Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Состояние советской и постсоветской историографии

  • 2. Предмет методологии истории.

  • 3. Становление методологии, первые методологические школы.

  • Основные подходы к определению предмета исторической науки.

  • Структура предмета исторической науки.

  • Место истории в системе общественно-гуманитарных наук.

  • 3. Эмпирический и теоретический уровни исторического исследования

  • 4. Категориальный аппарат исторической науки

  • Лекции по методологии исторической науки. Литература "Методология истории" В. Сидорцов. Введение Как наука история появилась в v веке до нашей эры, Геродот "


    Скачать 44.76 Kb.
    НазваниеЛитература "Методология истории" В. Сидорцов. Введение Как наука история появилась в v веке до нашей эры, Геродот "
    Дата10.11.2022
    Размер44.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по методологии исторической науки.docx
    ТипЛитература
    #780996

    Методология исторической науки

    Литература: “Методология истории” В. Сидорцов.
    Введение

    Как наука история появилась в V веке до нашей эры, Геродот – “отец истории”. Методология же появилась во 2-ой половине XIX века, причиной этого послужил тот факт, что до XIX века изучалась история политики и религии, поэтому необходимости в подробном осмыслении не было, а с появления социально-экономической истории, идеологии и других ответвлений ученые осознали, что история сложнее и появляется философия истории, а потом и методология. Необходимо осмысливать, а не переписывать. Без методологии творилась бы полная неразбериха – были бы разные ничем не подкрепленные взгляды на исторические события. Недостаточно знать описание, а нужно знать то, что было на самом деле. Возникают различные проблемы – языковой барьер, требования власти переписывать историю и т. д.
    Лекция №1

    1. Состояние советской и постсоветской историографии

    2. Предмет методологии истории

    3. Становление методологии, первые методологические школы

    4. Современные методологические школы.


    1. Состояние советской и постсоветской историографии. Одной из функций истории является политико-идеологическая, и в своих интересах ее могут использовать различные политические деятели.

    Развитие историографии в Советском Союзе прошло несколько этапов и зависело от политического курса партии:

    1 этап – 20-е годы, характеризовался идейной борьбой между зарождающейся советской (пролетарской) исторической школой с дореволюционной (буржуазной). Представители: М. Довнар-Запольский, В. Пичета, В. Игнатовский и прочие.

    2 этап – 30-е - сер. 50-х годов, характеризовался физическим устранением представителей дореволюционной историографии – национал-демократами (нацдемами). “Короткий курс ВКП(б)”. Победа марксистко-ленинской методологии – идея классовой борьбы как путь к прогрессу. Начались репрессии первой плеяды историков – репрессии упомянутых во введении к книге по истории капитализма историка Дудкова, который называл историков польскими шовинистами, еврейскими сионистами и нацдемами, Всеволод Игнатовский покончил с собой из-за угрозы попасть под арест и прочие случаи.

    3 этап – сер. 50-х – сер. 60-х, хрущевская оттепель после XX съезда КПСС 1956 года, деятелей этого периода называют шестидесятники. Они поставили себе цель очистить историческую науку от сталинизма и переосмыслить Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Организуются массы научных экскурсий, конференций, публикуются сборники, многотонные издания (2 тома “История БССР – первая доскональная литература по истории Беларуси). Несмотря на попытки переосмыслить Карла Маркса и Фридриха Энгельса, историки все равно придерживались их методологии.

    4 этап – сер. 60-х – 1991 год, некоторые историки называют его неосталинизмом, консерватизмом. Каждый историк был обязан в своих трудах цитировать генерального секретаря – Леонид Ильич Брежнев, Юрий Владимирович Андропов, Константин Устинович Черненко, Михаил Сергеевич Горбачев в первое время до начала политики перестройки и гласности. Историки поставили себе цель переосмыслить Владимира Ильича Ленина.

    5 этап – 1991 год – нынешнее время, постсоветский период. Историки пытались отказаться от марксистско-ленинской методологии, однако полностью отказаться не получилось. Был взят курс на разные методологические подходы – синтез, историки берут лучшее из других стран.
    2. Предмет методологии истории. Дисциплина довольно молодая, поэтому точек зрения насчет предмета много.

    Еще в советский период историки Смольский и Ковальченко попытались сформировать предмет методологии: “Методология истории – наука о методах исторического познания”.

    В постсоветский период историк Гефцер выдвинул свой вариант: “Методология истории – теория исторического познания, которая разрабатывает принципы и методы с целью познания сущности исторического изучения событий и их реконструкцию во всей конкретике и целостности”.

    Историк Могильницкий: “Методология истории – наука о природе, принципах и методах исторического познания”.

    Природа познания – социальные функции исторической науки, особенности объекта исторического познания, понятийный и категориальный аппарат исторической науки.

    Функции истории:

    • самая важная – функция социальной памяти

    • научно-познавательная

    • выхаваўчая (воспитательная)

    • политико-идеологическая.

    Понятие – отражение существенных признаков изучения объекта – события.

    Категория – отражение существенных признаков связанных объектов.

    Разница понятия и категории – в понятии объект один, а в категории больше одного.

    Необходимо называть вещи своими именами.

    Принцип – фундаментальная позиция историков при изучении событий.

    Принципы:

    • главный принцип – принцип историзма

    • принцип объективности

    • ценностный подход

    • партийно-классовый подход или принцип.

    Реализация принципа историзма требует изучения событий в развитии – от генезиса до завершения и во взаимообусловленности с другими событиями, которые протекали в изучаемое время.

    Принцип объективности предусматривает опору на максимальное число информационных источников, достижения предшественников и соединение эмпирического материала с принципом ценностного подхода.

    Эмпирическая информация – синтезированная для реконструкции.

    Принцип ценностного подхода предполагает соотнесение изучаемого события со шкалой общечеловеческих ценностей, которые доминировали в данное время.

    Когда результатом изучаемого события стало получение больших свобод в историческом развитии, то такое событие – прогрессивное.

    Методы – инструментарий историка, позволяющий ему изучить событие.
    3. Становление методологии, первые методологические школы. Отцом истории является Геродот, основатель методологии – Иоганн Густав Дройзен, его основной исторический труд – 19 томов истории Пруссии. Его интерес – специфика исторического познания в истории в отличие от других наук. Велись споры на этот счет. Без информации, источников нет науки, в основе науки лежит факт. Факты необходимо изучать для сравнения.

    1857-1883 годы – Дройзен читал курс лекций “Энциклопедия и методология истории” в Берлинском университете. После его смерти на основе конспектов студентов были опубликованы эти лекции. Он доказал, что исторический факт в коренном плане отличается от факта в точных науках, так как исторический факт – это не объективная реальность, а только данные об ее существовании, также он попробовал обосновать и особенности объекта исторического познания. Люди наделены сознанием и это создает проблемы для объективности. Дройзен поставил много вопросов и задал параметры для ответов на них.

    2-ая пол. XIX в. – начало формирования первых методологических школ:

    • Неопозитивистская

    • “Философия жизни”

    • Неокантиантская.


    1 школа – неопозитивистская. Основоположники неопозитивистской школы – Шарль Виктор Ланглуа и Шарль Сеньобос. Главные постулаты школы изданы в работе “Введение в изучение истории” (1898). Основные положения школы:

    • Единство познания природы и человека

    • Стремление перевести историю в ранг естесственных наук

    • Поиск законов исторического развития

    • Теоретико-познавательный оптимизм

    • Игнорирование научных объяснений

    • Эмпиризм в исследовании

    • Объективность в исследовании.

    Из этих положений задачи историка:

    • Собрать максимум информации, систематизировать ее и описать

    • Выключить максимально насколько это возможно “Я” историка в исследовании.

    Противоречащие друг другу положения из-за страха субъективизма вызвали появление критики школы. Их ярыми критиками была школа “Философия жизни”
    2 школа – “Философия жизни”. Ее основоположник – Вильгельм Дельтей – немецкий историк и методолог. Основные положения школы изданы в работе “Введение в науку о духах” (1883). В XIX в. дух – культура народа. Преамбула (лозунг) – природу мы объясняем, а духовную жизнь познаем. Духовная жизнь связана с человеком.

    Как познавать? Через вживание историка в изучаемое прошлое, что и является свойственным лишь историку. Способность вживаться в историю Дельтей назвал герменевтикой (описательной психологией), но проблема в том, что каждый историк это делает по-разному в зависимости от профессионализма и выбранных источников. Сколько историков – столько и историй. Это вызвало критику школы.
    3 школа – неокантианцы, которые попытались дать свой ответ на вопрос о единстве природы и человека. Ее основоположники – ректоры Баден-Баденского университета – Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Основные положения школы изложены в монографии Риккерта “Границы естественно-научного образования понятий”, задача которой развести науки в разные стороны. Все науки были типологизированы и поделены на 2 части:

    • Обобщающие (объясняющие, науки о законах) – естественные

    • Индивидуальные (описательные, об отдельных разделах) – социальные (о человеке, в

    том числе и история).

    История – социальная наука, повторений событий нет, поэтому и единства человека с природой нет. Риккерт приводил в пример астрономов, астрономия – наука, но каждый ученый изучает не космос в целом, а определенное небесное тело. Необходимо искать шаблоны – устойчивые стили поведения, если они есть, то есть и, найдя что-то общее, можно вывести закономерность личности.

    Главная заслуга неокантианцев – доказательство особенности в истории – наличие аксиологического метода, которого нет в естественных науках. Аксиологический метод – метод о человеческих ценностях. Шкала ценностей в каждый период была разной.
    На базе неопозитивистской школы начала формироваться марксистская методология.
    4 школа – в 20-30-х годах возникает школа анналов (от названия издаваемого ими журнала). Сами они себя называли школой новой исторической науки. Ее основоположники – Люсьен Февр и Марк Блок, их главная заслуга – впервые в центр внимания история был поставлен человек, история была очеловечена. Они стали основоположниками антропокультурологического направления в историографии, первыми использовали метод аналогии, систематизировав и разработав ее. Марк Блок изучал становление государства во Франции, для этого ему пришлось изучать другие государства. Ими были синтезированы все науки о человеке и они считали, что нельзя обособлять эти науки. В школе от 4 до 6 этапов становления, некоторые считают, что она до сих пор существует.
    5 школа – школа Броделя.
    Лекция №2

    1. Основные подходы к определению предмета исторической науки

    2. Структура предмета исторической науки

    3. Место истории в системе общественно-гуманитарных наук.




    1. Основные подходы к определению предмета исторической науки.

    Понятие слова “История” трансформировалось в зависимости от времени.

    Понятие возникло в VII в. до н. э. в Древней Греции, ввели философы Фалес и Анаксимандр. По их мнению, история – любое познание, в первую очередь познание мира, вселенной. Перевод с древнегреческого языка – описание познания.

    В VI в. до н. э. понятие изменилось. В Ионических городах, прежде всего Милете, появились агографы. Понятие истории привязали к описанию полисов, храмов, городов, эти описания они называли историями. Опирались при написании историй на мифы, легенды и т. д.

    Нынешний смысл понятие приобретает в V в. до н. э., вводит этот смысл Геродот. Его произведение “История” описывала греко-персидские войны, которое было важнейшим для того мира. Он проанализировал причины войны, все события до и во время этого события, также в этом произведении он ввел функцию социальной памяти: “Задача истории в том, чтобы деяния эллинов и варваров дошли до потомков”.

    Сейчас понятие используется на научном и бытовом уровнях.

    История – это не только жизнь в прошлом, но и знания о прошлом.

    Предмет исторического изучения – реальная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся во множестве взаимосвязанных событиях в определенное время и определенном месте. Конкретное и реальное – ключевые слова, во всех формах конкретного проявления; все, что связано с человеком в конкретном и реальном проявлении.

    Выучить все невозможно, но надо изучать все аспекты, невозможно полностью реконструировать события прошлого.

    Марксисты и неокантианцы считают, что история – наука избирательная, нужно изучать только те события, которые в большей степени влияли на изменения в общественной жизни.

    Базис – материальное первично (экономика), надстройка – духовное вторично (политика и т. д.). Классовая борьба – локомотив общественного прогресса, все остальное не важно.

    Диалектический материализм – развитие природы, исторический материализм – развитие человека, научный коммунизм – вопрос об исторической миссии рабочего класса.

    Противопоставление марксистам выдвинул Лев Платонович Карсавин: “Предмет истории можно обозначить как социально-психологическое развитие всеединого человечества”. Считал, что история должна изучать не только материальное. Задача историка по Карсавину – разбираться в том, что пишет.

    Александр Сергеевич Лапо-Данилевский – окончил Московский и Киевский университеты, профессор, изучал проблемы методологии. В 1911-1913 годах выпустил 3 тома “Методология история”. Был неокантианцем и пытался синтезировать сильные стороны неокантианцев и “Философии жизни”.

    Простые наблюдаемые факты не могут дать точный вывод, опора должна быть на исторические источники, документы. Предмет истории – не материальная сфера, а человеческая психика, которая выступает в качестве систематического фактора как в человеческой истории, так и ее познания. Необходимо вжиться в образ, поставить себя на место изучаемых людей, рассматривать события с точки зрения людей того времени.

    3 периода времени:

    • Прошлое

    • Настоящее

    • Будущее

    Изучаем прошлое, чтобы не ошибаться в нынешнем, есть желание заглянуть в будущее.

    Американский историк Старт, президент американской исторической ассоциации: “Сущность человека кристаллизируется после его смерти”.

    Испанский философ и историк Хосе Ортега-и-Гассет: “История – наука о самом строгом нынешнем”.

    Освальд Шпенглер: “Задача исторического изучения – будущее человечества”.

    Если есть прошлое и настоящее, то есть и будущее – во времени предметом исторического изучения должны выступать прошлое, настоящее и с общей проекцией на будущее.

    Марк Блок из школы анналов: “История – наука о людях во времени, наука, в которой надо связать учение о мертвых с учением о живых”, опора на человека – очеловечивание истории.


    1. Структура предмета исторической науки.

    2 основные компонента:

    • Исторические факты

    • Средства выражения знаний


    Исторический факт – фундаментальнейшая категория исторической науки.
    Средства выражения знаний:

    • Методология

    • Формы представления знаний


    Предмет методологии – теория исторического познания.

    Выводом изучения событий является формирование теоретических моделей, которые отображают совокупность сущностных черт изучаемых событий и процессов. Сбор информации, ее анализ дает либо обоснование, либо опровержение этой модели. Модель должна объясняться, а не просто даваться.

    Через формулы можно выйти на закон, как считали марксисты.

    Необходимы субъективный (пример – наличие слоя, который станет основой, для революции) и объективный (пример – условия и необходимость революции) факторы. Реализация исторической альтернативы.

    Можно использовать законы других наук.

    Все, что относится к человеку, является предметом истории.


    1. Место истории в системе общественно-гуманитарных наук.

    Науки:

    • О природе (природоведческие)

    • О человеке (общественно-гуманитарные)


    Изучаются все стороны жизни человека. История изучает все о человеке – значит, что она комплексная, интегральная наука.

    Художественные произведения интересуют историка лишь с точки зрения истории, чтобы понять, как жили люди в то время.

    Понятийно-категориальный аппарат.
    Лекция №3

    1. Исторический источник

    2. Исторический факт

    3. Эмпирический и теоретический уровни исторического исследования

    4. Категориальный аппарат исторической науки


    • Исторический источник.

    Исторический источник – носитель информации, используя который, историк реконструирует изучаемое событие.

    Традиционно к историческим источникам относят остатки жизнедеятельности человека в материальных и духовных сферах.

    К историческим источникам относят и те, которые помогают понять исторический процесс, события – природо-географические и природо-биологические источники.

    Природные источники:

    • Которые влияют на жизнедеятельность человека

    • Которые помогают человеку влиять на природные факторы.

    Исторические источники, к которым приложил руку человек делятся на:

    • Историко-географические

    • Историко-биологические.

    Физиобиопсихические источники – тип источников, который характеризует качественные особенности самого человека.

    Используются письменные источники. При работе с письменными источниками надо провести их внутреннюю и внешнюю критику.

    Внешняя критика требует перепроверки источника на правдивость.

    Внутренняя критика – перепроверка на правдивость информации в источнике.

    Любой письменный источник имеет открытую и спрятанную информацию.

    Спрятанная информация:

    • Нарочно спрятанная

    • Не нарочно спрятанная.


    Наиболее ценная информация – не нарочно спрятанная, т. к. является самой объективной.


    • Исторический факт

    Факт – фундаментальнейшая категория любой науки. С латыни factum – событие.

    Существует два смысла категории “Факт”:

    • Точное отображение реальности в прошлом и нынешнем – то, что случилось, объективная реальность

    • В процессе познания фигурируют факты не реальности, а только отображение этих фактов в сознании историка.

    Над проблемой факта задумывался еще Иоганн Густав Дройзен.

    Ранние неопозитивисты считали, что факт объективен по своей природе, поэтому задача историка – собрать максимальное количество фактов об изучаемых событиях, их систематизировать и описать без объяснения.

    Леопольд фон Ранке был одним из таких, его называли собирателем фактов.

    Без объяснения, так как включается “Я” историка и это является угрозой объективизму.

    Главное качество неопозитивистского факта – объективизм, отсюда следуют и другие качества факта:

    1. Факт – задокументированное событие

    2. Элементарный (неделимый)

    3. Обособлен от других фактов

    4. Точно ограничен во времени и пространстве

    5. Неизменяемый по своему содержанию

    6. Исторические источники содержат раз и навсегда заданное число фактов

    7. Факт – кирпичик в объективной реальности. Чем больше кирпичиков, тем лучше

    получается реконструкция у историка.

    В к. XIX – нач. XX веков сами неопозитивисты стали сомневаться в правильности данного подхода и стали задумываться о необходимости перепроверки фактов, т. к. начала изучаться социально-экономическая история.

    Василий Осипович Ключевский – лидер русских неопозитивистов. “История московской боярской Думы” – случаи фальсификации боярами своего происхождения. Таможенные книги – единственный порт Русского царства – Архангельск, где происходило занижение товарооборота с целью получения личной выгоды – взяток.

    Неопозитивистов критиковал Вильгельм Дельтей из “Философии жизни”. В нач. XX в. Альберт Эйнштейн открыл теорию вероятности, что вызвало кардинальные изменения в точных науках, что вызвало изменения и в истории.

    Дельтей впервые противопоставил исторический факт естественнонаучному, т. к. естественнонаучные факты имеют вывод отображения реальности органами чувств, а исторический – обновление свидетельств о реальности.

    Историк имеет дело не с событием, а реконструируют его на основе свидетельств о событии.

    Неопозитивисты были за отключение “Я” историка, а Дельтей наоборот за его включение с целью проведения внутренней критики источников, т. е. перепроверки и поиска спрятанных фактов.

    Карл Беккер – президент американской исторической ассоциации. На Монреальской конференции он выступил с докладом на тему исторического факта. Он был против старой привычки думать о факте как о части внешнего мира, объективной реальности. Факт только тогда факт, когда свидетельство его заинтересовало и он его интерпретирует. Журналистам он сказал, что факты есть только в чьей-то голове или нигде.

    Беккер – автор эвристической конструкции факта.

    Психическая, логичная, эвристическая конструкция.

    То, что написал историк – это событие того времени, когда это было написано, а не того, когда событие случилось. Само событие и его интерпретация – два разных.

    3 типа исторического факта:

    • Факты исторической реальности (неопозитивистский)

    • Факты исторических источников (В. Дельтей)

    • Научно-исторические факты (К. Беккер).

    1. Факты исторической реальности объективны и в отношении к авторам источников, и к историку – это факты прошлого, о случившихся событиях.

    Между событиями и нами много времени. Они инвариантные (без вариантов, т. е. на них уже нельзя повлиять).

    Факты исторической реальности делятся на:

    • Простые

    • Сложные

    Простые факты имеют ранее изложенные 7 качеств неопозитивистского факта.

    Сложные факты в сравнении с простыми имеют пространственно-временную продолжительность. Есть дата начала, дата конца и регион события.

    Для установления пространственно-временных границ сложного факта нужно выявить совокупность существенных черт, характеризующих этот сложный факт.

    Сложный факт во времени начинается с момента вступления в событие последней существенной черты и заканчивается ликвидацией одной из этих существенных черт.

    2. Факты исторических источников. Информация = факты.

    Факты исторических источников представляют из себя отображение фактов реальности автором источника. Любое отображение субъективно. Информацию в источнике изменить нельзя – она неизменна.

    Дельтей считал, что надо провести внутреннюю критику источника для выявления объективного.

    3. Научно-исторический факт – отображение историком фактов исторической реальности через факты источников. Происходит двойная субъективизация - автором источника и историком. Для избегания этого надо проводить внутреннюю критику источника. В связи с этим научный факт изменчив (могут меняться трактовки), способны к обогащению (работа последующих историков), неоднозначные и незаконченные.
    3. Эмпирический и теоретический уровни исторического исследования

    Исследование – системный процесс, который имеет структурные элементы – уровни (этапы):

    • Эмпирический (выбор предмета исследования, постановка цели и исследовательских задач, выявление ступени научной разработки проблемы в исторической науке (историография), формирование информационной базы, отбор методов исследования, формирование научно-исторических фактов, познание события через его описание)

    • Теоретический (познание сущности изучаемого события с помощью научных знаний и объяснений, формирование конкретно исторической науки)

    Выбор события – предмета исследования (название темы) → постановка цели, что надо сделать, цель должна отображать сущность предмета изучения, при формулировке цели нельзя использовать глаголы, указывающие на процесс (исследовать, выучить и другие), заменяются на вывод, к которому приводит исследование (раскрыть и установить сущность…) → формулировка исследовательских задач. Для достижения поставленной цели необходимо решить основную исследовательскую задачу – выявить ступень научной разработки проблемы и информационную возможность источников для раскрытия предмета исследования, следующие задачи исходят из темы исследования → выявление ступени научной разработки проблемы в исторической науке (показать достижения предыдущих исследователей в изучении темы путем историографического анализа, при котором нужно исходить из принципов историзма, объективности и ценностного подхода, анализ должен быть корректным – нужно определить, что сделал новый исследователь в сравнении с предыдущими, поэтому надо больше указывать заслуги, чем недостатки исследований, учитывая то время и окружение – объективизм, соблюдение хронологического порядка – историография от первой до последней работы – историзм → формирование информационной базы (все, что касается источников. Если много задач и источники не удовлетворяют решение этих задач, то нужно либо корректировать задачи или сузить круг задач. Начиная исследование с чистого листа, нужно знать необходимые источники и место их хранения. Самая важная информация – не нарочно спрятанная, чтобы ее найти можно использовать принципы и законы из других наук. Если не хватает источников, но логическая цепочка говорит о том, что все было так, можно выдвинуть гипотезу, которую могут опровергнуть или подтвердить будущие исследователи) → отбор методов исследования (методы могут быть не только исторические, но и из других наук, отбирать необходимые методы, а не все) → реконструкция темы на бумаге, фиксирование видения историков – это и есть научно-исторические факты, но лишь внешний бок, поэтому необходимо объяснять, что происходило → переход на теоретический уровень – познание сущности и на базе сущностных черт формируется историческая теория.
    Отличия теоретического и эмпирического уровней:

    • Цель эмпирического уровня – познание события через формирование научно-исторических фактов и их описание, цель теоретического уровня – формирование конкретной исторической теории через выявление сущности изучаемого события

    • База эмпирического уровня – факты исторической реальности и факты источников, база теоретического уровня – научно-теоретические факты.

    Одна сущность может быть в нескольких явлениях.

    Сущность познается с помощью знаний 2 типов:

    Сущность познается и через научные объяснения. Их 5 типов:

    • Объяснения через законы

    • Генетические

    • Причинно-следственные

    • Структурные

    • Функциональные

    Объяснения через законы (в истории нет законов, поэтому используются законы из других наук, как пример 3 закона диалектики – отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей и перетекание количественных изменений в качественные. Через законы объясняются массовые, общие события и процессы).

    Генетические требуют поиск первопричины – гена.

    Причинно-следственные – имеются причины и события, объяснение почему началось, почему случилось, что случилось – субъективизм на научной базе.

    Структурные – все элементы вместе составляют систему, показывают взаимодействие элементов между собой.

    Функциональные – при объяснении раскрывается влияние других событий и процессов на изучаемое событие.
    4. Категориальный аппарат исторической науки

    Категории:

    • Общенаучные категории

    • Категории исторической науки.

    Без категориального аппарата не существует ни одна наука, он организует исследование.

    См. предмет методологии и понятия “понятие” и “категория” в лекции 1, 2 вопрос.

    Категория – совокупность родственных понятий.

    Термин – словесное натурально языковое выражение понятия.

    Любое понятие и категория имеет свое содержание и объем.

    Объем – то число объектов, которые владеют общими сущностными чертами.

    Чем шире содержание понятия, тем меньше его объем и наоборот. Пример: дворянин – более общее понятие, потомственный дворянин V разряда – более узкое понятие.

    Надо выражать то, что отвечало содержанию действительности.

    Наиболее обобщающая форма категорий в философии (материя, бытие, движение и т. д.).

    В исследовании нельзя задействовать все категории.

    К парным общенаучным категориям относятся:

    • Сущность и явление

    • Необходимость и стечение обстоятельств (случайность)

    • Действительное и возможное.

    Сущность – содержание изучаемых событий или процессов.

    Явление – форма проявления сущности.

    Сущность и содержание, явление и форма – синонимы.

    Необходимость (синоним закономерности) – отображение повторяющихся качеств действительности.

    События не повторяются, но одинаковы по сущности. Революция 1905-1907 годов и Февральская революция 1917 года разные, но по своей сущности буржуазные с одинаковыми требованиями, а свержение монархии – необходимость.

    Случайность (стечение обстоятельств) – отображение неустойчивых внешних связей действительности. Пример: ананасы, выращиваемые Чапскими в теплицах, были не закономерностью, не характерны для белорусских губерний, а особенностью в ограниченном масштабе.

    Действительное – объективная реальность, что было на самом деле.

    Возможное – тенденция перерастания одной действительности в другую. Одна из альтернатив.

    Возможности:

    • Реальные

    • Абстрактные.

    Конкретно исторические категории:

    • Всемирно историческая и локально историческая

    • Историческая периодизация

    • Историческое время и пространство

    • Историческая альтернатива и другие (класс, цивилизация, формация и т. д.)

    Всемирно историческая и локально историческая – два потока или один разной подаче? Что дает качества всемирно исторического значения локальному событию?

    Локальное событие получает всемирно историческое значение, когда она:

    • Характеризует собой поворотный пункт в международном, всемирном масштабе

    • Характеризует завершенность одной и начало новой исторической эпохи

    • Когда выступает в качестве эталона, классики, примера, идеала.

    Историческая периодизация. Периодизация в смысле целого человечества – ответы на вопросы в каком направлении оно развивалось и его основные этапы развития.

    В основе любой периодизации должны лежать качественные (сущностные) изменения в развитии общества.

    Форма – внешний бок, а не содержание. Внутреннее развитие важнее внешнего.

    V в. до н. э. с появлением истории начинаются попытки исторической периодизации.
    В Античную эпоху историческая периодизация – круговорот вечного становления и возвращения назад к первоначальному состоянию.
    В Средневековье периодизация оказалась связана с христианством и выделилось 4 периода:

    • Первый приход Христа

    • Его наказание смертью

    • Ожидание второго пришествия Христа (эпоха от убийства Христа и до того момента, когда произойдет второе пришествие)

    • Наступит тогда, когда все люди станут боголюдьми.

    Первая научная периодизация разработана Джамбаттиста Вико. В основе его периодизации лежит политический фактор, главный критерий – качественные изменения в политической сфере. Вико – автор теории исторического круговорота. 3 периода исторического развития по Вико:

    1. Век богов – под божьим управлением, наместники – представители духовенства (шаманы, священники и т. д.), политическая форма управления – теократическая

    2. Век героев – герои физически и рационально доминировали, правили в аристократической республике, политическая форма управления – аристократическая

    3. Век людей – признание равенства всех перед законом, политическая форма управления – демократическая.

    Идет общественное развитие и потом начинается новый круг, возвращение от века людей к веку богов. Спиралевидное развитие.
    В эпоху просвещения рациональный подход к историческому развитию.

    Мари Жан Антуан Никола Кондорсе положил в основу своей периодизации качественные изменения в развитии человеческого разума, сознания. 10 эпох исторического развития по Кондорсе:

    1. Эпоха первобытного состояния людей

    2. Эпоха перехода от пастухового состояния к земледелию (второе крупное общественное разделение труда)

    3. Обособление ремесла от земледелия (третье крупное общественное разделение труда), привело к возникновению городских поселений, городов, классов, первых государств

    4. Эпоха, история Древней Греции, Эллады, возникновение медицины, истории, театра и т. д., индивидуальная свобода по сравнению с Востоком

    5. Эпоха, история Древнего Рима

    6, 7. Эпоха, период Средневековья – шаг назад, причины: падение Западной Римской Империи, монополия христианства

    1. Эпоха возрождения – прогресс в развитии европейского общества: Гуттенберг, Коперник, Галлилей и т. д.

    2. Эпоха просвещения – от Рене Декарта в конце XVII века до Великой Французской Буржуазной революции, к которой привели идеи просветителей

    3. Буржуазный способ производства – вершина развития.


    В 1-ой половине XIX века свою периодизацию выделяет Георг Вильгельм Фридрих Гегель, в ее основу он положил природно-географический фактор. Он выделял 4 периода:

    1. Восточный мир – детский уровень истории, доминирует деспотизм, волен только деспот, которому подчинялось все и вся, они развязывали войны друг с другом. Самый великий деспот – Навуходоносор

    2. Греческий мир – юношество истории. Формировались и действовали индивидуальности, царство свободы, истинная гармония, индивидуальная воля субъекта придерживалась общих форм и законов; власть и граждане объединены, но имело место их столкновений, доминировала демократия

    3. Римский мир – возраст зрелости истории, служение общей цели, индивидуумы преобразовывались в приватных юридических особ; абстрактная, а не реальная свобода, которая ставило государство и политику выше интересов гражданина. Доминировала аристократия, борьба за принципы: аристократия боролась с царями, императорами; плебеи боролись с аристократией

    4. Германский мир – венец в развитии всемирной истории, эталон – прусская монархия. Монархия наследственная, отстаивает общегосударственные интересы, а рейхстаг выборный, отстаивали свои интересы. Содержанием является одна форма, к ней надо стремиться – абсолютная истина в качестве свободы в форме прусской монархии.


    Периодизация Карла Маркса. В основе лежит материальный фактор – способ производства материальных благ. Карл Маркс – автор формационной периодизации. В труде “Немецкая идеология” 1845 года Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили первоначальную периодизацию в виде изменений в формах владения. В 1859 году в труде “К критике политической экономии” Карл Маркс вводит понятие формации, которое взял из геологии, с латыни оно означает пласт. Базис – характер надстройки, в основе базиса лежат уровень развития производственных сил и характер производственных отношений. На протяжении истории форма зависимости менялась – физическая, юридическая, экономическая. В основе лежит способ производства материальных благ.

    Формации:

    1. Первобытнообщинная

    2. Рабовладельческая

    3. Феодальная

    4. Капиталистическая

    5. Социализм – низшая форма развития коммунизма

    6. Коммунизм – высшая форма развития.


    В начале XX века возникают цивилизационные и культурологические периодизации. До них были европоцентрические и линейные, с их появлением все поменялось.

    В основе цивилизационной периодизации Арнольда Джозефа Тойнби лежит тип религии. По данной периодизации 21 цивилизация погибла, а остались 5 крупных и 2 реликтовых (редких, необычных).

    5 крупных цивилизаций:

    1. Восточнохристианская (византийская) – православие

    2. Западнохристианская – католицизм и его ответвления

    3. Исламская – аридная зона (от пустынь Северной Африки, через Ближний Восток до Великой китайской стены)

    4. Индуистская цивилизация – преимущественно Индия

    5. Дальневосточная – от Великой китайской стены до акватории Тихого океана

    2 реликтовые цивилизации:

    1. Страны монофизических христиан (возникли в Армении как ответвление. Армения, Иран, Эфиопия)

    2. Буддисты: махаяна – Монголия, хинаяма – Шри-Ланка, Индокитай и другие.

    Каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 периода:

    1. Генезис

    2. Рост

    3. Надлом

    4. Распад.

    Цивилизации возникают из примитивных общественных сообществ. В результате божьего Вызова и успешного Ответа общества на него. Первые Вызовы – природно-географические факторы. Народы, не давшие Ответ, погибли, а народы, частично давшие ответ, вступили в замороженное состояние.

    Цивилизации развиваются благодаря Прорыву, ведущего от очередного Вызова к очередному Ответу.

    2 пути роста цивилизации:

    1. Через овладение окружающей средой (географическая экспансия)

    2. Через внутреннюю детерминацию и самоорганизацию общества.

    Критерий роста – прогрессивное самоопределение той или другой цивилизации, все члены которого находятся в гармоничном движении и включены в процесс трансформации.

    Во главе очередного Прорыва становится интеллектуальное меньшинство, способное подтянуть до своего уровня другие слои населения, творческое меньшинство – интеллигенция. Именно поэтому завоеватели всегда стремились уничтожить интеллигенцию. Цивилизации, не прошедшие этот период, погибли.

    На стадии надлома творческое меньшинство становится главным, господствующим. Люди не хотят идти дальше, поэтому меньшинству приходится применять силу, что вызывает еще большую ненависть к ним, что может приводить к Гражданским войнам и другим подобным событиям. Не желая поддерживать господствующее меньшинство на стадии распада появляются 3 группы:

    1. Господствующее меньшинство

    2. Внутренний пролетариат

    3. Внешний пролетариат.

    На стадии распада господствующее меньшинство создает универсальную форму государственного управления.

    Цивилизация – устойчивое культурно-историческое объединение людей, характеризующееся общими духовно-моральными ценностями и культурными традициями, сходством материального производства и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием этнических примет и актуальных географических границ.

    В отличие от формаций цивилизации более глубокие и долгосрочные сообщества.

    Сегодня выделяют 8 цивилизаций:

    • Западная

    • Восточноевропейская

    • Мусульманская

    • Индийская

    • Китайская

    • Японская

    • Африканская

    • Латиноамериканская.


    Культурологические периодизации. Культура – все, что создал человек, все остатки жизнедеятельности человека в материальной и духовной сферах. Культуры возникают раньше цивилизаций.

    Одним из авторов культурологической периодизации является Освальд Шпенглер.

    Человечество поделено на множество культур:

    • Индийская

    • Китайская

    • Вавилонская

    • Египетская

    • Античная

    • Арабская

    • Русская

    • Западноевропейская.

    4 этапа развития культуры:

    1. Детство

    2. Юность

    3. Зрелость

    4. Старость.

    Культура гибнет, когда большинство людей перемещается в большие города. Город цивилизован, но не культурен. Культура может умереть, а цивилизация продолжит жить.

    Цивилизационные и культурологические периодизации нелинейные. Периодизации Вико и Тойнби линейные. Периодизации Вико, Кандарсэ, Гегеля, Маркса европоцентрические.

    Недостаток периодизаций – абсолютизирование одного из факторов (политика, религия и другие).


    написать администратору сайта