Допечатные процессы, общее. Литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста По сложности набора 1
Скачать 61.5 Kb.
|
1.Виды печатных изданий. Принципы классификации. Принципы классификации • Параметры полиграфического оформления. ( Сложность по набору, кол-во и цветность иллюстраций) • Предполагаемое использование: ⁃ Сплошное/выборочное чтение ⁃ Период хранения • Читательский адрес: ⁃ Подготовленность читателя ⁃ Возрастная категория Группы сложности набора: -набор простого текста, когда усложнение и выделение составляют не более 10% -набор текста, в котором уровень усложнения и выделения до 25 % +примесь отдельных иностранных слов и отдельных форм (ритмизированные тексты, драматические произведения, учебники для школ) -более 50 % - шрифты нескольких алфавитов( библиографические издания, словари, техническая литература) -словари, таблицы, многострочные математические и химические формулы и акциденция. Виды печатных изданий: книжные издания, журналы, газеты, альбомы, календари, открытки, акциденция, репродукция. 2.Специфика детских изданий • Художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста • По сложности набора — 1 Цветная и чб иллюстрация, цветные шриховые, процент иллюстраций – более 50 %, сплошное чтение, хранение на столе/полу, простые гарнитуры до 28 пт, не использовать глубокую печать (химикаты) 3.Специфика учебных изданий. • Учебники для младшего школьного возраста 1 сложность набора Цветные иллюстрации, от 20 до 40 % иллюстрирования, сплошное чтение и хранение, кегль от 12 до 24 пт одной гарнитуры Две гарнитуры в букваре и только рубленые гарнитуры – букварные Слоговая часть – с засечками • Учебники для старшего и среднего школьного возраста. 1-4 сложность набора Одноцветные штриховые иллюстрации, процент иллюстрирования 5-15%, сплошное чтение и хранение, высокая тиражность. • Учебники для вузов 1-4 сложность набора. Одноцветные штриховые иллюстрации, процент иллюстрирования 5 %, сплошное чтение и хранение • Производственно-инструктивные 2-4 сложность набора Чб штриховые иллюстрации, процент иллюстрирования 5-15 %, выборочное чтение • Энциклопедии и словари 4 сложность набора Большой объем, мелкие гарнитуры и кегли, тонкая прочная бумага, прочное скрепление, выборочное чтение, минимальный процент иллюстраций (иногда цветные). • Справочные издания 1 сложность набора Иллюстраций нет, выборочное чтение 4.Специфика журналов и газет • Журналы: ⁃ Прочность ⁃ Обложка 1. Массовые малообъемные иллюстрированные (степень иллюстрирования от 30- 90%, 1гр. Сложности, несколько гарнитур) 2. для детей (50-70% цветных иллюстраций, 1 гр. Сложности, крупный кегль 3. по искусству (чб и цветные иллюстрации, от 30 %, несколько гарнитур, 8-10 пт, 1 гр сложности) 4. научно-популярные (25% цветных/чб) 5. научные «производственные» (чб штриховые, 3-5% иллюстраций, 3-4 гр сложности, 1-2 гарнитуры, 8-20 пт) 6. Литературно-художественные и альманахи Использование 2-3 гарнитур, 8-20 пт, 1 сложность набора Литературно-художественные • Журналы для молодежи илл до 15% • Литературно-критические журналы илл от 0-3 % Альманахи • Журналы для широкого круга илл до 5 % 7. Общественно-политические журнальные бюллетени. Простой текст, отсутствие иллюстраций, Некоторые журналы имеют процент иллюстрирования до 25 %. 8. Официальные и информативные бюллетени. Только текстовая информация, 1-2 сложность • Газеты: ⁃ Актуальные материалы ⁃ Оперативная информация ⁃ Периодичность ⁃ Краткий срок изготовления Форматы А4-А2, 60х90/16 5. Календари, виды и спецификация Настенные (календарь – численник отрывной) ежемесячный, перекидной, листковый Должно быть крепление, кегль не менее 1кв=18,05 мм, 24 пт Отрывные должны иметь перфорацию Допускаются все виды крепления Иллюстрациии высокохудожественные Цветные (кроме перекидного настенного календаря-численника) Отделка календаря в зависимости от вида и назначения может быть использована любая из известных (ламинирование, прессовка, брондирование, тиснение, высечка, припресвска растра и др) Виды печати: Офсет, глубокая, высокая ( численник, отрывной, настенный), трафаретная. Настольные Карманные (формат, прогонный тираж – по сравнению с реальным уменьшается во столько раз, сколько печатных элементов умещается на 1 м2 печатного листа 6. Специфика альбомов, репродукций, открыток Альбомы: 1.по искусству - живопись, скульптура, графика, архитектура) Содержат репродукции, фотографии и авторские оригинальные работы Красчность иллюстрации 1-в, высокоточное воспроизведение в соответствии с оригиналами иллюстраций. Допустимы любые способы печати и смешанная печать. 2. фотоальбомы -видовые, репортажно-публицистически, исторические, туристические, рекламные каталоги -научно-технические альбомы (научные, производственно-технические, учебные атласы(кроме картографических) в которых сожержатся чертежи, схемы, фото, графики, технические и научные рисунки, планы и др. Альбомы( за исключением массового использования) оформляются в переплет, иногда в суперобложку с использованием дополнительной отделки или в футляре. Альбомы массового, популярного назначения оформляются в обложку или дешевый переплет Ширина больше высоты Репродукции Высокохудожественная продукция( 1 и более красок) Допустимы любые способы печати, в том числе и трафаретная, чаще используется офсетная печать. Выпускаются отдельными листами или скрепленными Относятся к листовой продукции и требуют брошюрования Высокие требования к качеству воспроизведения Лакирование припрессовка при тиснении(бескрасочное), бронзирование, высечки, совмещение с микрорастром при воспроизведении стерео-/ вариоизображений Открытки Относятся к листовой высокохудожественной продукции Двухполосные и Четырехполосные Печать преимущественно офсетная Различные виды отделки (см. репродукции) Увеличение формата 7. Акциденция. Виды и специфика Специфика по оформлению, воспроизведению. 4 сложность набора. Делится на 3 группы: -Издательская Все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек(суперобложек), книжные и журнальные объявления, заставки, проспекты, буклеты и листовки Специфика: оформление оригинальный набор, печать производится от основной части издания, часто с других печатных форм и другим способом. - Акциденция малых форм Бланки, программы, пригласительные, дипломы, аттестаты, грамоты, свидетельства, театральные билеты, меню ресторанов, визитки, удостоверения, т.е. малотиражную листовую продукцию. Используются все способы печати и отделки. -Афишно – плакатная акциденция( листовая продукция) Афиши, плакаты, призывы, объявления и т.п. Могут быть самостоятельных экземпляров, серийных изданий, тематических подборок. Используются все способы печати и комбинированная печать, красочность 1-6, все виды отделки. Предназначено для расклейки на афишных витринах или стендах. 8. Специальные виды печатных изданий. Используются специальные материалы и технологии. • Деньги и ценные бумаги. • Нотные издания. Компьютерные программы для создания. • Обои • Печать на тканях • Печать • Издания для слепых • Беловые товары (тетради, записные книжки). Производятся на фабриках с использованием линовочных машин, пружинки, кольца, сменные блики. • Этикетки • Упаковка 1.штонцевание — вырубка печатных изделий при помощи остро заточенного штампа 2.высечка 9. Издательско-полиграфические системы измерения. Типографическая система мер – Пьер Симон Фурнье 1/6 линии типографический пункт 1785 г. – поправки Дидо Французский дюйм= 27, 077 мм 1/72 фр.д. =пункт=0,37805 мм 1 цицеро= 12 пт ½ квадрата = 2 цицеро=24 пт 1кв=4 цецро=48 пт Размер наборной полосы, размер клише, графических окон, дополнительный текст – в кВ Формат набора в кВ и цицеро Кегль- в пт или кВ Ширина букв - мм Система двенадцатиричка(метрическая десятичка) В 1 мм= 2,66 пт 1кв= 18, 051 мм Формат, кегль, интерлиньяж, абзацный отступ, отбивки, отступы – система Дидо Ширина знаков и пробелов относительно систем единиц = о,о1 мм кегль в пт В Англиии, США и других странах используется английский дюйм = 2, 54 см 1пт=1/72 дюйм= 0,3528 мм 1 пайка=12 пт= 4,22 мм Для перевода в систему Дидо: 1пт=0,9361 пт Дидо 10. Структура строки. Кегль шрифта. Интерлиньяж. Кегль – размер буквы, включая верхние и нижние выносные элементы В ручном наборе – высота литерной плашки. В линотипном - расстояние между задней и передней стенками строки Измеряется в пт Интерлиньяж - межстрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк Ручной набор – высота кегля и шпона (пробельный материал) 11. Основные конструктивно – оформительские элементы изданий. • печатный лист(физический печатный лист) - бумажный лист определённого формата, запечатанный с одной стороны. 1 бумажный лист=2пеатным. • Тетрадь — сфальцованный отпечатаный лист. В зависимости от количества сгибов, тетради бывают 4, 8, 16, 32 полосными • книжный блок — тетради, подобранные в определённом порядке • обложка — мягкая • переплётная крышка — жёсткая • форзац — две четырёхстраничные тетради. Простой, тонированный, художественно оформленный • вкладка. Тетради до 80 страниц • подборка. Тетради более 80 страниц • супероболожка • Футляр. • Интегральная обложка — обложка+переплет -> детские учебники. Книжный блок в них прошивается. Оформительские элементы. • Титул. Простой(2 полосы), сложный(4 полосы). Авантитутл. Сфронтиписом. Распашной. Шмуцтитул. • вклейки, вкладки и накидки — печатаются отдельно, на другой бумаге, другим способом, учитываются отдельно. Присоединяются в момент комплектовки блока. • картонный переплет — ламинирован пленкой, значительно дешевле переплета 12.Виды титулов. Специфика оформления 1. Простой - двухполосный 2. Сложный – четырехполосный Шмуцтитул Колонтитул(всегда входит в разворот наборной полосы) Норма-краткое название номера издания, заказа(внизу полосы) Сигнатура – помер печатного листа Сигнатура* – для проверки фальца 13.Авторская рукопись. Авторский оригинал. Авторский лист. Учетно-издательский лист. Печатный лист. Условно печатный лист. Основные издательско-полиграфические термины • Рукопись — текстовый материал, предоставленный автором в редакцию • Авторский оригинал — оригинал, предназначенный для безредакционной издательской обработки (чаще всего изобразительный) • Авторский лист — единица рукописи или оригинала. 1 авторский лист=40000 знаков или 700 стихотворных строк или три тысячи кв. см изобразительного оригинала, но с учётом масштабирования • учётно-издательский лист — единица объёма издания с учётом издательской информации и художественного оформления = 40000знаков Печатный лист – запечатанный с одной стороны ( на 1 м бумажном листе два печатных) Условный печатный лист - печатный лист любого формата, приведенный к формату 60х90( для сравнения) 14. Авторская информация в книжном издании. Типизация полос. Вся текстовая информация любого издания делится на: -основной текст(авторская информация) -дополнительный текст -вспомогательный текст( колонцифры, содержание) По взаимному расположению основного и дополнительного текстов проведена типизация полос: 1.полная текстовая полоса(базовая) 2.спусковые и концевые полосы 3.с иллюстрацией на всю ширину полосы( вразрез) 4.с заверсткой в оборку 15.Виды издательской информации в книжном издании. 1. Текстовые, графические и композиционные выделения 2. Измеряются в полосном отношении( для размещения – целое число плос) 3. Разделяются на обязательную и необязательную Издательская информация: текстовые, графические и композиционные выделения. Структура издания. Титулы посвящение или эпиграф аннотация (оптическая середина колонтитула) предисловие/ введение/ вступительная статья основной текст послесловие или заключительная статья на нечётных спусковых полосах примечания и комментарии приложение библиография именные и предметные указатели содержание выходные сведения книжные объявления Титулы, содержание и выходные данные - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ 16.Форматы и варианты оформления наборной полосы книжных изданий. Форматы международной организации стандартизации (ISO) Форматы печатных изданий АхВ/В А и В — стороны листа Д — доля листа Доля листа — количество полос издания 60х84 60х90 70х90 75х90 70х100 70х108 8х108 ОСТ 29.62-86 три варианта оформления наборной полосы — полиграфический параметр определяющий поля издания 1 — поля матенькие — для редкого чтения 2 — средние поля - 80% изданий 3 — большие поля — детские издания, удобочитаемость ISO — международная стандартизация наиболее используемых форматов. А,В, С АО (841х1189мм) ВО (1000х1414мм) СО (917х1297) А4 (210х297) А5 (148х210) А1 = ½ АО А2 = ½ А1 А3 = ½ А2 стандартный формат: ⁃ технические возможности печатной машины ⁃ экономия бумаги ⁃ дешевле нестандартный формат: ⁃ оригинальность ⁃ дороже Форматы до обрезные и после обрезные. По госту обрезка по ширине 5 мм, по высоте 10 мм. 17. Факторы выбора формата издания. Объем издания в условных печатных листах. Факторы выбора формата. • характер текста( проза, стихи, технический текст, иллюстрации, формулы, таблицы) • особенности хранения и использования (на полке, в кармане, частое чтение, выборочное) • удобочитаемость • количество графических окон 2-3 ¾ кВ-6-7 пт 4-5 ½ кВ-8,9,10 пт 5 ½ — 6 ¾ кв-10,11 пт 7 кв и более-12 пт и более • объём издания, от объёма издания зависит способ скрепления тетрадей. • Технико- экономические показатели • удобопечатаемость объём издания в условных печатных листах (УПЛ) = 60х90 см Оусл.п.л.(АхВ) = Оф.п.л. (АхВ(уд)) х К прив. Кприв = (АхВ)/(60х90)= (АхВ)/5400 18. Шрифты полиграфии и признаки их классификации. Классификация шрифтов согласно ГОСТ 3489.38-72 и IBM Classification. Шрифты полиграфии Полиграфический шрифт — графическая форма определённой системы буквенно-звукового письма(алфавит). Изображение алфавита с относящимися к нему знаками. В полиграфии шрифты располагаются на шрифтоносителе. Носители могут быть вещественными(литера, матрица, плёнка) и не вещественными. Шрифты классифицируются по трём основным признакам: • по рисунку(контрасртность- соотношение основных и соединительных шрифтов, наличие серифов или засечек) • по начертанию • по кеглю Гост 3489.1.-71-34-89.38-72 группы шрифтов: • рубленные(без засечек) • с едва наметившимися засечками(концы основных штрихов расширены- октябрьская и цилингатор • медиевальные (умеренная контрастность и засечки с плавным утолщением) • обыкновенные (контрастные с длинными тонкими засечками) • брусковые (с засечками) • новые малоконтрастные шрифты( малоконтрастные штрихи и длинные засечки, как правило с закруглёнными концами — шкльная, журнальная, академическая, петербург) Рерберга гарнитура — дополнительная гарнитура IBM Classification ⁃ с засечками ⁃ без зачечек ⁃ брусковые ⁃ иммитационные и декоративные внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры Гарнитура — совокупность шрифтов рисунка во всех кеглях и начертаниях. 19.Понятие Гарнитуры. Гарнитурные признаки шрифта. Гарнитура — совокупность шрифтов рисунка во всех кеглях и начертаниях. Гарнитурные признаки шрифта: • величина очка строчных букв по отношению к прописным • величина выносных и спусковых элементов букв • соотношение толщины основных штрихов и высоты знака • соотношение основных штрихов и внутрибуквенных просветов • форма овалов и полуовалов • угол наклона овалов в округлую букву • наплыв в округлых буквах • расположение средней линии • особенности форм отдельных элементов и деталей • степень открытия/закрытия знаков 20. Начертания шрифтов. Семейства шрифтов. Программно-обрабатываемые разновидности начертаний. начертание 1. по положению очка буквы на кегельной площадке • прямое • наклонное • курсивное 2. по насыщенности очка( отношение оснывных штрихов к внутрибуквенному просвету) • светлые • полужирные • жирные 3. плотность очка (соотношение ширины к высоте) • нормальный • узкий • широкий Семейство шрифтов – группа шрифтов с общим рисунком, но отличающимся насыщенностью, начертанием и др. Семейство 1 типа – с учетом начертания являются отдельными шрифтами( HelveticaC-Normal, Helvetica- Bold). Может быть включено и более 4х начертаний. Семейства 2 типа- до 4х начертаний, изменение стиля, а не шрифта 21. Принципы выбора шрифтового оформления изданий 1.Художественные достоинства шрифта 2.Удобочитаемость -гарнитура - кегль – длина строки(формат набора) -начертание -интерлиньяж -размер межсловных пробелов -квалификация читателя 3.Емкость шрифта( число знаков в строке с учетом пробелов) N=Fср* 18.05/ Eу 4. Производственные возможности шрифта – точность сохранения элементов букв при воспроизведении и печати 22. Методы описания компьютерных шрифтов. Шрифты True Type, Post Script, Open Type. Шрифты растровые, векторные, контурнае, bitmap — цвет символа и цвет фона. У этих шрифтов есть несомненные достоинства, они быстро прорисовываются. Недостатки — не масштабируются, при увеличении вылезут квадраты и буквы не будут гладкими. Для формирования битовой сетки нужно много памяти, поэтому кегли ограничены. Используются для работы с компьютером в диалоговом режиме. Веркторные шрифты. Тело знака формируется векторами. Для полиграфии такое описание шрифтов не удобно. Они используется в графопостроительстве и плоттере. С точки зрения полиграфическоо производсва контурные. Когда есть кегль есть контур, то происходит растрелизация (пикселизация) внутренней области Алгоритмические система Texнические форматы шрифтовых файлов мы поговоим о трёх Форматы шрифтовых файлов • True Type (Type2) обеспечивает построение контура кривыми второго порядка Безье(гипербола), много отрезков и достаточно не ровный контур • Post Script (Type1) более гладкие, кривые Безье третьего порядка (кубическая парабола), для вывода качественного шрифта Шрифты тру тайп и пост скрипт не всегда совпадают и нужно их контролировать, а то вёрстка может полететь. • Open Type появление этих шрифтов вызвано тем, что шрифты платформы виндус не работали на платформе макинтош. Опен тайп явился кросплатформенным, универсальным, шрифтом в названии включают частицу Pro, останован на Unicode'е, 16 битная, 65536 символов в каждом файле шрифта. 23. Компьютерный набор. Основные правила набора текста. Компьютерный набор, основные правила набора. Набор — процесс формирования текстовых строк с соблюдением грамматических и технологических правил и выключкой их в установленном формате. Выключка — доведение строки до заявленного формата, путём изменения межсловных пробелов. Способы ввода текстовой информации • с клавиатуры • из сети • с внешних носителей • сканер, оптическое распознавание • речевой ввод ⁃ Нормальный межсловный пробел в русском языке составляет 0,5 кегля при выключке допустимые изменения от 0,25 до 0,75 кегля. В малых форматах до одного кегля ⁃ Межсловные пробелы внутри одной и в смежных строках не должны резко различаться между собой. ⁃ Абзацный отступ должен быть одинаков. Если формат издания до 5 квадратов, то абзацный отступ равен 1 кеглю, если от 5 до 6,5 — 1,5 кегля, от 6 и более квадратов — 2 кегля. ⁃ Не допускается совпадение межсловных пробелов в трёх и более стоящих рядом строк. 24. Форматирование текста на уровне абзаца. Атрибуты стиля. Форматирование — операции определяющие внешний вид печатного документа минимальная структурная единица — абзац. Форматирование — не задание формата. Параметры форматирования: • формат • гарнитура • кегль • интерльньяж • начертание • абзацный отступ • тип выключки • переносы • зона переноса 25. Верстка. Разновидности верстки. Основные правила книжной верстки Вёрстка. Вёрстка — процесс формирования полос издания из основного, дополнительного и вспомогательного текста с установкой на предназначенные для них места иллюстраций или окон для их завёрстки Вёрстка: • книжная • журнальная • газетная • акцидентная основные правила книжной вёрстки: • все полосы одного издания должны иметь одинаковый размер полос в строках основного набора • приводность вёрстки - строки на чётных и нечётных полосах должны совпадать на просвет • прямоугольность вёрстки или отсутствие висячих строк • единообразие оформления (однотипные элементы должны бить оформлены одинаково и иметь одинаковый размер отбивок • нечётная полоса не должна заканчиваться переносом |