказался гарантировать подобные права. Напротив, 27 августа Мадаминбек извещает военный совет “рабоче-крестьянской армии" о том, что он готов уважать их требования в том случае, если солдаты начнут борьбу против большевизма. “Рабоче-крестьянская армия" согласилась на эти условия и присоединилась к движению борцов за свободу. Всего в “рабоче-крестьянской армии" под командованием казачьего генерала Муханова было более 8 000 человек.

11.09.1919г. после поражения генерала Дутова на оренбургском направлении, Красная Армия, действовавшая в Туркестане получила крупное подкрепление и сумела 26 сентября захватить г. Ош, а 30 сентября - Джелалабад. К тому времени относится воззвание Мадаминбека к народу начать газават против неверных. До этого момента военные операции советов в Туркестане не отличались особыми успехами.

Вторая фаза движения борцов за свободу (ноябрь 1919-август 1920г. г.) характеризуется падением боевого духа в его рядах. Так называемая “Турк-комиссия” издала рекомендации больше доверять крестьянам, ссужать их деньгами, а также готовить пропагандистов из туркестанцев. В декабре 1919г. в Фергану вступила бригада Акчурина. С одной стороны, эта татарская бригада вела пропаганду, с другой - предпринимала военные экспедиции против басмачей. Командир бывшей “рабоче-крестьянской армии" Монстров, дослужившийся до заместителя Мадаминбека, 12 января 1920г. вступил, тем не менее, в сепаратные переговоры о приращении огня с советами. Он аргументировал свой шаг тем, что движение борцов за свободу направлено против русских и называет себя “армией мусульман”. Монстров выдвинул условия: его армия не должна быть разоружена, солдаты должны иметь определенные преимущества, если будут использоваться против басмачей.17 января 1920г. представитель “военно-революционного совета” г. Ташкента Брегадзе принял условия Монстрова. Несмотря на измену “рабоче-крестьянской армии”, Мадаминбек продолжал борьбу. Но голод, разразившийся в Долине, вследствие военных действий, заставил некоторых командиров басмаческих соединений заключить соглашение о прекращении огня с местными советами.

4 февраля 1920г. Красная Армия начала наступление против войск Мадаминбека. Одновременно, с целью морального разложения движения, Красная Армия начала мирные переговоры с другими вождями басмачей, такими, как Исматкул, Холходжа, Аман Пахлавон. Советские мирные предложения гласили:

1. Каждый отдельный руководитель басмаческого движения сохраняет за собой территорию, которую уже занял.

2. В его распоряжении остаются его люди и оружие.

3. Там, где власть принадлежит басмачам, советские органы не создаются.

4. Басмаческие командиры пользуются правами советского командира бригады.

Мадаминбек тоже пошел на эти переговоры, ибо надеялся на паузу в войне. Он нуждался в ней для укрепления своих сил.7 марта 1920 между Мадаминбеком и советскими уполномоченными был заключен следующий договор: Мы нижеподписавшиеся, Веревкин - Рохольский, начальник 2-го туркестанского дивизиона, с одной стороны, а также Мадаминбек, верховный главнокомандующий мусульманскими войсками, с другой стороны, пришли к соглашению следующего содержания: Я, Мадаминбек, признаю советское правительство и перехожу в его распоряжение со всеми моими солдатами, курбаши и командирами.

Признаю и обязуюсь исполнять следующие пункты соглашения:

1. Советское правительство констатирует, что все туркестанские повстанцы, которые взялись за оружие во имя защиты угнетенных, действовали как истинные мусульмане, подчиняющиеся шариату, а по сему не подлежат наказанию.

2. Постоянным местопребыванием моих подразделений определяется г. Наманган.

3. Я обязуюсь защищать настоящую советскую власть в Ферганской долине всеми средствами от всех внешних и внутренних врагов; не преступать со своими войсками границ Ферганской долины.

4. Всем русским, находящимся на службе в моих войсках, объявляется полная амнистия; им предоставляется право по желанию остаться в будущем в рядах моих войск.

5. Я остаюсь здесь не далее, как до 21 марта с. г. После публичного признания военным советом я направляюсь в г. Ташкент.

Мирный договор между советами и Мадаминбеком породил сомнения в рядах борцов за свободу. Национальные круги Туркестана по разному оценивали этот шаг Мадаминбека. Одни утверждали, что Мадаминбек совершил предательство, по мнению же других, он действовал по заданию национальных кругов.

Разумеется, это перемирие рассматривалось советами лишь в качестве предварительного условия. После прибытия Мадаминбека в г. Ташкент советское правительство сделало попытку использовать его войска против других национальных военных формирований в качестве своего рода “советских басмачей”. Последние, однако, отказались воевать против своих земляков.

Уже после того, как Мадаминбек подписал мирный договор, один из его курбаши, Шермухаммадбек, отказался подчиниться и провозгласил себя главнокомандующим.14 мая 1920г. Мадаминбек, по совету красных командиров, посылает к Шермухаммадбеку своего представителя для переговоров. Однако его посланец был схвачен в Уч-кургане и расстрелян как советский шпион. После его устранения сам Мадаминбек исчез. Советы поспешили объявить о том, что он примкнул к басмаческому движению. В свою очередь, лидеры басмачей, их тех, кто подписал с советами мирный договор, как, например, Исламкул, утверждали, что Мадаминбек был расстрелян советами. Красная Армия издала приказ разоружить те формирования, что заключили с советским правительством мирный договор. Это вызвало у них возмущение, вновь начинается вооруженная борьба против советской власти.

Для того, чтобы обеспечить Красную Армию хлебом, Советы начали компанию по принудительным поставкам продовольствия в Красную Армию, - так называемую “продразверстку”. Применялись исключительно жестокие меры. У населения отбирался последний кусок хлеба.

Были закрыты религиозные школы и запрещена деятельность казиев. Были конфискованы вакуфные земли. Это дало повод к еще более масштабным выступлениям против советской власти. На втором этапе борьбы силы борцов за свободу вновь консолидировались. Обе стороны вели на этом этапе “тактическую игру”, обе стороны готовились к предстоящему генеральному наступлению.

Третья фаза (сентябрь 1920 - сентябрь 1921 гг.) характеризуется усилением советской власти в городах и концентрацией военных сил борцов по кишлакам. В этот же период возникает басмаческое движение в Бухаре.

В Ферганской долине силами борцов удалось занять или вывести из строя все ж/д линии. Тем самым началось наступление басмаческих сил против Красной Армии. Хотя атакам подвергались места скопления сил противника, Красной Армии удалось сохранить контроль над всеми городами Ферганской долины, кроме Маргелана, Намангана и Андижана. Ферганские кишлаки вплоть до конца 1921г. продолжали оставаться в руках борцов. Пути подвоза сельскохозяйственной продукции в города из кишлаков были перерезаны. Население вынуждено было покидать города и переселяться в деревни. Осенью 1921г. басмаческие подразделения вновь начали наступления на города. На этот раз были взяты Чуст и Коканд. В Фергане, Оше и Джелалабаде красноармейцам удалось удержать только крепости. Дабы воспрепятствовать “великому наступлению" басмачей, Красная Армия делала все, чтобы не допустить связи и обмена информацией между курбаши. При этом определенную роль сыграли некоторые из туркестанцев, например, Абдулла Карим-угли, которые поставляли Советам сведения и облегчали тем самым будущее контрнаступление Красной Армии. Успешные боевые операции борцов за свободу вынудили Советы вновь обратиться к руководителям басмаческого движения с предложениями о мирных переговорах. Лидеры басмаческого движения были единодушны в том, что бы заключить мир с Советами, однако выдвинули условие: оружие должно оставаться в руках их джигитов.15 августа 1921г. “военно - революционный совет" издает распоряжение идти на мирные переговоры с басмачами только в том случае, если они согласны разоружиться. Такое условие было категорически отклонено всеми курбаши. В сентябре в Ферганской долине соединились две советские дивизии: одна-из Самары, другая - из Казани. Таким образом, Красная Армия усиливала свою военную мощь. Тем не менее прорвать защитную линию, выстроенную курбаши Мухиддинбеком в сентябре 1921 г., не удалось.12 сентября советское правительство отослало распоряжение Низам Ходжи, председателя Центрального Комитета советского Туркестана, к главнокомандующему войсками борцов за свободу Шермухаммадбеку о начале мирных переговоров на советских условиях. Шермухаммадбек отклонил это предложение. Безрезультатно закончились так же попытки склонить Шермухаммада к переговорам, предпринятые в сентябре 1921г. заместителем главнокомандующего частями Красной Армии в Фергане Зиновьевым.

Между тем, советы создали так называемую “красную милицию”, ряды которой были укомплектованы туркестанцами. “Красная милиция" была хорошо вооружена и использовалась против борцов за свободу. Подобные мероприятия противника существенно осложняли операции, предпринимаемые басмаческим и подразделениями. Большинство джигитов басмачей было вынуждено скрываться среди населения, в то время как их оружие было надежно спрятано в горах.

Для четвертой фазы (ноябрь 1921г. - август 1922г.) характерно новое отношение советов к населению и новый подъём движения борцов за свободу после прибытия в Бухару Энвера-паши. Изменяя тактику своих действий по отношению к населению, советское правительство стремилось к моральному разложению басмаческого движения.23 декабря 1921г. был издан декрет “О возвращении законов шариата”. При этом прекращалось действие декрета от 2 августа 1919г., который ставил исламскую правовую систему в зависимость от “пролетарского толкования законов”. Казии получали свободу действия, вновь открывались религиозные школы, возвращалось экспроприированное имущество мечетей, разрешалось занятие торговлей частным лицам. Дехкане получили семена для посевов, а также беспроцентные кредиты под урожай. С другой стороны, правительство делало все для разъединения военных формирование Борцов, натравливало их друг на друга. Сжигались мечети, и советские агенты распространяли слухи, что поджог-дело рук киргизских басмачей. Угонялся или творился скот киргизов, тотчас распространялись слухи, будто сделали это узбекские басмачи. Подобным образом обходились и с курбашами. Последние правили принадлежащими им областями. Каждый курбаши имели право беспрепятственно пересекать местность, в которой правил другой курбаши, но не смел без предварительного согласования развязывать там боевых действий. Советское правительство, действуя через своих агентов, поджигало дома, похищало людей, убивало священнослужителей, развешивало в мечетях портреты Ленина, воровало оттуда ценные предметы культовой утвари. Затем агенты распространяли слухи о том, что все это сделано реформистами - джадидами. Таким образом, население настраивалось против курбаши. Подобного рода пропагандистские действия Советов продолжались до августа 1922г. В результате, например, Мухиддинбек, верховный главнокомандующий войсками борцов за свободу в Ферганской долине, который был киргизом, стал окружать себя исключительно киргизами, в то время как его заместитель, Исраил курбаши, при наборе новобранцев стал отдавать предпочтение узбекам. Единство было разрушено, и Шермухаммадбеку, вернувшемуся из Бухары 12 февраля 1922г. восстановить его не удалось. В марте 1922г. советское правительство издало указ не вступать в мирные переговоры с басмачами ни под каким предлогом, но повсеместно вынуждать их капитулировать посредством военных действий.

10 июня 1922г. началось комбинированное наступление Красной Армии. В Фергану прибывает Троцкий, возглавивший его. Подразделения борцов за свободу Туркестана также перешли к тотальному методу ведения войны. Заняв какой-либо населенный пункт, они расстреливали всех чиновников от советской власти, особенно комиссаров. Напротив, советские специалисты - ирригаторы могли спокойно продолжать работу, им гарантировалась неприкосновенность.

В Ферганской долине большевикам удалось достичь определенных успехов. В апреле 1922г. мирный договор с Красной Армией заключил Джанибек-кази. Его подразделения были переименованы в “территориальный полк” и получили резиденцию в Нарын Тале. Бывший главнокомандующий войсками басмачей Мухиддинбек был оттеснен к Алайским горам, затем арестован красноармейцами и расстрелян 23 сентября в Андижане. Операциям борцов препятствовал также голод, разразившийся в долине.

Пятая фаза (сентябрь 1922 г. - июнь 1923г.) басмаческого движения особо характеризуется усилением разногласий между басмаческими формированиями. Тогда же Советам удалось перетянуть на свою сторону дехкан. В октябре 1922г. советское правительство издало указ, согласно которому плененные джигиты-басмачи и курбаши представали отныне не перед военно-полевыми судами, а непосредственно перед революционным трибуналом. Исключение не делалось и для тех, кто добровольно сдал оружие.

Реакция басмачества была резкой: указ их ожесточил. Теперь ни один курбаши не верил “мирным предложениям” Советов.

Советское правительство продолжало блокировать города, из кишлаков не поступало хлеба. Население кишлаков большей частью поддерживало басмачей. К весне 1923г. хлеб повсеместно был уже потреблен. Кроме того, у крестьян не было посевного материала. В этих условиях в конце марта 1923 г. советское правительство разрешило транспортировку товаров между городом и селом, приостановленную год назад. Далее дехканам было сделано предложение снабдить их хлебом, семенами и сельскохозяйственным инвентарем с условием, что они тотчас начинают возделывать землю под хлопок, и обязуются употреблять советские поставки зерна лишь для собственных нужд. Голод, нужда в хлебе заставили дехкан возделывать хлопок. Снабжение продовольствием басмаческих формирований по существу прекратилось. У курбаши не осталось иного способа, кроме принуждения населения для того, чтобы добывать себе пропитание. Но дехкане сами находились в крайне стесненном положении, и единство народа с басмачеством было нарушено. Те курбаши, что еще сохраняли влияние среди населения, отказались делиться продовольствием с другими курбашами. Нехватка провианта привела к расколу самой мощной басмаческой группировки Исламкула. Теперь в Намангане и его окрестностях военные операции проводились частями Мадали курбаши (киргиза) и Мадимар курбаши (таджика). Несмотря на глубокий кризис, охвативший движение борцов за свободу, Красной Армии не удавалось установить свою власть в округах Намангана и Коканда.

Шестая фаза (июнь 1923г. - декабрь 1923г.) отмечена победой Красной Армии. В начале июня 1923г. в Туркестан прибыли верховный главнокомандующий вооруженными силами советской России Каменев и представитель Московского “военно-революционного совета” Зафесов. Совместно с командующим Туркестанским фронтом М. Фрунзе они выработали оперативный план действий. План этот предусматривал:

1) засылку красноармейских подразделений во все населенные пункты;

2) воздушные атаки;

3) создание военных советов в каждом округе;

4) единый день наступления для всех красноармейских подразделений;

5) применение против басмачей отравляющих газов.

11 июня 1923 г., согласно плану, Красная Армия повела наступление на три главных центра басмаческого движения: Андижан, Наманган и Маргелан. Эта судьбоносная битва закончилась победой Красной Армии.17 августа 1923г. после 67 - дневной осады, города пали. Разрозненным группам басмачей удалось скрыться в горах, очень многие были пленены красноармейцами.

















Литература





  1. Жадидчилик: ислохот янгиланиш, мустакиллик ва тараккиёт учун кураш. (Туркистон ва Бухоро жадидчилиги тарихига янги чизгилар) /Даврий туплам №I. - Т.:: Университет, 1999.

  2. Касымов Ф. Эргашев Б. Дорогу выбрал курултай // Родина, 1989, № 11

  3. Крушеницкий А. Диктатура по телеграфу // Там же.

  4. Курбанов Д. Политическая борьба за национальную независимость в туркестане (1917-1924 гг.) - Автореф. канд. дисс… - Т., 1995.

  5. Раджабов К. Истиклолчилик харакати в Ферганской долине: сущность и основные этапы развития. (1918 - 1920гг.). Автореф. канд. дисс… - Т., 1995.

  6. Рашидов У. Бухоро босмачилари аслида ким эди /Мулокот, 1993, №II-12.

  7. Семинюта В. Туркистонда 1917-1920 йиллардаги очарчилик // Инсон ва сиёсат, 1991, № 12.

  8. Туркистон мустакиллиги ва бирлиги учун кураш сахифалардан / Сборник статей. - Т.: Фан, 1996.

  9. Узбекистон тарихининг долзарб муаммоларига янги чизгилар / Даврий туплам, №2. - Т.: Шарк, 1999.

  10. Хаит Б. Басмаческое движение // Звезда Востока, 1992, № 1.

1   2   3


написать администратору сайта