Главная страница

задание 8. Задание 8. Литература егэ. Задание Способы характеристики героев в прозаическом произведении. В задании 8 может быть предложен вопрос Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения


Скачать 34.09 Kb.
НазваниеЛитература егэ. Задание Способы характеристики героев в прозаическом произведении. В задании 8 может быть предложен вопрос Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения
Анкорзадание 8
Дата25.03.2022
Размер34.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадание 8.docx
ТипЛитература
#416824

Литература ЕГЭ.

Задание № 8.

Способы характеристики героев в прозаическом произведении.

 

В задании № 8 может быть предложен вопрос: «Какие способы  характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения».

 

Основные способы характеристики героев в прозаическом произведении.

1.Портрет.

Портрет в литературном произведении – это изображение внешности героя. Часто выделяется какая-то деталь портрета, внешнего облика, помогающая во многом понять, каков герой.

Примеры.

  • Базаров («Отцы и дети И.С. Тургенева): …человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…» ( не думает том, прилично ли он выглядит в семье Кирсановых); Базаров подал Кирсанову «…обнаженную красную руку» ( подчёркивается трудолюбие героя).

  • Плюшкин («Мёртвые души Н.В. Гоголя»): «… Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины …» ( это внешность одного из самых богатых помещиков произведения);»… маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух…» ( настороженность, недоверчивость, подозрительность героя).

  • Андрей Соколов («Судьба человека» М.А. Шолохова): «…мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника…» ( внешность помогает понять, сколько горя перенёс герой); Ванюша : «…Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки…»(подчёркивается забота Андрея о сыне.)

 

2.Интерьер.

Большое значение в произведении имеет интерьер, то есть обстановка, в которой живёт герой.

Примеры.

  • Обломов («Обломов» А. Гончарова): «…можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия…»; «…вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью…» ( всё свидетельствовало о лени, бездействии героя).

  • Манилов («Мёртвые души» Н.В. Гоголя»): «…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею… В иной комнате и вовсе не было мебели… Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник… и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид… хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…» ( Манилов был состоятельным помещиком, однако совершенно не занимался никакими делами, обстановка подчёркивает это: всё недоделано, чего-то недоставало, не было совершенно вкуса).

  • Раскольников («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского): комната героя : «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову» ( Именно в такой коморке и созревал у героя ужасный план убийства).

 

3.Действия и поступки.

«Человека судят по его делам», — так гласит народная пословица. Каков герой, каковы приоритеты в его жизни – это легко понять по его поступкам, конкретным действиям.

Примеры.

  • Пётр Гринёв («Капитанская дочка» А.С. Пушкина): остался верен долгу, не присягнул Пугачёву, спас Машу- много благородных поступков совершил герой.

  • Данко («Старуха Изергиль» А.М. Горького») : Данко спасает людей, вырвав из груди сердце, выводит их к свету: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…»

  • Рыбак («Сотников» В. Быков): ради спасения своей жизни пошёл на сделку с фашистами, стал полицаем, участвовал в казни Сотникова.

 

4.Речь героев.

Речь героя – признак уровня его культуры, образованности, воспитанности.
Примеры.
Градоначальник Брудастый («Органчик») («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина»): имел вместо головы орган, произносил всего два выражения: «Не потерплю!» и «Раззорю!» и этого ему вполне хватало для управления городом.
Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого): сцена «Ночь в Отрадном», когда Наташа восхищается красотой ночи, эмоционально описывает её. Всё подчёркивает её умение видеть и ценить красоту, её богатую романическую натуру : «Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
— Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»
Ниловна («Мать « А.М.Горького): духовное перерождение героини автор показывает и через изменение её речи. В конце романа она разбрасывает листовки с речью сына суде, обращаясь к простому народу, призывает : “Собирай, народ, силы свои во единую силу”.

 

5.Внутренние монологи, размышления.

Практически во всех произведениях авторы приводят внутренние монологи героев, их размышления по тем и иным событиям, проблемам. Именно с самим собой герой бывает правдив и откровенен.

Примеры.

Печорин («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)-

Чичиков («Мёртвые души» Н.В. Гоголя): лирическое отступление «О славной бабёшке, глава 5, в которой герой засмотрелся на женщину и начал представлять, что сулила бы ему женитьба: «из неё всё можно сделать» ( стремление подчинить, подстроить под свои интересы); «очень лакомый кусочек» ( думает о том, богат ли её отец, какой капитал он мог бы получить в приданое). То есть все мысли героя снова сводятся к материальным желаниям, к богатству.

Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстого): « Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!» ( Монолог героя после ранения на Аустерлице, изменения его взглядов).
6. Описание природы ( пейзаж).

Природа часто бывает не просто фоном, на котором разворачиваются события. С её помощью автор передаёт переживания героев, их взгляды на жизнь, изменения, которые происходят в их душе. Кроме того, часто именно природа помогает героям понять , что их волнует, разобраться в себе и в жизни.

Примеры.
«Слово о полку Игореве»: показано солнечное затмение, словно природа предупреждает Игоря об опасности.

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла…

Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила,
Свист зверей несется, полон гнева…
Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстого» ).Сравним две встречи с дубом Андрея Болконского. «Весна, и любовь, и счастье  — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам»; «…старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», – решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Мальчики в рассказе «Бежин луг» И. Тургенева. Описание природы помогает придать загадочность, мистичность происходящему, ночью мальчикам страшно, их пугают ночные звуки, темнота.

 

7. Композиция.

Композиция, то есть построение произведения, часто помогает авторам лучше понять героев. Они включают лирические эпизоды, вставные эпизоды, «рассказы в рассказе» и др.

Примеры.
Печорин («Герой нашего времени»).

Вспомним, как расположены главы: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

А вот какова хронологическая последовательность глав: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

Автор изменением хронологии выделяет наиболее значимые эпизоды для раскрытия характера героя; сначала он словно поверхностно знакомит с героем, создаёт его загадочный образ,  а затем уже показывает его внутренний мир, заканчивая словами самого Печорина о себе.
«Повесть о капитане Копейкине» («Мёртвые души «Н. Гоголя»). Рассказ о судьбе героя воны подчёркивает бездушие власти, их истинное отношение к народу, позволяет автору сделать более масштабные обобщения.
Песни в «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Включённые в ход повествования, они помогают ярче раскрыть судьбу народа, его положение в обществе («Барщинная», «Солдатская», «Солёная» и др.

 

8.Рассказчики, от чьего имени ведётся повествование.

Особую роль играют рассказчикиповествования, так как они часто дают характеристику героям, оценку их действиям.

Примеры.
Печорин («Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова).

Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, для которого герой остался загадочной натурой; затем повествование ведётся от имени офицера, который даёт более глубокую характеристику герою, загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности; наконец, сам Печорин говорит о себе, резко критикуя своё поведение- это настоящая трагическая исповедь героя.
Рагим («Песня о Соколе» А. М. Горького»): легенду рассказывает старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.
Таковы основные способы, которыми пользуются авторы прозаических произведений при создании образов героев.

Способы характеристики героев в драматургическом произведении.
«Какие способы  характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения».

В пьесе автор не может напрямую дать оценку героям, высказать своё отношение к ним, описать их. Однако у автора есть ряд средств и способов, с помощью которых он может полнее и ярче показать образ. Какие же это средства? Рассмотрим их.
1.Списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками.
Перед началом пьесы автор перечисляет действующих лиц. Иногда это лишь общие характеристики (возраст, семейные связи, должность и пр.) Однако некоторые драматурги описывают  некоторые особенности героев.

Пример № 1.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

(Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

В данном случае автор лишь перечисляет героев, обозначив их семейное и служебное положение. Но далее автор даёт подробное описание характеров героев, их костюмов.

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

 

Пример № 2.

Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе .

 Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

(А.Н. Островский. «Гроза»).

Автор даёт небольшую характеристику некоторым героям (Дикому, Борису, Кулигину).

 

2.Описание обстановки действия.

Большое значение для понимания характеров героев, их судеб имеет место действия, обстановка, в которой оно происходит.

Пример № 1.

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары.

(А.М. Горький. «На дне»).

Подобная удручающая обстановка словно готовит зрителей к восприятию трудных судеб людей, оказавшихся здесь.

Пример № 2.

Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Автор отмечает, что на улице весна, цветут вишнёвые сады. Однако уже в описании обстановки чувствуется какая-то  тревога и грусть: окна закрыты, в саду холодно.
3.Речь героев.

Речь человека свидетельствует и о его характере, и о его уровне культуры. По ней  можно судить о взглядах героев на жизнь, об их отношении к другим людям  и многом другом.

Пример № 1.

Г-жа Простакова(Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

По речи Простаковой можно судить о её жестокости, грубости, вседозволенности, о низком уровне культуры и в то же время о большой любви к сыну.

Пример № 2.

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.

Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

По речи Стародума можно судить о его интеллигентности, образованности, порядочности, о высоких целях и нравственных жизненных принципах.

 

4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

Ремарки помогают автору сделать пояснение по поводу поведения героя, его состояния, выразить эмоции, что позволяет дополнить портрет персонажа.

Пример № 1.

Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.)

(Н.В.Гоголь. «Ревизор»).

Как легко понять возмущение, злость, недовольство героя произошедшим, как ему горько, что Хлестаков так легко обманул его.

Пример № 2.

Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!

Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.

Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу.)

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Ремарки позволяют передать автору взволнованность героини, её радость от возвращения в родное имение.

 

5.Отзывы других героев.

Отзывы других героев о персонажах пьесы также помогают автору передать их характерные черты.

Пример № 1.

«…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» .(Шапкин).

«Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы».(Борис).

«Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».(Кулигин).

(А.Н. Островский. «Гроза»).

По высказываниям о Диком других героев можно понять, насколько он груб, необуздан, жесток по отношению к близким, к своим работникам.

Пример № 2.

«…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» (Анна).

«…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин).

(А.М. Горький. «На дне»).

По-разному оценивают образ Луки критики, но понятно, что людям, оказавшимся на дне  общества, так не хватает жалости и простого человеческого сочувствия, что и пытался дать им Лука.

 

6. Монологи.

Монолог в пьесе – это речь героя, в которой он высказывает свои взгляды, мысли по каким-либо проблемам и вопросам, оценивает происходящее вокруг. Это одно из ярких средств характеристики героя в пьесе.

Пример № 1.

А судьи кто? –

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забыты́х газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

(Из монолога Чацкого. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»).

Чацкий дал резкую характеристику фамусовскому обществу, его нравам и порядкам.

Пример № 2.

«…Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»
(Из монолога Хлестакова. Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

По данному монологу можно судить, как мечтает герой о богатстве, славе, высоком чине; обманом он пытается создать о себе хорошее впечатление, понимая, как в обществе судят прежде всего по положению человека.

 

7.Поступки героев.

Человека прежде всего оценивают по его делам и поступкам. Поведение героя, его действия помогают авторам пьесы дать наиболее полную характеристику персонажу.

Пример № 1.

Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (А не.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!

Гаев. Помолчи, Фирс. Завтра мне нужно в город. Обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель.

(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

Гаев бездействует, надеется только на чью-то помощь, сам не способен сохранить своё имение.

Пример № 2.

Стародум. «…Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
(Стародум сам нажил своё состояние, трудолюбивый человек).

Правдин: «…а деревни мои в здешнем наместничестве…»

(Правдин — помещик. У него есть собственные деревни, но при этом он занимается не только своих хозяйством, но и общественной работой.)

Оба героя вызывают уважение своими делами.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»).

 

Таким образом, авторы драматических произведений имеют достаточно богатый запас средств и способов для изображения характеров своих героев.


написать администратору сайта