Проект Работа здесь. Литература Мистическое
Скачать 2.8 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Ершова Саратовской области имени Героя Советского Союза Спирина В.Р» Индивидуальный итоговый проект Предмет: литература «Мистическое» в произведении как основной элемент идиостиля Н.В. Гоголя. Выполнила: Кузнецова Екатерина, обучающаяся 10 класса Руководитель: Р.А.Морковина, учитель русского языка и литературы г. Ершов – 2022 г. Содержание I. Введение………………………………………………………..3стр. Актуальность Цель Задачи Объект исследования Предмет исследования Гипотеза II. Основная часть…………………………………………………5стр. 1. Теория 2. Практика 3. Анкетирование………………………………………………….13стр. 4. Продукт проекта………………………………………………..14стр. III. Заключение…………………………………………………….14стр. Список литературы………………………………………………..15стр. Приложение………………………………………………………..20стр. I.Введение «С Гоголя водворился в России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре.» В.В.Стасов(русский историк). На мой взгляд, Николай Васильевич Гоголь –один из самых таинственных и загадочных писателей русской литературы. Человек православный, верующий, он был не чужд мистики и верил, что чёрт водит за собой людей, заставляя их делать грешные поступки и всякие злодеяния. Во многих произведениях Н.В. Гоголя можно увидеть, как в мир людей проникают злобные сущности: ведьмы, чёрты, колдуны. Все они приходят из иного мира и портят людям жизнь, ища выгоду лишь для себя, и насмехаются над их бедами. Если посмотреть глубже, то можно сделать вывод, что злых существ в произведениях Гоголя оказывается больше, чем добрых. Возможно, именно такое распределение «добра и зла» негативно отразилось на отношении людей к загадочному миру, мистике и если с этим взаимодействовать человеку, то это может привести его к непредсказуемым последствиям. Чтобы понять сущность мистического идиостиля в творчестве Н.В Гоголя, я проследила саму связь с народным творчеством, объективной реальностью, которая окружала писателя, выявила из рассматриваемого произведения. Актуальность выбранной темы определена тем, что каждый автор в процессе творчества разрабатывает свой идиостиль – авторский стиль. Я считаю, что данная тема в современном мире очень востребована, потому что во многом помогает раскрыть содержание и саму суть художественного текста автора. «Мистическая» тема в произведениях Н.В. Гоголя является основой не только его творчества, но и жизни писателя. Цель: исследовать мистические мотивы в произведении Гоголя, понять их сущность и как они повлияли на жизнь автора.Повысить интерес одноклассников к чтению художественной литературы. Задачи исследования: -выявитьидиостиль писателя; -изучить «мистическое» в произведениях писателя; -выявить особенности мистических персонажей в произведении «Вий»; -выявить, как болезнь повлияла на жизнь автора. Объект исследования: произведение Н.В. Гоголя повесть «Вий». Предмет исследования: само «мистическое» в произведении Н.В Гоголя. Гипотеза. Рост интереса к чтению мистических произведений Гоголя и художественных произведений у одноклассников. Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку за счет использования произведения. II. Основная часть Теория Предложение — это синтаксическая единица, которая выражаетзаконченнуюмысль.Может быть простымилисложным. Тритипапредложенийпоцеливысказывания: повествовательное вопросительное побудительное Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены посмыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа. Простые предложения — это такие предложения, в которых есть однаграмматическая основа. Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две илиболееграмматическихоснов. Простоепредложение Предложение является простым — у которого всего одна грамматическаяоснова.Например: В человека . (А.Чехов) По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятсяна: Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое. Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.Односоставныеконструкции делятся на: Определённо-личные предложения — это односоставные предложения сглавным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола вформе1 или2 лица,илиглаголомвповелительномнаклонении. Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения сглавным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лицамножественногочисла внастоящемилибудущемвремени,или множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено —действиесовершаетсякем-то неопределённым. Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения сглавным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственногочисла или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем временлибо в форме 2 лица единственного или множественного числаповелительногонаклонения. Безличные предложения — это односоставные предложения с главнымчленом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числанастоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшеговремени. Примерыодносоставныхпредложений: Лето! Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).Еговзялинадолжность(неопределенно-личное). Стало моросить(безличное).Примерыдвусоставныхпредложений: Я пришла поздно с учебы.Выстрелилфейерверк. Оченьстраннаяисторияпроизошласомнойсегодняутром. Второстепенныечленыпредложения: Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет,накоторыйнаправленодействие илиорудие этогодействия. Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой,чей. Обстоятельствообозначаетпризнакдействияилидругогопризнака. Видыпростыхпредложенийпоналичию второстепенныхчленов: Есливпредложенииесть хотябыодинвторостепенныйчлен,ононазывается распространенным. Если в предложении второстепенных членов нет, а есть толькограмматическаяоснова,оносчитаетсянераспространенным. По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простыепредложения можноразделить наполныеинеполные. Характеристикиполныхпредложений: Есливпредложенииестьвсенеобходимыедляпониманиякомпоненты. Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться кдругимпредложениям. Примерыполныхпредложений: Я не боюсь привидений.Онанехочетвшколу. Характеристикинеполныхпредложений: Еслидляпониманияпредложениянехватаеткомпонентов. Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседнимпредложениям. В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные иливторостепенныечлены. Примерынеполныхпредложений: Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст егоупотребления). Тызакончил? Мне стало интересно: кто из ученых-лингвистов занимвлся предложениями. ????? Что же такое идиостиль? Идиостиль— это индивидуальный авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики. Первые исследования идиостиля связаны с именами Ю. Н. Тынянова, Ю. Н. Караулова и В. В. Виноградова, которые в середине XX века занимались изучением языковой личности. На сегодня - это быстро развивающееся направление науки, исследования которого вызывают интерес у ученых-специалистов и у простых читателей. Также понятие идиостиля тесно связано с понятием концепта, поскольку, анализируя стиль писателя, автор обращает внимание на ключевые понятия, которые встречаются в его текстах. Говоря о стиле Н.В. Гоголя(приложение фото 1), можно отметить, что его творчество оказало влияние на развитие русского литературно-художественного языка. Стиль разговорно-бытовой речибыл освобожден от условных стеснений и литературных штампов.То есть появился новый язык, который отличался своей простотой и близостью к природе.Одной из характерных черт стиля Гоголя была способность умело смешивать русскую и украинскую речь, высокий стиль и жаргон, канцелярский, помещичий, охотничий, лакейский, картежный, мещанский, язык кухонных рабочих и ремесленников, вкрапляя архаизмы и неологизмы в речь, как действующих лиц, так и в авторскую речь. «Мистика» в произведениях Гоголя играет важную роль не просто так, а потому что «мистическое» окружало его и в жизни. Из книги Зинаиды Агеевы под названием «Душевная болезнь Гоголя»(приложение фото 2) я прочла примерпервых признаков душевного расстройства с мистическим уклоном в виде детских страхов, которые были замечены в 5-летнем возрасте у писателя в 1814 году. Тогда он увидел в глазах кошки что-то недоброе и ему показалось, что она надвигается на него. Сильно испугавшись этого, решил её утопить в пруду. Когда он пришел в себя, то понял, что натворил и его мучила совесть. Кроме того, у него было еще немало странностей, но как выражался сам о себе Гоголь в одном из писем: «Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, тот должен быть странен во многом.» Практика В своей работе я рассмотрела мистические мотивы на примере повести «Вий»(приложение фото3). Особенность повести «Вий» заключается в том, что это погружение во внутренний мир человека, грешная душа, населенная дьяволами и спасение которой возможно лишь путем исправления пороков через молитвы, приближающие человека к Богу. Сама повесть была опубликована в сборнике «Миргород» 1835 года. Её считают одну из самых мистических и страшных среди остальных. Название повести – это имя славянского демонического существа мужского пола, с которым и связан сюжет. Оно было придумано Гоголем в результатесоединения имени властителя преисподней вукраинской мифологии «железного Ния» иукраинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко. В примечании к «Вию» Гоголь указывает,что «вся эта повесть есть народноепредание» и что он его передал именно так, как слышал,почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одного произведения фольклора или сюжет, который точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями. Несмотря на то, что в произведении присутствует много мистики и фантастики, автор в своём повествовании переходит на бытовой уровень. Николай Васильевич показывает реальную картину, где люди из духовной семинарии полны грешной душой, так как они устраивают драки, пьют и курят. Тем самым они нарушают заповеди Бога и за это должны понести наказание. Возможно, такое наказание как в повести всего лишь является гоголевским вымыслом, а в реальности такому не быть, но тут каждый размышляет по-своему. Я считаю, что кара небесная всё же существует. Писатель показывает в своем произведении, что души этих людей полностью черны, поэтому такому концу как в повести быть. Основной мотив гоголевской повести - это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим.Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжение трех дней читал отходную Хома Брут. Уже само желание дочери сотника настораживает самогоХому, он чувствует что-то недоброе и сначала отказывается, но, несмотря на свой страх, он помышляет о корысти: «…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…» Юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью – две параллели. На третью ночь прослеживается психологическое состояние героя, которое подвергается искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь, дабы набраться смелости на не свежую голову. Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, так и не услышав петушиный крик. Гоголь перед созданием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла бы встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают. Также как оказалось, в Украине ведьмой называли ту женщину, которая свою душу чёрту продала. По описанию она красива и молода, но например, у русского народа, выглядит как старуха. Такой её и видел Хома при первой их встрече. Когда три бурсака – богослов Халява, сам философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себекак раз таки старуха и разместила отдельно. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома приступает к своему первому ночному дежурству возле гроба с телом панночки: «Её тело было живо и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови. Она приподняла голову…встала и идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь. Она шла к нему, но не смогла переступить черту круга, который нарисовал Хома». Теперь хочу рассказать о героях повести. Одним из главных героев повести является ХомаБрут(приложение фото4)– он семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Сам Хома ленив и равнодушен ко всему, неверующий, считающий: «Чему быть, тому не миновать». И только страх от блуждающей по ночам в церкви мертвой ведьмы и толпы упырей и вурдалаков выводят его из привычного равновесия. Брут не был готов к борьбе, так как ни во что не верил. Ещё до встречи с панночкой его душа наполнялась пороками. Вместо того чтобы стать духовным служителем и совершенствоваться, он ест, спит и потребляет горилку, а также постоянно произносит ругательства. Конечно, можно заметить, что в какой-то момент богослов не совсем отвернулся от веры, ведь он начал читать молитвы при первой встрече с ведьмой, но даже и таков урок не пошёл ему на пользу. Когда вера была ему крайне необходима, Хома начинал мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь к Богу за помощью, а лишь чертя языческий круг. В итоге это не привело его к хорошему концу, и он умер. Панночка(приложение фото5) – дочь пана. Являлась в образе старушки и девушки, но все в округе знали, что она была ведьмой, которая уже многих хуторян довела до смерти. По её вине сгорел псарь, умерла мать ребёнка, из которого ведьма выпила кровь. И неизвестно, сколько бы еще погубила жизней ведьма, если бы Хома не остановил её, пусть даже и ценой собственной жизни.Интересен образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота: «Глаза светлые, сверкающие, вторгающиеся в душу. Она опрокинулась на спину, и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытые глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности». Ещё одно главное действующее лицо – это мифический персонаж, чудовище Вий(приложение фото6). Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землёй, с огромными веками, которые сам поднять не может. Также древнее существо не в состоянии самостоятельно передвигаться и его тащат вурдалаки. Его способность – этоубивать лишь одним взглядом. Мистическая тема, затронутая в повести, не раз поднималась в кинематографе. В 1967 году появилась самая удачная и любимая мной экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Фильм меня очень впечатлил, а персонажей я себе такими и представляла при чтении повести.По понятным причинам было отсутствие компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Её любят не только поклонники старого кино, но и нынешнее молодое поколение. Главные роли исполнили Наталья Варлей (приложение фото 7) и Леонид Куравлёв (приложение фото 8). Совсем недавно 30 января этого года в возрасте 85-ти лет ушел из жизни Куравлёв Леонид Вячеславович. И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек и даже такой «никудышный» и грешной, как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем в свою победу. Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.В. Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы. Однажды мне попалась на глаза статья, в которой рассказывалось о страхах Н.В. Гоголя. Они были связаны, как со смертью писателя, так и с мистикой. В этой статье говорилось, что Николай Васильевич страдал тафофобией, то есть боялся быть погребённым заживо. Дело в том, что в разгар душевной болезни писатель падал в обмороки и не приходил часами в сознание, поэтому он боялся, что его могут посчитать мёртвым. Гоголь даже спал сидя и работал стоя. Также писатель составил завещание, где требовал дождаться разложения своего тела, а только после его хоронить. Советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, опираясь на воспоминания друзей классика и на его откровенные письма, поставил Гоголю неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз. Для маниакально-депрессивного психоза свойственно чередование фаз: маниакальной, характеризующейся чрезвычайным душевным подъемом и высокой работоспособностью, и депрессивной, когда психически нездоровый человек словно впадает в спячку и его физическая и умственная деятельность практически затухает. Вполне вероятно, что свой недуг Николай Васильевич унаследовал от родителей. Отец писателя, дворянин Василий Гоголь-Яновский, страдал приступами, во время которых впадал то в жестокую тоску «от страшных воображений», то вдруг становился неудержимо веселым. Мария Гоголь-Косяровская была либо чересчур весела и делала бессмысленные покупки на последние деньги из семейного бюджета, либо становилась мрачной и часами сидела в одной и той же позе. Исследователи считают, что и у матери, и у отца писателя были симптомы как раз напоминающие маниакально-депрессивный психоз. А если им страдают оба родителя, то в 67% случаев болезнь передается ребенку. Не только Гоголь говорил в своих письмах о том, чего боится, но и многие современники из воспоминаний упоминали о его страхах. Меня это заинтересовало, и я начала искать дальше! Вот ещё яркие примеры из них: Писатель очень сильно боялся смерти. Он говорил, что слышит голоса и его беспокоят видения, когда болезнь сильно им завладевала, он начинал в разговоре с окружающими говорить про различные пророчества. Гоголь только и говорил о спасении души и о грехах человека. Писатель боялся быть отравленным лекарствами, поэтому во время болезни отвергал все препараты. С 1852 года у Гоголя обострилась душевная болезнь. Все его фобии стали беспокоить его с большей силой. В то время никто понятия не имел, что такое психические заболевания, депрессия и как это лечится. Ему ставили десятки различных заболеваний. Писателя мучили боли в животе, груди, сердце, пояснице, голове, а врачи лечили его сомнительными методами и препаратами, которые только усугубляли состояние больного. Николай Васильевич сильно похудел, депрессия не давала ему спать и есть. Он слёг в постель и отказывался есть. Принудительные приёмы пищи не давали результатов, писатель просил, чтобы его просто оставили в покое. К сожалению, врачи продолжали принудительно лечить писателя холодными обливаниями, пиявками, капали на голову спирт. Конечно же такое лечение привело к неутешительному результату. Накануне своей смерти Гоголь успокоился и уснул, но во сне выкрикивал:"Лестницу мне, лестницу!". В детстве бабушка рассказала писателю об ангелах, которые спускают лестницу с небес. Для того, чтобы попасть в рай надо было преодолеть 7 ступеней этой лестницы. На утро 4 марта 1852 года писателя не стало. Умер в возрасте 42-ух лет. После смерти Николая Васильевича череда мистических событий не прекратилась. На похороны писателя явился чёрный кот. Откуда он взялся так никто и не смог ответить. После погребения писателя кот исчез также внезапно, как и появился. В связи с упразднением кладбища, где был похоронен Гоголь, его прах перезахоронили на кладбище Новодевичьего монастыря. Когда гроб вскрыли, то крышка гроба Гоголя была поцарапана изнутри. Этот факт был зафиксирован актом экспертизы, составленным сотрудниками НКВД. Рассказы о том, что скелет писателялежал в неестественной позе, до сих пор никем не доказаны, но в документах НКВД было внесено, что в гробу не оказалось и черепа писателя. Ходили слухи, что известный коллекционер пополнил свою коллекцию черепом Гоголя. Существует даже поверье, что тот, кто стал владельцем черепа писателя способен общаться с тёмными силами и исполнять любые желания. Анкетирование В самом начале работы над проектом я решила выяснить, что думают о произведении Н.В. Гоголя «Вий» и о идиостиле мои одноклассники. Провела опрос. Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов: 1. Нравится ли вам мистика в художественных произведениях? 2. Понятен ли вам смысл повести «Вий» Гоголя? 3. Что вас привлекло в этом произведении? 4. Видите ли вы отличия идиостилей у разных писателей? Было опрошено 16 учащихся из моего класса. Ответ на первый вопрос показал, что многие предпочитают мистику, но некоторые интересуются романтизмом. По ответам на второй вопрос можно сделать вывод, что смысл произведения понятен не всем, так как читали его поверхностно и не углублялись в поставленную автором проблему. Ответы на третий вопрос разделились на две группы: одних привлекают персонажи, а других –присутствие мистики. Ответ на последний вопрос показал, что кто-то видит отличия, а кто-то нет. Из вышесказанного можно сделать вывод, что это произведение далеко не всех заинтересовало, не все поняли его глубокий смысл, не прониклись сюжетом и о идиостиле мнения разделились. Продукт проекта На основании итогов анкетирования подготовила информационные буклетыи иллюстрации(приложение фото 9)с информацией о мистических героях и экранизации повести «Вий» 1967 годадля распространения среди одноклассников. Затем снова провела опрос. Выяснилось, что интерес одноклассников к повести возрос на 100%. III. Заключение В ходе работы пришла к выводу, что Гоголь с детства интересовался мистикой. Болезнь Николая Васильевича повлиялана его жизнедеятельность.Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. Она раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Также мистическая линия в творчестве Николая Васильевича связана с желанием показать читателю истинные пороки общества. Уникальность такой личности, как Гоголь состоит в том, что вопреки тяжёлому душевному недугу он создал шедевры литературного искусства и до конца жизни сохранял высокий интеллектуальный потенциал. Список литературы 1.«Душевная болезнь Гоголя» Агеева З. М., 2016 ООО «ТД Алгоритм», 2016, 120 с. 2.Н.В. Гоголь Вий – М.: ООО ТД «Белый город», 2014 – 48 с. 3. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 1-2 ч. / В.И. Сахаров, С.А. Зинин. – 10 изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 288 с. Интернет-ресурсы 1.https://ru.wikipedia.org/ 2.https://ilibrary.ru/text/1070/p.15/index.html 3.https://studwood.net/1388155/literatura/osobennosti_stilya_proizvedeniy_gogolya 4.https://zen.yandex.ru/media/id/60afd4dc765b0b243c2d7293/nikolai-vasilevich-gogol-misticheskaia-sudba-velikogo-peresmeshnika 5.http://kniga.lib-i.ru/26yuridicheskie/198155-1-nikolay-vasilevich-gogol-odin-samih-tainstvennih-zagadochnih-russkih-pisateley-chelo.php Приложение Ф ото ном.1 Ф ото ном.2 Фото ном.3 Фото ном.4 Фото ном.5 Фото ном.6 Фото ном.7 Фото ном.8 Ф ото ном. 9 |