Главная страница
Навигация по странице:

  • Софийский собор в Киеве

  • Софийский собор в Новгороде

  • Золотые ворота

  • Культура Древней Руси. Литература Древней Руси. 11 век. Слово о Законе и Благодати


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеЛитература Древней Руси. 11 век. Слово о Законе и Благодати
    Дата23.02.2020
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультура Древней Руси.doc
    ТипЛитература
    #109573
    страница2 из 2
    1   2
    История Десятинной церкви.



    Согласно летописям и данным историков, сооружение церкви началось в конце 980-х годов и было завершено в 996-м году, во времена правления князя Владимира Святославовича. Церковь имела типичный экстерьер в Византийском архитектурном стиле, интерьер был богато украшен фресками и мозаиками. Десятинная церковь в Киеве была построена недалеко от, предполагаемого месторасположения детинца – княжеского дворца и сопутствующих строений. Название «десятинная» получила в связи с тем, что князь Владимир выделил на строение церкви десятую часть своих доходов. Также, церковь именовали, как «мраморную» в связи с обилием мрамора в интерьере храма, кроме того, в древних летописях Десятинная церковь фигурирует, как церковь Пресвятой Богородицы.

    Десятинная церковь в Киеве – первый каменный храм на территории Киева и тогдашней Киевской Руси, одна из древнейших киевских церквей, расположенная на исторической части Древнего (Верхнего) Киева. Храм был разрушен во время татаро-монгольского нашествия в Киев, вновь отстроен в середине 19-го века и полностью уничтожена коммунистами в 1928-м году. На сегодняшний день в Киеве остался лишь фундамент церкви, расположенный на Старокиевской горы, не далеко от Андреевского спуска.
    Софийский собор в Киеве


    Одноименный Константинопольскому, собор построен при князе Ярославе Мудром (1019–1054). Он должен был подчеркнуть равенство Киевской Руси и Византии. София – Премудрость Божия – это "именно тот предвечный замысел Божий о творении, коим вся тварь небесная и земная вызывается к бытию из небытия, из мрака ночного... София, то самое, что предшествует всем дням творения", – писал E. Н. Трубецкой. София означает творческое начало мира, и самый древний из сохранившихся храмов на Руси посвящен именно ей.
    Строительство храма началось в 1037 г. Собор задуман как главный православный храм на Руси. Строили его из особого широкого и тонкого кирпича – плинфы. Здание служило как бы моделью мироздания. Храм с 13 главами представляет собой уступчатую композицию, возрастающую к основному куполу. Его многоярусность отражала иерархию как основу мирозданья.
    София Киевская отличалась ярким национальным своеобразием. Это пятинефный крестово-купольный храм, окруженный двумя галереями. Собор не имеет византийских аналогов, как не было в Византии и 13-главия, увенчивающего Киевскую Софию. Эти особенности позволяют говорить о становлении русской школы архитектуры. Как отмечает Г. К. Вагнер, сюда можно отнести (помимо многонефности) галереи, угловые башни, многоглавие и общую пирамидальную композицию, создаваемую ступенчатым повышением объемов от периферии к центральной главе. Внутри собора много мерцающих золотом мозаик, фресок, полированных каменных плит, облицовки. Росписи аллегорически изображают библейскую историю и освещенные церковью этические нормы.
    Собор выполнял не только религиозные, но и светские функции: в нем Ярослав принимал послов, обсуждал государственные дела, в особых помещениях переписывались и хранились книги (знаменитая библиотека Ярослава). Здесь же проводилась церемония "посажения на стол" князя.
    Затем пятинефные Софийские соборы возводятся в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (между 1044 и 1066). В Киеве при Ярославе Мудром строятся еще два пятинефных храма – Георгиевский и Ирининский.
    Софийский собор в Новгороде



    Храм начал строиться через восемь лет после Софии Киевской (в 1045 г.) во втором по значению городе Руси. Соответственно и размеры его немного меньше, он имеет пять глав, но также пятинефный крестово-купольный с широкими хорами и галереей. Высота собора на 2 м выше Софии Киевской (28,5 м). Строился храм из известняка. Внутри имеются фрески, но отсутствует мозаика. Собор закрепил за Новгородом второе место среди русских городов.
    Золотые ворота - символ Киева, выдающийся памятник эпохи становления первого славянского государства - Киевской Руси, были главным въездом в Киев.



    Золотые ворота в Киеве — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, дошедших до наших дней.
    Золотые ворота Киева были построены при знаменитом киевском князе Ярославе Мудром в 1164 году.
    Первоначально они назывались Южными и были частью системы оборонительных укреплений города, практически не отличаясь от других сторожевых ворот города.
    Именно Южные ворота первый русский митрополит Илларион назвал "Великими" в своем "Слове о законе и благодати". После того, как был построен величественный храм Святой Софии, "Великие" ворота стали основным сухопутным входом в Киев с юго-западной стороны. Осознавая их значимость, Ярослав Мудрый повелел надстроить над воротами небольшую церковь Благовещения, чтобы отдать дань главенствующей в городе и на Руси христианской религии. С этого времени все русские летописные источники стали называть Южные ворота Киева Золотыми воротами. Ширина ворот составляла 7,5 м, высота проезда - 12 м, длина - около 25 м.
    1   2


    написать администратору сайта