Главная страница
Навигация по странице:

  • Русская народная песня

  • МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА Малые жанры фольклора

  • Виды малых жанров фольклора Колыбельная песня

  • Скороговорка

  • Эпос (2)

  • Эпические жанры

  • Несказочный эпос

  • Сказ

  • Пословица

  • заоч.об.. Литература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор


    Скачать 36 Kb.
    НазваниеЛитература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор
    Дата21.01.2019
    Размер36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазаоч.об..docx
    ТипЛитература
    #64566

    Заочное обучение

    Список вопросов к зачету по дисциплине «Отечественная литература»

    (6 семестр)

    1. Система жанров фольклора.

    Фольклор- это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной худож.установкой, включенных в практич.жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это – тв-во с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой.

    Фольклор – его свойства: вариативность, устность, народность, традиционность.





    Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи – стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произведений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются.

    Чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и ещё ряд обстоятельств, а именно: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно доя некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

    Схема:

    I Обрядовая поэзия:

    1) Календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы)

    2) Семейно-бытовая(родильная, свадебная, похоронная)

    3) Заговора

    II Необрядовая поэзия:

    1) Эпические прозаические жанры

    А) сказка

    Б) предание

    В) легенда (и быличка как её вид)

    2) Эпические стихотворные жанры:

    А) былины

    Б) исторические песни(прежде всего старшие)

    В) балладные песни

    3) Лирические стихотворные жанры

    А) песни социального содержания

    Б) любовные песни

    В) семейные песни

    Г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.)

    4) Малые нелирические жанры

    А) пословицы

    Б) загадки

    5) Драматические тексты и действа

    А) ряженья, игры, хороводы

    Б) сцены и пьесы.

     


    1. Лирические жанры: русская народная песня и малые фольклорные формы. Особенности обрядового фольклора.

    Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

    Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.).

    1. Календарно-обрядовая поэзия.

    2. Семейно-обрядовая поэзия:

    * родильный обряд

    * поэзия пестования

    * свадебный обряд

    * причитания

    3. Магическая поэзия (заговоры) .

    4. Загадки.

    5. Сказки:

    * кумулятивные суммированные

    * о животных

    * волшебные

    * новеллистические

    * бытовые

    * сказочные переработки былин

    * сказки-пародии

    6. Несказочная проза:

    * легенды

    * былички

    * предания

    * сказы

    * анекдоты

    7. Былины.

    8. Духовные стихи (апокрифы) .

    9. Баллады.

    10. Исторические песни.

    11. Внеобрядовые лирические песни.

    12. Частушки.

    13. Афористический фольклор:

    * пословицы, поговорки

    * прибаутки

    * присказки

    14. Приметы.

    15. Народная драма.

    16. Детский фольклор.

    17. Инструментальный фольклор.

    18. Народная хореография.

    МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

    Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

    Виды малых жанров фольклора

    Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

    Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

    Потягунюшки, порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ручки фатюнюшки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

    Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

    Сова, совинька, сова,
    Большая голова,
    На колу сидела,
    В стороны глядела,
    Головой вертела.

    Пословицы поучают чему-то.

    Дорога ложка к обеду.
    Волка бояться-в лес не ходить.
    Рыбак рыбака видит издалека.
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    У страха глаза велики.

    Игры

    Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

    • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

    • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

    • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

    Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

    Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

    Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

    Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

    Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

    1. Эпические жанры. Устная народная проза. Сказочный (волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки) и несказочный эпос (историческая песня, историческое предание, легенда, сказ, пословица, поговорка).


    Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

    Эпос (2)-(греч. - повествование)

    рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

    Эпические жанры:

    Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

    Средние — повесть,

    Малые — рассказ, новелла, очерк.

    Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, былина, историческая песня.

    Значение

    Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».

    Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

    Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

    До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

    Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

    Народный:

    Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно-

    легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча

    Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки...

    Авторский эпос:ЭпопеяРоман:

    Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный... Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка..

     

    Каждый сказочный жанр отличается своеобразием художественного вымысла и повествовательной формы, оригинален по происхождению, характеризуется особыми, только ему присущими типами героев и самостоятельным кругом сюжетов.

     

    Сказки о животных

     

    Сказки о животных (или животный эпос) выделяются по тому основному признаку, что их главные герои — животные. Особенно популярны были сказки "Лиса крадет рыбу с воза (саней)", "Звери в яме", "Кот, петух и лиса", "Кот и дикие животные", "Волк-дурень", "Коза луплена".

     

    В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки "Лиса-повитуха", "Кот, петух и лиса", "Волк в гостях у собаки", "Терем мухи". Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).

     

    В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма[48]. Умеющий перехитрить, обмануть — побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей — лисой.

    Волшебные сказки

     

    Волшебные сказки, как и все остальные, отличаются от животного эпоса прежде всего тем, что их главным героем является человек. Герой волшебных сказок молод: он достиг брачного возраста, полон сил и готов ко взрослой жизни. Но сначала ему приходится пережить нелегкие испытания, соприкоснуться с разнообразными чудесными силами. Чудесный вымысел лежит в основе волшебных сказок.

     

    Древнерусские языческие жрецы (звездочеты, чародеи и предсказатели) назывались "волхвами". "Волхвовать" — совершать колдовство или гадание. Отсюда происходит "волшебный" — "чудесный, сверхъестественный.

     

    Волшебные сказки ученые называли "мифическими", "чудесными", "фантастическими", однако термин "волшебные", введенный В. Я. Проппом, употребляется чаще всего.

      

    Волшебная сказка имеет свои исторические корни. В отличие от животного эпоса, она восходит к более позднему, земледельческому периоду, отражает новые черты быта и уже развитое мировоззрение людей, их языческие верования и обряды.

     

    Бытовые сказки

    В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

     

    События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве — условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк (СУС 951 А); поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка (СУС 1319); девушка узнает в женихе разбойника и уличает его (СУС 955). Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого — сопереживание или смех.

     

    В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе

     

     

    сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает — и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему. В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой — ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка .

    Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

    Несказочный эпос:

    Историческая песня


    Историческая песня – фольклорный жанр, который оформился, предположительно, в 13-15 веках. Историческая песня называется так потому, что отражает реальные исторические события, происходившие в жизни народа. Исследователи полагают, что исторические песни возникли на основе былин. Они отличаются от былин тем, что в них повествуется о событиях более поздней эпохи, а действующими лицами являются не былинные богатыри, а реальные исторические персонажи.
    Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой
    Пословица — малая форма народного поэтического творчестваоблаченная в краткоеритмизованноеизречениенесущее обобщённую мысльвыводиносказание с дидактическим уклоном.
    Поговорка это малый фольклорный жанр, сродный пословице (вместе они составляют паремию); краткое устойчивое народное изречение, выразительно характеризующее жизненное явление в образной форме, применяемое к множеству подобных случаев.

    Источник: https://www.litdic.ru/pogovorka/ .

    Предания - рассказ о прошлом. Признаки: Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Для них характерна ретроспективность (обращённость в прошлое). Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта, и, собственно, этим обусловливается само возникновение предания. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 - Обобщение воспоминаний; 2 - Не только обобщение, но и оформление по сложным формам. Персонажи в предании социально определены.

    Легенды - народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианской религии. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов священного писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд.


    написать администратору сайта