Главная страница
Навигация по странице:

  • Историко-стилистический анализ

  • Хоровое творчество С.И. Танеева

  • Общие сведения о произведении и авторе поэтического текста

  • Яков Петрович Полонский

  • 3.Вокально-хоровой анализ

  • 4. Исполнительский анализ

  • Литература

  • аннотация. Вечер Танеев. Литература Историкостилистический анализ


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеЛитература Историкостилистический анализ
    Анкораннотация
    Дата26.05.2021
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВечер Танеев.docx
    ТипЛитература
    #210133

    Министерство Культуры Российской Федерации

    Уфимская Государственная Академия Искусств

    Имени Загира Исмагилова
    Аннотация на хоровое произведение

    «Вечер» С. И. Танеева, поэтический текст Я. Полонского
    Выполнила Купцова Снежана 3 курс

    Проверила Хафизова Г.М


    Уфа,2021


    Содержание


    1. Историко-стилистический анализ……………..…………………………3

    2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………9

    3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………...13

    4. Исполнительский анализ…………………………………………………17

    Литература…………………………...……………………………………21



    1. Историко-стилистический анализ


    В истории русском музыкальном искусстве хоровому жанру принадлежит довольно важная роль. Русское вокально-хоровое искусство достигает высокого уровня в XIX веке. Если говорить о первой половине XIX века, развитие хоровой музыки связано с хоровым творчеством таких русских композиторов как М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Римский-Корсаков и др. Патриотический подъем русского народа, усиление стремления к свободе в период между Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов - всё это повлияло на роль хора в опере, воплощающего образ народа. Хоры здесь – это опорные точки эпической музыкальной драматургии, заключавшие в себе ведущие музыкальные темы. Новаторством явились образная полифония в хоровых сценах; пятидольный размер как претворение особенностей русского песенного стиха; углубление куплетно-вариационных песенных форм, а также хор кантатного типа, преломивший некоторые черты хорового концерта.

    Вторая половина XIX века — это расцвет хорового исполнительства в России. Широкая демократизация музыкальной жизни, образование русского музыкального общества, творческие направления в русской музыке изменили значение хоровой музыки не только в России, но и за рубежом.

    Выдающаяся роль в развитии национальных основ русской культуры принадлежит С.И. Танееву.

    Танеев Сергей Иванович (1856–1915) – русский композитор, пианист, выдающийся педагог, учёный, музыкально-общественный деятель.

    С. Танеев с раннего детства интересовался музыкой. В 10 лет он поступил в московскую консерваторию и окончил ее с отличием, его преподавателями были Н.Г. Рубинштейн (ф-но) и П.И. Чайковский (композиция). С. Танеев хорошо владел фортепиано и впервые исполнял фортепианные произведения, сочиненные П. Чайковским, также он концентрировал и с собственными композициями в России и за рубежом.

    В 22 года композитор уже преподавал в консерватории Москвы и спустя 3 года получил ученое звание профессора. В последствии он несколько лет был директором учебного заведения. С.И. Танеев воспитал большое количество известных музыкантов, среди которых С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, З.П. Палиашвили, Р.М. Глиэр, А.Н. Александров, Б.Л. Яворский и многие другие.

    Особенный вклад С.И. Танеев внес в музыкальную теорию благодаря его трудам по полифонии «Подвижной контрапункт строго письма» и «Учение о каноне». Полифонией композитор владел превосходно, также он очень требовательно относился к своему творчеству в целом и его произведения всегда отличались высоким профессионализмом. Его первым опусом он обозначил выдающуюся кантату «Иоанн Дамаскин» (1884), хотя к этому времени он написал множество других сочинений. Этот шедевр русского музыкального искусства композитор посвятил памяти своего преподавателя и наставника Н.Г. Рубинштейна.

    С.И. Танеев также написал одну оперу-трилогию «Орестея», в котором претворился опыт античного сюжета, в данном сочинении композитор включил большое количество хоровых сцен. Примечательно, что в данной опере прослеживаются традиции К. Глюка, в которых прослеживаются черты ораториальности.

    Хоровое творчество С.И. Танеева

    Хоровое творчество С.И. Танеева занимает видное место в его наследии.

    Кроме ранее упомянутых кантат «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» к хоровому творчеству Танеева относятся: ранняя кантата «Я памятник себе воздвиг»; хоры a cappella, среди которых цикл из 12 смешанных хоров на стихи Я. Полонского, 16 мужских хоров различных составов на стихи К. Бальмонта. Отдельные хоры для смешанного состава: «Восход солнца», «Из края в край», «Альпы» на стихи Ф. Тютчева, «Звезды» на стихи А. Хомякова. Мужские хоры: «Вечерняя песня» слова А. Хомякова, «Венеция ночью» слова А. Фета, «Песня короля Регнера» слова Н. Языкова. Ранние сочинения Танеева для смешанного состава: «Серенада», «Сосна», «Венеция ночью» – могут исполняться и вокальными ансамблями. Часть хоров Танеева существует в рукописях.

    Музыкальный язык С. Танеев глубоко духовный и отличается драматизмом переживаний, который отнюдь не выражаются в бурных эмоциональных порывах, напротив его музыка излагается в сдержанных тонах и отличается аскетизмом выражения. Многие произведения композитора (две кантаты, опера, хоровое произведение «Восход солнца» и др.) отличаются яркими светлыми образами, победой справедливости и добра, они обладают высокой морально-этической ценностью.

    Все хоровые сочинения (за исключением небольшого числа таковых без обозначения опуса) написаны им в зрелый период творчества. Именно в хоровых сочинениях, связанных с поэтическим текстом, свойственное Танееву «рациональное использование материала, тщательный анализ и отбор выразительных его свойств и данных к развитию, приводит к завоеванию единства замысла и стиля.




    Общие сведения о произведении и авторе поэтического текста


    Танеев писал музыку на многие стихотворения различных авторов. Хоровой цикл на стихи Я. Полонского, соч. 27 композитор написал в 1909 году и адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих, открытых в Москве в 1897.

    Цикл «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского», соч.27 состоит из трех тетрадей:

    Первая тетрадь — хоры четырехголосные

    «На могиле»

    «Вечер»

    «Развалину башни, жилище орла..»

    «Посмотри, какая мгла...»

    Вторая тетрадь — хоры пятиголосные

    «На корабле»

    «Молитва»

    «Из вечности музыка вдруг раздалась»

    «Прометей»

    Третья тетрадь — хоры шести-восьмиголосные

    «Увидал из-за тучи утес»

    «Звезды»

    «По горам две хмурых тучи»

    «В дни, когда над сонным морем...»

    Каждая тетрадь состоит из четырех хоров, при этом тетради различаются по количеству голосов. Исполнительская сложность всех без исключения хоров возрастает к финалу цикла.

    Яков Петрович Полонский (1819-1898) – выдающийся русский поэт и прозаик, чье творчество имеет особенно важное значение в развитии русской культуры. Творческое наследие поэта довольно велико и включает в себя большое количество стихотворений, романов, поэм и рассказов.

    Творчество Полонского – это расцвет литературного искусства России, когда его первые произведения были высоко оценены В.А. Жуковским, а последние сочинения были написаны во время возникновения русского символизма. Личность поэта отличалась невероятным талантом не только почти во всех литературных жанрах, но и в художественном искусстве. Его творческие наследие вызывало глубокий интерес таких выдающихся мастеров Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.А. Фет, А.А. Блок, А.П. Чехов и другие. Стихотворения поэта не оставили равнодушными многочисленных композиторов, которые положили на его сочинения музыку: А. А. Даргомыжский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А Рубинштейн и, конечно, С.И, Танеев, который написал знаменитый хоровой цикл 12 хоров на стихи Полонского.

    Данное стихотворение «Вечер» раскрывает образ вечернего морского пейзажа. Последняя строка в произведении повторяется, образуя кольцевую композицию арочной конструкции. Образ моря в стихотворении романтический, лирический, Полонский связывает водную стихию с образом матери, несущей покой. Морская белая пена ассоциируется с качающейся колыбелью.

    2.Музыкально-теоретический анализ

    Хор С.И. Танеева изложен в светлых, возвышенных красках музыкальной палитры, характер произведения созерцательный, восторженный, экспрессивный, изобразительный. Музыкой Танеева стихотворение обогащается еще и философским началом. Композитор строит кульминационный эпизод и всю репризу на повторении двух последних строк текста, происходит обобщение музыкальной композиции, выражается восторг от картин вечерней природы.

    Жанр анализируемого произведения – хоровая миниатюра. Признаком этого является прежде всего небольшой масштаб произведения, который в сравнении с другими хоровыми жанрами (такими как концерт, кантата или оратория) является наиболее сжатым.

    Музыкальная форма сочинения - сложная трехчастная репризная.

    1 часть (А) - 25 тактов;

    2 часть (B) - 19 тактов;

    3 часть (A1) - 15 тактов.

    В первых пяти тактах происходит экспозиция темы, задающая интонационную (секундовые ходы, восходящий скачок и последующее возвращение) и ритмическую (затакт на одну восьмую) основу всей композиции. Используется принцип монотематизма, характерный симфоническому и камерно-инструментальному творчеству композитора. Следующие четыре такта имитационно разрабатывают эту тему. Каденции на границе первого и второго раздела нет, но такое деление уместно с учетом расположение тем в репризе.


    b – второе проведение (6 тактов) основан на новом тематическом материале в контрастно-имитационной полифонии. Следующее предложение (с – 4 такта) – имитационная полифония. d – четвертое предложение (6 тактов) завершает первую часть хора в B-dur.

    Второй раздел B имеет довольно разнообразный тональный план– B-dur – g-moll – G-dur – Es-dur. Представляет собой ряд построений, основанных на материале темы первого раздела. Завершается кульминационным эпизодом.

    Третий раздел A1 представляет собой зеркальную репризу. Разделы следуют в порядке c (3 т.) – b (7 т.) - a (5 т.). Сокращен раздел «a» - отсутствует полифоническая разработка.

    Свобода формы продиктована особенностями стихотворения – Танеев в своем произведении отразил те или иные краски текста довольно чутко и поэтично, кроме того, часто употребляя изобразительные приемы.

    На протяжении всего хора преимущественно полифоническое развитие, однако в кульминации наступает полнозвучное аккордовое изложение – текст выдвигается на первый план, звучит как тезис, главная мысль всего произведения:


    В примере выше указана и одна из самых ярких гармонических красок сочинения – эллиптический оборот, усиливающий восторженное впечатление от кульминационного эпизода. Гармония, в целом, также подчиинена образу – и в моментах звукоизобразительных помогает композитору достичь «осязаемости» образа. Также выражается ровное звучание диатонических секстаккордов на словах «Затих по дороге прибежной бубенчиков говор нестройный»; акцентированная альтерация си-бемоль – си-бекар в теноре на словах «сквозит лучезарное море».

    Общий контур мелодической линии тесно связан с традициями русской песенности: поступенное движение, опевание, скачки на кварту, квинту, сексту и их заполнение. Диапазон мелодии достаточно широкий, достигает полторы октавы, раскрывая наиболее полно образно-эмоциональную составляющую содержания. В структуре преобладает мажорный лад, альтерации, секундовые интонации, преимущественно волнообразная, подвижная мелодия – всё направлено на воплощение нежного, возвышенного, лирического характера, раскрытия девственной красоты чарующей природы и элегических мечтаний:


    Наиболее часто встречающаяся динамический нюанс в произведении – «p», а градация в целом представлена от «ppp» до «mf». Кроме того, часто употребляются штрихи «tenuto», «staccato».

    Темп произведения – Andantino (четверть с точкой =72), спокойно, не спеша, немного скорее, чем «Andante». На протяжении всего хора не меняется.

    Большое выразительное значение имеет метроритм. Размер в этом произведений постоянно меняется. Основной размер 6/8, но также появляется 9/8. Триоли придает мягкость, подвижность характеру. Также в этом произведение достаточно разнообразна ритмическая составляющая.

    Хотелось бы отметить, что гармония Танеева всегда была очень строгой и по правилам. Это произведение – не исключение. Все модуляции, модулирования и сопоставления достаточно активно применяются здесь. А переходы осуществляются в родственные тональности через общий аккорд, альтерированную субдоминанту, доминанту и тонику.

    3.Вокально-хоровой анализ

    Тип и вид хора, диапазон хоровых партий

    «Вечер» С. И. Танеева написано для смешанного 4-х-голосного хора a cappella. В хоре четыре партии: сопрано, альты, тенора, басы, которые составляют четырехголосную хоровую фактуру.

    Общехоровой диапазон:

    сольб - соль2

    Диапазон хоровых партий:

    С - фа1- соль2

    А - до1- сиb1

    Т - фам- соль1

    Б - сольб- сиbм

    Тесситура хоровых партий в целом считается относительно удобной, динамика соответствует возможностям голосов. Но исключением являются фрагменты, где на тихой динамике в партиях высокая тесситура.

    Для того, чтобы качественно исполнить высокие ноты, необходимо крепкое дыхание, свободный голосовой аппарат и хорошая артикуляция.

    Динамический ансамбль как уровень голосов по силе и громкости звучания внутри партии и в общем хоре тесно связан с тесситурными условиями. Динамика произведения достаточно разнообразна. Все, что нужно голосам- это слушать друг друга. В случаях, где низкая тесситура -не кричать и не «грузить» низкие ноты, а петь их. Если же высокая тесситура - не забывать, что округлость звука - основа академического пения.

    Преимущественно динамический ансамбль в хоре «Вечер» искусственный.

    В произведении разнообразная атака. На протяжении всего сочинении встречаются акценты, которые придают больше напора, энергии; staccato, в таких фрагментах употребляется твердая атака. В остальном – это мягкая атака. В этом штрихе важно связывать, пропевать скачки, должно быть постоянное ощущение движения, стремление к вершинам в фразах, достижение кульминации. Благодаря штриху legato появляется певучесть и мягкость.

    Звуковедение в произведении разнообразно: legato, non legato. Legato непрерывное связное пение. Для достижения legato необходимо выразительное исполнение интонации, фраз, ясное ощущение движения. Staccato – не самый простой штрих. Его необходимо исполнять коротко, после чего должна следовать пауза. Дыхание необходимо брать только на границах фраз.

    Дыхание в данном произведении цепное. Трудность возникает в том, что цепное дыхание - это коллективный навык, обуславливающий наличие у певцов обостренного чувства ансамбля. Следует отметить, что для этого надо особенно связывать такты: между последней нотой предыдущего такта и первой последующего такта не дышать.

    Главный принцип вокального произнесения слова заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в самый последний момент. Например: скво-зьлу-че-за-рно-е-мо-ре.

    Распетые гласные должны звучать фонетически ясно и чисто. Полугласный звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении: коней, войны, ей.

    Окончания слов нужно произносить четко, активно и вместе: гладят, разят.

    Однако, словесный ансамбль заключается не только в том, чтобы произносить слово одинаково четко и одновременно, их нужно сказать еще и выразительно. Надо сделать исполнение художественным, нужна работа над осмыслением передачи текста.

    В работе над горизонтальным строем нужно знать, что:

    - в произведении встречаются скачки на квинту, сексту, септиму, октаву:



    Их необходимо петь точно, «без подъездов». Способы преодоления этих трудностей: пение вне ритма, с помощью графического показа, объяснения (как должен петься этот интервал), остановки на данном звуке;

    - нужно помнить, что унисоны всегда являются трудными для интонирования и часто слышна фальшь. Пение на одной ноте также представляет трудность, исполнять необходимо в высокой позиции и на хорошем дыхании:



    Для достижения ритмического ансамбля в мотете необходима точность переходов в аккордах, важно чувствовать синхронную пульсацию восьмыми, полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей. В произведении часто встречается самостоятельное проведение мелодии в каждой партии, соответственно, в каждой партии может быть своя ритмическая организация, необходимо добиться единой пульсации, особенно необходимо обратить внимание на вступление партий.

    - пение на одной ноте также представляет трудность. Во время такого исполнения нужно стараться поддерживать высокую позицию, для этого нужно крепкое дыхание:







    4. Исполнительский анализ


    Одной из сложных задач для дирижера в данном произведении является размер, который сменяется с 9/8 на 6/8. Для того чтобы выполнить данную задачу, не только дирижер, но и поющие должны очень хорошо ощущать пульсацию.

    Что касается динамики, то она достаточно разнообразна. Диапазон колеблется от «ррр» до «mf».«Ррр» - пожалуй, наиболее трудный оттенок. Звучание pianissimo должно оставить впечатление звуковой невесомости, таинственности, для этого, конечно, необходимо иметь крепко дыхание и хорошее произношение слова.

    Практика показывает, что crescendo и diminuendo во многих случаях происходит неровно и малоорганизовано. Звук либо сразу усиливается (затихает), либо исполнение этого динамического оттенка наступает внезапно только в самый последний момент. Нужно правильно рассчитать усиление звука на длительностях, оно должно быть равномерным.

    В произведении используется еще один очень важный динамический оттенок, который является ярким средством исполнительской выразительности - акцент. Техническое выполнение этого оттенка заключается на основе быстрого сокращения начальной силы звука.

    Правильное понимание произведения способствует духовному росту человека. Помимо вышесказанного хоровая миниатюра развивает чувство лада, мелодический и гармонический слух. Участники хора учатся тонкости фразировки, логическим кульминациям. Развиваются динамический, ритмический, тембральный, интонационный ансамбли, а также умение держать темп.

    Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания. По своему характеру они связаны со звучащим материалом, и поэтому, например, туттийные аккорды должны предваряться задержанным ауфтактом для более четкого и одновременного произношения всем хором начальных звуков.

    Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны.

    Сложностью в исполнении является особенность полифонического развития. Необходимо обеспечить исполнителям необходимый ауфтакт к вступлениям тем, подголосков.

    Фактура произведения представляет сложность для дирижера, в полифонии необходимо показывать вступление каждой партии. На крупных длительностях есть вероятности ускорения темпа, необходимо точно выдерживать звуки.

    Фермата стоит на последнем аккорде. Необходимо избегать движение рук во время исполнения ферматы, потому что это может провоцировать поющих на выполнение cresc. или dim. Фермата осуществляется после замедления. Замедление необходимо выполнять равномерно.

    Важным моментом в мануальном осмыслении данного произведения является распределение функций рук таким образом, чтобы исполнителям было максимально комфортно.

    Яркость образов композитор достигает с помощью главных средств музыкальной выразительности. На первом месте, конечно, мелодия. Мелодизм Танеева тесно связан с поэтическим текстом. Единство музыки и слова способствует целостности художественного образа. Но композитор углубляет, в некоторых случаях переосмысливает текст, расставляя свои смысловые акценты.

    Точные авторские указания темпов, характера музыки, тонкая динамическая нюансировка помогают в раскрытии образов и являются характерной чертой композитора.

    Основной исполнительской трудностью этого произведения является эмоциональная передача, заложенная в литературном тексте. Дирижер должен донести смысл произведения до слушателя и выразительным жестом передать характер музыки.

    Большую сложность представляет дирижеру умение выдерживать темп. Контрастная смена темпа также должна быть осмысленной.

    Дирижер никогда не должен забывать, что искусство выразительности является очень тонким даром, и как всякое искусство имеет свои рамки, а отсутствие меры, такта и благородного вкуса в экспрессии, эмоционального излишества портят все исполнение, мешают его поэтической точности. Поэтому при работе над этим произведением дирижер должен достаточно владеть гибкой техникой и мягким жестом.

    Музыкальный язык Танеева — это органический синтез полифонического и гомофонного начал, который способствует образованию смешанного склада. С.И. Танеев писал музыку на многие стихотворения различных авторов. Именно в хоровых сочинениях, связанных с поэтическим текстом, свойственное Танееву «рациональное использование материала, тщательный анализ и отбор выразительных его свойств и данных к развитию, приводит к завоеванию единства замысла и стиля.

    Хоровой цикл на стихи Я. Полонского, соч. 27 композитор написал в 1909 году и адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих, открытых в Москве в 1897.

    Произведение «Вечер» из цикла 12 хоров С.И. Танеева на стихи Я. Полонского считается одним из самых ярких произведений хорового творчества композитора. В анализируемом хоре, как и в большинстве других частей цикла, композитор употребляет полифонию как основной способ развития, в то время как гармоническая фактура используется фрагментарно. В основе полифонического развития в хорах С.И. Танеева лежит тема, которая развивается в самыми разными способами и доводиться до совершенства и виртуозности, при этом главным управлением музыкальной мысли становится литературный источник сочинения, образно-смысловая нагрузка и драматургия сочинения.

    Таким образом, подробно рассматривая и анализируя хоровое творчество С.И. Танеева на примере хора «Вечер», мы можем увидеть всю значимость хоровых сочинений композитора. Во время знакомства с хоровым сочинением был тщательно проведен историко-стилистический, музыкально-теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ партитуры, была проведена работа над раскрытием сути творческих задач, поставленных как в литературном, так и в музыкальном художественном тексте.


    Литература


    1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений

    2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики

    3. К.Н. Дмитревская «Анализ музыкальных форм

    4. Мазель Л.А. Строение музыкальных

    5. Самарин, В.А. Хороведение.



    написать администратору сайта